Аннотация: Предупреждение о кометно-астероидной опасности и методах борьбы с ней.
Геннадий Тищенко
КОМЕТА, АСТЕРОИД, ИЛИ...
Фантастическая киноповесть-предупреждение.
Несколько предварительных слов.
Предлагаемый вашему вниманию сценарий я написал 7 лет назад, вскоре после открытия астероида Апофис. Я с детства увлекался астрономией и даже преподавал её во Всероссийском пионерском лагере 'Орлёнок' (в 1977 г.) и во Дворце Детского и Юношеского Творчества на Воробьёвых горах (в 2011 - 2012 г.г.), поэтому знаю, насколько велика и непредсказуема кометно-астероидная опасность. По основной профессии я кинорежиссёр и потому считаю своим долгом донести до кинозрителей свои знания об опасностях, поджидающих Человечество.
В 1986 году я снимал фильм 'И ЭХОМ ОТЗОВЁТСЯ', по мотивам своего рассказа 'НАСЛЕДИЕ', опубликованного в альманахе 'На суше, на море' в 1980 г. Ранее, в июле 1978 г., этот мой рассказ был опубликован в журнале 'Литературный Азербайджан'. В рассказе (и сценарии фильма) повествовалось о разгерметизации то ли радиоактивных отходов, то ли биологического оружия, в результате которой происходит планетарная катастрофа. В этом рассказе, написанном в 1970 г. я предсказал СПИД, птичий и свиной грипп, Чернобыль, Фукусиму и т.п. Когда съёмки фильма были в разгаре, произошла Чернобыльская катастрофа и фильм закрыли. Полгода я добивался продолжения съёмок, несколько раз переделывал сценарий, убирая намёки на то, что катастрофа произошла вследствие радиации. Однако фильм так и не вышел на широкие экраны (желающие могут посмотреть его в You Tube).
Таким образом, то моё предупреждение так и не было толком услышано.
Предлагаемый вашему вниманию сценарий я начал писать как ремейк моего фильма 'И ЭХОМ ОТЗОВЁТСЯ', но в процессе работы меня почему-то всё больше и больше начала беспокоить 'ПРОБЛЕМА КОМЕТНО-АСТЕРОИДНОЙ ОПАСНОСТИ'.
Боюсь, это не случайно и Челябинский метеорит - ещё одно подтверждение актуальности данной темы.
Я ни в коем случае не хочу никого пугать, более того я всячески подчёркиваю, что Человечество может заранее обнаруживать опасные небесные тела, если создаст сеть космических телескопов-роботов.
А в случае заблаговременного обнаружения опасных для Земли небесных тел люди успеют обезопасить нашу планету.
Больше года назад я поместил предлагаемый вашему вниманию сценарий (тогда он назывался 'ВАКЦИНАЦИЯ') на порталах 'Проза РУ' и "Либ. РУ". Кстати, сценарий "Вакцинация" читать удобнее, поскольку я его обработал, как положено. То есть создал интервалы между абзацами и так далее. После этого я начал искать спонсоров для съёмки фильма.
Но никто так и не откликнулся! Неужели так и будем жить по принципу: "Пока гром не грянет"?!
Может быть, после Челябинска положение изменится?! Ведь речь идёт О СПАСЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!!!
Кстати, в сценарии я подчеркнул особую опасность небесных тел, летящих со стороны солнца и невидимых в его лучах.
Как это было с Челябинским метеоритом...
ПРОЛОГ.
Шторм начался внезапно. Волны взметнули к небу судно, казавшееся крохотным на фоне гигантских валов воды. Его невозможно было толком разглядеть, но по некоторым признакам было видно, что построено оно в двадцатом веке. Матросы готовили к спуску на воду спасательные шлюпки. Кто-то из командного состава кричал в рупор, но его никто не слышал, из-за шума волн, которые уже перехлестывали через борт и палубные надстройки.
Одного из матросов очередная волна сбила с ног. Он судорожно вцепился в канаты и с ужасом увидел, как новая волна выбросила за борт его товарища.
Капитан на капитанском мостике что-то кричал вахтенному, но слов его из-за шума волн не было слышно. Рядом с капитаном появился связист и начал что-то горячо говорить. Наконец, сквозь вой ветра и шум волн, прорвались отдельные слова.
