Ашкинази Леонид Александрович
Рисунок камня
Lib.ru/Фантастика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
© Copyright
Ашкинази Леонид Александрович
(
leonid2047@gmail.com
)
Размещен: 19/06/2006, изменен: 19/06/2006. 4k.
Статистика.
Эссе
:
Проза
Путешествия в культуре
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
великолепно
отличная книга
хорошая книга
нормально
не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
Рисунок камня
Б.З.Кантору,
минерологу и фотографу
Плоскость изображения - как всякая плоскость - разделяет мир реального
и мир воображаемого. Или, делая уступку антропоцентризму, скажем -
отгораживает от нас мир воображения. Существование каждой плоскости
влечет - с той же непреложностью, с какой попадание нейтрона влечет
распад ядра урана - вопрос о проникновении сквозь нее. О проникновении
в мир по ту сторону. И в этом пункте картина, рисунок и фотография
занимают разные позиции.
Фотография в принципе изображает только то, что есть в реальном мире.
Даже если это "художественная фотография", мы понимаем, что это
реальный мир, преобразованный волей творца-человека. Введя специальный
термин "художественная фотография", мы очертили место "фотографии" в
нашей внутренней культуре. Картина же в принципе изображает то, чего
нет. Поэтому искусствовед, показывая картину и чавкающим жвачкой
туристам, и сияющим восторженными взглядами детям, вопрошает не "что
изображено", а - "что хотел изобразить художник". Мы заранее смиряемся
с тем, что он хотел не изобразить, а вообразить. Рисуя герцога N.,
художник воображает гордость, принцессу X. - нежность. Если же он не
воображал ничего, кроме тугого кошелька в герцогской руке, мы говорим
презрительно - фотография. (Философское примечание - если он воображал
принцессу, шорох портьер и поцелуй украдкой, мы говорим: великая
живопись). Так или иначе, воспринимая фотографию или картину, мы
заранее определяем для себя - то есть человеческая культура определяет
для нас, - от чего мы отталкиваемся, воспринимая их, вводя их в наш
внутренний мир, вводя их, как говорят гуманитарии, в научный оборот,
вводя их, как говорят культурологи, в культуру. В нашу внутреннюю
культуру. Но как вводится в нашу внутреннюю культуру рисунок?
В этом и состоит загадка. С одной стороны - заранее оговорено, что
есть объект, причем в данном случае - демонстративно статичный,
демонстративно надежный. Не герцог N., поминутно хватающийся за шпагу
и мечтающий двинуть полки, не принцесса X., комкающая платочек и
мечтающая задвинуть - за N. - портьеру. Камень, которому миллион лет и
который спокойно подождет еще столько же. С другой стороны - все же
Фабер с Кастеллом, а не Кэнон с Никоном, все же художник, не
фотограф...
Эта загадка и определяет восприятие рисунка, на котором изображен
камень. Мы все время колеблемся, все время сомневаемся - где
вечное постоянство камня и где невообразимое воображение творца,
где вечность и где трепещущее чувство, было или не было, шпага
или платочек, пронзит грудь или раздвинет губы. Ощущение этой
загадки, прикосновение к ней определяет восприятие рисунка,
ощущение этой загадки определяет наше восприятие жизни,
прикосновение к тебе определяет мою жизнь.
Если нам выпала Жизнь.
P.S. Плоскость изображения - как всякая плоскость - разделяет мир
реального и мир воображаемого. Что думает о нас "мир воображаемого"?
Видит ли он что-то на скрытой от нас стороне плоскости? Может ли
кто-то взглянуть на эту плоскость в упор - причем на обе стороны
сразу?
Оставить комментарий
© Copyright
Ашкинази Леонид Александрович
(
leonid2047@gmail.com
)
Обновлено: 19/06/2006. 4k.
Статистика.
Эссе
:
Проза
Ваша оценка:
шедевр
великолепно
отличная книга
хорошая книга
нормально
не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.