Тюрин Александр Владимирович
Своевременные мысли о киберпанке

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрин Александр Владимирович (alexander-tyurin@inbox.ru)
  • Обновлено: 08/05/2014. 10k. Статистика.
  • Статья: Киберпанк
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья опубликована в журнале ФанCity N2 за 2014 под названием "Русский киберпанк. Пациент скорее жив, чем мёртв"


  •    Александр Тюрин
       Своевременные мысли о киберпанке (Русский киберпанк. Пациент скорее жив, чем мёртв)
      
       ***Как зародился киберпанк? В связи с какими технологическими изменениями? Как повлиял на культуру и взаимоотношения в обществе? В противовес каким направлениям он создавался?***
      
       Киберпанк, как поджанр твердой фантастики, был придуман человеком по имени Уильям Гибсон, у которого были сложные отношения с администрацией США, отчего большую часть своей жизни он провел в Канаде. Гибсон и его единомышленники создали киберпанк в противовес так называемой "гуманистической" фантастике; впрочем, я не стал бы рассматривать это противостояние как этическое. Научная фантастика тесно связана с развитием науки и техники, с научно-техническим визионерством. К началу 80-х годов произошли серьезные изменения в области информационной техники и биотехнологий, которые не могли быть осмыслены господствующей научно-фантастической элитой. Да еще надо добавить к этому технологическое наступление японских корпораций, выстроенных по принципам феодальных кланов, и явное торможение развития в областях ракетной, ядерной и освоения космоса. В общем, в таком питательном бульоне и возник киберпанк.
         
       О зарождении русского киберпанка мне вспоминать легко. Потому что это часть моей биографии. Если говорить о СССР, то по количеству вычислительных центров на душу населения мы Западу не уступали, да и пи-си-шки не были диковиной. (Не случайно, что у Гибсона не нашлось ничего мощнее русской программы под названием "ледоруб". ) У меня, к примеру, уже имелась СЭВовская "Мазовия", а работал я тогда в крупном ВЦ. Случившаяся после 1991года капиталистическая деиндустриализация нанесла удар, так сказать, ниже пояса развитию русского киберпанка, но остановить его не смогла.
      
       С повести "Сеть", созданной мной вместе Александром Щёголевым, и моих текстов "Каменный век" и "Дорога на Буян" (написанных в 1988-1990 и опубликованных в 1992 году) начиналась история киберпанка в России. В этих произведениях уже присутствовали такие киберпанковские фишки, как машинно-человеческие интерфейсы и адаптеры, органические и неорганические киберимпланты, что расширяют возможности мозга, да и всего организма вплоть до клеточного уровня; цифровые копии реальных объектов нашего мира (в "Каменном веке" они назывались "кибероболочками"), эволюционизирующая цифровая "жизнь".
      
       Конечно, я слышал, что мой киберпанковский мир не похож на тот, что у американцев. Ну да, я не мог быть таким наивным и серьезным, как они. Заокеанский киберпанк оперировал крайне недостоверным миром, где отморозки знают компьютерные науки на уровне профессора, где нет свиноводов и хлеборобов, а все - программисты или хакеры, где будто не существует финансового капитала, Федрезерва и государства (а если есть, то смехотворное), зато даже самая последняя лопата подключена к глобальной сети. (На самом деле, без ФРС, ФБР, ДАРПА, ЦРУ и всех других правительственных и банковских учреждений, американская лопата тоже останется простым шанцевым инструментом.)
         
       При том, что мир у меня был свой, доморощенный, в нём царил киберпанковский дух, следовательно я описывал отношения между человеком и сотворенными им высокими технологиями.
      
       ***Главный конкурент киберпанка сегодня? Стимпанк? Дизельпанк? Почему? Что отличает его от других "панков"?***
      
       Думаю, что стимпанк, дизельпанк, то есть ретропанки, как скажем, и нанопанк, биопанк или рибо(сомный) панк, это всего лишь классы-наследники от суперкласса "киберпанк" (использую терминологию объекто-ориентированного программирования). Эти отпрыски дают конкретную реализацию некоторых вещей, которые присутствовали в отце-киберпанке в абстрактном виде. В общем, то, что стоит в названии жанра перед корнем "панк", варьирует в зависимости от типа техносферы, в которой разворачивается действие.
      
       ***Задачи и темы киберпанка***
      
       Основная задача киберпанка - описание взаимодействия человека и созданной им техносферы, искусственной среды. Поэтому хорошая тема для хорошего писателя-киберпанка - показать, как сознание человека отражается в создаваемой им техносфере. Надо заметить, что техническая эволюция не останавливается ни на секунду, хотя идет с разной скоростью в разных областях. Информационные технологии будут развиваться, интеллектуализироваться и забирать производственные и творческие функции у человека. Так что у людей, особенно из стран "золотого миллиарда", который так удачно эксплуатирует и загрязняет Третий мир, есть хороший шанс превратится в стадо жующих консумеров. Может быть, некая сверхцель киберпанка - это не дать человеку стать тупой средой для практически уже саморазвивающихся информационных технологий, для цифровой "жизни".
      
