Какое место займет святейший Кирилл в истории православия и что изменится с его появлением во главе РПЦ
"Кого выберут?", -- в эти дни я слышал этот вопрос от множества людей, которые до сих пор еле воспринимали факт наличия Церкви. Но тут вдруг всем стало любопытно, кто будет следующим Патриархом. Светские журналисты с удивлением констатируют рост интереса к церковной теме, соответственно, СМИ посвящают ей все больше места. Разительное отличие от прошлых лет, когда эта тема присутствовала в СМИ исключительно в виде информации о православных праздниках ("По сведениям информагенства имярек, сошествие Святого Духа на апостолов произошло на 50-й день после Воскресения Иисуса Христа...").
Смерть святейшего Алексия и выборы нового Патриарха изменили картину радикально. Началось, впрочем, гораздо раньше, когда вдруг на ровном месте стали возникать различные околоцерковные медиасенсации, вроде мнимой смерти Патриарха или скандала с епископом Диомидом. Еще тогда наиболее умудренные люди заметили, что вспышки эти носят организованный и откровенно провокационный характер.
Ближе к выборам отдельные СМИ, особенно, сетевые развязали агрессивную пиар-кампанию против кандидатуры тогдашнего Местоблюстителя Патриаршьего престола, ныне - Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Атака вызвала ответную кампанию его защитников, среди которых особенную активность проявили известный миссионер диакон Андрей Кураев и руководитель московского отделения Союза православных граждан Кирилл Фролов.
Разоблачительные статьи падали в общество, как камни в пруд, и круги от них разошлись очень широко. Ко вчерашнему дню околособорные страсти достигли апогея. Как все это не похоже на образ выборов предстоятеля Церкви, сложившийся в сознании у большинства воцерковленных людей: степенные архиереи благочинно, в духе братской любви, выбирают первого среди равных.
На самом деле, на соборе все так и было, однако вокруг седых архиереев бушевала информационная война, и нет сомнения, что она повлияла на их выбор. А что вы хотели? Мы живем в обществе: а) интегрированном в глобальное информационное пространство, и б) с отделенной от государства Церковью. Обсуждать кандидатуры и всячески высказываться по церковной теме теперь с помощью интернета волен всякий. С другой стороны, в данном случае архиереям не было никакого "государственного заказа". А это им не очень удобно: государство опекало православные Церкви с самого начала. В виде ли византийско-русской симфонии, или прямого диктата, как в мусульманских государствах и в сталинском СССР, оно всегда вмешивалось в выборы первоиерарха. Многие сетуют, что оставлен обычай выбирать Патриарха жребием, предоставляя решение воле Божией. Но забывают, что в Московском государстве жребий бросали среди шести кандидатов, которые назывались царем. То есть, в любом случае выбирался удобный самодержцу патриарх.
А сейчас никакого указующего перста из Кремля никто не увидел. Да, президент и премьер встречались на 40-й день после кончины Патриарха Алексия с нынешним Местоблюстителем. Но это потому, что оба они православные люди и должны были пообщаться в такой день со временным главой Церкви. Вообще, иллюзия "государственной Церкви" возникла от того, что бывшего Патриарха часто видели с первыми лицами государства. На самом деле, новая российская власть всегда подчеркнуто дистанцировалась от Церкви, не берусь судить, сознательно или инстинктивно. Вспомним, как Владимир Путин в пору своего президенства не захотел быть посредником в подготовке визита Папы Римского в Россию.
Поэтому разговоры о том, что Кирилл - ставленник Кремля, не имеют под собой почвы. Некий сотрудник администрации президента признался на днях, что Кремль в выборах патриарха не участвует: "Рычагов почти нет, симпатизируют Кириллу и только". Эта осторожная симпатия и была всем "административным ресурсом" нового Патриарха.
Получилось, Церковь выбрала его сама, в результате некой предвыборной борьбы. Правильно, благочиние это нарушает. Но, увы, таковы правила игры, которые навязала Церкви демократия. Отныне Церковь свободна и отвечает сама за себя. Такое положение папского престола вызвало в свое время многовековые войны в Европе, тогда как восточные Церкви были надежно защищены симфонией, а то и "цезарепапизмом". Защищены и зависимы.
Церковь свободна, оттого и всплеск интереса мира к ней. Мир, вернее, мiръ, чувствует колоссальное значение этого института и ждет от него колоссальных деяний. Власть тоже занимает выжидательную позицию, поскольку чувствует в Церкви естественного союзника в деле государственного строительства. Но этот союзник будет полезен, только если обретет собственную силу, иначе останется лишь местом, куда президенты ходят отмаливать личные грехи.
По всему по этому, избрав на Московский первосвятительский престол Патриарха Кирилла, Собор сделал абсолютно правильный выбор. Достойные кандидатуры были, но святейший Кирилл - единственный архиерей, способный возглавлять Русскую Церковь в непривычных и для многих священников неуютных условиях беспрецедентной свободы. "Ярый" говорят про него, те, кто его знает. Он будет отстаивать церковную точку зрения с яростью епископов первых соборов. Отстаивать перед кем угодно: российскими властями, "мировой элитой", "гражданским обществом"... Именно поэтому его не любят и стараются очернить враги Церкви со стороны - безбожники-антиклерикалы, или "интимно верующие" личности, воспринимающие присутствие Церкви в обществе как нечто неприличное. Они понимают, что при Патриархе Кирилле ни о какой самоизоляции речи не будет. При этом не будет речи и ни о каких "реформах" и "модернизации". Церковь останется сама собой, при этом голос ее зазвучит так, что не прислушаться к нему будет нельзя. И он станет делать современному обществу предложения, от которых оно не сможет отказаться.
Как ни парадоксально, по той же причине Кирилла не любят в стане "внутренних" врагов: "суперправославных", царебожников, "диомидовцев" и прямых раскольников. Для них Церковь - род клуба для избранных, монастырь духовной элиты, к которой они причисляют себя, а православие для них - атрибутика, способ самоидентификации. Им нужен патриарх "тишайший", молитвенник, но молящийся исключительно в келье, чтобы мир его не видел и не слышал. Такой предстоятель подтверждает их избранность. А Кирилл - миссионер, умеющий говорить и с верными, и с внешним. Он приведет в церковную ограду тысячи самых разных людей, живущих сегодня, реальной жизнью, и тем неудобных для чудаков, погруженных в мифы о "благочестивой старине".
Сейчас таких - современных, образованных, готовых отвечать на вызовы третьего тысячелетия, в Церкви очень немного. Но именно они стали опорой нового Патриарха, его "группой поддержки". И с ними Церковь будет двигаться в смутное будущее, не теряя своего древнего благочестия, но все время приспосабливаясь к жизни в изменяющемся мире - как оно и надлежит Церкви.
Из выбранных нами шести русских Патриархов все, так или иначе, оказывались в ситуации Патриарха Кирилла: мир менялся, и им приходилось заново выстраивать отношения Церкви и общества. И все они, так или иначе, справились с этой задачей, ибо Церковь жива, деятельна и возглавляется новым предстоятелем, выбранным по воле Божией.