Шушпанов Аркадий Николаевич
Мистер Икс

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шушпанов Аркадий Николаевич (sci-fi@inbox.ru)
  • Размещен: 04/10/2009, изменен: 04/10/2009. 15k. Статистика.
  • Очерк: Критика
  • Фантастика в кино
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья о фантастических фильмах в карьере актера Хью Джекмана. "Если", N6 - 2008.

  •   Если верить фильму "Престиж" и автору первоисточника Кристоферу Присту, иллюзионный трюк состоит из трех частей: пролога, превращения и собственно престижа. Творческую биографию исполнителя главной роли Хью Джекмана тоже можно изложить по канонам классического фокуса.
      
      
    Пролог
      
      Баскетбольный рост, фигура спортсмена, лучезарная улыбка, большие темные глаза - актеры с такой внешностью обречены на роли первых любовников и репутацию плэйбоев. По крайней мере, в Голливуде. Однако, Джекман - австралиец, и вписываться в голливудские стереотипы не собирался и не собирается. Он утверждает, что никогда не ставил себе цели стать кинозвездой, а верил в случай. Женат уже более десяти лет на женщине значительно старше его и воспитывает двух приемных детей с темным цветом кожи. Стандартным не назовешь и детство будущего актера. Хью Майкл Джекман родился в Сиднее 12 октября 1968 года, пятый ребенок в семье английских эмигрантов. Когда Хью было восемь лет, мать вернулась на родину, предоставив отцу воспитывать детей самому. Отец прекрасно справился с задачей. А после второго брака его семейство приросло еще больше, и Хью перестал быть младшим.
      Лицедейством он заинтересовался достаточно поздно, в студенческом театре Сиднейского технологического университета, где Джекман заканчивал факультет радиожурналистики. Хотя позднее в одном из интервью говорил, что стал артистом, потому что с детства увлекался сериалом "Пятница, 13-е" и мечтал сыграть Джейсона. Впрочем, в интервью Джекман любит пошутить.
      Так или иначе, Хью начал серьезно подумывать о профессиональном актерском образовании. И тут вмешался первый случай. Обучение сценическому мастерству стоило три с половиной тысячи австралийских долларов. Именно такую сумму оставила Джекману в наследство покойная бабушка, и тот посчитал это знаком свыше. Ради образования даже отклонил предложение сняться в телесериале "Соседи", с которого началась популярность многих австралийских "звезд": Кайли Миноуг, Натали Имбрулья, Гая Пирса. Зато по окончании Западно-австралийской академии исполнительских искусств Джекман сразу же получил главную роль в многосерийной тюремной драме "Корелли". На съемочной площадке он познакомился со своей будущей женой, актрисой Деборой Ли-Фернесс, к тому моменту уже достаточно известной в Австралии. Разница в возрасте молодой пары составила восемь лет.
      Телевизионную карьеру Джекман удачно совмещал с театральной, неоднократно получая престижные местные награды. Появился и в двух независимых кинопостановках. Но особенный успех ему принесли мюзиклы: Джекман великолепно танцует и поет. Здесь он впервые прикоснулся к "фантастическим" ролям, спев партию в "Красавице и чудовище". Мюзиклы открыли ему дорогу и на лондонские подмостки. А там уже было рукой подать до Америки.
      
