Аннотация: Роман-финалист Международной премии им. В.П. Крапивина-2010. Здесь размещена первая часть новой редакции в том виде, в котором была опубликована в журнале "Октябрь", N10 - 2016.
ДЕНДРАРИЙ
- Заносчивый и высокомерный мальчишка! - сказал Крюк. - Готовься встретить свою судьбу.
"Питер Пэн"
Часть первая.
Гурий. Школа пилотирования.
Глава 1
Уйма историй началась с того, что кто-то к кому-то пришел. Ко мне, например, Шпажник. Я его не приглашал. Даже не знал, кто он такой.
Шпажник заявил о себе громкими щелчками по оконному стеклу.
Сперва я подумал, в окно врезался жук. Хотя насекомые обычно летят на свет, а в моем было темно. Когда щелчок повторился в третий раз, я не выдержал. Жук попался слишком настырный. И вообще, все это больше напоминало стрельбу сухим горохом или, хуже того, галькой.
Я подошел к окну и начал открывать. Решил: сейчас узнаю, кто там безобразничает. Наору как следует, а заодно проветрю. Было душно, словно я долго просидел внутри водолазного костюма с плохой подачей кислорода. Окно я задраил с вечера. Последние дни августа выдались холодные, не хватало еще заболеть перед началом учебного года. Несколько раз я промахнулся в темноте, нащупывая оконные задвижки. Мимоходом подумал, почему незаметно ни огонька в доме напротив. Да и самого дома не видно. Распахнул створку и тут же схлопотал в лоб. Снаряд отскочил, срикошетил от рамы и упал на подоконник. Орех. Обыкновенный лесной орех. Но кто стал бы вот так запросто разбрасываться лесными орехами?
- Привет! - крикнул мне тот, кто разбрасывался.
Я поднял голову.
Исчез дом напротив. Куда-то подевалась вся улица. Зато появились огромные деревья со стволами в несколько обхватов. Мой дом стоял не в городе, а в лесу. Верхушки деревьев поднялись над крышей. Вот тебе и девять этажей. Звезды, казалось, раздвигали гигантские ветви, любопытствуя, что творится на земле.
- Привет!
По руке стукнул другой орех.
В развилке ближайшего дерева-исполина расселся мальчишка. Я различал только силуэт. Снайпер взмахнул рукой и запустил в меня еще одним снарядом. Я вдруг понял: тот снова летит мне в лоб - и поймал. Если кто-то думает, что поймать летящий в темноте орех легко, пусть попробует, а я погляжу.
- Класс! - выкрикнул мальчишка.
- Ты чего кидаешься? - крикнул я в ответ и удивился, какой у меня тонкий голос. Почти такой же, как у возмутителя спокойствия.
Чтобы вы знали - я человек взрослый. А учебный год послезавтра начинался не только у меня, но и у моих студентов.
- Я думал, ты меня сразу не найдешь, - сказал мальчишка с дерева.
- Нашел, - ответил я. - Чего надо?
- Я за тобой, - сообщил метатель орехов.
- А ты кто?
- Шпажник.
Ничего себе, подумал я. Это у него имя, прозвище или род занятий?
- А тебя как зовут? - строго спросили с дерева, как отзыв на пароль.
Вообще ни в какие ворота не лезет. Пришел за мной и еще спрашивает, как зовут.
- Обухов Кирилл. - Я проглотил отчество. Выговаривать его моим нынешним голоском - просто смех.
- Все правильно, - ответил Шпажник. - Только ты не Кирилл.
- Не ври!
- А ты проверь.
- Как?
- Обернись хотя бы. Ты один?
Я обернулся. Глаза уже привыкли к темноте... даже слишком. Не скажу, что я видел, как при свете, но почти, почти. Кровати у меня не было, один диван. Старинный, перешедший по наследству, с пружинами, резной спинкой и полочками, чтобы держать там всякие мелкие штуки вроде стаканчика со вставной челюстью. Сейчас на диване кто-то мирно спал, не раздеваясь и подложив ладонь под щеку. На полу валялась раскрытая книга. Подойдя и заглянув спящему в лицо, я увидел себя.
А ведь это я читал книгу. Только не помнил, что случилось потом.
- Ну как? - донеслось с улицы.
Я попятился, почему-то опасаясь, что тот, другой я вот-вот очнется.
