Соловьев Сергей Владимирович
Здесь тоже логика видна

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Соловьев Сергей Владимирович (soloviev@irit.fr)
  • Размещен: 12/05/2009, изменен: 12/05/2009. 23k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья о логике предсказаний и пророчеств


  •    C. В. Соловьев
      

    ЗДЕСЬ ТОЖЕ ЛОГИКА ВИДНА

    (опыт металогики иррационального)

      
       "Здесь", на протяжение этой статьи, означает - в области предсказаний и пророчеств. И отнюдь не тех, которые нацелены на обман, хотя, конечно, некоторая логика присуща и лжепророкам. Как правило, у них ее больше, чем у пророков истинных, поскольку в их деятельности гораздо большую роль играет приземленный расчет. Но речь пойдет не о логике, которая в большей или меньшей мере руководит человеческими поступками, а о логических законах, которым подчиняются сами предсказания и пророчества. Добавим из осторожности - в том случае, если они возможны. "Человеческий компонент" будет интересовать нас в очень малой степени.
       По роду своей деятельности (математическая логика), автору данной статьи нередко приходится исследовать логическую силу различных гипотез, еще до того, как удается установить, истинна или ложна сама гипотеза. Кстати, изучение следствий, в случае, если прямая проверка гипотезы затруднена, само является одним из методов проверки, так как получение заведомо ложного следствия будет означать ложность гипотезы, а наличие многочисленных следствий, согласующихся с известными фактами, повышает правдоподобие гипотезы, хотя и не может являться окончательным доказательством ее истинности (кто знает, возможно, заведомо ложное следствие обнаружится в будущем).
       В свое время автора поразило, как много следствий, согласующихся с тем, что известно из рассказов о предсказаниях и пророчествах, может быть извлечено из, казалось бы, банального утверждения: "Если предсказание истинно, оно должно сбыться."
       Разумеется, наш мир - не формальная система, и все наши рассуждения о нем обречены на приблизительность, тем не менее легкость, с которой в один-два шага извлекались эти следствия, вызывала удивление. Сама краткость логической цепочки позволяла считать, что приближение к реальности все же остается хорошим.
       Нельзя сказать, чтобы логический анализ этого, кажущегося тривиальным, утверждения и его следствий, был начисто свободен от допущений о природе нашего мира, но сами эти допущения до такой степени пронизывают нашу повседневную жизнь, делают ее, если подумать, богаче и интереснее, что отказ от них едва ли был бы оправданным. Например, предположение о том, что от наших поступков что-то зависит, что некоторое событие может осуществиться так, а может иначе, и будущее не является абсолютно детерминированным.
       Стоит оговорить также, что речь пойдет не о "божественном всеведении", не о знании будущего, внешнем по отношению к миру, но таких предсказаниях, которые принадлежат этому миру и являются событиями наряду с другими.
       Чтобы сделать анализ возможным, мы, однако нуждаемся в некоторой модели, которая позволяет сравнивать различные ситуации, связанные с тем, происходит или нет какое-нибудь событие, например, модели "возможных миров".
       Разовьем: в момент времени t в мире М произносится (записывается, фиксируется каким-то иным способом) утверждение А относительно состояния этого мира в будущем. Будем считать, что А воздействует только на людей, которым становится известно и никак иначе не воздействет на М напрямую. В частности, если М' отличается от М только тем, что в нем отстутствует А, то это эквивалентно случаю, когда в М предсказание А никому не известно. Если А - истинное предсказание, А должно быть истинно во всех вариантах возможного будущего мира М. Знание А не может повлиять на осуществление предсказанного события.
       В этой небольшой статье мы остановимся в основном на двух типах ограничений, которые вытекают из этого требования. Во-первых, это ограничения, относящиеся к получателям предсказания и условиям его получения, и во-вторых, ограничения, касающиеся степени его понятности или, наоборот, неполноты, двусмысленности или зашифрованности.
       Если бы возникла необходимость максимально кратко проиллюстрировать ограничения первого типа, можно было бы процитировать известную фразу: "Нет пророка в своем отечестве." Почему? Да если бы он был (и если бы ему верили), его предсказания гораздо сильнее влияли бы на возможное будущее и тем самым на свою собственную истинность, чем когда они остаются пустым сотрясением воздуха на чужбине.
       Иллюстрацией ограничений второго типа могут служить все примеры предсказаний, допускающих неправильное истолкование. "Падет великое царство." Но чье? Заказчика оракула, или же его врага?
       Гораздо интереснее, однако, подойти к анализу ограничений более систематически, поскольку эти ограничения, оказывается, могут зависеть от вида предсказанного события и от положения того или тех, кому оно адресовано.
       Предположим, что предсказанное событие таково, что никакие человеческие усилия не могут помешать его осуществлению. На сегодняшний день подобным событием могло бы быть, например, крупное землетрясение.
       В этом случае в ограничениях нет необходимости, ибо они никоим образом не влияют на истинность предсказания.
       Рассмотрим событие меньшего масштаба, например, авиационную катастрофу. Если кому-то одному из пассажиров авиарейса будет предсказано, что этот рейс потерпит катастрофу, и он сдаст билет, само по себе это не повлияет на истинность предсказания. Если предсказание исходит от источника, не вызывающего доверия кроме как у самого получателя предсказания (предчувствие, гадалка), даже его активные действия с целью предотвратить катастрофу едва ли что-то изменят.