      
    Превращение
      
      Мир узнал Джекмана совсем не таким, каким видели его театральные зрители. Тот превратился в обросшего, звероподобного и яростного обладателя стальных когтей. Одним словом - в Росомаху из комикса "Люди Икс" (2000). Утверждению на роль снова поспособствовал случай. Первоначально Логана по прозвищу Росомаха должен был сыграть земляк и коллега Джекмана Дагрей Скотт, который в это время снимался у Джона Ву в "Миссия: невыполнима 2". Как нередко бывает, съемки затянулись, и актера пришлось заменить. Джекман не смог лично прилететь из Лондона на первый этап кастинга и выслал свою видеозапись. Режиссер Брайан Сингер мгновенно принял решение в его пользу. А первый автограф "от Росомахи" Джекман дал уже в аэропорту Торонто, едва только приехал на очную кинопробу. До того он имел весьма смутное представление о персонаже. И Джекман, и Сингер были новичками в мире комиксов "Марвел". Дуэт потратил недели, обсуждая, какой должна быть центральная фигура в команде мутантов (хотя формально главный герой фильма - профессор Ксавье в исполнении Патрика Стюарта). Найти верную интонацию австралийцу оказалось нелегко: агрессивный и вспыльчивый Логан обладал характером, прямо противоположным его собственному. К этому примешались чисто физические трудности: австралийцу, выросшему в теплом климате, было очень тяжело переносить канадскую зиму и выдерживать натурные съемки по колено в снегу.
      Образы "Людей Икс" изначально создавались как более сложные, а перипетии - более драматические, чем это делалось раньше в экранизациях комиксов. Джекман передает внутренние противоречия героя. Его Логан - грубиян, сквернослов и волк-одиночка, но одновременно он вызывает сочувствие, измученный потерей памяти, да еще и безответно влюбленный. Впоследствии практически по такой же схеме будет создан экранный образ Хеллбоя, но это уже совсем другая история.
      Успех "Людей Икс" закономерно привел к съемкам сиквела. Джекману представилась возможность глубже раскрыть характер Росомахи. Если в первой серии его герой выбирал между индивидуализмом и "коллективом" других мутантов, то во второй уже проходить испытание ответственностью. А незаурядные хореографические данные позволили актеру блеснуть в сценах боев.
      Впоследствии Джекман сделался едва ли не самым желанным гостем на съемочных площадках кинокомиксов. Он получал приглашения на роли в фильмах "Сорвиголова", "Халк", "Каратель", "Фантастическая четверка", "Супермен возвращается", "Железный человек". Даже был приглашен стать новым Джеймсом Бондом. Однако Джекман отклонил предложение, не желая на несколько лет связывать свой имидж с одной-единственной ролью. Его постоянным персонажем остался только Росомаха.
      Между двумя первыми появлениями в бакенбардах Логана актер совершил еще один визит в фантастическое кино, уже в ином амплуа. В романтической комедии "Кэйт и Леопольд" он куда ближе к своему "естественному" имиджу. На этот раз персонажем Джекмана стал гладко выбритый, обладающий безупречными манерами аристократ из девятнадцатого века Леопольд фон Маунтбаттен, который случайно попал в самое начало двадцать первого столетия. Создатели фильма искали "свежее" лицо в партнеры признанной звезде жанра Мег Райан. Любопытно, что в реальной жизни Джекман моложе партнерши почти настолько же, насколько моложе собственной жены. Хотя актеру снова достался формально "второплановый" персонаж, Джекман сумел наполнить образ таким шармом, что вывел его на первый план. В основе сюжета - многократно опробованный в кино мотив путешествия "не испорченного" современной цивилизацией человека в оживленный мегаполис. Нечто подобное проделывал земляк Джекмана "Крокодил" Данди. Но образ, созданный Джекманом, более многоплановый. Подобно тому, как Леопольд, снявшись в рекламном ролике, стал мечтой домохозяек, сам исполнитель воплотил на экране новый идеал мужчины: сильного, но обходительного и лишенного "мачизма".
      Облик актера вкупе с комическим даром попытались эксплуатировать и в дорогостоящей фэнтези-постановке "Ван Хелсинг". Режиссеру Стивену Соммерсу требовался более брутальный актерский типаж, чем постоянный исполнитель главных ролей в двух его предыдущих фильмах Брэндан Фрэйзер. Хью Джекман оказался идеально подходящей кандидатурой: как и в случае с "Людьми Икс" он был утвержден режиссером "с ходу". "Женщины его полюбят, а мужчины ему поверят", - мотивировал свой выбор Соммерс. Отчасти Ван Хелсинг напоминает все того же Росомаху: невероятная способность к выживанию, темное и непонятное прошлое, служба в тщательно законспирированной организации по борьбе с монстрами - на деле такими же одинокими и несчастными, как сам протагонист. Джекман попытался показать своего героя в ироническом ключе, понимая всю несерьезность, "игрушечность" картины. К сожалению, сценарный материал ему достался худшего качества, чем Брэндану Фрэйзеру в аналогичной по стилю "Мумии". Актеру почти негде развернуться, кроме action-cцен. Энную долю зрительского внимания перетянули на себя куда подробнее раскрытые отрицательные персонажи, от Дракулы до Джекила/Хайда, и в явном переизбытке нагроможденные компьютерные образы. Той гармонии действия и сантиментов, что была достигнута в "Людях Икс", у Соммерса не получилось, и Джекман затерялся среди спецэффектов, как замок Дракулы среди заснеженных скал.
      