- Почему нельзя передавать "SOS"?! - недоумевал связист.
- Потому что... - дальше слов капитана не было слышно.
В это время на капитанском мостике появился старпом.
- Что делать с грузом?! - старпом с трудом пытался перекричать рёв океана.
- Ничего... - капитан, старый морской волк, с тяжёлым лицом, обветренным ветрами, смотрел на старпома мёртвым взглядом.
- А контейнер?! - с отчаяньем спросил старпом.
- На дно!..
Члены экипажа рассаживались по шлюпкам. Несколько измученных матросов, видимо не расслышавших команд, начали грузить в одну из шлюпок контейнер. К ним подбежал старпом и начал что-то кричать. Матросы, с недоумением, прекратили работу.
- За борт!.. - орал старпом. - Всё - за борт!!!
Матросы с трудом подняли контейнер и швырнули его в бушующие волны...
1. ЗЕМЛЯ-1.
Ступенчатые скалы, слоящиеся отложениями геологических эпох, окружали небольшой песчаный пляж. Лагерь археологов располагался в прохладном гроте, в который солнце заглядывало лишь по вечерам. Рядом с гротом темнел раскоп, с покосившейся колонной, ионического ордера, наполовину засыпанной песком.
На дневной поверхности, рядом с крайней палаткой валялись кирки и лопаты. У входа в палатку, на белой ткани были аккуратно разложены скребки и кисти, для расчистки находок. Ближе к гроту, на мешковине подсыхали вытащенные из воды амфоры и черепки.
У самой воды высокий широкоплечий мужчина, лет тридцати, и девушка, по виду которой можно было сказать, что она учится на втором-третьем курсе института, надевали подводные костюмы, и акваланги. Всё происходило быстро, по-деловому.
Рядом с людьми, смешно переваливаясь, расхаживали чайки, надеявшиеся на привычную подкормку, но сейчас людям было не до них.
Мужчина проверил подачу дыхательной смеси в аппарате за плечами девушки, после чего оба сели в старый потрепанный временем катер, на проржавевшем борту которого гордо алела надпись "Буран".
Хозяин катера, сухощавый старичок, со шкиперской бородкой, был одет в выцветшую тельняшку и штопаный китель, бывший когда-то белым, а теперь посеревший от времени. Особенно несуразно смотрелась на старичке "капитанская" фуражка, не гармонировавшая с массивными очками в роговой оправе. Видимо, для дополнения образа классического капитана старик не выпускал изо рта массивную трубку.
- Здравия желаю, сударь и сударыня! - Старичок бодро отдал археологам честь.
- Фомич, мы торопимся, - обняв старика и чмокнув его в щёку, сказала девушка. - Прости, но сейчас не до твоих туристских штучек.
Фомич обиженно хмыкнул и, тряхнув седой головой, завёл мотор.
- Вот ты скажи мне, Светлана, - обратился к девушке Фомич, когда катер отплыл от берега. - Ну, ладно - Андрей Михалыч... Его дело - мужицкое... Доля его такая. А вот чё те дома не сидится? Женщина, как я понимаю, должна сидеть дома, блины печь, да за мальцами присматривать... Не бабье это дело под воду шмыгать...
- Ещё насижусь, Фомич, - заверила старика Светлана. - А чтоб детей рожать, надо ж ещё замуж выйти! А мужиков то нынче мало, да и те торопятся жениться... - Светлана со значением взглянула на Андрея.
- Эх, времена!.. - Фомич вздохнул и попыхтел трубкой. - Раньше б за такой кралей табунами б бегали!..
- Не обижайся, Фомич, но дело у нас сейчас действительно, серьёзное, - нахмурившись, сказал Андрей. - Мы тут чуть ли не каждый день такое находим!.. Ну, просто ни в какие рамки!..
- Эти находки перевернут все современные представления, - поддержала шефа Светлана. - Ты, Фомич, не представляешь, что начнётся, когда мы обнародуем!..
- Да что вы мне всё про свою науку... - сердито прервал девушку Фомич и насупил лохматые брови. - Бывало хоть "за жизнь" поговорить можно было, а теперь... - Фомич махнул рукой и, убедившись, что молодёжь не настроена на задушевный разговор, включил крейсерскую скорость.
