А ведь действительно странными были, мягко говоря, эти пресловутые девяностые годы!.. В те времена кто-то малограмотный, но достаточно бойкий (а, нередко просто наглый, беспринципный и подлый) "в мгновение ока" мог "вылезти из грязи в князи". И в те же времена гражданин, имеющий диплом о высшем образовании (подлинный, честный, не купленный), престижное место работы и стабильную, достаточно высокую зарплату, мог в одночасье стать безработным. Или, в лучшем случае, человеком, получающим чисто символические деньги, которые даже смешными назвать грустно.
Не обидно было бы за страну, если бы этими вмиг обедневшими были обюрократившиеся партийные функционеры, или, допустим, коррумпированные чиновники, потерявшие, при смене власти, возможность "высасывать" из сограждан самое последнее. Но обычно именно эти господа прекрасно перестраивались и "перекрашивались". Безработными становились, прежде всего, деятели культуры и учёные, которые часто были вынуждены покинуть страну, чтобы продолжать заниматься любимым делом! Конструкторы космических кораблей, биологи, физики, химики, учёные множества других направлений знаний, важнейших в наши дни, вынуждены были влачить жалкое существование! Многие просто погибали от осознания своей ненужности. Это происходило в самых широких кругах "творческой интеллигенции", так называли в те времена деятелей науки и культуры. То есть исчезал цвет нации, её надежда и опора.
Увы, подобная ситуация уже имела место в России, в годы гражданской войны и во времена НЭПа. Ведь тогда огромное число благородных, честных людей, на плечах которых стояла Российская Империя, стали не просто не нужны! Они мешали новой власти, поставившей своей целью разрушить все "до основанья, а затем...". Некоторые успели уехать, но и за кордоном не многие смогли заняться тем, чем хотели...
Нечто подобное повторилось и в 90-е годы. После "капиталистической контрреволюции 1991 года" на просторах бывшей социалистической отчизны на долгое время воцарился хаос и вседозволенность. Причём, обманутые в своих надеждах массы безропотно всё терпели, боясь повторения кровопролитий, подобных тем, что произошли в Гражданскую Войну и "сталинских чисток".
В действительности же во времена перемен первыми гибнут именно художники. Как самые идеалистичные, эмоциональные, увлекающиеся, чуткие и ранимые.
Существует закон природы: во время природных катаклизмов выживают лишь простейшие организмы. Когда на планету обрушивались кометы и планетоиды, когда происходили инверсии полюсов и менялись условия существования, в новых условиях выживали отнюдь не достигшие пределов совершенства в своих экологических нишах динозавры и мамонты. В морях и океанах исчезли ихтиозавры и плезиозавры, но выжили акулы, относящиеся к более примитивному классу рыб. На суше погибли такие могучие представители класса млекопитающих как пещерные медведи и саблезубые тигры, но выжили одни из самых первых млекопитающих - крысы. И это уже не говоря о скорпионах, саранче и прочих тараканах, живущих на Земле, при всей свей примитивности, уже сотни миллионов лет.
"И всё таки я верю" - так назывался последний фильм Михаила Ильича Ромма, завершенный его учениками. Так вот хочется верить, что насколько уязвимы сами художники, настолько бессмертно их наследие.
А больше всего хочется верить, что рукописи и впрямь не горят...