Снова выглянул наружу:
- Тут два меня!
- Еще бы, - отозвался Шпажник.
- Если настоящий я - там, кто тогда я?
Фраза получилась дурацкая, но я был уверен, что мальчишка меня поймет.
- Вы оба настоящие. Ты вылезай, рассказывать долго, а нам до конца ночи надо будет вернуть тебя обратно.
Что он имел в виду, я почему-то сразу догадался. Вернуть меня - чтобы я снова залез в человека. Стал с ним одним целым. Тут меня нехорошо осенило. Я что, своя собственная душа? Но прямо спрашивать об этом у Шпажника не решился.
- Долго я тут сидеть буду? - поторопил Шпажник. - Я не кот ученый.
- Как я тебе вылезу? - огрызнулся я. - Седьмой этаж вообще-то!
- Ветку видишь? Слева от окна?
Ветку я разглядел. Достаточно мощная. Она упиралась в стену, словно дерево хотело подвинуть дом.
Я уже приготовился закинуть ногу на подоконник, как вдруг заметил... э-э... еще одну трудность. В таком духе выразился бы тот Кирилл Петрович Обухов, который спал на диване и отродясь не получал лесным орехом в лоб.
Мне некогда было изучать свой нынешний облик. Я отметил лишь тонкий мальчишеский голос. Теперь же, уперев колено в край подоконника, осознал: колено-то голое.
Опустив ногу на пол, я впервые осмотрел себя нового.
На мне ничего не было. Только собственная кожа. А телосложение нормальное, как у людей. Точнее, как у мальчиков. По крайней мере, на бесплотный дух я точно не походил. Вот, оказывается, почему я промахивался мимо оконных задвижек. Просто я сейчас намного ниже ростом.
Но являться в таком виде Шпажнику мне, конечно, не хотелось. Вылезать я передумал.
- Эй! - крикнул я. - А чего ты вообще за мной пришел?
Моего лучшего друга звали Гурий Викторов. Я потерял его, когда нам было по десять лет. Девять из них мы провели на улице Луговой, в соседних домах. Срок достаточный, чтобы исследовать окрестности поперек и вдоль. Но Гурий всегда что-то искал, и каждый день мы находили новое, еще не изученное место.
Летом это удавалось особенно легко. Улица так зарастала, что по вечерам напоминала жуткий лес. Если автомобиль двигался по самой середине, нахальные кусты все равно обшаривали его двери и стекла, как ночные разбойники обыскивают карманы прохожих. Дома тут стояли деревянные, одноэтажные и очень старые; по вечерам тени глотали их один за другим под тревожную дробь кузнечиков.
В сумерках на Луговой начиналась таинственная и зловещая жизнь. Крадучись сновали юркие хищные динозавры. Из подворотни сгоревшего дома Басмановых скалил зубы тасманийский сумчатый волк. Каким ветром его к нам занесло, мы не знали, но были абсолютно уверены, что он там. Кружила над дворами огромная полосатая птица воронетка: наполовину ворона, наполовину птеродактиль. Птица крала все блестящее, но не брезговала и детьми. Еще рыскали по Луговой коварные марсиане. Они не все вымерли от земных болезней, когда в начале двадцатого века вторглись на нашу планету. Один экипаж сумел приспособиться. Свой поломанный аппарат марсиане прятали в заброшенном бомбоубежище, а по ночам ловили одиноких прохожих для экспериментов. Так ни за что пропал пьяница Вахрушин: его тело потом нашли в канализационном люке. С марсианами враждовали киборги - "проволочные гады". Впрочем, к людям "проволочные гады" относились еще хуже, чем к марсианам.
Но с Гурием я ничего не боялся. Он многое умел. А еще постоянно придумывал новые игры. Стоило нам что-то начать, как сразу подтягивался народ и затея приобретала всеуличный размах. Гурий никогда не был особенно сильным или спортивным, но почему-то казалось, будто он, не слишком высокий, мог заглянуть через твою голову.
А потом... Отец Гурия преподавал математику в технологическом институте. Здоровье у профессора Викторова всегда было неважным, а тут он разболелся еще сильнее. Врачи посоветовали сменить климат. Отец Гурия списался-созвонился с друзьями из южных городов и навел справки. Пригласили его работать в Севастополь. Семью профессор, разумеется, забрал с собой. Вот и все дела...