      
    Престиж
      
      Год две тысячи шестой оказался для Джекмана небывало урожайным. На экраны вышли сразу шесть фильмов с его участием, и все так или иначе можно отнести к фантастике. Правда, в двух из них актер лично не появился. Он только озвучил персонажей "трехмерных" мультфильмов "Делай ноги" и "Смывайся". В первом из них Джекману достался пингвин Мемфис, отец главного героя (голос Элайджи Вуда). Во втором австралиец исполняет уже "основную партию": домашний крыс, живущий в семействе из высшего общества. Очевидно, что здесь кандидатура артиста была выбрана по прямой ассоциации с его внешним имиджем "денди".
      Зато картины, где Джекман играл не только голосом, но и "лицом", одновременно явили большой диапазон его профессиональных умений - правда, с разной степенью успеха.
      В триквеле "Люди Икс: Последняя битва" он вернулся к привычным уже когтям Росомахи. Хотя режиссер сменился, а мутантов стало больше, чем в первой и второй частях, вместе взятых, образ Логана нисколько не побледнел на общем фоне.
      "Престижем" в искусстве иллюзии называется апофеоз фокуса, когда после "превращения" объект заново предстает перед глазами публики - но уже под другим углом зрения. То же самое произошло с Джекманом в трех последних на сегодняшний день "фантастических" работах. После семимильных шагов австралийца в массовом развлекательном кино, на него обратили внимание режиссеры-интеллектуалы.
      С неожиданной стороны представил актера многострадальный проект Даррена Аронофски "Фонтан" (другое название - "Источник"). Джекману опять помог случай: от главной роли отказался Брэд Питт. Однако на этот раз случай не помог фильму, хотя с приходом Джекмана проект обрел второе дыхание. Замысел тысячелетней истории любви был дерзновенным, воплощение - адекватно долгим (здесь Аронофски мог бы потягаться с Алексеем Германом). Джекману вновь предстояло задействовать амплуа героя-любовника, но не в одном, а сразу в трех лицах: испанского конкистадора, современного врача-онколога и человека будущего. Он последовательно выстраивает линию перерождения триединого персонажа, который борется за свою любовь в разных мирах - вымышленном, реальном и абстрактном космосе, где можно путешествовать в прозрачной сфере на пару с умирающим деревом жизни. Съемки требовали подвижнических усилий. Четырнадцать месяцев Джекман осваивал йогу. Аронофски вспоминал, что ради одной из сцен актер, обвязанный тросами и прикрепленный к шесту, опускался под воду, принимал позу "полного лотоса" и задерживал дыхание на пятьдесят секунд. При этом приспособление, которое съемочная группа прозвала "аппаратом для барбекю", вращало его, как на вертеле. И так - много дублей подряд. В повседневной жизни Джекман, кстати, регулярно и "добровольно" занимается трансцедентальной медитацией.
      Тем не менее, с "Фонтаном" случилось примерно то же самое, что и с "Ван Хелсингом" - при всей разнице в замахе. Режиссер настолько увлекся визуальной стороной, что она фактически поглотила остальное, включая актерские работы. Результат вышел таким неоднозначным, что ни зрители, ни профессионалы в массе своей не приняли картину.
      Иначе сложилось с Вуди Алленом. Патриарх авторского кино традиционно строил свои ленты именно на тонкой актерской игре. Не стала исключением и новая комедия маэстро "Сенсация". Хью Джекману представился случай сыграть этакого анти-Леопольда, темную личность под маской великосветского франта. Вокруг щеголя Питера Лаймана плетется интрига, и в ячейках этой сети запутались призрак ушлого репортера, раздобывшего компромат даже в загробном мире, начинающая журналистка (Скарлетт Йоханссон) и нелепый фокусник (сам Вуди Аллен). Но и Лайман в исполнении Хью Джекмана далеко не прост: повинуясь замыслу режиссера, актер ловко управляет зрительским эмоциями, вызывая то сочувствие, то подозрения, и только в финале раскрывая карты.
      Съемочная площадка "Сенсации" выглядит своеобразным трамплином к наиболее сложной на данный момент роли Джекмана в уже упомянутой картине Кристофера Нолана с двузначным названием "Престиж". Примечательно: из трех заметных лент об иллюзионистах, вышедших в 2006 году, актер участвует сразу в двух, и в обоих - вместе со Скарлетт Йоханссон. Вживаясь в образ фокусника Роберта Энджера, Джекман посетил шоу Дэвида Копперфильда, и тот даже устроил для гостя экскурсию по собственному музею магии. Энджер и решен как Копперфильд своего времени: он не столько придумывает трюки, сколько артистично их преподносит, пуская в глаза публике золотую пыль. Импозантный и эффектный, он - противоположность своему вечному оппоненту Бордену (Кристиан Бэйл).
      Еще в первом фильме о "Людях Икс" Джекман раскрыл умение "командной игры", органично сосуществуя в кадре с коллегами. Высокий класс он демонстрирует и в экранном "противостоянии" с Бэйлом, заставляя критиков спорить, кто из актеров кого переиграл. В той эволюции характера, которую показывает Джекман у своего героя, есть нечто общее с его работой в "Фонтане". В начале это убитый семейным горем человек, но отчаяние постепенно сменяется одержимостью. Только если Томми Крео в фильме Аронофски одержим научным поиском бессмертия ради спасения своей любви, то Энджер - уже "химически чистой" жаждой успеха. Говоря о фильме, часто забывают, что Джекман, кроме основного персонажа, играет и роль пьяницы-дублера Энджера, демонстрируя еще одну линию погони за "престижем", которая заканчивается уже не трагически, а комически. Это раздвоение придает дополнительную глубину всей истории-головоломке.
      В поисках новых ролей Джекман не забывает и о том, с чего начинал. Несмотря на востребованность в кино, он продолжает театральную карьеру, теперь уже на Бродвее. "Возвращается к корням" в эпической драме База Лурманна "Австралия". А на 2009 год назначена премьера фильма с рабочим названием "Происхождение Людей Икс: Росомаха", посвященная сугубо Логану. В создании картины участвует собственная кинопроизводственная компания Джекмана, поэтому тот получает больший контроль над процессом и над образом. Впрочем, актер утверждает, что самые важные и трудные роли для него - по-прежнему роли отца и мужа.
      Он до сих пор верит в случай. Но, рассказывая об этом, тут же добавляет: "И в работу".
      
