Аннотация: Рецензия на книгу А.Г.Грушевого "Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи" (2008). 1
Грушевой А. Г.
Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи. - СПб.: 2008. - 484 с. - (Историческая библиотека).
Прочёл эту книгу в рамках подготовки к работе над новым романом. Поскольку в моём альтернативно-историческом мире Новая Римская империя - наследница исторического Рима; поскольку в ней также проживают, под властью новых римлян, многочисленные еврейские диаспоры; и поскольку отношения между теми и другими в новом романе играют ключевую роль - постольку мне было очень важно разобраться, как же складывались отношения евреев и римлян в РИ.
Сразу замечу, что ничего принципиально нового мне эта книга не открыла. Но, будучи очень вдумчиво и добросовестно написанной, она подкрепила имевшиеся у меня представления и внесла в них необходимую ясность.
Итак, главный тезис, который автор убедительно доказывает: в римском мире не было и не могло быть никакого антисемитизма. Для римлян было бы немыслимо как-либо ущемлять евреев по признаку их этноконфессиональной принадлежности. То есть, наши современные антисемиты совершенно точно не нашли бы понимания у древних римлян.
Но точно также у римлян, греков, сирийцев и других приверженцев античного политеизма не находили понимания претензии иудеев на исключительность. А их упорство в отстаивании своих обычаев делали иудеев "плохими гражданами" для римского общества и трудными подданными для Империи. Автор указывает, что иудеи, как правило, претендовали на все права римских подданных, но в выполнении обязанностей проявляли известную избирательность. Они держались обособленно и упорно не желали вливаться в единую греко-римскую цивилизацию. Попытки же сначала греков, а потом римлян интегрировать их насильственно сталкивались с активным сопротивлением. Евреи и в древние времена были гордым народом, неспособным смириться с оскорблением своих святынь.
Евреи римской Палестины постоянно поднимали восстания против имперской власти. Две Иудейские войны, а также восстание Бар-Кохвы - лишь самые известные и разрушительные из них. Вообще, нужно понимать, что хотя ни антисемитизма как явления, ни осознанного геноцида как политики, в мире Pax Romana не было, в ходе стычек, погромов, войн и карательных акций евреи гибли в массовом порядке - тысячами, десятками тысяч, а во время массовых военных конфликтов - вероятно, и сотнями тысяч. Для Древнего мира это колоссальное количество народа.
С другой стороны, лояльные имперской власти евреи могли рассчитывать на хорошее к себе отношение. Римляне охотно возвышали евреев, которые шли к ним на службу, и поручали им порой самые ответственные миссии. Иосифа Флавия и историю его жизни знают все. А вот ещё один пример, даже более красноречивый: человек по имени Тиберий Александр, не римлянин, "как можно было бы подумать", а чистокровный еврей, при императоре Клавдии был прокуратором Иудеи, при Нероне - наместником Египта, при Веспасиане и его сыне Тите - ведущим римским полководцем (Фейхтвангер даже называет его "маршалом"), фактически вторым после Тита в римской армии во время первой Иудейской войны, наконец - командиром преторианцев! В моём Новом Риме, с его чётким и однозначным, освящённым строгими аватарианскими догматами разделением на "квиритов", т.е. граждан Рима, и всех остальных, иноземцев-иноверцев, такое совершенно невозможно, но в реальной истории - было, было! И в отношении евреев римляне, сами убеждённые прагматики, часто демонстрировали поразительную терпимость.
Но она, в конце концов, так и не привела к миру между этими великими народами. Противоречия и отчуждение лишь нарастали, с развитием христианства приобретая лавинообразный и необратимый характер. Римляне всегда были сильнее, но евреи - упорнее. В V веке римляне, уже христиане, ликвидировали последние остатки иудейской автономии в Палестине. А два века спустя иудеи сами приветствовали на своей земле сначала персов, а затем - магометан. Да, ещё немало людей Книги оставалось в диаспорах на территории скукожившейся Империи, но римская эпоха для Израиля закончилась. Потом исчезли сами римляне. А евреи остались. Как говорится в известном анекдоте, "вышли в финал". Теперь там, где почти 2000 лет назад маршировали несокрушимые легионы Рима, стоит их (евреев) процветающее государство, с тем же Богом, с той же верой и теми же обычаями.
Итак, книга А.Г.Грушевого весьма рекомендуется к прочтению всем любителям римских древностей и еврейской истории. Это хорошая, полезная литература. Для поклонников АИ - в особенности.