Аннотация: Рецензия на фильм "Суррогаты". "Если", N12 - 2009.
В известном всем фильме школьник Сыроежкин извлек массу выгоды и неприятностей, посылая на уроки своего робота-двойника. В новом фильме "Суррогаты" подобная ситуация доведена до крайности: двойник есть практически у каждого представителя среднего класса.
Правда, в отличие от Электроника, такие "друзья" не имеют самостоятельного сознания. Здесь уже вспоминаются дубли из "Понедельника начинается в субботу". Инженеры хотели как лучше - помочь инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата. А получилось как всегда - человечеству оказалось выгоднее стать инвалидом, но уже духовным. И вот Америка и весь остальной "цивилизованный" мир (про Россию почему-то молчат) превратилась в виртуальность наяву: живые люди днями напролет лежат в специальных креслах, а по улицам ходят киборги, дистанционно соединенные с центральной нервной системой своих операторов. Это вам не Матрица, двойника можно хоть из самолета выбросить без парашюта, оператору ничего не будет. Однако, как показывает практика, все когда-нибудь случается в первый раз...
Про сам фильм можно сказать словами Витьки Корнеева из того же НИИЧАВО: "Хороший дубль, развесистый... Анекдоты, стойку делает, танцует как вол..." Почему дубль? Несмотря на то, что "Суррогаты" сняты по оригинальному графическому роману, фильм сконструирован, как его основные герои-роботы, - на типовой каркас натянуто индивидуальное, но все же искусственное лицо. Типовой же каркас таков: в общество настоящего или недалекого будущего вводится фантастический элемент, который меняет весь уклад жизни, но таит в себе некую потенциальную угрозу и дробит социум на своих приверженцев и противников. В "Я, робот" и менее известном "Подразделении Т" это были андроиды, в "Людях Икс" - мутанты, в "Особом мнении" - ясновидящие в полиции, а в недавнем "Районе N9" - инопланетяне. Как правило, в таких картинах главным героем выступает бывший или действующий служитель закона, который пережил личную трагедию и к тому же пострадал от новой системы. Как правило, всем заправляет одна могущественная структура - коммерческая или государственная. Как правило, в завязке сюжета лежит преступление.
Практически один в один мы видим это и в "Суррогатах". Однако из Витькиной характеристики пришлось вырезать фразу "Дурак дураком". Все подобные картины неизменно претендуют на то, чтобы считаться "кино со смыслом" - не менее, чем на высокую кассу. И нередко оправдывается хотя бы последняя претензия. Но в случае с "Суррогатами" вышла осечка: на большом экране ленту ждал решительный провал.
Кто виноват? "Суррогатная" фабула, хотя аналогичная и насквозь компилятивная лента об пришельцах в Йоханнесбурге незадолго до этого прошла "на ура"? Брюс Уиллис, который в очередной раз "вылез из люка и спас планету"? Репутация Джонатана Мостоу, ответственного за неудачный тюнинг "Терминатора 3"? Наконец, спецэффекты - а прыжки электронного Уиллиса и его напарницы, показанные на полном серьезе, выглядят карикатурно?
Однако на фоне огрехов постановки нельзя не увидеть и очевидный шаг вперед для Мостоу после пресловутого третьего явления народу киборга Т-800, причем сделанный на том же "андроидном" поле и с теми же сценаристами. За историей о роботах, посадивших людей под добровольный домашний арест, лежит едкая сатира на человеческий мир с его подправленными в "фотошопе" иллюстрациями красивой жизни. Следить за этими деталями и штрихами фильма куда интереснее, чем за традиционно предсказуемой детективной интригой. Суррогаты ходят к таким же суррогатам в салоны красоты, чтобы поправить овал лица; киборг-"мажор" презрительно называет обычного прохожего "мясом"; армия ведет войну не известно с кем и не известно за что (впрочем, известно - как всегда, за демократию), но для операторов эта война не отличима от компьютерной "игрушки". "Будь счастлив, мистер Манекен!" - когда-то давно пел Высоцкий в другом фантастическом фильме, "Бегство мистера Мак-Кинли". Прошло тридцать с лишним лет, и манекены научились по-настоящему вылезать из витрин и двигаться. Может, именно это и оттолкнуло массового зрителя - нежелание отказываться от иллюзий? Недаром вместо ядерной катастрофы "Восстания машин" тут все наоборот - апокалипсис наступает не для людей, а для машин, и обрюзгшие белковые, выйдя на улицу, впервые за много лет жмурятся от солнца и с удивлением смотрят друг на друга.
Но продолжения не будет, это не "Терминатор". Законы глянцевого шоу-бизнеса неумолимы: нет успеха - нет сиквела. Хотя, как следует из фильма, законы святы, да исполнители - лихие... суррогаты.