Ройфе Александр Михайлович
Information must be sold

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 36, последний от 18/12/2008.
  • © Copyright Ройфе Александр Михайлович (royfe@rusf.ru)
  • Обновлено: 20/11/2008. 11k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Оценка: 2.93*45  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья опубликована в газете "Книжное обозрение" от 17-23 ноября 2008 г.

  •   INFORMATION MUST BE SOLD
      Судьба электронной книги на Западе
      
      Воистину, электронные книги стали самым модным технотрендом этого сезона в России. Не осталось, кажется, ни одного уважающего себя издания, которое не разродилось бы заметкой, статьей, а то и целым блоком публикаций о том, что бумажная книга умирает, электронная ей наследует, а будущее книгоиздания туманно... И хотя от реальности подобные заявления далековаты и скорее сходны с ильфо-петровским "Железный конь идет на смену крестьянской лошадке" - зерно истины в них имеется, причем увесистое. Действительно, за последние годы доходы индустрии "ибуков" на Западе возросли, как минимум, в шесть раз, и сектор этот уже вполне сравним по показателям с продажами бумажной литературы. Да и в России с появлением магазина Litres.Ru началось быстрое движение в том же направлении. Впрочем, темой этого материала будет именно зарубежный опыт, тем более ценный для российских книгоиздателей, что крайне редко освещался специализированной прессой.
      
