Аннотация: Рецензия на анимационный фильм "9" Шэйна Эккера. "Если", N11 - 2009.
Выход версий короткометражных фильмов, переснятых начинающими режиссерами в "полный метр" уже превращается из тенденции в правило. Подобно тому, как некоторые писатели обкатывают идеи для крупной прозы сначала в форме рассказа. Видимо, таков один из ответов западной кинофантастики на давно отмеченный кризис идей.
Любопытно, что дебютанты пытаются сказать нечто свое в идейном плане. Но больше у них все же получается удивить скорее формой и жанровыми играми. Психоделический стимпанк "Франклин" Джеральда Макморроу, квазидокументальный боевик "Район Љ 9" Нила Бломкампа, наконец, анимационный постапокалипсис "9" Шэйна Эккера. Да что там, сам Тим Бартон собрался превратить в полнометражную ленту свой короткий черно-белый фильм "Франкенвинни", снятый на заре карьеры. Последние два имени тесно связаны в нашей истории.
В 2006 году короткометражный мультфильм Шэйна Эккера "9" выдвигался на "Оскар". На фоне завоевавших признание зрителей трехмерных мультиков студии "Пиксар", этот выглядел более чем самобытно. В мрачном мире, явно пережившем техногенную катастрофу и всеобщую войну, две живые тряпичные куклы с цифрами "5" и "9" на спинах, вели борьбу с механическим псом, который охотился за их внутренней субстанцией-"душой". Заветной статуэтки Эккер, успевший поработать у Питера Джексона над спецэффектами к "Возвращению Короля", не получил, но обратил на себя внимание. Причем внимание двух режиссёров, совершенно различных по творческой манере и даже стране проживания, однако имеющих одинаковые инициалы "Т.Б.". Первый из них - упомянутый Тим Бартон. Его влияние сильно чувствуется в короткометражной "девятке": начиная от общей готической эстетики и заканчивая титрами. Другим оказался Тимур Бекмамбетов, который в тот момент еще не работал в Голливуде. Однако, по его словам, лишь только посмотрев оригинальный мультфильм, принял решение спродюсировать его полнометражную киноверсию. Бартон и Бекмамбетов возглавили команду продюсеров обновленного варианта.
В номинированном на премию киноакадемии фильме персонажи не разговаривали, объясняясь жестами. В полнометражной версии этот ход решили не повторять, чтобы не придавать фильму излишний арт-хаусный оттенок. А раз так, то встал вопрос с голосами. И здесь сработал знакомый ход: именитые актеры, прочитав сценарий и увидев оригинал, легко соглашались на масштабный эксперимент. В англоязычном варианте кукол озвучивают почти сплошь звезды: от "оскароносных" Мартина Ландау и Дженнифер Коннели до Элайджи Вуда, подарившего свой голос заглавному герою. А поскольку к проекту приложил руку Бекмамбетов, то отечественный дубляж тоже собрал целое созвездие. Мы слышим голоса и ветеранов Геннадия Хазанова и Валерия Золотухина, и постоянного бекмамбетовского актера Константина Хабенского, и нескольких популярных телеведущих. Среди последних - Тута Ларсен, которая однажды приняла участие в коллекционном дубляже бартоновского мультфильма "Кошмар перед Рождеством" от канала ТНТ. Русский перевод выполнил свободно владеющий несколькими языками писатель и журналист Дмитрий Глуховский, автор раскрученного "постапокалиптического" романа "Метро 2033".
В итоге Эккер выдал еще один гибрид авторского кино с блокбастером, где в то же время вполне органично ужились сказочно-готическая атмосфера кукольных фильмов Бартона с эффектным действием, свойственным жанровым постановкам Бекмамбетова. Хотя пожертвовать пришлось не только "немотой" персонажей, но и налетом сюрреализма. В коротких "Девяти" зритель не понимал, что это за куклы бегают по экрану, откуда они взялись и для чего механическому псу их "души". В длинном варианте Эккер все-таки объясняет, что же, собственно говоря, происходит. Число кукол расширилось - их именно девять, как в названии, и каждая обладает собственным характером, хотя в дальнейшем мы узнаем, что между ними куда больше общего, чем могло показаться. В отличие от оригинального мультфильма, в начале повествования кукольным героям здесь известно ровно столько же, сколько зрителю, и лишь постепенно складывается полная мозаика, где части окончательно встают на свои места только под финальный закадровый монолог.
Не везде, тем не менее, подробный рассказ пошел ленте на пользу. Там, где лакуны замещались фантазией зрителя, потребовалось вставить более или менее логичное сюжетное обоснование. И здесь как раз оригинальности хватило не вполне. Апокалипсис наступил после того, как машины восстали против людей, и тех не осталось вовсе. Поэтому знамя борьбы приходится брать в свои искусственные руки куклам, среди которых появляется лидер и идеолог сопротивления. Фабула напоминает пародию на отгремевшую незадолго до выхода мультфильма четвертую серию "Терминатора". Правда, "человечки" здесь вышли куда живее большинства повстанцев под началом Джона Коннора. Возможно, выглядят они так по контрасту со своей изначально "неживой" природой.
Видеоряд и правда получился изумительным. Если кукольный "Труп невесты" Тима Бартона и Майка Джонсона выглядит трехмерной компьютерной графикой, то в "9" все наоборот: 3D-картинка виртуозно мимикрирует под кукольную анимацию. Особенно напоминает это знаменитые мультфильмы Гарри Бардина, где вещи превращались в одушевленные существа. Эккер создавал среду и персонажей из вполне материальных предметов, найденных на свалках и затем с помощью сканера переведенных в виртуальное пространство. Например, две куклы сделаны на основе садовых перчаток. Все это делает происходящее максимально достоверным и заставляет забывать не только о том, что перед нами сказка, но и о нестыковках сюжета (скажем, зачем все-таки нужны были куклы, если машины, уничтожившие человечество, неминуемо остановились бы сами от недостатка энергии?).
Создатели почему-то всячески подчеркивают, что снимали фильм-предупреждение об опасности того, что творения человека выйдут из-под его контроля. Однако эта тема уже стала общим местом, начиная с "Франкенштейна" и заканчивая тем же приснопамятным "Терминатором". В то же время, вольно или невольно, Эккер ввел и более глубокий, философский пласт. Созданная отчаявшимся ученым "по своему образу и подобию" кукла под номером "9" вместе с "соплеменниками" проходит духовный путь, знакомый едва ли не каждому человеку. От непонимания "кто я?" и поисков своего места в мире к осознанию ответственности не только за свои действия, но и за то, что натворили предшественники.
Любопытно, что противостояние бездушных механизмов и одухотворенных кукол напоминает и расстановку сил в кинофантастике. Громыхающие многомиллионные конструкции против относительно малочисленных картин, в какие действительно вкладывают душу. Кто победит? А это уже зависит от нас с вами - на кого больше в кино ходить будем.