Катер резво поплыл из бухты...
- Ты уверена, что это четвёртый век? - прервал молчанье Андрей, когда катер вышел в открытое море.
- Почти... - Светлана вздохнула, недовольная тем, что Андрей говорит лишь о делах.
- Насколько почти?
- Ну... орнаменты... да и весь стиль...
- Тогда почему никто раньше не находил здесь этого? - Андрей говорил, не глядя на девушку.
- Может потому, что до землетрясения всё было покрыто песком и донными наносами, - неуверенно сказала Светлана.
- Но и тогда существовали ультразвуковые локаторы и прочие чудеса техники...
Фомич взглянул на молодых, прищурился, вынул из беззубого рта трубку и демонстративно сплюнул за борт...
Когда берег скрылся за горизонтом, Светлана, наблюдавшая за показаниями какого-то компактного прибора, подняла руку.
Фомич выключил двигатель.
Археологи, молча, надели маски и как положено, спинами, опрокинулись в воду.
Андрей и Светлана быстро погружались в подводную бездну.
Они плыли вдоль покатого дна, покрытого образованиями, напоминающими пещерные сталагмиты. Кое-где из этих образований поднимались пузырьки пара и газов.
Когда стало совсем темно, на шлемах аквалангистов включились мощные фонари.
Светлана едва поспевала за Андреем. Морское дно спускалось в мрачную бездну всё круче и неожиданно завершилось обрывом. На краю его темнела насосная установка, труба от которой спускалась вниз.
Светлана поплыла впереди, вдоль трубы, и вскоре показала рукой в глубину на древние развалины, высвечиваемые светом фонарей.
По мере приближения к руинам становилось понятно, что строение похоже на ступенчатую пирамиду, украшенную барельефами, горельефами и круглыми скульптурами.
Полуразрушенные временем скульптуры и каменные маски фантастических чудовищ ассоциировались, прежде всего, с созданиями рук ацтеков, майя, ольмеков и прочих коренных жителей Америки.
Светлана подплыла к одной из колонн, очищенной от донных наносов мощными насосами, и жестами указала на вполне древнегреческую кариатиду, которой завершалась колонна.
Андрей приблизился к статуе и внимательно осмотрел её. Потом он попытался приподнять каменную красавицу, но, несмотря на действие закона Архимеда, это ему было не по силам...
- Просто анахронизм какой-то, - пробормотал Андрей, когда они сошли на берег. - Непостижимый конгломерат эпох и стилей! Причём некоторые элементы абсолютно неизвестны науке! Я всю ночь копался в цифровом архиве.... Перерыл всё, что можно: никакой это не четвёртый век... И не третий...
- Я потому и сообщила об этом только вам, Андрей Михайлович, - прошептала Светлана. - Тут открытием пахнет!
- Или позором... - Андрей не закончил фразу, потому, что раздался мощный, нарастающий гул.
Небо неожиданно быстро потемнело, между бурыми тучами засверкали молнии, загрохотал гром, и на песок начали рушиться скалы...
Очнулся Андрей в реанимационном отделении. По величине палаты, чистоте, а главное, - по окружавшему оборудованию, было понятно, что находится он не в провинциальной больнице а в ультрасовременном медицинском центре. Рядом с ним сидели Анна, Виктор и Светлана. Возле медицинской аппаратуры "колдовал" врач-реаниматолог.
- Он глаза открыл! - Первой пробуждение Андрея заметила Светлана.
- Ну, что, жить будем?! - профессионально бодрым голосом спросил лысоватый врач. - Впервые встречаю такой организм... Я не умаляю заслуг ваших товарищей, так быстро доставивших вас к нам, но... Короче, мало, кто выжил бы! Поздравляю...
- Что это было? - прошептал Андрей.
- Землетрясение... - к нему склонилась Анна и осторожно поцеловала в краешек губ. - Тебя глыбой задело... Ты в рубашке родился!..
- Да, уж, - подтвердил Виктор и осторожно пожал руку Андрея своей лапищей. - Мы, признаться, уже, и не надеялись!
- Всё! - строго сказал реаниматолог. - Сеанс связи окончен! Сейчас мы вколем нашему космонавту нужные ингредиенты, и он ещё поспит. А завтра, бог даст, и в обычную палату переведём...