       Другое дело, если в такое предсказание поверит слишком большой процент пассажиров или - чего на свете не бывает! - кто-то из ответственных работников авиалинии.
       Таким образом, в этом случае уже имеется определенная взяимосвязь между степенью доверия к источнику предсказания, тем, кому и как оно адресовано, и его истинностью. Подчеркнем, что зависимость скорее обратная - истинному предсказанию или не верят, или не имеют возможности им воспользоваться, например, в силу узости круга его получателей.
       Крайним примером, представляющим интерес с точки зрения ограничений первого типа, может служить предсказание события, которое, казалось бы, можно предотвратить индивидуальными усилиями. В этом случае реальное положение получателя предсказания с точки зрения возможности влияния на предсказанное события и истинность предсказания прямо-таки находятся в отношении дополнительности. Предсказание не может быть использовано для предотвращения предсказанного события. Например, оно получено слишком поздно или - здесь мы плавно переходим к рассмотрению второго типа ограничений - не будет правильно понято.
       Если в случае с предсказанием дельфийского оракула "падет великое царство" у получателя, будь он скромнее, имелись хотя бы довольно большие шансы понять его правильно, в другом классическом примере, примере, описанном Пушкиным - см. "Песнь о вещем Олеге", цепочка событий, ведущая к реализации предсказания, настолько причудлива, что с практической точки зрения эти шансы равны нулю. Ограничения второго типа касаются понятности предсказаний. Для того, чтобы быть истинными, предсказания не должны быть слишком понятными (за исключением того случая, когда сам характер предсказанного события исключает возможность повлиять на его осуществление).
       Целью этой статьи вовсе не является развить логику предсказаний, а лишь привлечь внимание к тому, что кое-какая логика тут, как это ни удивительно, имеется.
       Поэтому мы лишь ограничимся несколькими любопытными примерами ограничений второго типа.
       А) Зашифрованность. Предсказание требует длительных усилий по своей расшифровке, что не позволяет получателю повлиять на осушествление предсказанного события, а лишь, может быть, убедиться "пост-фактум" в его истинности. Можно впомнить о средневековых анаграммах, т.е. сообщениях, полученных перестановкой букв из исходного.
       В) Предсказание не зашифровано, но смысл его неоднозначен. Интересен вопрос, как следует понимать истинность такого предсказания. Как осуществление одной из смысловых возможностей? Интересно, что такие предсказания могут нести весьма существенную информацию, резко ограничивая общее число возможностей, но при этом быть бесполезными для получателя. ("Падет великое царство" исключает мирный исход.)
       С) Предсказание носит символический или аллегорический характер, т.е. его понимание невозможно без правильного понимания смысла некоторых ключевых слов. В какой-то мере этот способ сокрытия смысла содержит признаки А) и В), но шифровка носит смысловой, а не синтаксический, характер.
       Самой известной иллюстрацией предсказаний этого типа является, пожалуй "Апокалипсис". Хотя количество желающих воспользоваться им как источником предсказаний во все века христианства было огромно, неустранимы были и противоречия между ними, касающиеся конкретного истолкования апокалиптических символов. (Вспомним комичные попытки Пьера Безухова отождествить Наполеона и Антихриста.)
       Возможно, наиболее интересный вариант такой "символико-аллегорической" шифровки - это когда ключом к пониманию смысла предсказания служит само предсказанное событие, ибо только оно позволяет правильно истолковать содержащиеся в предсказании символы. Не следует считать, что подобное истолкование "пост-фактум" необходимо является мошенничеством. Конечно, существуют "безразмерные предсказания", которые "натягиваются" на почти любое истолкование, но нередко предсказание, выраженное в "символико-аллегорической" форме будет истинным лишь в очень немногих "возможных мирах", и таким образом, несомненно, несет немалую информацию.
       В этой статье мы попытались показать, что возможность существования истинных предсказаний и пророчеств сама по себе не ведет к противоречию. Для того, чтобы противоречия не возникали, необходимо лишь соблюдение некоторых ограничений, которые, в принципе, могут быть описаны с помощью логики и по свое сути не слишком отличаются от законов сохранения, рассматриваемых в физике.
       К слову, и многие другие парадоксы, издавна волнующие фантастов, например, связанные с путешествиями во времени и возможностью влиять на прошлое, исчезают, если предположить наличие соответствующих компенсационных ограничений. Нас не удивляет прицип запрета Паули (если задуматься, весьма мистический!), согласно которому, скажем, при определенных условиях две частицы-"фермиона" не могут иметь одно и то же квантовое состояние. Почему же мы не допускаем аналогичного принципа запрета, не позволяющего при путешествии в прошлое влиять на свое настоящее, так сказать, физической невозможности приблизиться к собственному дедушке с целью его убийства?
       Возвращаясь к пророчествам, главный вывод, пожалуй, таков: не исключено, что в нашем мире возможны истинные предсказания и пророчества, но если они возможны, то в большинстве случаев они будут бесполезны, в том смысле, что ими невозможно воспользоваться, чтобы повлиять не предсказанное событие.
      
