Аннотация: Рассказ о шахматах с хрюллерским уклоном
Загадка Ј"Гидры"
Недавно в Лондоне прошел любопытный шахматный матч между сильнейшим гроссмейстером Великобритании Майклом Адамсом и аппаратно-программным комплексом ЈГидраЋ. Несмотря на то, что Адамс входит в шахматную элиту и осенью будет оспаривать звание чемпиона мира по версии ФИДЕ, ЈГидреЋ он проиграл безнадежно, проиграл безропотно, проиграл бесславно. Из шести партий ему удалось свести в ничью лишь одну, все остальные завершились катастрофическим разгромом.
Означает ли это, что Рубикон перейден, человек сумел создать настолько ЈумнуюЋ программу, что соревноваться с ней далее дело бессмысленное и даже оскорбительное - как бессмысленно было Джеймсу Уатту меряться силой с созданным им же паровым двигателем?
Возможно.
Но возможно иное.
Проанализировав матч, известный американский мастер Алекс Кэтт (бывший до 1986 года ленинградским пареньком Сашей Котовым) пришел к заключению: под маской ЈГидрыЋ состязался живой шахматист, хотя, возможно, он и не был человеком!
Начинает Кэтт издали.
История противостояния человека и шахматной машины полна загадочных эпизодов. Первый из знаменитых автоматов, детище австрийского изобретателя Вольфганга фон Кемпелена, ЈТурокЋ, потрясал воображение современников: бездушная механическая кукла двигала железной рукой фигуры и двигала так, что очень быстро противники ЈТуркаЋ - а в их числе был и Наполеон - оказывались в безвыходной ситуации. Исповедующие вульгарный материализм скептики толковали о спрятанном внутри гениальном карлике, но найти его не сумел никто, хотя фон Кемпелен любезно раскрывал дверцы, ящики и покровы шахматного стола и самого ЈТуркаЋ, являя взору любопытствующих механизмы, известные нам по фильму ЈТерминаторЋ. Скептики продолжали твердить о зеркалах, создающих иллюзию заполненного пространства, но нащупать эти зеркала так и не сумели.
Тайна автомата осталась тайной: ЈТурокЋ сгорел во время филадельфийского пожара в 1854 году.
Не знал поражений ЈАджибЋ, детище лондонского краснодеревщика Хупера. Потрясающую силу продемонстрировал аппарат ЈМефистоЋ, сконструированный лондонским гомеопатом Гюмпелем. В 1883 году механизму удалось нанести поражение великому Михаилу Чигорину, находящемуся в расцвете своего шахматного таланта. ЈМефистоЋ после ряда блестящих выступлений таинственно исчез в Париже!
Скептики продолжали бормотать о спрятанных среди неких зеркал таинственных шахматистах, но упрятать человека в Јшахматную машинкуЋ, демонстрируемую ленинградским мастером А. Я. Моделем не решились даже скептики: размером ЈмашинкаЋ не превышала обыкновенную шахматную доску, которой с виду и была, правда, высотою с вершок. Черное дерево, слоновая кость. Никаких механических рычагов: фосфорические огоньки на доске указывали, откуда и куда следует идти той или иной фигуре.
Используя машинку, Модель сыграл сеанс одновременной игры по телефону против 10 сильнейших шахматистов. Результат - семь побед при трех ничьих!
Машинкой заинтересовались компетентные органы. Модель рассказал, что ему подарил машинку воронежский мещанин Александр Горохов, нашедший ее при экспроприации революционными массами дворца Ольденбургских в уездном городке Рамони.
Забрав машинку на исследование, компетентные органы оставили мастера в покое...
Один из участников Јтелефонного матчаЋ спустя много лет попытался воссоздать шахматный автомат. Это был шестой чемпион мира Михаил Ботвинник. К сожалению, скудное финансирование и еще более скудная техническая база не позволила ЈПионеруЋ (так поначалу назывался проект Ботвинника) сыграть полноценную партию.
Идею подхватили и развили на Западе, где и с финансированием, и с электроникой дела обстояли лучше. Любительские и коммерческие шахматные программы быстро набирали силу и сейчас лучшие из них - Fritz, Junior, Shredder, HIARCS и другие на равных играют с лучшими шахматистами планеты.
Но - на равных! А проигрыш Адамса ЈГидреЋ оказался настолько сокрушительным, что заставил обратить на ЈГидруЋ самое пристальное внимание.
Шахматные программы - отличные тактики. Если позиция позволяет поставить мат в десять ходов, они найдут эти ходы. Зато стратегическое мышление программ, по признанию самих разработчиков, находится на уровне игрока второго-третьего разряда.
Но партии ЈГидрыЋ отличаются именно глубиной стратегических замыслов, блестящим их воплощением и, более того, в них ощущается логика, дотоле неведомая корифеям шахматной теории. Говоря о программе, нужно помнить, что пишут ее люди, и они не могут заложить в нее то, чего не знают сами. Создатели ЈГидрыЋ Мухаммед Насер Али, Ульф Лоренц и Крил Доннигер, очевидно, талантливые программисты, но как шахматисты-теоретики они величины самые незначительные. Помощь Кристофера Лутца, гроссмейстера-тестера, безусловно, важна, но трансформировать видение гроссмейстера в программный код пока никому не удавалось. Откуда же у ЈГидрыЋ столь неожиданно глубокое, воистину нечеловеческое понимание шахмат?
Шахматные программы пишут для того, чтобы их продать.
Опыт предыдущих матчей показал, что главная цель этих состязаний - создать благоприятное мнение о программном продукте и тем самым повысить уровень его раскупаемости. В случае же с ЈГидройЋ данное положение неприменимо: на рынке нет такого продукта!
Нет, потому что его просто не существует!
Алекс Кэтт заявляет: Адамса победила не бездушная программа, а живое существо! Машинная составляющая, базирующаяся на 64 процессорах Intel Xeon 3.06 Ghz (суммарно примерно в сто раз мощнее современного персонального настольного компьютера) - не более, чем маска, трюк, призванный отвлечь публику от подлинной сущности противника.
Какова же эта сущность? По мнению Алекса Кэтта, она на виду: использован прием, известный по рассказу Эдгара По ЈПохищенное письмоЋ. То, что хочется спрятать, следует выставить на всеобщее обозрение. Никто всерьез не воспринимает ни название ЈГидраЋ, ни изображение противника Адамса. А зря. Именно это существо и есть реальный соперник не только Адамса, но и всего человечества. Идет разведка боем, но сражения пока ограничиваются шахматной доской. Чужой, негуманоидный разум прощупывает интеллектуальную мощь потенциального противника.
Возможно, Гидра - пришелец из космоса, но скорее - обитатель земных или водных глубин, представитель древней криптоцивилизации.
Алекс Кэтт призывает: пока не поздно, необходимо призвать под знамена самых лучших шахматистов планеты. Противопоставить нечеловеческому интеллекту блестящий победоносный ум - есть ли более веская причина для возвращения в шахматы Гарри Каспарова?