Аннотация: Все короткие рецензии, опубликованные в "Если" за 2007 год. Фильмы "28 недель спустя", "Невидимый", "Предчувствие", "Наука сна", "В ожидании чуда".
28 недель спустя... (28 weeks later)
Великобритания, 2007
Производство: Fox Atomic, DNA Films, UK Film Council
Режиссер Хуан Карлос Фреснадильо
В ролях: Кэтрин Маккормак, Роберт Карлайл, Имоген Путс, Роуз Бирн, Макинтош Магглтон, Харольд Перриньо
"Зомби-фильм" - жанр многоликий. Здесь и откровенный трэш, и едкая сатира, и компьютерная "стрелялка" с Миллой Йовович, и экзистенциальная драма Дэнни Бойла "28 дней спустя". И вот, почти двести восемь недель спустя после премьеры оригинального фильма 2003 года, на экраны вышло продолжение. Сам Дэнни Бойл ограничился ролью исполнительного продюсера.
Прошло семь месяцев с тех пор, как Британские острова поразила эпидемия "вируса гнева" - болезни, способной в считанные минуты превратить человека в кровожадную тварь. Войска НАТО объявляют территорию безопасной. В обезлюдевший Лондон возвращаются беженцы. Две сестры находят свою мать, инфицированную "вирусом гнева", - и эпидемия снова захлестывает город. Беженцы оказываются между толпами разъяренных зомби и войсками, которые стремятся любой ценой не допустить распространения инфекции.
Как и полагается сиквелу, фильм сохраняет ключевые моменты оригинала, но увеличивает масштаб событий. Однако по стилистике "28 недель спустя" ближе к недавней фантастической драме Альфонсо Куарона "Дитя человеческое". Действие показано максимально реалистично, снято в документальной манере, часто ручной камерой, и только шок кровавых эпизодов смягчается быстрым "клиповым" монтажом. Авторы не удержались и от постмодернистского цитирования, даже в подборе актеров: Кэтрин Маккормак уже была жертвой кровососа в "Тени вампира", а Роберт Карлайл отметился в фильме с красноречивым названием "Людоед". Впрочем, также не будут разочарованы зрители, далекие от выискивания тонких аллюзий: "экшен"-сцены на редкость изобретательны.
В фокусе внимания режиссера - страх неконтролируемых социальных взрывов, силовое решение которых лишь увеличивает хаос, и размывание нравственных границ на этом фоне. Ленту можно смотреть как метафору едва ли не всех общественных потрясений недавнего времени: от войны в Ираке до событий в Таллинне. Как знать, может, хотя бы 28 месяцев спустя в мире станет меньше "вируса гнева"?
Невидимый (The Invisible)
США, 2007
Производство: Hollywood Pictures, Limbo Productions, Spyglass Entertainment и др.
Режиссер Дэвид С. Гойер
В ролях: Джастин Четвин, Маргарита Левиева, Марша Гэй Харден, Крис Маркетт и др. 1 ч 37 мин.
"Меня никто не понимает, не хочет слушать и в упор не видит" - нередкая проблема в подростковом возрасте и сознании. Как тут может помочь фантастика? Применить эффектный прием: а что, если бы так и было на самом деле, не фигурально, а реально?
И вот героя фильма, тинейджера Ника Пауэлла, уже по-настоящему никто не замечает, потому что тот - не жилец и не мертвец, а кто-то вроде призрака. Школьная банда, которой верховодит местная "бедовая девчонка" Энни, свела с Ником счеты, подозревая в "стукачестве". Внешне благополучный юноша, впрочем, и сам напрашивался, всячески демонстрируя героине свое презрение. Тело Ника, сброшенное в укромный люк, еще подает слабые признаки жизни, а дух неприкаянно бродит среди сверстников и взрослых, пытаясь сообщить: я живой! Но единственная, кто в состоянии услышать и придти на помощь - это как раз его несостоявшаяся убийца Энни...