       Приложения.
      
       В качестве приложений дается несколько текстов, которые "пост-фактум" вполне, причем на основе достаточно жестких критериев, могут рассматриваться как предсказания. В то же время очевидно, что в момент своего появления ими невозможно
       было руководствоваться для предотвращения будущих событий.
      

    1

    Futility - The Wreck of the Titan
    Роман Моргана Робертсона

    Опубликован в 1898 г.

    За 14 лет до спуска "Титаника" на воду

    0x01 graphic

      
       Роман Робертсона рассказывает о корабле под названием "Титан" '.. который был самым большим судном бороздившим волны и величайшим из творений людей'. Не жалели средств, чтобы сделать корабль как можно роскошнее, каюта стюарда сравнивается с "номером первоклассного отеля".
      
       Новейшая технология была использована при строительстве "Титана", включая '..девятнадцать водонепроницаемых отсеков.. При затоплении девяти отсеков корабль останется на плаву, и поскольку ни одна авария на море не способна затопить даже это количество, пароход "Титан" считался практически непотопляемым.
      
       Поскольку "Титан" рассматривался как непотопляемый, на нем имелся лишь минимум предусмотренных законом спасательных шлюпок - 24 - способных взять 500 человек. Этого было недостаточно для 2000 пассажиров на борту.
      
       "Титан" Моргана Робертсона столкнулся с айсбергом в Северной Атлантике и утонул.
       2987 человек погибло в катастрофе.
      
       Морган Робертсон переиздал Futility после гибели "Титаника" внеся ряд изменений, по-видимому, чтобы вернее заработать на катастрофе. Тем не менее совпадения уже в первом издании вызывают изумление.
      
       (В таблице приводятся только наиболее значительные.)
      
        

    Версия 1898

    Версия 1912

    Титаник

      
       Страна

    Британия

    Британия

    Британия

      
       Длина

    800 футов

    800 футов

    882.5 футов

      
       Металл

    Сталь

    Сталь

    Сталь

      
       Вес

    45,000

    70,000

    66,000

      
       Мощность (л.с.)

    40,000

    75,000

    46,000

      
       Число винтов

    3

    3

    3

      
       Мачт

    2

    2

    2

      
       Водонепроницаемых отсеков

    19

    19

    16

      
       Шлюпок

    24

    24

    20

      
       Пассажирских мест

    3000

    3000

    3000

      
       Количество пассажиров

    3000

    3000

    2228

      
       Скорость при столкновении

    25 узлов

    25 узлов

    22.5 узлов

      
       Время столкновения

    Около полуночи

    Около полуночи

    11.40 вечера

      
       Место удара

    Starboard

    Starboard

    Starboard

      
       Месяц

    Апрель

    Апрель

    Апрель

      
       Число спасшихся

    13

    13

    705

      
      
       0x08 graphic
       2
       Вновь богатый зол и рад,
       Вновь унижен бедный.
       С кровель каменных громад
       Смотрит месяц бледный,
      
       Насылает тишину,
       Оттеняет крутизну
       Каменных отвесов,
       Черноту навесов...
      
       Всё бы это было зря,
       Если б не было царя,
       Чтоб блюсти законы.
      
       Только не ищи дворца,
       Добродушного лица,
       Золотой короны.
      
       Он - с далеких пустырей
       В свете редких фонарей
       Появляется.
      
       Шея скручена платком,
       Под дырявым козырьком
       Улыбается.
      
       (А. Блок, "Пляски смерти", ст. помечено 7 февраля 1914: ср. например с фотографиями Сталина 10-х годов)
      
      
       3
      
       Усилий плен.
       Звезда Полынь над шляхом.
       И свет, как пепел
       В седине равнин.
       И домики, пронизанные страхом,
       И дворики,
       И оклик: "Гражданин!"
       Не может сын глядеть спокойно
       На горе матери родной,
       Не будет гражданин достойный
       К отчизне холоден душой...
       Не будет, правда, и в апрельском блеске,
       В голубизне, милиционеру честно
       Горя душой, предъявит паспорт свой...
       (...)
       (Стихи автора, 1976: за 10 лет до Чернобыля)
      
      
       4
       Арзамаса какого-то ужас,
       (...)
       Точнее, шагало тело
       По платформе. Дорога глядела
       В глаза. В затылок - рассвет.
      
       (Стихи автора, конец 80-х: за несколько месяцев до взрыва железнодорожного состава с боеприпасами в Арзамасе)
      

    5

      
       Роман "Трудно быть богом" Стругацких. Читатель может сам оценить, не оказались ли пророческой догадкой (по отношению к России!) некоторые образы и ситуации этого романа - например, образ "бесцветного" дона Рэбы...
      
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Соловьев Сергей Владимирович (soloviev@irit.fr)
  • Обновлено: 12/05/2009. 23k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.