      Оставим прошлое историкам электронного книгоиздания. Пусть они сами вспомнят о том, что "ибуки" сначала появились на Франкфуртской книжной ярмарке как экзотика, "альтернатива", а через несколько лет уже стали центральной темой этого крупнейшего в издательском мире форума. Пусть они со смехом расскажут, как в начале III тысячелетия электронный магазин "Barnes & Noble" отказался торговать "ибуками", потому как, мол, есть для них рынок, но не такой привлекательный, чтобы мы, крутые книгопродавцы, его поддерживали...
      Обратимся к сегодняшнему дню. Зададимся простым вопросом: вот сейчас, осенью 2008 года, что происходит со свежим западным бестселлером в его электронной ипостаси? Попадает ли он в Сеть? Если да, то какими путями? Что его ждет на просторах Интернета?
      А происходит с ним вот что: через короткое время после выхода бумажной книги ее электронная версия, скорее всего, будет выставлена на продажу на специализированных сайтах. К настоящему времени все без исключения крупнейшие западные издательства обзавелись электронными подразделениями. Некоторые (например, "HarperCollins") уже и сами торгуют "ибуками" с собственного интернет-ресурса, причем готовы предложить читателям достаточно широкий спектр форматов. Другие (издательская группа "Random House") целиком полагаются на профессионалов в этой области, доверяя продажи своих текстов таким сайтам, как Amazon.com и Ebookstore.sony.com.
      Последние два имени не случайны. Многие эксперты сходятся во мнении, что продажи электронных книг в мире получили изрядный толчок после появления на рынке специализированных устройств для чтения, которыми наконец стало более-менее удобно пользоваться. Тут и приятная глазу технология "электронных чернил", и удобство навигации и закачки новинок. С навигацией и закачкой особенно преуспел Amazon: его устройство Kindle соединяется с Сетью без участия компьютера, по беспроводной технологии (через провайдеров мобильной связи), пользователь сразу же оказывается на сайте электронного магазина, выбор, оплата и доставка книги занимают считанные минуты. У Sony все сложнее: ее устройство PRS (сейчас в продаже 505-я версия, анонсирована 700-я) требует подключения к компьютеру, на котором, по идее, должна быть установлена программа eBook Library, служащая и для навигации по сайту Sony, и для закачки файлов на устройство (впрочем, закачать можно и обычными файл-менеджерами). В целом пристрастие западного потребителя к специализированным "читалкам" можно сравнить с его же тягой к самодостаточным игровым платформам вроде Xbox и Sony Playstation, и объясняется оно так же: "читалки" проще и удобнее. В России, однако, из соображений экономии по-прежнему для всех на свете целей используется один-единственный домашний компьютер.
      Но мы слегка отвлеклись. Kindle оказался настолько удобен в эксплуатации, что пользователи прощают ему даже проприетарный (закрытый, разработанный только для одного устройства) формат azw, в котором продаются "ибуки" на Amazon. К PRS подход гораздо строже: его проприетарный формат BBeB востребован в куда меньшей степени, пользователи предпочитают читать на этом устройстве файлы txt, rtf и pdf. Вообще, обилие форматов электронных книг, зачастую приводящее к несовместимости "ибука" и устройства (программы) для чтения, рассматривается как один из факторов, препятствующих развитию рынка. Исторически такое обилие понятно: разработчики программного обеспечения подгоняли формат под свой продукт, а качество самой программы служило залогом распространенности формата. Так возникли форматы lit (для программы Microsoft Reader), prc (Mobipocket Reader), pdb (Palm eReader). В русскоязычном интернет-пространстве стандартом де-факто стал мощный fb2, разработанный отечественными программистами на базе языка xml. Тем не менее будущее, скорее всего, за новым форматом ePub, который создали участники Международного форума цифровых издателей (IDPF) на основе того же xml. Если все новые устройства для чтения и все продавцы "ибуков" начнут поддерживать этот формат, проблема совместимости будет ликвидирована на корню.
      Сколько же продается "ибуков" сейчас, когда борьба за универсальный формат, по сути, только началась? Amazon рапортует о том, что через Kindle уходит 12% от общего числа проданных магазином книг (как электронных, так и бумажных). Почти одна восьмая - чрезвычайно солидный показатель, хотя конкретные доходы в долларах так и не обнародованы, к тому же надо учитывать специфику именно сетевого магазина. Еще имеется статистика компании PricewaterhouseCoopers, согласно которой оборот рынка "ибуков" в 2007 году составил 1,3 млрд. долларов. Это всего 1,2% от оборота книжного рынка в целом, но миллиард "зеленых" на улице не валяется, вот издатели и пытаются его заполучить. Перспективы вдохновляют: по мнению того же "Прайсуотерхауса", к 2012 году "ибуков" будет уходить уже на 6,8 млрд. С другой стороны, упоминавшийся выше IDPF дает по 15 крупным американским издателям более скромные цифры: во втором квартале с.г. они заработали на "ибуках" 12 млн. долларов. Тоже симпатичный кусочек, а главное - растет как на дрожжах (см. диаграмму).
      Цены на электронные книги? Мягко говоря, совсем не маленькие - вполне сравнимы с ценами на бумажные издания. Amazon дает линейку от 6 до 12 долларов, у издательств, торгующих в Сети самостоятельно, аппетиты посильней: американское подразделение издательской группы "Penguin" вполне может запросить за отдельные "ибуки" из раздела "non-fiction" и 35 "зеленых".
