Шушпанов Аркадий Николаевич
Французские горки

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шушпанов Аркадий Николаевич (sci-fi@inbox.ru)
  • Обновлено: 31/12/2009. 4k. Статистика.
  • Статья: Критика Фантастика в кино
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на новую экранизацию романа Жюля Верна "Путешествие к центру Земли" с Брэнданом Фрэйзером. "Если", N11 - 2008.

  •   Синематограф недаром появился на родине Жюля Верна. Первая экранизация увидела свет еще при жизни "отца-основателя научной фантастики". С тех пор киноверсии его романов шли в ногу с прогрессом: освоили звук, цвет, а теперь - шагнули в третье измерение.
      
      Если составить хит-парад самых популярных у экранизаторов книг великого француза, то в тройку ведущих, наряду с приключениями капитана Немо и Филеаса Фогга, наверняка войдет "Путешествие к центру Земли". Впервые роман перенесли на пленку еще на заре кино - девятиминутная "немая" лента вышла во Франции в 1910 году. Классической постановкой считается американская экранизация 1959 года, где роль Лиденброка исполнил знаменитый в то время Джеймс Мэйсон, ранее создавший на экране образ Немо.
      Следующие полвека текст Жюля Верна неоднократно превращали в движущиеся картинки. Но кроме испанской постановки 1976 года, все остальные предпринимались только на телевидении. Часто - в виде рисованных мультфильмов. Во французском мультсериале "Необыкновенные путешествия Жюля Верна" профессора Лиденброка озвучил Пьер Ришар. До недавнего времени наиболее известным в России был американский мини-сериал 1999 года, поставленный Джорджем Миллером (не путать с Миллером, который придумал и срежиссировал "Безумный Макс"!).
      В 2008 году появились сразу три игровых экранизации разного формата и "весовой категории". Новое телевизионное "Путешествие..." стало римейком упомянутой классики 59-го, где фабула более напоминала хаггардовские "Копи царя Соломона". Свое "прочтение" на DVD представила и независимая студия Asylum, избравшая стратегию экипажа "Антилопы-Гну": в ходе кинопробега вперед громкого блокбастера она выпускает дешевый фильм с идентичным или очень похожим названием. Так было с "Войной миров", так было с "Я - легенда" ("кунг-фу-версия" с Марком Дакаскосом "Я - Омега"). Наконец, на большие экраны вышел сам громкий блокбастер, первое в нашем столетии полноценное киновоплощение. Вот только действительно ли полноценное?..
      Понимая, что в XXI веке зрителя трудно удивить историей про затерянный мир и динозавров, создатели решили сделать фильм полностью в 3D. Руку к производству приложил Джеймс Камерон, известный любовью к техническим прорывам. Кресло режиссера занял пятидесятилетний дебютант Эрик Бревиг, ранее много и плодотворно работавший над спецэффектами. Чтобы придать сюжету дополнительный интерес, авторы не стали делать фильм трехмерной иллюстрацией к роману. Напротив, добавили нотки постмодернизма и модной в свете опусов Дэна Брауна конспирологии - но все это по-минимуму, поместив картину в строгие рамки семейного кино. Сам Жюль Верн выведен закадровым героем, а его книга постоянно находится в руках у персонажей. Ведь по сюжету, писатель не был фантастом, он не выдумывал свои произведения, а описывал то, что видел и знал. Существует даже негласное общество, которое занимается "расшифровкой" текстов француза. Так, "Путешествие к центру Земли" содержит ключ к реальному пути в подземный мир через жерло вулкана в Исландии. Этот путь и проделывает троица героев, "скомплектованная", как в романе: профессор, его племянник и местный проводник. Но семейно-голливудский формат внес свои коррективы: профессор здесь, разумеется, - американец, племянник - тинейджер, а проводник - симпатичная блондинка.
      Кино научилось творить чудеса, не только обманывая правдоподобием. Аттракцион из парка развлечений оно способно превратить в жанровый шедевр, а книгу, наоборот, в аттракцион. Зритель видит не столько фильм, сколько цепочку виражей, - и не столько видит, сколько, по замыслу, участвует, будто катаясь на американских горках. Графика тоже рассчитана на стереоскопическое восприятие и в обычном кинотеатре выглядит довольно грубо. Актерам же остается лишь подыгрывать залу, изображая реакции на новые зигзаги маршрута, и время от времени шутить. Причем артисты собрались не последние - тонкий и разноплановый Брэндан Фрэйзер, которого публика отчего-то принимает лишь в приключенческих боевиках, и юный Джош Хатчерсон, драматически прошедший по "Мосту в Терабитию".
      Возможно, не слишком далек тот день, когда мы сможем отправиться в тематический "Мир Жюля Верна" и, надев сенсорный костюм, безопасно испытать на себе все, что пережили его персонажи. Хорошо, если не вместо чтения... Вот поэтому создатели 3D-версии не устают фокусировать камеру на потрепанном томике "Путешествия к центру Земли". А сверхзадача фильма выражена возгласом мальчика Шона в минуту очередной трехмерной напасти: "Я должен был прочесть эту книгу!!!"

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шушпанов Аркадий Николаевич (sci-fi@inbox.ru)
  • Обновлено: 31/12/2009. 4k. Статистика.
  • Статья: Критика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.