Анна ещё раз поцеловала Андрея, Виктор ещё раз сжал его руку, а Светлана лишь виновато улыбнулась на прощанье.
- Хреново мне, доктор, - прошептал Андрей, когда посетители покинули реанимационную палату.
- Ещё бы! - врач добавил в капельницу ещё каких-то лекарств. - Если бы вас не доставили именно к нам...
- Куда это к вам? - спросил Андрей, почувствовав прилив сил.
- Спасибо Виктору, - реаниматолог говорил, продолжая манипуляции с медицинской аппаратурой. - За вами выслали вертолёт из службы встречи космонавтов ...
- Я в институте космической медицины?
- Да, в Институте Медико-биологических Проблем. Это всё Виктор устроил. Так что считайте себя космонавтом, совершившим не очень удачное приземление.
- У меня состояние какое-то странное, - прошептал, засыпая, Андрей. - Как будто всё вокруг - не совсем реальное...
- К утру всё пройдёт... - заверил врач. - После того, что произошло - чудо, что вы вообще живы!.. -
Погасив свет, врач вышел из палаты.
А под утро Андрею приснился странный сон...
ЗЕМЛЯ -2 (параллельный мир).
Камера панорамирует звёздное пространство, затем наезжает на космический телескоп. Телескоп смонтирован в обсерватории, которая является частью космического поселения, помещённого в одной из точек Лагранжа (точка в космическом пространстве, в которой уравновешены гравитационные поля Земли, Солнца и Луны).
Стремительно приближается диск Земли-2.
После того, как камера прорывается сквозь облачный слой, в кадре появляется Москва, какой она видна с высоты нескольких километров.
Камера мчится к Воробьёвым горам и подлетает к обсерватории Астрономического Института имени Штейнберга, который можно узнать по куполам башен, под которыми дремлют в дневное время телескопы.
Москва альтернативного мира мало отличается от нашей Москвы. Просто над улицами, площадями, бульварами и скверами проносятся аэромобили, поезда на магнитных подушках и странные летательные аппараты сольдеры.
Камера влетает в одно из окон обсерватории ГАИШ (Государственного Астрономического Института имени Штейнберга). В комнате перед мониторами сидят сотрудники и сотрудницы обсерватории. Камера приближается к Ксюше и её подруге Наташе, обрабатывающей пилочкой свои изящные коготки.
На системном блоке Ксюши прикреплено фото Виктора, отличающегося от Виктора с Земли-1 причёской и несколько необычной одеждой.
КСЮША: Я вчера опять с Витей поссорилась.
НАТАША: И почему, на этот раз?
КСЮША: Он совершенно не уделяет мне внимания. С одной стороны, для него не существует ничего кроме работы...
НАТАША: А с другой, он ни одной юбки мимо не пропускает. Это ты его распустила. Мужики нормального отношения не понимают... К примеру, когда он тебя последний раз ревновал?
КСЮША: А без этого никак?
НАТАША: Дурочка! Они нас ценят лишь, когда осознают, что в любой момент могут потерять!..
Один из астрономов, светло-русый Илья, подходит к своему соседу Роману, чтобы взять пачку фотографий звёздного неба.
ИЛЬЯ: Ты послушай, чему Наташка Ксюшу учит...
НАТАША: И вообще: мужиков дрессировать надо. Кнут и пряник.
КСЮША: Витя мне не изменяет, я это чувствую. А то, что "как бы флиртует" это - видимость. Пижонит перед друзьями. Если он узнает, что у меня может быть кто-то другой, он меня просто бросит.
НАТАША: Ты себя недооцениваешь...
КСЮША: Без меня у него только больше времени для работы останется...
Нечто на экране монитора привлекает внимание Ксюши, и она начинает разглядывать сменяющиеся снимки звёздного неба, рядом с огнедышащим диском солнца.
Впрочем, сам солнечный диск перекрыт чёрным кругом, поскольку в открытом космосе несложно создать имитацию солнечного затмения.
А снимки, которые изучает Ксюша, сделаны в космической обсерватории.
Ксюша наклоняется, вглядываясь в участок экрана. На её лице сменяется гамма чувств: от удивления до страха.
