Аннотация: Стандартное интервью, которое даёт новый член "Детектив-клуба", куда я был принят после того, как занял 2-е место в конкурсе ПВ-8.
ДК: Давайте знакомиться. Прежде всего, хотелось бы узнать ваше мнение: есть ли у детективного жанра свои непреложные правила?
Правила есть у любого жанра. И почти все их можно нарушать. Если это сделано умело и остроумно - победителей не судят. Есть единственный фактор, обязанный присутствовать в детективе - расследование загадки. Всё остальное может быть трансформировано.
ДК: Чего не должно быть, на ваш взгляд, в детективах? Например, разбирая художественное произведение, критики отдельно обращают внимание на его идею. Может ли/должен ли детектив содержать идею?
Может. Но не должен. Впрочем, если покопаться, идею можно найти в любом литературном произведении. Если оно является таковым, а не продуктом "словопомола", по выражению Е. Чудиновой.
ДК: Какие детективы предпочитаете читать? Ответ "хорошие" не засчитывается. Например: "американские"? "английские"? "французские"? Или по поджанрам?
А писать?
Английские предпочитаю американским, американские французским, французские японским. Но это в общем, а если рассматривать отдельных авторов, у французов есть Сименон, у японцев - Эдогава Рампо, а американец вообще был родоначальником жанра. Что касается отечественного детектива, то он до сих пор не может покинуть подражательских пелёнок. Обидно.
Что до меня, то, честно говоря, рассказ "Собака Бакониных", написанный для ПВ-8 - мой первый опыт в этом жанре. Как я уже признавался тут на форуме, он мне приснился в таком виде. Так что по нему вполне можно судить о моём лице детективщика. Впрочем, ещё был роман, который я начал, но не закончил лет в 11. Это был "крутой детектив", хотя я тогда понятия не имел об этом термине. Назывался роман "Проклятый изумруд", и через много лет я с удивлением узнал, что повесть под таким названием есть у Дональда Уэстлейка. Но я решил не преследовать его за плагиат:)))
ДК: Сколько в вашей личной библиотеке детективов? Можно на вес.
Трудно сказать. Что-то покупал я, что-то жена, что-то появилось случайно. Томов 200, я думаю.
ДК: Назовите одного писателя-детективщика - самого-самого. Перечитываете ли вы детективы?
Если только одного, то Роберт Ван Гулик с его повестями о судье Ди. Но перечитывать могу многих - одних, как Гулика, из-за мастерски воссозданной этно-исторической картины, Карра - из-за приключенческого сюжета и "готичной" атмосферы, Честертона - из-за богословской глубины, Хмелевскую - из-за уморительных шуток, и т.д.
ДК: Представьте нам в нескольких словах собственные детективы. Возможно, какие-то из них были опубликованы?
Написал выше. Впрочем, сейчас заканчиваю большой роман, оснащённый элементами детектива. Хотя, скорее, это мистико-исторический триллер. Но, надеюсь, "Собака Бакониных" была не последним таким моим опытом. Вообще, появись сейчас издатель и предложи создать серию альтернативно-исторических рассказов о расследованиях Тимофея Мозглякова, с удовольствием взялся бы за такую работу...
ДК: Предпочитаете ли вы, как автор, детектив всем другим жанрам или это для вас одна из форм самовыражения?
Одна из форм. Вообще не представляю писателя, который сказал бы себе в начале карьеры: "Я буду писать только детективы". Всех писательских амбиций этот жанр не удовлетворит. Другое дело, что стать по преимуществу детективщиком писателя могут заставить читатели и издатели, как произошло с Конан Дойлем.
ДК: Для кого вы авторствуете - для себя или для читателя?
Что за вопрос?!:) Для...читателя, разумеется:)))
ДК: Считаете ли вы себя подкованным в какой-либо из областей криминалистики?
Увы, нет.
ДК: Допустимы ли "технологические ошибки" в детективе? Обращаете ли вы на них внимание, когда читаете?