- А ты Гурия откуда знаешь? - спросил я Шпажника.
- Его тут все знают.
Тогда это точно он, подумал я.
- А зачем я ему?
- Ты ведь его друг. Он так сказал.
У меня ни с того ни с сего заныла правая рука. Хуже того, на ней обнаружился длинный рубец от запястья почти до самого локтя. Но я готов был поручиться: никогда у меня этого рубца не было. Впрочем, по сравнению с моим раздвоением это казалось пустяком.
- Сейчас, - крикнул я и отвернулся от окна.
- Жду, - милостиво разрешили с ветвей.
Надо было во что-то одеться. Я снова посмотрел на второго меня, спящего на диване, и подумал, а какой сейчас Гурий? Такой, как я, который стоит спиной к окну? Или как тот, который дрыхнет?
Я снова перегнулся через подоконник. Оказалось, Шпажник не терял времени даром и перебрался ближе к основанию ветви. Готовился меня страховать.
- Слушай, - сказал я, - а через дверь и по лестнице нельзя?
- Можно, - отозвался Шпажник. - Но так быстрее.
- Понимаешь... Я не могу.
- А чего? Ветка-то вон какая толстая.
- Да я не про то. У меня одежды... нету.
- А! Ну так поищи.
- Где?! У меня вся одежда - для взрослых. Детей у меня нет, младших братьев тоже.
- Как знаешь. - Шпажник беспечно прислонился к стволу. Видимо, он примирился с мыслью, что придется ждать еще. - Свет включи!
Он надо мной насмехается, решил я, и все же отправился к выключателю. Его я тоже почему-то нашел не сразу. Хотя кнопку в своей комнате мог отыскать даже с завязанными глазами. Ну, с поправкой на мой теперешний рост.
А при свете я не узнал комнаты. Все было другим. Вещи, обои, мебель. Только приглядевшись, я понял, в чем дело. Это была моя комната в старом доме! Я жил там с родителями.
От современного жилища остались диван и книга на полу.
Плафоны люстры походили на планеты с кольцами орбит. На шкафу красовалась так и не доклеенная модель космической ракеты. Под стулом в углу, как находка археолога, смирно дожидались своего часа тронутые ржавчиной гантели. Помнится, я тренировался с ними регулярно, примерно раз в месяц. С плаката за мной следил Брюс Ли, а из-за его плеча - нарисованный китайский дракон.
Две пары глаз напомнили мне: на улице, между прочим, ждут. Я двинулся к шкафу, вытащил трусы, футболку, джинсы и жилет со множеством карманов - во времена моего детства такие были большой редкостью. Затем пошарил в прихожей и раскопал кроссовки. Посмотрелся в зеркало. Там я увидел себя в возрасте лет двенадцати.
- Наконец-то! - приветствовал Шпажник, когда я снова показался в окне. - Я уж думал, ты какой-нибудь взрослый костюм перешиваешь.
- Это не моя квартира.
- А чья?
- Ну, она как у меня в детстве.
- А! Здесь так бывает.
- Что еще взять с собой?
- Себя, - ответил Шпажник. - Остальное можешь бросить. Да, и свет выключи.
- А этого... - Я махнул в сторону дивана. - Тоже тут оставить?
- Ничего с ним не сделается. Потом опять в него вселишься.
Перелезать по ветке было все-таки боязно. Один раз я посмотрел вниз, в темную бездну, и чуть не сорвался. Но в конце пути Шпажник протянул мне руку и втащил в развилку.
Затем мы спускались. Шпажник лез сноровисто, как будто путешествовал тут раз по десять на дню, я полз за ним по стволу, то и дело замирая. Потом Шпажник сказал: "Прыгаем!", и я, не думая, прыгнул. Мне почудилось, мы падали несколько минут. Шпажник приземлился на ноги. Я кувырнулся.
- Ничего. - Он глядел на меня сверху вниз. - Привыкнешь.
Я устыдился тому, какой неуклюжий, и резво вскочил.
