Аннотация: "Басткон-2010". Не сокращенный вариант.
Павел Виноградов
Российская фантастика: путь к возрождению
Недавно прошедшая десятая литературно-практическая конференция (конвент) "Басткон" дает повод поговорить о тернистом пути отечественной фантастики.
Мероприятие это устраивает литературно-философская группа "Бастион" во главе со своим духовным лидером, автором "НВ", писателем Дмитрием Володихиным. На мой взгляд, "Басткон" имеет несколько более сложный смысл, чем другие подобные сборы писателей различных направлений (для них, работающих поодиночке и в разных городах, такие встречи необходимы и с профессиональной, и с психологической точки зрения). То есть, долгие банкеты со множеством тостов, вечерние посиделки в номерах и ночные гуляния под голубыми елями подмосковного пансионата, конечно, составляют немалую часть программы. Однако основное наполнение конвента дает возможность представить актуальное положение российской фантастики.
Вопреки расхожему взгляду, фантастика - не некие странные игры странных людей, а почтенный литературный жанр, истоки которого можно последить от самого зарождения словесности. Более того, русская литература немало сделала для его развития - от романтиков XIX века, до Александра Грина, Алексея Толстого и Михаила Булгакова. Но потом произошли известные события начала прошлого века, и фантастика, как и все искусство, была мобилизована на "идеологический фронт". Это выразилось в высочайше одобренной теории "ближнего прицела", согласно которой главной задачей фантастики сделалась популяризация достижений современной советской науки и техники путем описания их развития в ближайшем будущем. И пока зарубежные мастера жанра совершенствовали его, отечественные писатели вынуждены были или идти на поводу партийных установок, или писать в стол, как Михаил Булгаков, хотя, если бы роман "Мастер и Маргарита" опубликовали в начале 30-х годов, это дало бы мощный толчок развитию многих форматов, например, "городского фэнтези".
Казалось бы, "оттепель" сняла препоны, однако развитие жанра ушло настолько далеко, что отечественные писатели вынуждены были питаться уже разработанными на Западе сюжетами и формами. Для широкого читателя это стало очевидным в 90-х годах, когда на наш рынок хлынул поток переводов ранее недоступных зарубежных произведений. И многие из этих книг разительно напоминали ставшие классикой вещи наших фантастов.
К сожалению, ситуация до сих пор во многом неизменна. Да, конечно, сейчас русскоязычные читатели предпочитают русскоязычных авторов (что уже прогресс: в 90-х многие наши авторы брали англоязычные псевдонимы, чтобы их произведения находили спрос). Однако, скажем, то же популярное ныне "славянское фэнтези" представляет собой кальку "аглосаксонского", только построена не на кельтской и германской, а славянской мифологии, да и то не всегда.
Тенденции эти ясны для многих участников "Басткона". Не случайно на прошедшем конвенте прозвучал доклад Дмитрия Володихина о творческом методе братьев Стругацких - одна из первых попыток взглянуть на творчество этих выдающихся писателей объективно, без фанатического ослепления "звездностью" предмета исследования. Не случайны и бурные дискуссии о месте истории в современной литературе (одну из них вел "живой классик Эдуард Геворкян). Как известно, Россия - страна с непредсказуемым прошлым, и использование исторического материала нашими фантастами вполне уместно. Более того, историческая составляющая в литературе в последнее время очень часто служит для идеологической поддержки различных общественных группировок, что выдвигает фантастику на передний край социальной жизни.
Все это показывает, что российская фантастика постепенно поднимается из вневременного болота, куда была загнанна превратностями истории. Другое дело, что напоминает это аналогичный подвиг Мюнхгаузена, вытаскивающего себя самого за волосы. Но в недрах той же группы "Бастион" (пользующейся репутацией "православно-имперской") и около нее появляются сейчас такие формы, как "православное фэнтези", "русское викторианство". Мощно развивается заглохший было на нашей почве удивительный формат литературной сказки (по мнению Дмитрия Володихина, именно под ее знаком прошел этот "Басткон", "возрождается дух Грина").
Все это вселяет в поклонников жанра осторожный оптимизм.