"Невидимый" как нельзя лучше показывает тенденцию современного кино к стиранию всяческих границ - творческих, географических, национальных. Американский римейк шведской экранизации одноименного романа Матса Валя (кстати, роман недавно переведен на русский язык) снимался большей частью в Канаде. Главную мужскую роль сыграл опять же канадец, Джастин Четвин, знакомый широкой аудитории по "Войне миров" Спилберга, а главную женскую - россиянка Маргарита Левиева. Для режиссера Дэвида С. Гойера третий полнометражный проект также стал выходом за привычные рамки: Гойер более известен сценариями к целому ряду кинокомиксов, от "Блэйда" до "Бэтмен: Начало". Размыты здесь и жанровые линии: в одном сюжете "смонтированы" неторопливая молодежная драма, мистика, романтика и триллер, причем не одновременно, а последовательно, друг за другом. При желании можно отыскать и несколько смысловых пластов. Однако мораль, обращенная к зрителю-подростку, выведена на поверхность: чтобы быть услышанным и понятым, оказывается, даже призрак сначала должен сам захотеть понять других людей.
Предчувствие (Premonition)
Производство компаний Hyde Park Films, Metro-Goldwyn-Mayer, TriStar Pictures (США), 2007.
Режиссер Меннан Япо
В ролях: Сандра Баллок, Джулиан Макмэхон, Питер Стормар, Ниа Лонг, Амбер Валетта и др. 1 ч 50 мин.
Фильмы на тему возможности или невозможности "переиграть" уже произошедшие события стали особенно популярными в "нулевые" годы. Одна из причин: люди двадцать первого века живут в наступившем будущем, а оно оказалось не совсем таким, или даже совсем не таким, каким виделось из прошлого. Кино откликается на это по мере сил. Правда, нынешние герои зачастую пытаются изменить отнюдь не будущее всего человечества, как приснопамятная Сара Коннор, а всего лишь свою личную историю.
Казалось бы, и этот сюжет не выделяется из общего потока. В самом начале фильма на домохозяйку Линду (Сандра Баллок), обрушивается несчастье: в автокатастрофе погибает муж. Однако на следующее утро женщина обнаруживает супруга живым и невредимым. Что же она видела до того: ночной кошмар или предвестье реальной беды? Но дальнейшее не дает ответа, а только увеличивает тревогу. Нечто нарушило последовательность дней, перемешав их, как паззлы: каждое новое утро героиня просыпается или раньше, или позже дня катастрофы. Чтобы решить головоломку и попытаться уберечь семью, Линде нужно восстановить всю цепочку фактов, предшествующих аварии. А новые сутки жизни только подбрасывают неизвестных в это уравнение.
Отличительный признак хорошего фильма, равно как и хорошей книги, - их можно прочитывать и толковать по-разному. Немецкий режиссер Меннан Япо в своем американском дебюте оставляет свободным поле для трактовок происходящего на экране. Что случилось с героиней: божественное вмешательство, темпоральный феномен или просто видение? Любому из этих объяснений легко подыскать доказательства, но объяснения - не главное. К финалу - вполне предсказуемому, - сюжет отчетливо склоняется к философской притче о столкновении рядового "среднестатистического" человека (а кто обыкновеннее американской домохозяйки?) с Неведомым. И вопрос, можно ли изменить предрешенное будущее, отходит на второй план, уступая место иному: что нужно изменить в себе перед лицом будущего?
Наука сна (La Science des rêves)
Производство компаний Gaumont и Partisan Film (Франция), 2006.
Режиссер Мишель Гондри
В ролях: Гаэль Гарсия Берналь, Шарлотт Гейнсбур, Ален Шаба, Миу-Миу и др. 1 ч 45 мин.
Европейская, неанглоязычная фантастика - редкий гость на киноэкранах. Впрочем, французский сюрреалист Мишель Гондри успел сыграть и на голливудском поле "Вечным сиянием чистого разума". В новой работе, снятой опять во Франции, режиссер тоже размышляет о любви и выбирает основным местом действия человеческое подсознание. Только на этот раз обходится без малейшего научного элемента.