      
    Избранная фильмография фантастики Хью Джекмана (до 2010 года)
      
      2000 - Люди Икс (X-Men), реж. Брайан Сингер
      2001 - Кэйт и Леопольд (Kate & Leopold), реж. Джеймс Мэнголд
      2003 - Люди Икс 2 (Х2), реж. Брайан Сингер
      2004 - Ван Хелсинг (Van Helsing), реж. Стивен Соммерс
      2006 - Люди Икс: Последняя битва (X-Men: The Last Stand), реж. Бретт Ратнер
      2006 - Сенсация (Scoop), реж. Вуди Аллен
      2006 - Фонтан/Источник (The Fountain), реж. Даррен Аронофски
      2006 - Престиж (The Prestige), реж. Кристофер Нолан
      2006 - Смывайся (Flushed Away), реж. Дэвид Боуэрс, Сэм Фелл
      2006 - Делай ноги (Happy Feet), реж. Джордж Миллер, Уоррен Коулман, Джуди Моррис
      2009 - Люди Икс: Начало. Росомаха (X-Men Origins: Wolverine), реж. Гэвин Худ

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шушпанов Аркадий Николаевич (sci-fi@inbox.ru)
  • Обновлено: 04/10/2009. 15k. Статистика.
  • Очерк: Критика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.