Кирпичев Вадим Владимирович
Раскрываем Тайну Любви и Счастья. Цикл Начала Вечности

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 13, последний от 10/07/2019.
  • © Copyright Кирпичев Вадим Владимирович (vkirpichev@mtu-net.ru)
  • Размещен: 01/03/2008, изменен: 18/09/2009. 50k. Статистика.
  • Глава:
  • Скачать FB2
  • Оценка: 5.51*50  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  •   
       Вадим Кирпичев
      
       РАСКРЫВАЕМ ТАЙНУ ЛЮБВИ И СЧАСТЬЯ. Цикл НАЧАЛА ВЕЧНОСТИ.
      
      
      Вы читаете фрагмент книги о любви и счастье, работа над которой практически закончена.
      
      
      
      Книги о любви и счастье подобны инструкциям к бытовой технике - их начинают читать, когда уже почти все сломано.
      
      ЧАСТЬ 1
      
       ЛЮБОВЬ
      
      Тайна пяти тысячелетий
      
       О любви никто на свете
       Верных слов не может выдумать.
       Тихо дует этот ветер,
       Молчаливо и невидимо.
       У. Блейк
      
      Мы привыкли считать, что удивительное чувство любви есть великая тайна. Это действительно так. Сколько мудрецов и поэтов пытались ее, как золотую рыбку, поймать в сети определений, предложений и слов, а она с легкостью ускользала и продолжала резвиться в бурном житейском море. А сколько философов смотрели в лицо этого сфинкса, но так и не разгадали его загадку.
      Тайна любви. Миллиарды людей о любви говорили, миллионы рассуждали, так неужели они до сих пор не смогли ее объяснить? Может быть, искомое определение любви создано? И все не так загадочно? И мудрецы прошлого давным-давно ответили на вечный вопрос?
      История письменности насчитывает около пятидесяти веков. Письмо было создано на рубеже третьего и четвертого тысячелетия до нашей эры (в Египте и Месопотамии) приблизительно в период Урук Ш - Джемдет-Наср. Пять тысяч лет. Пятьдесят веков. Две эры. Неужели за это время люди так и не смогли сочинить и зафиксировать точное определение любви?
      Давайте проверим. Это интересно!
      
      Мудрость веков
      
      Посмотрим, что пишут о любви ученые мужи и откроем энциклопедию.
      Любовь, интимное глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения.
      Формально к данному определению нельзя предъявить претензии. Вроде бы все верно, все гладко. А по сути? Увы, с содержательной точки зрения энциклопедическое определение не выдерживает критики. Здесь мы имеем чистую описательность. Данное определение абсолютно не выявляет сути феномена любви, не проясняет его содержания и поэтому никак не может считаться окончательным и исчерпывающим ответом. Согласитесь, данная формула вызывает массу вопросов. Что за чувство, каков его характер? Ведь и зависть, вспомним Сальери, может быть очень интимным и глубоким чувством, да и направленным на весьма достойный объект.
      Может быть, западный мир знает больше? Уж там мы найдем авторитетное мнение. Проверим и откроем энциклопедию на английском языке. Любовь, - читаем там, - глубокое, нежное, не поддающееся объяснению чувство привязанности, стремление заботиться о ком-то, возникающее как следствии схожести, осознания привлекательности черт или, напротив, исключительности.
      Не поддается в западной традиции любовь объяснению. Об этот прямо пишут западные авторы в многочисленных популярных книжках о любви. 'Химия', 'кемистри' - этим словом сплошь и рядом в англоязычной литературе объясняется феномен любви. Точнее - никак не объясняется. 'Химия', 'кемистри', она либо есть, либо ее нет. Мол, существует некая магия биохимических процессов, пляска известных гормонов, но точно определить ее нет возможности.
      Обратимся к узким специалистам и заглянем в словарь психологии. Но что это?
      Любовь - градационно-повышенное чувственно-эмотивное состояние психики индивида, сынтенционированное на предмет своей симпатии, ...сублимативная модальность-степень чувственно-эмоционального респектположительного эгосимпатизированного отношения...
      И две страницы в таком духе. В чем недостатки такого подхода? Они очевидны. При наличии верных и точных деталей господствует эклектичность и описательность, преобладают второстепенные частности. И самое главное: по-прежнему не ухвачена суть явления. А интуиция нам подсказывает, что суть любви, несмотря на многообразие внешних проявлений, проста и конкретна. В энциклопедиях мы видим один лес, в словаре психологии - отдельные кусты и деревья, когда нас интересует карта леса.
      Не помогут нам мудрецы, философы и поэты, украсившие бриллиантами своих афоризмов страницы книг мудрых мыслей. Дело вот в чем: высказывания мудрецов о любви сплошь и рядом противоречат друг другу
      Любить глубоко - это значит забыть о себе. Ж.-Ж. Руссо
      Истинная сущность любви состоит в том, чтобы... обрести самого себя и обладать самим собой. Г. Гегель
       Так забыть о себе? Или обрести себя? И такие пары высказываний, в которых смыслы спорят друг с другом, можно подбирать десятками.
      За пять тысяч лет, в течение которых человек царапает глиняные таблички, выводит знаки на пергаменте, скребет гусиным пером, стучит по клавиатуре ПК, созданы миллиарды и миллиарды текстов. Увы, ни в одном из них точного определения любви нам не найти. Такого текста просто не существует. Точнее - не существовало.
      
