Гений. Пожалуй, это слово более всего подходит к Г. С. Альтшуллеру, автору Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).
Но что он думал о Главном? Зачем мы? Куда идём? Далее приведу отрывок из его книги, где говорится об ЭТОМ. Вряд ли вы сможете где-нибудь ещё найти эти строки. Отмечу, что самостоятельно пришел к аналогичным мыслям. А после издания н-ф романа "Формула Жизни" мне пришло несколько писем с сообщением о том, что у Альтшуллера, в книге "Творчество как точная наука", предлагается аналогичная гипотеза. С огромным трудом разыскал его книгу (мне одолжил её ученик Альтшуллера) и был крайне обрадован. Совпадение 100% и это при том, что нигде более подобных идей не встречал.
Уже позже, нашёл нечто близкое в работе В.Ф. Турчина "Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции". [ http://www.ets.ru/turchin/ ]
Г.С. Альтшуллер Творчество как точная наука
Москва "Советское радио " 1979
Стр. 70 - 71
Диалектика анализа.
При изучении ТРИЗ сначала осваивают отдельные операции, составляющие "полную схему", а затем начинается самое трудное - объединение отдельных операций в систему мышления. На этом этапе наряду с решением обычных изобретательских задач нужны тренировки на сложных проблемах. В частности, в экспериментах использовался вопрос: "В чем смысл жизни?"
Если группа только приступила к занятиям, идет обычный перебор вариантов: все варианты на уровне исходной системы ("смысл жизни человека") и только в настоящем времени.
Иначе проходит занятие в обученной группе. Сразу вносятся коррективы в саму постановку вопроса: жизнь надо рассматривать как минимум на трех уровнях (клетка, организм, общество), причем на каждом уровне должно быть три этапа (прошлое, настоящее, будущее). Возникает схема наподобие той, что приведена на рис. 8. Но клетки древнее организмов, а организмы древнее общества, схему надо изменить, это очевидно.
Развитие одноклеточных замедлилось с тех пор, как природа "изобрела" организм. Поправка вторая: развитие организмов (биологическое) замедлилось с тех пор, как было "изобретено" общество (этаж В). Главная линия развития идет ступенчато, переходя с этажа на этаж (рис. 10).
Схему можно дополнить снизу еще более длинными этажами: "жизнями" молекул, атомов, элементарных частиц... Слишком тяжелые атомы неустойчивы: "этаж" атомов обрывается где-то около сотого "образца", дальнейшее развитие идет за счет объединения атомов в молекулы.
"Этаж" молекул перехватывает эстафету развития: образуются все более сложные молекулы, вплоть до полимеров и белков. Однако с появлением белков развитие молекул останавливается: эстафета перехватывается клетками, которые тоже образуют "этаж" последовательно развивающихся "образцов", и, хотя известны очень крупные клетки ( у водорослей), развитие опять-таки перехватывает надсистема - организм. Сначала происходит простое объединение клеток, но постепенно возникают все более сложные организмы - вплоть до человека. Впрочем, еще задолго до появления человека природа начала "экспериментировать" , пробуя создавать из организмов (муравьи, пчелы) надсистемы. По-видимому, эти экспериментальные надсистемы оказались плохими по одному, но решающему критерию: они не обеспечивали ускорения темпов развития, наоборот, темпы развития этих надсистем оказались близкими к нулю. Природа вынуждена была "изобрести " человека, и только тогда развитие перешло на следующий "этаж".
Возникает вопрос о причинах лестничной эстафеты. Ответ почти очевиден: чем выше этаж, тем больше он независим от внешних условий. Элементарные частицы (если они взаимодействуют с внешней средой) живут ничтожно мало. Неорганические (и простые органические) соединения более "живучи", но и они почти беззащитны против внешнего воздействия - нагрева, охлаждения, химических реакций. Белок и клетка - более высокие ступени организации материи в ее борьбе за независимость от внешних условий. Еще более высокая ступень - организм. Клетки нашего тела обновляются в среднем через семь лет; организм в целом живет на порядок больше. Он выстаивает и в тех случаях, когда внешнее воздействие уничтожает часть клеток. Общество еще устойчивее по отношению к внешним воздействиям и намного защищеннее отдельного организма.
Любопытно применить построенную схему к анализу "Соляриса" Лема или "Черного Облака" Хойла. В обоих случаях - явное нарушение "лестничной" эстафеты: организм должен был перейти на уровень общества, а он продолжал увеличиваться, оставаясь одним организмом, и дорос до размеров целой планеты...
Схему можно дополнить и сверху. Развитие общества будет идти до определенного времени, а затем произойдет переход на следующий "этаж", на котором общество будет играть такую же роль, какую клетка играет в организме...
Сейчас много внимания уделяют проблеме внеземных цивилизаций. Каковы они, эти иноземные цивилизации? Почему они не ищут нас и не сигналят нам? Почему мы не видим проявления их деятельности?
Сверхцивилизация мыслится на уровне общества, но только более развитого, более энергетически вооруженного. А на самом деле сверхцивилизации должны быть этажом выше, на уровне надобщества. Может ли отдельная клетка рассчитывать на то, что именно ее будет специально искать (для установления контакта) организм?..
На проекты радиотелескопов, на попытки поймать сигналы сверхцивилизаций затрачивается все больше и больше средств и усилий. Между тем из схемы очевидно, что каждый этаж все быстрее создает условия для появления следующего этажа. Над этажом "общество" должен сравнительно быстро появиться этаж "надобщество", а потом - еще быстрее - этаж "наднадобщество". Сверхцивилизации могут оказаться удаленными от нас (по этажам) дальше, чем человек удален от элементарных частиц...
Обратите внимание: мы еще не начали исследование взятой проблемы ("В чем смысл жизни?"), но сама постановка проблемы по "полной схеме" уже дала много нового и интересного.
Мемориальная доска, установленная на доме где Г.С. Альтшуллер провёл последние годы жизни.