На дереве у меня не было времени рассмотреть своего проводника. А сейчас появилось. Шпажник был ниже меня почти на голову, но выглядел ровесником. Носил коротенькую авангардную стрижку с вихром на лбу. Фигура крепкая, мускулы - позавидуешь, словно их обладатель только и делал, что занимался физкультурой. Вообще, Шпажника можно было принять за сына богатых туристов из далекой страны, который пустился в бега и проплутал по нашим лесам несколько дней. Такого костюма, как у него, я нигде не видел: карманы в неожиданных местах, головоломные застежки и сам крой необычный. Впрочем, я же не девчонка, чтобы разбираться в этих тонкостях.
Точно. Дом двенадцать по моей улице. А мой - номер восемь. Куда остальные пропали? Этот вопрос я и задал Шпажнику.
- Откуда я знаю? - ответил тот. - Может, им не время еще переходить.
Глава 3
Проводника мне явно прислали очень опытного. Шпажник находил совершенно незаметные тропы, пролезал, увлекая меня за собой, сквозь проломы в стенах, а один раз мы балансировали по ветхому мостику через заросший пруд. На пруду горланили лягушки. Я попробовал мысленно нарисовать по голосу их вид и размеры - и плюнул: слишком жуткие создания получились. Вообще, каких только шорохов и рычаний я не наслушался. А Шпажнику было хоть бы что. Одно слово - абориген.
Нам нередко встречались здания. Большей частью разрушенные, иногда словно разрезанные пополам упавшим деревом. Попадались и вполне крепкие, но без единого светлого окна.
- А Шпажник - это имя или прозвище? - шепнул я проводнику.
- Имя.
- А какие у вас еще есть?
- Тимьян. Донник. Незабудка. Тис...
- Они что, все означают какие-то растения?
- Ну да. - Шпажник тоже говорил негромко.
- А как тогда тут зовут Гурия?
- Гурий.
Мы шли по улице, застроенной двухэтажными домами. Оконные стекла были выбиты, крыши заросли травой. Ветви уже не сплетались над нашими головами и не скрывали звездной шапки космоса. Глаза настолько привыкли к ночи, что я даже прочитал вслух название под одной из крыш:
- Улица Гоголя.
- Деревня Гоголя, - поправил Шпажник. - Тут нет города. Улицы, которые остались, - они сами по себе.
Я отлично знал улицу Гоголя, хотя бывал там нечасто. В этом странном измерении мой город существовал, но лес изменил его до неузнаваемости. За деревней мы ступили на неширокую тропинку. Справа поднимался склон холма, слева зиял заболоченный овраг и открывался вид на реку.
- Кирилл, - вдруг позвал Шпажник, - у тебя кровь.
Я сразу понял - это о моей руке. Все время, пока мы шагали от моего дома, рубец давал о себе знать. Откуда только взялся?
- Порезался, наверно, - ответил я Шпажнику.
- Сейчас. - Проводник наклонился и принялся что-то искать в траве вдоль тропинки. - Вот, - выпрямился и протянул мне два листа. - Приложи.
Следопыт - он и есть следопыт.
- Это что? - спросил я.
- Как что? Подорожник. Мы до школы не дойдем, а уже заживет.
- Так мы в школу?
- В школу, в школу. Тише!
Я недоверчиво приложил мокрые листья к руке, и они как-то сразу прилипли. Мы продолжали шагать под звездами. Я точно помнил: путь от моего дома мы начали по лиственному лесу. И вдруг переместились в джунгли, самые настоящие. Я почувствовал границу: стало вдруг намного теплее, а сильный холодный ветер подул в затылок. А когда ветер стих, звезды над головой уже подмигивали сквозь пальмовые листья. Невидимые звери даже рычали как будто на другом языке. Лианы паутиной затянули одинокие дома. Раз мы снова вышли на улицу - назвать ее деревней у меня бы язык не повернулся. Была она очень узкая, а остатки фасадов напоминали об архитектуре Италии или Испании. Из кустарника высовывалась статуя, накренившись, как Пизанская башня. Я не сразу ее разглядел: вьющиеся побеги одели скульптуру в маскировочный халат с капюшоном.
Этой статуи больше нет на Земле, почему-то решил я. Джунгли взяли ее себе потому, что на нашей планете о ней забыли. Статуя ветшает, но держится и будет держаться еще очень и очень долго. Может, кто-то, вот как я теперь, побывает здесь, найдет ее, запомнит вид, а потом подскажет своей Оболочке сделать что-нибудь похожее. Тогда джунгли отступят, а на скульптуре затянутся все выбоины и восстановятся отколотые куски.
