Аннотация: Рецензия на экранизацию романа Филипа Пуллмана "Золотой компас". "Если", N2 - 2008.
В сказочном мире девочка отправляется на Север, чтобы расстроить планы коварной и прекрасной злодейки. Нет, это не "Снежная Королева". Семейный фильм вызывает протесты католиков. Нет, это не "Гарри Поттер". Путь в кинотеатры указывает "Золотой компас".
Создавая экранизацию первой книги трилогии Филипа Пуллмана "Темные начала", "Нью Лайн Синема" всячески подчеркивала ее преемственность со своей "визитной карточкой" - кинотрилогией Питера Джексона. В рекламном ролике кольцо всевластья демонстративно превращалось в золотой компас. Один из центральных героев, бронированный медведь Йорек Бирниссон, в оригинале разговаривает голосом Йена "Гэндальфа" Маккеллена. В эпизоде появился Кристофер Ли.
Сценарист и постановщик Крис Уэйц, известный фривольной, но ультрапопулярной молодежной комедией "Американский пирог", был выбран, по слухам, из полусотни кандидатов. Уэйц покидал режиссерское кресло, мотивируя решение крайней сложностью задачи, - и возвращался снова. А сложность была отнюдь не в освоении ста пятидесяти миллионов бюджета.
Фильм словно призван был совместить визуальные наработки сразу двух поджанров: эпического фэнтези от "Нью Лайн" и бурно цветущего в последние годы подросткового фэнтези, где сериалом о Гарри Поттере задает планку студия-конкурент "Уорнер Бразерс". Плюс налет "стимпанка", более характерного для аниме. Такой замах вполне отвечал эклектике текста Пуллмана. Однако мегазатратные подростковые сказки нового века часто снимаются в ключе, который не раз называли набором движущихся иллюстраций. В то же время "взрослое" направление допускает больший градус режиссерской свободы ("Властелин колец", "Звездная Пыль"). Уэйц, в основном, точно следует канонам "киноиллюстрации", почти дословно перенося фабулу на экран, хотя время от времени и переставляет события местами. Принципиальных отступлений от книги всего два.
Трилогию Пуллмана нередко называют богоборческим трактатом. Антиклерикальные выпады даже в первой, наименее острой части, - осознанные и яростные. В то же время это художественное произведение, и понимать его нужно скорее метафорически. Но как раз дети и подростки часто воспринимают книги буквально. Уэйц принял соломоново решение и большинство неполиткорректных моментов упрятал в подтекст, ясный только читавшим Пуллмана. Церкви в картине почти нет. Есть абстрактная тоталитарная организация Магистериум, контролирующая все сферы жизни в альтернативной Англии: от науки до религии. Ее резиденция напоминает собор, но христианская символика отсутствует. Лишь самый неприятный персонаж носит имя фра Павел.
В "Золотом компасе" отсутствует и трагический книжный финал-перевертыш с его главным выводом о сущности загадочной субстанции под названием Пыль. Причем финал вырезан "по живому", и действие обрывается на самом интересном месте. Этой удаленной сценой обещали открыть фильм-продолжение "Чудесный нож". Однако хлипкий бокс-офис, - за две недели во внутреннем прокате лента окупила всего около трети бюджета, - поставил под сомнение съемки сиквела. Разве что мировые сборы как-то исправят ситуацию.
А посмотреть есть на что. Провалы в драматургии небезуспешно компенсируются спецэффектами и великолепным актерским составом. Невеликий хронометраж и густонаселенный образный мир не помешали проявить мастерство Николь Кидман, Дэниелу Крэйгу и Сэму Эллиотту. А дебютантка Дакота Блю Ричардс (Лира) чувствует себя абсолютно свободно и перед камерой, и перед именитыми коллегами. Но внимание зрителя у живых актеров решительно отнимает одна из ключевых находок Пуллмана и мощнейшее выразительное средство - дэймоны, души героев в образе говорящих животных. Обаяние разношерстного зверья, дэймонов и панцербьернов, не снижает даже их отчетливо видимая "компьютерная" природа.
В "волшебном шкафу" политкорректности легко заводятся призраки. Картина вызвала резонанс не только у католиков, но и среди русскоязычных блоггеров. И неспроста: наемники-тартары носят казачьи шапки и говорят по-русски, а резиденция Магистериума в Норвегии расписана православными ликами. Что за мешок с Пылью ударил создателей? Скорее всего, то самое "плутовство", как в одноименном фильме с Де Ниро ("Что ты знаешь об албанцах? Кто им доверяет?"). После всех "правок" фильм напоминает бронированного медведя, у которого отобрали броню и заставили выступать перед детьми на ярмарке. Или книгу, где вырвали все страницы, но сохранили обложку и картинки: понимай, как хочешь. Глазам просторно, мыслям - тесно. Не потому ли хочется читать между строк?