Великий литературный сыщик Эраст Фандорин погиб, расследуя свое последнее дело. Об этом Борис Акунин поведал нам в романе "Азазель".
Помилуйте, скажете вы, всем известно, что "Азазель" - роман, в котором Фандорин появляется в первый раз.
Согласен. Но и в последний - тоже. В том-то и заключается мастерство писателя детективов, что подлинного убийцу вычислишь не сразу.
Что же случилось на самом деле?
Эраст Фандорин, увы, не избежал зловещих электродов "машины памяти" доктора Бланка. В лаборатории сумасшедшего профессора личность Фандорина была стерта, заменена личностью его шефа, азазелевца Ивана Францевича Бриллинга. А все, написанное со слов Фандорина автором (ибо, хотя роман пишется от третьего лица, все события видятся глазами Фандорина) - чудесное освобождение, смерть злодеев, взрыв особняка - это ложные, наведенные машинкой сумасшедшего профессора воспоминания. То есть взрыв флигеля был, но служил он совсем другой цели - "Азазель" заметал следы.
Доказательства? Они разбросаны по всем романам серии о Фандорине. Перечислю лишь важнейшие.
Бриллинг виновен, с точки зрения пылкого юноши, в самом страшном грехе - предательстве (недаром Дант помещает предателей в последний круг Ада). Фандорин, узнав о предательстве Бриллинга, думает: "паук, ядовитый паук сплел паутину, а я попался". Но после визита к сумасшедшему доктору Фандорин чувствует непонятную привязанность к подарку предателя - револьверу системы "Герсталь" и не расстается с ним никогда, это раз, мыслит "а ля Бриллинг", это два и, главное, перенимает основную ценность "Азазеля" - это три. Помните, леди Эстер говорит молодому Эрасту: "Самый ценный из героев - Азазель, научивший человека чувству собственного достоинства". Все дальнейшее поведение лже-Фандорина построено на самоуважении, подчинено чести.
Далее. "Азазель" - организация сугубо прагматическая, в ней нет места эмоциям и сантиментам. К чему же тогда леди Эстер мстит Фандорину? Она и не мстит. Она устраняет Лизаньку, которая, как жена Фандорина, "Азазелю" безразлична, но как жена Бриллинга-Фандорина является помехой! Она способна заметит внутренний разлад, модификацию поведения, да и просто отвлечь от азазельскоих дел.
Неродовитый, не кончавший университетов коллежский регистратор, "елистратишка" вдруг делает блестящую карьеру, овладевает кучей иностранных языков - это все Бриллинг! А затем покидает службу в России и занимается таинственными делами по всему свету - опять-таки почерк "Азазеля".
Сам Фандорин, быть может, до поры и не подозревает, что он - детище "Азазеля". Бриллинг внедрен в сознание, или, быть может, в подсознание, оттого-то Фандорин и начал заикаться - конфликт личностей. Но в минуты чрезвычайные личность Бриллинга выходит на первый план и заикание исчезает.
И, наконец, улика прямая. У Фандорина появилась седая прядка, что весьма характерно после воздействия на кожу электрического тока!