Тут я даже отпустил листья подорожника, которые все же придерживал. Те упали под ноги. Мельком я увидел: все зажило больше чем наполовину. Шпажник сказал правду, хотя с чего бы ему врать.
Что еще за Оболочки? Откуда я узнал про скульптуру? Ниоткуда. Не мог я знать. Даже думал про нее как-то не так, обычно у меня мысли иначе текут.
Значит... Это не совсем мои мысли.
"Ага", - отчетливо прозвучало в голове.
- Я их читаю, - сказал я вслух.
- Тише ты, - шепотом отозвался проводник.
"Я читаю мысли", - сказал я уже про себя.
"Внутренний голос", - снова раздалось в голове.
- Тут мы его можем слышать. Друг у друга, - очень тихо, но вслух произнес Шпажник. - Но так мы только в джунглях общаемся. В школе - нет.
- Почему?
- Нельзя. Гурий говорит, надо развивать речь.
М-да, порядки у них, подумал я. Интересно, услышал ли меня Шпажник? А вслух я тихо спросил:
- А что это за место?
"Дендрарий", - проводник снова перешел на беззвучный диалог.
...Повесть Шпажника я пережил, как бомбардировку. Мир вокруг содрогался и после каждого сотрясения возвращался на место уже чуточку другим. За дорогой я давно не следил: если Шпажник мог и рассказывать, и вести, то у меня получалось что-то одно. Я бы даже затруднился назвать, сколько времени мы так прошли. Может, порядочно, а может, совсем ничего.
Дендрарий находится на границе сна и яви. Он как бы везде и нигде одновременно. Его нельзя считать отдельным миром, хотя все, кто здесь живет, любят говорить о Земле как о другой планете. Сюда можно попасть лишь во сне, да и то не в каждом. У некоторых такие сны случаются редко-редко, раз во много лет.
Ходит легенда: однажды кто-то прибыл с Земли, вот как я теперь, а на нашей планете он работал ботаником. Огляделся - и назвал окружающее Дендрарием. Так оно и осталось. В древние времена, конечно, Дендрарий называли по-другому. Здешние растения - не совсем растения. То есть у них, с одной стороны, всё как у земных: корни, листья, клетки. А с другой - они все равно что аккумуляторы человеческих мыслей. Хорошие мысли для них - вода, плохие - удобрения. Или вроде углекислого газа: дендрарийские растения потребляют их, но вместо кислорода преобразуют в разные полезные вещества. Благодаря таким веществам местные лекарственные травы лечат в десятки, а то и сотни раз лучше наших.
Свой Дендрарий есть у каждого земного города, поэтому тут много знакомого. Но только на первый взгляд. Все постоянно меняется. Одни земные дома появляются, другие исчезают. Вот почему я не видел зданий с моей улицы.
С Землей тут все же больше различий, чем сходства. Нельзя почему-то путешествовать из одного города в другой. Закон какой-то, еще не открытый. Кто-то из местных даже придумал гипотезу, будто Дендрарий - он вроде галактики. На каждой планете есть только один обитаемый клочок, а на нем - только один населенный пункт. А Земля как бы центр этого мироздания. Но проверить гипотезу еще никто не смог. Есть ли другие города прямо на этой планете или их нет - так и осталось загадкой. Почти сразу за городской окраиной на юге начиналась непроходимая пустыня, на западе - горный массив выше Гималаев, на севере - тундра, которая скоро переходила в вечные льды, а на востоке - бескрайний океан. Никто из пилотов не одолел ни одной из преград. Не пересек, не переплыл и не перелетел на самодельном планере или воздушном шаре. Каждой экспедиции приходилось возвращаться несолоно хлебавши. Совсем маленьких надолго не отправишь, а тем пилотам, кто постарше, нужно отправляться в главное путешествие - на Землю. В урочный момент их тянет обратно в город, успеть перенестись в новорожденную Оболочку.
Вот тут я Шпажника остановил. Даже заговорил вслух:
- Подожди, какие Оболочки? Мы кто? Души людей?
- Не-а, - ответил Шпажник. - Мы пилоты.
- Пилоты чего?
- Не чего, а кого! Человеческие пилоты.
- У человека не бывает пилота. Он же не летательный аппарат.