Наконец она укрупняет фрагмент изображения.
КСЮША (шепотом): Не может быть!
Наташа вслед за подругой наклоняется к монитору. Ксюша пробегает пальчиками по клавиатуре. Следуя её командам, снимки начинают быстро сменять друг друга. В результате, становится видно, что рядом с солнечным диском перемещается светлое пятно.
Наташа вытирает выступившую на лбу испарину.
КСЮША (обернувшись к остальным астрономам): Ребята! Или у меня глюки, или у компа! Смотрите!!!
К девушкам подходят Илья и Роман. Некоторое время они рассматривают снимки звездного неба на экране компьютера.
РОМАН: Это Немезида!..
КСЮША: Я тоже так подумала, но расчёты...
НАТАША: Давайте я пересчитаю!
Девушка торопливо пробегает пальчиками по клавишам. На экране появляются столбцы цифр.
ИЛЬЯ: Да... Это - Немезида!..
Астрономы переглядываются.
Ксюша сбрасывает информацию по одному из электронных адресов, затем, подумав, отправляет её по ещё одному.
Камера как бы погружается в недра компьютера, затем - в цифровой мир Сети и, промчавшись по бесчисленным лабиринтам Интернета, выныривает к монитору, удалённому на многие километры...
ЗЕМЛЯ-2. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ (ПСБ).
Александр Титов, в костюме с эмблемой "ПСБ", напряжённо вглядывается в экран монитора. Он в смятении. Наконец, он решается и отправляется в кабинет Шефа.
Стремительный проброс по коридорам ведомства, заполненным вечно озабоченными сотрудниками, затем подъём в кабине лифта, и мы, вместе с Титовым, попадаем в кабинет Шефа ПСБ.
Титов кладёт перед Шефом текст.
Прочитав текст, шеф внимательно смотрит на Титова.
ТИТОВ: По предыдущим расчетам объект не должен был подлетать к Земле на столь близкое расстояние...
ШЕФ: Так произойдёт столкновение, или нет?
ТИТОВ (пожимая плечами): Не исключено. Объект летит со стороны Солнца, и в свете его лучей с Земли был незаметен! Если бы не космический телескоп, мы о нём узнали бы слишком поздно...
ШЕФ (помолчав): Ну, в таком случае, вы знаете, что делать...
Титов отдаёт честь и строевым шагом выходит из кабинета.
ЗЕМЛЯ-2. КОМИТЕТ КОСМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ККБ). ДЕНЬ.
Камера подлетает к сооружению, высящемуся на окраине Москвы, Издали это сооружение напоминает гигантский гриб, с полупрозрачной шляпкой, но по мере приближения оно больше ассоциируется с деревом, по стволу которого мчатся скоростные лифты. Под прозрачным куполом на крыше колоссального здания раскинулся парк.
Камера влетает в одно из окон. Перед монитором сидит Виктор, из альтернативного мира. Он выглядит более ухоженным, да и одежда на нём несколько футуристична. Получив по Сети информацию, он на некоторое время задумывается, хмуро глядя на экран, затем переправляет её руководителю ККБ Льву Юрьевичу Ежевскому...
ЗЕМЛЯ-2. КАБИНЕТ ЕЖЕВСКОГО. ДЕНЬ.
Сквозь окна кабинета Ежевского видна Москва, какой её рисовали на рубеже тысячелетий художники-фантасты Земли-1.
Получив сообщение, хозяин кабинета Лев Юрьевич Ежевский нажимает кнопку связи.
ЕЖЕВСКИЙ: Сергей, срочно ко мне! И Леню с Виктором прихвати!..
ЗЕМЛЯ-2. КОМИТЕТ КОСМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ККБ). ДЕНЬ.
По коридору идут члены Коллегии ККБ: седовласый математик Сергей Сальников, чернявый аналитик Леонид Бурков и Виктор.
САЛЬНИКОВ: Судя по интонации - стряслось что-то из ряда вон...
ВИКТОР: Немезида приближается!..
БУРКОВ: Ты серьёзно?!
Виктор печально улыбается и разводит руками.
ЗЕМЛЯ-2. КАБИНЕТ ЕЖЕВСКОГО. ДЕНЬ.