Молодой художник Стефан (Гаэль Гарсия Берналь) каждую ночь спасается от ежедневной рутины и скучной работы, убегая в причудливый, феерически красочный мир своих сновидений. Здесь также существуют и Париж, и чудаки-коллеги, и объект желаний - миловидная соседка, у которой с героем так много общего, даже похожее имя Стефани. Лишь в этом мире застенчивый фантазер чувствует себя всемогущим и способным завоевать любовь. Но от самого себя не получается скрыться даже в царстве Морфея. Когда разлад с любимой проникает и сюда, Стефан начинает терять всякое различие между снами и реальностью...
Жанр фильма отечественные дистрибьюторы определили как романтическую комедию. Если с романтикой в ленте все в порядке (а как еще может быть во французской картине?), то юмор у создателей "Науки сна" весьма своеобразный. Того, кто настроится на легкое зрелище в духе незабвенных комедий Франсиса Вебера, ждет разочарование. Действо больше напоминает текстовые лабиринты Виктора Пелевина. Сюжет фонтанирует идеями, вычурными образами, символикой: тут и остановки времени, и проникновение в чужие сны, и репортажи "альтер эго" героя прямо из его черепной коробки. Вместе со Стефаном зритель вынужден блуждать по уровням и закоулкам сознания, попадая в ловушки, расставленные режиссером. Отчасти тяготы путешествия искупает видеоряд. На живописания, "куда приводят мечты", явно потрачена немаленькая часть вполне приличного для европейского фильма бюджета в шесть миллионов долларов. Калейдоскоп изобразительных приемов: от компьютерной графики до кукольной анимации - делает этот артхаусный проект еще любопытнее.
В ожидании чуда
Производство компаний Monumental Pictures Production (США), Top Line Group (Россия), 2007.
Режиссер Евгений Бедарев
В ролях: Екатерина Копанова, Владимир Крылов, Нина Русланова, Антон Макарский и др. 1 ч 37 мин.
Отечественное кино пробивается в кассовые хиты двумя магистральными путями. Первый - спагетти-блокбастеры в духе "наш ответ Голливуду". Второй, открытый фильмом "Питер FM", - романтические истории для молодежи. Сказочно-комедийная мелодрама "В ожидании чуда", по идее, следует второму пути. Однако, как в первом случае, делает попытку перенести на российскую почву еще один голливудский рецепт. Недаром одним из дистрибьюторов выступила компания "ХХ век - Фокс", и рекламный бюджет едва ли не перекрыл производственный. Свою роль в относительном прокатном успехе ленты сыграл и умело подобранный саундтрек. Даже те, кто фильм не смотрел, наверняка слышали песню о "девочке, которая хотела счастья".
Девочку зовут Майя, она работает в питерском рекламном агентстве, страдает от лишнего веса и отсутствия парня, но не делает ничего, чтобы хоть как-то изменить ситуацию. Зато день и ночь мечтает о чуде. Мечты, как ни странно, начинают сбываться. Сперва Майе достается в наследство шикарная квартира с выходом на крышу, а потом в ее жизни появляется невидимый для окружающих "фей третьего разряда". Во всех смыслах нереальный друг показывает своей протеже каскад веселых и поучительных номеров, но в самый ответственный момент, разумеется, пропадает...
Лента нередко вызывает бурный восторг женской аудитории и суровую критику мужской. Восприятие тут зависит от того, примет ли зритель сказочные условности, взглянет ли на происходящее женскими глазами (а современные девичьи стереотипы авторы отыграли на все сто), или же подойдет к сюжету со строгой мужской логикой. Но все же у фильма есть и объективные достоинства. Главным "аттракционом" стал обаятельный и пластичный Владимир Крылов в образе Фея. Вкупе со спецэффектами его игра временами создает ощущение, что мы смотрим русифицированный вариант "Маски". И тем более картина не заслуживает упреков в пропаганде пассивного взгляда на жизнь. Ведь подлинные чудеса в жизни Майи совершаются лишь благодаря ее поступкам.