- Очень даже бывает. Ты же вот есть.
Хороший довод, подумал я. Ведь в себя-то я верю. Значит, должен поверить и в пилотов, и в Оболочки.
- А у тебя где Оболочка? - поинтересовался я у Шпажника.
- У меня-то как раз нет. Я еще не родился.
Час от часу не легче.
- Кто такие пилоты?
После ответа Шпажника мир опять содрогнулся.
На Земле я слышал выражение "творческий дух". Только думал, это фигура речи. А оказалось - правда. И неудивительно, ведь фигуры речи людям подсказывают пилоты. Те самые "духи творчества" или "внутренние гении", про которых на Земле столько легенд. Справедливости ради - ими самими и созданных.
Слово "пилот" обитателям Дендрария нравилось больше, чем "гений". Потому что для них быть гением - нечто само собой разумеющееся, как для человека - быть человеком, а для кошки - быть кошкой. У каждого из них - вернее, у каждого из нас - есть какой-то дар. Не превращать его во что-то реальное для пилота все равно что для легких человека не превращать кислород в углекислый газ, а для растения - не перерабатывать углекислый газ обратно в кислород. Но в Дендрарии особенно не развернешься. Пилот должен уходить на Землю. А на Земле ему нужна Оболочка. Как скафандр для космонавта. Иначе долго не протянешь, не та среда. Хотя без Оболочки некоторое время тоже можно путешествовать. Если вовремя возвращаться обратно в Дендрарий, это почти безвредно. Кое-кому из пилотов даже нравится от случая к случаю выбираться на Землю и там шалить. А в нашем мире тогда слагают истории о привидениях и полтергейсте. Его ведь так и называют - "шумный дух".
Пилоты могут слышать внутренний голос. С его помощью они общаются со своей Оболочкой. Но при желании слышат еще и чужие. Внутренний голос тише обычного и быстрее теряет силу на больших расстояниях. Но этот голос и не создан для переговоров.
Я вспомнил, что на Земле читал иногда книжки, где авторы норовили внутренний голос передать. На таких страницах не было точек и запятых, только набор слов. Ведь чтобы говорить, нам надо делать вдохи и выдохи. А внутренний голос от дыхания не зависит. Может болтать весь день без передышки. Хорошо пилоты ловили не всю эту трескотню, а только те отрывки, какими хотели поделиться. Но чтобы было понятнее, я нашу беззвучную речь описываю по-нормальному, с точками, запятыми и большими буквами.
Услышав о земных привидениях, я спросил, почему они часто выглядят как взрослые люди, ходят в саванах и старинных костюмах. Судил я по фильмам, потому что ни одного настоящего призрака, разумеется, не видел.
"А что, подурачиться нельзя?" - ответил Шпажник.
Разве я сам никогда не играл в привидения, замотавшись в простыню? А пилоты - рыжие? В Дендрарии старинного барахла полным-полно. Чего только в пустых домах не найдешь: и платья с кринолинами, и парики напудренные, и камзолы.
Вообще, именно Оболочка мешает на Земле увидеть Дендрарий как он есть. Потому что забирает слишком много ресурсов. Совсем маленькие дети, у которых Оболочка еще слабенькая, вполне его воспринимают. Но им никто не верит.
Я тут же подумал обо всех созданиях, населявших Луговую нашего детства. Значит, они были не совсем выдуманными.
"А что было раньше, Земля или Дендрарий?" - спросил я Шпажника.
Точно никто не знал. Думали, скорее всего, Земля. Даже наверняка. Идет этакий круговорот. Пилот растет здесь. Потом рождается на Земле. Растит Оболочку. Вместе с ней строит дома, к примеру. И только после этого дома появляются в Дендрарии, никак не наоборот. Дендрарий не смог бы появиться без людей, Земля очень даже могла бы. И потом, Дендрарий для Земли - что-то вроде запасников музея. Сюда обязательно попадают земные произведения искусства и хранятся, даже если люди их давно разрушили, сожгли или просто потеряли. Но хранятся не просто так: забыли на Земле - и у картин блекнут краски, статуи теряют руки-ноги, на кинопленке появляются дефекты, а из книг пропадают страницы. Вспомнили - краски наливаются цветом, у скульптур вырастают новые конечности (да-да, из камня и бронзы), фильмы сами собой реставрируются, а книжные страницы возникают снова. Попадает сюда не все подряд, а только настоящие шедевры. Или очень близкие к ним вещи. Остальные... может, рассеиваются в пути или еще что. Тоже какой-то закон неоткрытый. На Земле не проходят испытания временем, а тут - вроде как пространством.