       ***Самые знаменитые представители киберпанка в литературе, кино, аниме? В прошлом/настоящем/будущем***
      
       Похоже, речь идет о персонажах масс-культуры, использующей некоторые элементы киберпанка, так сказать, выковыривающей изюм из булки. Я не особо слежу за ними. И остановился где-то на Джонни Мнемонике.
      
       ***Киберпанковские герои - кто они? Как правильно написать антураж киберпанка, что при этом учесть? Сформулируйте 3-5 правил, что обязательно должно присутствовать в романе в стиле киберпанк?***
      
       Например, мои герои были технарями-середняками или программистами. Или же офицерами специальных правительственных информационных служб. Не думаю, что тут есть какой-то единый рецепт. Антураж киберпанка - это насыщенная искусственная среда, полуинтеллектуальная или вообще интеллектуальная техника, располагающаяся в мироздании от макро- до нано уровня. Думаю, что навязывать какие-то правила авторам - неверно. Или, скажем, правила достаточно одного: автор и его герой должны ломать любые правила, если это необходимо для решения вышеупомянутых задач данного жанра.
      
       ***Киберпанк мёртв или жив? Обоснуйте свою точку зрения***
      
       Думаю, что, в основном, он уже "растворился" в коммерческой масс-культуре.
      
       Коммерция вытаскивает из киберпанка разные вкусности, например, "виртуальную реальность". Получается модная этикетка, которую можно наклеить даже на обычную pulp fiction. Я уж не говорю об употреблении киберпанковских этикеток в делах далеких от литературы. Вам могут продать холодильник с "виртуальной реальностью" внутри. В этом будет столько же настоящего киберпанка, сколько реальной истории в рассуждениях Ксюши Собчак на исторические темы.
      
       Коммерциализованный киберпанк сегодня - это всего лишь винтик в тотальной рыночной системе, сутью которой является максимизация прибыли, а формой - увеличение потребления за счет контроля сознания, сенсорных центров и воли потребителя, даже путем прививания ему "искусственных потребностей". Это относится и к потреблению цифровой бытовой техники, компьютерных игр и так далее.
      
       Тетя домохозяйского вида тащит из супермаркета навороченный компьютер (неважно, размером с ладошку или с торт). Вот типичная сценка для коммерческого киберпанка, воплощенного в жизнь. Южноазиатские производители этого компьютера заработали на чашку риса, их западные акционеры - на обед в ресторане. Сетевой трафик этого компьютера будет на девяносто процентов заполнен спамом и близкими к нему продуктами, с дополнением из порнокартинок и бессмысленного чэта, когда им будет пользоваться сынок-подросток. Кстати, сынок получит отличную возможность для "нечаянной" встречи в социальной сети с педофилом, а еще для того, чтобы втянуться в синтетический мир компьютерных игр, дающих видимость силы, создающих иллюзию социальных контактов и творчества. Вскоре этот комп посетят программные средства американского АНБ, которые скачут по компьютерному пространству, пытаясь добиться полного контроля над информационными потоками. А память этого компьютера станет зоопарком для быстро эволюционизирующих вирусных программ. Резвые "черви", "троянцы", "спам-боты" и "спайвер" отхватят очередную площадку, чтобы превращаться в теневую цифровую жизнь...
      
       Впрочем, возможны неожиданные повороты, связанные с очередным этапом технологических изменений, с приходом 6-го технологического уклада.
      
       Мы имеем два сценария развития цифрового мира, влияющие на роль киберпанка.
         
       Первый. Цифровые системы, набирающие интеллектуальную мощь и превращающиеся в кибернетических "двойников" для субъектов и объектов реального мира, начинают вытеснять человека из всех областей деятельности. А, вытеснив полностью, они уходят на невидимый наноразмерный уровень, к технологической сингулярности, не имеющей с нами никаких точек сопрекосновения, оставив нас с длинным носом, в состоянии полной беспомощности и опустошенности.
         
       Но вот и второй сценарий. Мы не даем информационной и интеллектуальной технике вытеснить и заменить нас, а используем ее для нашего усовершенствования и исправления. Кибернетика учит нас рачительно расходовать природные ресурсы и отучает от бездумного потребления, усиливает наши творческие возможности вплоть до того, что мы можем манипулировать материей на молекулярном и атомном уровне. Наше сознание, проходя через информационные системы, создает новые материалы и объекты just in time, "на лету", и, в конце концов, добивается понимания самых глубин нашего мира.
      
       Оба сценария я, кстати, рассмотривал в своих текстах "Каменный век", "Боятся ли компьютеры адского пламени", "Отечественная война 2012 года. Человек технозойской эры". На мой взгляд, настоящий живой киберпанк может подготовить человеческое сознание для действия именно по второму сценарию.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрин Александр Владимирович (alexander-tyurin@inbox.ru)
  • Обновлено: 08/05/2014. 10k. Статистика.
  • Статья: Киберпанк
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.