Они не допустимы, но всегда будут, и не только в детективах. Ошибки в своей области не допускает лишь узкий специалист (или, скажем, допускает не часто). Но узкий специалист не может быть писателем по определению - его мышление не так заточено. Когда читаю, ошибок стараюсь не замечать, чтобы не портить впечатление. Чаще всего это удаётся, а если нет, такую книгу вообще читать не стоит.
ДК: Расскажите, как вы попали в Детектив-Клуб.
Занял с рассказом "Собака Бакониных" второе место на конкурсе "Презумпция виновности - 8".
ДК: Чего бы вам хотелось от ДК? Мечтать-то невредно.
Продвижения своего творчества, профессиональной информации, человеческого общения. Но и сама по себе принадлежность к ДК для меня предмет гордости. Я несколько тщеславен:)
ДК: И напоследок: расскажите о вашем опыте общения с издателями, если таковой был. Интересует даже не итог (итог можно посмотреть выше), а процесс. Какие мысли вы из него вынесли? Если опыта не было, то почему?
Мой путь в литературе довольно причудлив. Первый художественный текст (стих про Ленина:)) я написал в семь лет, с тех пор пишу непрерывно и что угодно. В 90-х у меня была рубрика в популярной сибирской газете "Комок", где я еженедельно публиковал под псевдонимом Иван Кун рассказ в жанре хоррор. Потом не занимался литературой несколько лет (см. ниже), и лишь два года назад решился писать давно задуманный роман-фэнтези. Завершив его за девять месяцев, предложил нескольким издательствам. Заинтересовалось лишь "Эксмо" на уровне редактора раздела, но на следующем роман был завёрнут. Обсуждать, почему так произошло, здесь не стоит (интересующихся могу направить в мой жж , если пойти по меткам "профессия", "литература" и "фэндом", можно найти несколько постов полемики на эту тему с моим уважаемым соклубником и жж-камрадом Юрием Гаврюченковым:)). Могу лишь повторить, что, по моему мнению, нынешняя политика отечественных издательств терпит крах. Хотя, поскольку сам редактор, испытываю к издательским коллегам невольное сочувствие:)
ДК: Какие факты из Вашей биографии Вы считаете примечательными? Что, по Вашему мнению, соклубникам было бы интересно о Вас узнать?
Рождён в СССР, и, поскольку помню его отчётливо, был и остаюсь твёрдокаменным антикоммунистом. По юношеской дури, участвовал в диссидентском движении либерального толка, но потом взгляды эволюционировали. Теперь считаю, что для России не придумано ничего лучше, чем триада "Православие, самодержавие, народность". Действительно верующий и православный. Считаю очень правдоподобной пассионарную теорию этногенеза Л.Н. Гумилёва. Нынешние высшие власти, в основном, поддерживаю, ибо не вижу в из действиях грубых ошибок и преступного умысла.
По образованию историк, но так получилось, что с 1984 года работаю в газетах, где был всем, от корректора, до главного редактора. Однако всегда знал, что на самом деле я писатель. К 90-м стало что-то получаться в этом направлении: публиковал в газетах рассказы, вошёл в какую-то украинскую энциклопедию фантастов (не знаю, правда, вышла или нет), пил водку с Мишей Успенским... Однако в 1995-м бросил налаженный быт и профессиональную успешность в Красноярске и уехал на голое место в Питер, где несколько лет занимался борьбой за выживание. Было не до литературы. Когда положение несколько стабилизировалось, написал роман "Хозяин Древа сего". После неудач с издательствами (см. выше) решил, было, плюнуть и жить дальше, но друзья - профессиональные писатели, которым роман нравится, посоветовали повесить текст в сети. Сначала залил в раздел фантастики в библиотеке Мошкова, в прошлом октябре - на СИ. Результат за неполный год: финал на "Триммере-2009", около 8 тыс. скачиваний (по всем ресурсам, где он есть), 25 тыс. запросов в поисковой щели Гугла. Ну, и другие тексты тоже играют. С "Собакой" вот славно получилось:) Короче, втянулся...
Уже несколько лет работаю в газете "Невское время", актуальная должность - редактор отдела социальных проблем.