Словом, люди ежесекундно создают Дендрарий своими мыслями. Но поскольку у многих землян в голове каша, то дендрарийская флора растет беспорядочно и город превратился не то в лес, не то в пустырь. Раньше, если верить летописям, здесь везде проходили красивые величественные улицы, а деревья росли в аллеях и живописных парках, потому что пилоты тренировались в архитектуре и строительстве. А теперь вот...
"Больше не тренируются?"
"Еще как! - ответил Шпажник. - На компьютере".
Ничего себе, подумал я. У духов - компьютеры. Правда, и духи, получалось, были какие-то ненормальные. Можно даже сказать, ненастоящие.
Я хотел еще порасспрашивать, но вдруг услышал:
"Тихо!"
Шпажник остановился, и я тоже замер.
"За мной!" - Проводник уже исчезал в ближайших темных кустах. Я - за ним, как и было велено. Мы явно поменяли маршрут.
Место я узнал. Не так уж далеко от моего дома, между прочим. А ведь шагали и шагали.
Мы оказались на футбольном поле. В Дендрарии от него осталась небольшая площадка с воротами, которую почему-то не захватила тропическая поросль. Шпажник остановился на месте голкипера.
"Вы где?" - спросил он.
"Справа, - ответил чей-то внутренний голос. - Сейчас выйду".
Что-то в голосе показалось мне непривычным. Вдруг осенило: да он же девчоночий! Надо же, без звука, а все равно есть различия.
Сверху за нами надзирала дендрарийская луна, раза в полтора крупнее земной. Какие тут должны быть приливы, интересно?
Кусты зашуршали, и оттуда по правде выбралась девочка. Светловолосая и коротко стриженная, а еще высокая, выше меня, с ладной фигурой гимнастки. Из-за спины торчали лук и оперение стрел.
- Это Кирилл. С Земли. Друг Гурия, - негромко, но вслух представил меня Шпажник.
- Мандрагора, - протянула мне руку девочка.
Если Шпажник смотрелся растрепанно и диковато, то девочка выглядела аккуратной, хотя лицо разукрасил затейливый узор маскировочной краски. Ничего себе косметика. Костюм девочки тоже отличался от одежды Шпажника - я представил, как Мандрагора не пробирается, а просачивается сквозь джунгли и те сами раздвигаются перед ней.
В Мандрагоре чувствовалась постоянная готовность двигаться. Даже сейчас она словно замерла на старте. Руку жала крепко - я решил, при желании могла бы ее сломать.
- Может идти? - спросил Шпажник. Я сначала не сообразил и подумал, это обо мне.
- Нет, - сказала Мандрагора.
Повернулась и опять исчезла в кустах. Проводник устремился следом.
Скоро я увидел раненого. Тот с закрытыми глазами лежал на самодельных носилках из двух длинных палок, ремней и лиан. Одежда разительно отличалась от той, что я увидел на Шпажнике и Мандрагоре: грубая, порванная в нескольких местах рубаха без рукавов и штаны до колен. На босых ногах много ссадин.
Рядом находились еще двое мальчиков. Оба поднялись нам навстречу. Их костюмы напоминали одеяние Мандрагоры.
- Лунник. - Девочка показала мне на того, кто постарше, лет девяти.
Волосы пилота чернели под тезкой Луной. О ней же напоминал большой выпуклый лоб. Я зачем-то мысленно пририсовал Луннику очки.
- Тюльпан, - кивнула Мандрагора на малыша лет семи, с темным ежиком на голове. - А это Майник, - указала на раненого.
"Кто с тобой?" - внутренним слухом поймал я вопрос к моему проводнику. Никто из подчиненных Мандрагоры не открывал рта, но мне показалось, что спрашивал Лунник.
"Кирилл. Он с Земли. Друг Гурия".
"Тот самый?"
Почему-то снова кольнуло правую руку. Выходило, в Дендрарии я был известной личностью.
- Здравствуйте, - сказал я вслух.
Мне кивнули.
"Где?" - услышал я внутренний голос Шпажника.