      Многим потребителям такие цены кажутся явно завышенными. Если возможность прочитать оценивается в ту же сумму, что и материальный носитель, есть ощущение некоей несправедливости. И это подпитывает социальную базу электронного пиратства.
      Да-да, сей феномен отнюдь не является специфичным для Рунета. И на Западе книжки нелегальным образом сканируют или добывают текст иными путями, а потом запускают в незаконный оборот. Хотя, конечно, такого цинизма, какой можно наблюдать у иных держателей русскоязычных сайтов, попросту плюющих на права авторов, у "западников" не встретишь.
      Начать с того, что там вовсе нет так называемых "электронных библиотек", если понимать под последними собрания "ибуков" на все без исключения темы, и обязательно с наличием свежайших бестселлеров. Представительные и очень обширные коллекции электронных текстов - да, имеются, причем подготовлены они очень качественно (один "Проект Гутенберг" чего стоит!). Но входят в них исключительно книги прошлых лет, уже ставшие общественным достоянием. Такого, чтобы кто-то взял, да и выложил объекты авторского права во всеобщий доступ по протоколу http, нет по определению, это "западникам" может разве что в дурном сне привидеться. И дело не только в том, что сразу возьмутся за дело правоохранительные органы, просто сам этот поступок, это покушение на интеллектуальную собственность будет воспринято общественностью как что-то первобытное, как пещерная дикость.
      Конечно, и на Западе имеются свои убежденные борцы за "бесплатное распространение информации", но влиятельность их минимальна, в обществе они играют роль маргиналов. Типичный пример - малоизвестный писатель-фантаст Кори Доктороу, сын преподавателей-троцкистов, не сумевший окончить ни одного из четырех университетов, в которые поступал. А с распространением Интернета, с ростом числа его пользователей даже те, кто раньше считал Всемирную Паутину только недорогим способом сделать себе рекламу, приходят к заключению, что здесь должны действовать те же правила и нормы, что и в реальной жизни. Давным-давно ликвидировало свою "онлайновую библиотеку" издательство "DAW Books" - на нее когда-то много ссылались противники копирайта. В то же время выкладка в Сеть фрагментов произведений стала общераспространенной практикой: с желанием потенциального покупателя "попробовать, а уж потом купить" поневоле приходится считаться; только писатели масштаба Стивена Кинга вправе рассчитывать, что их новый роман будут покупать "не глядя". Вот и размещаются многочисленные отрывки на сайтах авторов, издательств, магазинов, книжных СМИ...
      Но одними отрывками сыт не будешь. Как же удовлетворяют свой книжный голод сторонники Кори Доктороу? Ответ: при помощи программ файлообмена, позволяющих компьютерам связываться друг с другом напрямую. Программ таких немало - это и те, что работают по протоколу BitTorrent, и небезызвестный проект eDonkey. Кроме того, существуют пиратские книжные IRC-каналы, а также файлообменные сервисы по типу Rapidshare - достаточно залить на подобный сервис заархивированный "ибук", а потом дать ссылку в своем блоге - и готово дело, скачать этот "ибук" сможет любой, кто узнает адрес. Справедливости ради нужно отметить, что администраторы файлообменных сервисов с большим вниманием относятся к законным требованиям правообладателей и незамедлительно удаляют контрафактные файлы.
      В целом же ситуация следующая: в англоязычном Интернете можно найти достаточно много объектов авторского права, находящихся в незаконном обороте ("ибуки" - еще цветочки на фоне музыки и фильмов). Однако, во-первых, вы не найдете там всё подряд - подборки электронных книг формируются достаточно случайно, самовольное сканирование в глазах большинства населения есть деятельность предосудительная (прежде всего морально), к тому же никто не зарабатывает на чужой интеллектуальной собственности так, как это делают российские держатели пиратских "библиотек". А во-вторых, пользоваться программами файлообмена сравнительно непросто - у среднестатистической домохозяйки точно не получится. Так что круг пользователей контрафактных файлов заведомо сужен.
      В какой степени положение дел в российском сегменте Сети похоже на то, что мы видим за пределами Рунета? Наверное, в той же степени, в какой вся наша жизнь сходна с зарубежной или отлична от нее. Увы, десятилетия отрицания интеллектуальной собственности сказываются по сей день. Только в обществе, не ценящем своих интеллектуалов, мог родиться законопроект по безвозмездной оцифровке объектов авторского права. Но такое отношение нужно менять, менять безотлагательно, и вдвойне оно недопустимо в органах власти. Потому что общество (особенно сейчас, на постиндустриальной стадии) разивается не тогда, когда интеллектуальные богатства раздаются всем даром. Доступность таких богатств - тоже важная тема, но совсем другая, из области социального обеспечения, пенсий и пособий. Общество же будет развиваться только в том случае, если "творцы контента" получат достойное материальное вознаграждение.
      Потому как соловья баснями не кормят. Даже если это басни о том, что "information must be free".

  • Комментарии: 36, последний от 18/12/2008.
  • © Copyright Ройфе Александр Михайлович (royfe@rusf.ru)
  • Обновлено: 20/11/2008. 11k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Оценка: 2.93*45  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.