Сальников, Бурков и Зудин входят в кабинет Ежевского. Председатель ККБ поднимается навстречу заместителям и здоровается с каждым за руку.
ЕЖЕВСКИЙ (Сальникову): Действуй по плану "Бета"! В первую очередь - эвакуация населённых пунктов вдоль берегов. Ну, и, само собой атомные станции... Короче, сам знаешь...
Сальников кивает и торопливо выходит из кабинета.
ЕЖЕВСКИЙ (Виктору): Кого можешь рекомендовать для подводных археологических изысканий? Причём, желательно, чтобы они хорошо разбирались в двадцатом веке. У тебя, вроде, друг такой есть?..
ВИКТОР: Он недавно женился... Кстати, его жена раньше работала в нашем ведомстве. Сейчас она как раз специализируется по истории двадцатого века...
ЕЖЕВСКИЙ: Ты про Анну?
ВИКТОР: Про неё.
ЕЖЕВСКИЙ (Буркову): Лёня отправляйся за этой парочкой... Только прихвати нескольких ребят. Боюсь, сейчас начнётся такая паника, что пробиться будет сложно...
ЗЕМЛЯ-2. В МАЗАНКЕ, РЯДОМ С ЛАГЕРЕМ АРХЕОЛОГОВ. ДЕНЬ.
В неухоженной комнате, потолок и стены которой побелены извёстью, а углы затянуты паутиной, на старинной металлической койке лежит Андрей, бездумно глядя в потолок.
В окно влетает пара мух. Одна садится на металлическую спинку койки, вторая ползёт по белой стене.
Она почти подползает к паутине, в которой её поджидает паук, но, видимо, заподозрив что-то неладное, останавливается и начинает "мыть" передние лапки. При этом муха становится на задние лапы, как бы глядя на Андрея.
Андрей хмурится, приглядываясь к мухе...
ЗЕМЛЯ-2. ДОРОГА БЛИЗ ЛАГЕРЯ АРХЕОЛОГОВ. ДЕНЬ.
По дороге, вьющейся вдоль берега моря, мчится автомобиль.
ЗЕМЛЯ-2. В САЛОНЕ АВТОМОБИЛЯ. ДЕНЬ.
На переднем сидении, Бурков наблюдает за изображениями на экранах, вмонтированных в панель управления.
На экранах виден Андрей. Причём, с одного из экранов он смотрит прямо на Буркова. Водитель, брюнет могучего телосложения со смешной фамилией Курочкин, бросает взгляд на экраны.
КУРОЧКИН: Признаться, не надеялся, что так быстро долетят...
С заднего сидения к экранам тянется Ахмедов, широкоплечий мужик двухметрового роста.
АХМЕДОВ: По-моему, он засёк наших мушек...
БУРКОВ: Главное - он дома и выглядит вполне отдохнувшим...
КУРОЧКИН: Какой-то он напряжённый... У него медовый месяц, или как?
АХМЕДОВ: Действительно, почему он в гордом одиночестве?
БУРКОВ: Его жена - в положении. Токсикоз и всё такое прочее. Но мужу о беременности она пока не говорит, боится, не обрадуется известию. У него сейчас много работы. Отрыли на дне что-то сенсационное. Короче, они часто ссорятся, но, при этом, похоже, очень любят друг друга...
ЗЕМЛЯ-2. ЛАГЕРЬ АРХЕОЛОГОВ. ДЕНЬ.
Волны лениво плещутся возле отвесных слоистых скал, уступами поднимающихся над песчаным пляжем и тенистым гротом, которые выглядят точно также как и в нашем мире. В этом альтернативном мире археологи также ведут раскопки совсем недалеко от грота. Вдали, за прибрежными скалами, видно село, словно законсервированное в двадцатом веке. Прежде всего, бросаются в глаза мазанки, крытые соломой, деревянные заборы, колодец с "журавлём". Недалеко от места раскопок пасутся лошади.
К раскопу подъезжает автомобиль, из-за руля которого выбирается громоздкий Ахмедов. Он подходит к женщине, расчищающей кисточкой осколки амфоры. Это сотрудница археологической экспедиции Светлана, знакомая нам по Земле-1(но здесь она выглядит несколько старше).
Ахмедов спрашивает её о чём-то. Светлана машет рукой в сторону села...