"Час ходьбы отсюда".
Мандрагора, Лунник и Тюльпан обнаружили Майника случайно. Скорее всего, его ранили не там, и к ветле он пришел или приполз. Пилот успел сказать только два слова и потерял сознание. Два слова: "комендант" и "Гурий". Мандрагора с Лунником как могли обработали раны, потом соорудили носилки и понесли бесчувственного товарища в школу. Тюльпан еще слишком маленький и нести не мог. Зато у него, как у всякого новичка, внутренний голос более звучный. Вот он и докричался до Шпажника.
Я готов был взорваться вопросами, но вместо этого предложил:
- Давайте понесем мы со Шпажником. Мы все-таки посильнее...
Запоздало припомнил рукопожатие. А Шпажник глянул на меня одобрительно:
- Да, мы понесем.
- Будем меняться, - сказала девочка.
Мы подхватили носилки. Майник оказался совсем не тяжелым.
В роли проводника теперь выступала Мандрагора. За ней шел Тюльпан, а Лунник замыкал нашу колонну.
"Далеко до школы?" - спросил я, причем не Шпажника, а как бы всех сразу. Я уже различал, когда говоришь только одному и другие тебя не слышат, а когда говоришь для всех пилотов, что есть поблизости.
"Двадцать кварталов", - сообщил Лунник.
"Какие в лесу кварталы?!"
"Это город", - напомнил Шпажник, как будто я сам не знал. Хотя впору было запутаться. То деревни, то кварталы.
"Вы тоже проводники?" - спросил я Лунника.
"Мы разведчики, - ответила за него Мандрагора. - Патрулируем территорию пилотов. Хвойный и лиственный лес. А еще ходим на разведку в джунгли".
"С кем вы тут воюете?"
"Мы не воюем", - хором заявили Лунник и Шпажник.
"А как же раненый?"
"Из концлагеря сбежал".
Ничего себе! - не выдержал я. - Лагеря есть, а войны нет?
"Говори про себя, - одернула Мандрагора. - Лагерь один. У нас перемирие с пустотелыми".
"Это еще кто?"
"Оболочки без пилотов..." - сказал Лунник.
Он вводил меня в курс недолго. Но за это время мы успели перейти из тропического в обычный русский лес. На границе снова бушевал ветер. И я обрадовался, что мы так быстро унесли ноги из джунглей. Сейчас поймете почему.
Людей в Дендрарии нет. Или еще не люди, или уже не люди. Бывает так, что у пилота не выходит применить свой дар на Земле. Ну там несчастные случаи и еще что-нибудь в таком роде. Тогда, если Оболочка умирает, пилот может вернуться, а затем попробовать снова. В нашем Дендрарии такое случается редко, а в индийских - сплошь и рядом. Вот и верят потом люди в переселение душ.
Но куда чаще бывает по-другому. Оболочка, которая должна защитить пилота на Земле, порабощает его. Для начала - лишает воли. Пилот ни о чем не догадывается, ему кажется, все идет как надо. Только в Дендрарий он уже выходить не может. И не хочет. А потом вообще забывает, что он пилот. А потом Оболочка его просто-напросто переваривает. Он ничего при этом не чувствует, кроме душевной боли или, скажем, депрессии.
Уничтожив пилота, Оболочка-скафандр делается пустотелым. Со стороны перемену часто и не заметишь. Даже видимость дара сохраняется. Но когда срок земного путешествия кончается, Оболочка переходит в Дендрарий. Земля отбрасывает ее, как отработанную ступень космического корабля. Только самого корабля уже нет.
Сначала Оболочка, разумеется, ничего не понимает. Но затем она обязательно находит других пустотелых и те объясняют ей, что к чему.
"А если Оболочка не переварит пилота - что тогда?" - перебил я Лунника.
"Никто не знает, - ответила Мандрагора. - Они к нам не возвращаются, ни пилот, ни Оболочка... Давай я тебя сменю!"
Наверное, она заметила, что я иду медленнее.
- Шпажник, а ты? - спросил я вслух.
- Не устал, - бодро ответил Шпажник. Чуть-чуть улыбнулся и заявил: - Я сейчас в полном расцвете сил. Мне скоро на Землю.
- И я не того... - запротестовал было я, не желая выглядеть слабым при девочке.