Начав наступление в конце августа 1240, немцы вскоре берут русскую крепость Изборск, расправляясь с ее защитниками. Процитирую неприятеля - Старшую ливонскую рифмованную хронику.
...Теперь прервем этот рассказ
И вновь поговорим сейчас,
Как там дела у ордена пошли,
Когда братья в Ливонию пришли.
Дерптский епископ Герман.
Делу Христову верный,
Начал с русскими враждовать,
Ибо те надумали опять
Против христианства подняться,
Над верой святой надругаться.
Их кощунство принесло много бед.
Терпел он все это несколько лет,
А потом у братьев помощи попросил.
Сам магистр к нему немедленно поспешил
И привел с собой много героев смелых,
Отважных и в воинском деле умелых.
Мужи короля туда тоже пришли,
Немалое войско с собой привели.
Епископ был этому зрелищу рад,
Когда за отрядом шел новый отряд.
На Русь они радостно вместе пошли,
Сразу на приступ пошли, долго не ждали,
Замок у русских силою отобрали.
Этот замок Изборском назывался.
Никому из тех, кто там оказался,
Уйти невредимым не дали:
Всех, кто защищался, хватали
В плен или немедленно убивали.
Русские кричали и причитали.
А потом, обманывать не буду,
Плач начался в той земле повсюду.
Заметим, что западными войсками предводительствует "мирный пастырь" - дерптский епископ Герман, "мужи короля" - это воины датского короля Вальдемара II Победоносного. А русские виноваты уж тем, что "против христианства" (тогдашний вариант тезиса "против свободы и демократии").
Немцы, после взятия Изборска, 16 сентября 1240, неподалеку от этой крепости наголову разбили псковское войско. По сути, Псков потерял большинство тех, кто был способен сражаться, включая воеводу Гаврилу Гориславича - число ратников и так сильно убыло после великого голода 1228-1231 г. и поражений от литовцев в 1236 и 1239 годах.
Снова процитирую Ливонскую хронику:
Епископ Герман, как герой,
Своих людей вел за собой.
В битве жестокой они схватились,
Раны глубокие наносились.
Русским большой урон причинили:
Их восемьсот человек убили.
Когда русское войско разогнали
Под Изборском, то многие там пали,
Остальные в беспорядке бежали.
Их преследовали и догоняли.
Разорив окрестности Пскова и сжегши его посад, западная рать вступает в город. Среди немцев, кстати, и русский предатель - князь Ярослав Владимирович (Курбский-Ходорковский того времени), ставший вассалом Дерптского епископа. Этот князь, сын бывшего псковского князя Владимира Мстиславича, придал "легальность" немецкому захвату и подарил Псков Дерптскому епископу.
Следующие полтора года в Пскове правят немецкие фогты (фогт - это не судья, как представляют некоторые либералы, а тот кто управляет феодальным владением от имени владельца, начальствуя над принадлежащими этому владельцу людьми). Один фогт в Пскове был от Ордена, другой от дерптского епископа. Имелись в городе у фогтов свои военные силы из немцев и чуди. Началось обращение жителей в католичество, о чем сообщает хроника Германа Вартберга.
Полтора года немецкой оккупации сильно ударили по городскому хозяйству, многие псковские семьи выселились; немцы принуждали своих сторонников в городе участвовать в налетах на русские земли.
В зиму 1240/41 немецко-псковские отряды под командой боярина Твердилы Иванковича (еще одного предателя) пустошили новгородские села. Немцы с чудью (и вероятно датчанами) напали на Водскую пятину, взяли Тесов в низовьях Оредежи, прошли огнем и мечом по Луге, выгребая все запасы, забирая скот и зерно; поставили крепость в Копорье. Акт от 13 апреля 1241 говорил о передаче Орденом земель в Приневье и по южному берегу Финского залива - под покровительство епископа Вик-Эзельского (западно-эстляндского) Генриха. Ливонская хроника сообщает о раздаче земель с населением в ленное владение немецким феодалам в оккупированной части Псковской земли и Водской пятины. Епископ Генрих начал получать десятину, а Орден доходы от всех промыслов, в первую очередь от добычи пушнины.
Эту благостную картину испортил кн. Александр Невский, которому наконец испуганное новгородское боярство, испросив согласия у его отца, великого князя Владимирского Ярослава, вручило военную власть в городе. Кн. Александр пришел с суздальской (низовской) дружиной и как всегда действовал молниеносно; стремительным броском взял Копорье и немецкий гарнизон в плен, повесил там водских и чудских переметчиков. Потом блокировал Псков и с одного приступа взял его.
Приходу Александра Ярославича, как сообщает и неприятельская Ливонская хроника, псковичи "обрадовались сердечно".
После освобождения Пскова, его жители с большим подъемом участвовали в походе Александра Невского на владения дерптского епископа. Ливонская хроника без зазрения совести представляет этот поход не как ответ на немецкую агрессию, а как акт безбожной агрессии со стороны "суздальского короля". Не желая осаждать Дерпт (с осадой западных крепостей у русских войск в Средневековье не ладилось), кн. Александр выманил силы Дерптского епископа в поле; как раз подошли и орденские силы.
Один из русских отрядов был разбит Орденом, немцы пустились в погоню и кн. Александр дал им сражение там, где хотел. Описывать Ледовое побоище здесь не время и не место. Однако нелепости насчет того, что немцы "о нём не пишут" сразу отбросим, западники пусть читают на эту тему Ливонскую рифмованную хронику.
Братья упорно сражались.
Все же их одолели.
Часть дорпатцев вышла
Из боя, чтобы спастись.
Орденская хроника сообщает только о числе погибших и плененных братьев-рыцарей. Но в сражении на Чудском озере, помимо Ордена, участвовали вассалы дерптского епископа и датчане. Все эти рыцари привели с собой отряды военных слуг и покоренных ливонских народностей, в первую очередь чудь (эстов). Так что оценка ливонского и русского войска, примерно по 10 тысяч каждое, достаточно реалистична. Новгородская первая летопись сообщает о гибели 400 немцев и пленении еще 50 немцев, и гибели чуди (эстов) "бещисла".
Собственно, не найдись такой человек, как кн. Александр Ярославич, то весь Северо-Запад Руси был бы в это время проглочен западными соседями, обратившись во владения Немецкого Ордена, ливонских феодалов, датской и шведской короны.