      
      Беата - имя счастья
      
      В последние годы в России по телевизору частенько показывают фильм 'В августе сорок четвертого', в котором эпизодическую роль играет некогда знаменитая польская актриса Беата Тышкевич. Беата - красивое имя, так узнаем же, как оно переводится, и заглянем для начала в латинско-русский словарь.
      Beatus - блаженный
      Beatitudo - блаженство, счастье
      Само имя Беата произошло от древнеримского имени Беатриса: благословляющая, приносящая счастье. Так что не будет большой натяжкой, если имя Беата мы переведем как Дарующая Счастье.
      К чему это вступление? Новые смыслы требуют новых слов. Приступая к проекту науки о любви, мы просто обязаны дать таковой науке подобающее название. Беатология, как мне кажется, название удачное. Ведь мы все стремимся к такой любви, которая приносит счастье.
      
      Беатология - наука о любви и счастье
      
      Большинство теорий - лишь перевод старых мыслей на новую терминологию.
      Г. Ландау
      
      Именно в беатологии мы найдем для себя точное определение любви, искомую дефиницию. Специальной терминологией науки о любви увлекаться не будем, а раскроем суть явления в самом общем, популярном виде, благо, в любви, как в футболе, все разбираются.
      Любовь базируется на желаниях. В ее основе - все те психические напряжения, которые человеку подбрасывает собственное тело и окружающий мир. Страхи, вожделения, потребности, разнообразные стремления - все наша психика способна переработать в любовь и различной степени симпатии, разумеется, при выполнении определенных условий.
      Вспомним, как начинается любовь. Для примера возьмем распространенный случай любви между мужчиной и женщиной. Процесс инициирует либидо, половое влечение. В случае его моментального удовлетворения ничего интересного и чудесного в большинстве случаев в дальнейшем не происходит. Совсем другое дело, если на пути эмоционального потока возникает препятствие, плотина. Тут-то все и начинает бурлить.
      На ум сразу приходит история Ромео и Джульетты, в которой определяющую сюжетную роль играет вражда между семьями Монтекки и Капулетти. Пока мы, зевая, тянемся к яблоку, душа молчит, но стоит получить шлепок по лениво протянутой руке, как запретный плод начинает перевешивать все блага рая. Неудовлетворенное желание, наткнувшись на преграду, достигает степени гипержелания. Тогда и начинаются в психике самые интересные процессы. Гипержелание, это избыточное дерзновение души, зажигает над объектом нимб обещания счастья. Включается фантазия, возбуждаются мечты, начинает работать всем нам знакомый процесс стремления к счастью. Неудовлетворенное желание начинает выискивать объект, способный его удовлетворить, и заранее приписывает ему идеальные свойства.
      Стремление к счастью - ключевое понятие беатологии, ведь именно стремление к счастью есть основной, сердцевинный процесс человеческой психики.
      Стремление к счастью - это мечтания о полном и идеальном удовлетворении желаний.
      Ромео встретил Джульетту. Проснулась юношеская гиперсексуальность и тут же наткнулась на барьер. Давняя вражда мешает исполнению желаний молодых людей, но она же помогает поднять градус стремления к счастью до точки кипения, до уровня бессмертной любви. Стремление к счастью, этот процесс перевода желания в мечты о его абсолютном и идеальном удовлетворении, начинает работать на полную мощь.
      По сути, пьеса Шекспира есть образцовое академическое исследование на тему любви и счастья. В ней четко изложены все этапы и необходимые составляющие любовного процесса.
      1. Желание
      2. Барьер
      3. Объект
      На начальном этапе на вход психики поступает желание. Некое препятствие включает механизм стремления к счастью, и человек начинает мечтать о его полном и идеальном удовлетворении. Если в поле его внимания появляется объект, достоверно обещающий таковое удовлетворение, то дело любви обеспечено.
      
      Внимание! Перед вами точное определение любви
      
      Вот мы и получили искомое определение:
      Любовь - это сфокусированное на объект стремление к счастью.
      Раскроем матрешку определения.
      Любовь - это сфокусированные на объект мечтания о полном и идеальном удовлетворении желаний.
      Если мы ждем от объекта идеального исполнения наших желаний, значит, мы любим его. Для любви желание есть самая настоящая шагреневая кожа, покуда мы желаем, до тех пор мы и любим. Но одного желания недостаточно, требуется еще способность конвертировать свои вожделения в идеальные фантазии, а эта способность вполне индивидуальна. Ну еще и с объектом должно повезти, не каждому дано встретить объект, который возьмет на себя труд обещания идеального удовлетворения.
      Любить можно человека, город, страну, идею, бога, деньги, но в любом случае объект любви берет на себя обязательство обещать нашим желаниям, сулить своими идеальными черточками полное удовлетворение. Отсюда и такая сумятица в попытках прояснения сути любви. Как правило, пестрота наших желаний заслоняет собой простой мечтательный механизм перевода вожделений в любовь.
      
      Беатный механизм психики
      
      Беатология не только называет характер любовных процессов, но четко указывает, в каком мире все происходит.
      Наша вселенная ограничена, диалектична и равнодушна. Устремления души линейны, бесконечны и мечтательны. Амурные фантазии рисуют судьбу прямой солнечной дорогой к счастью, а жизнь горазда на овраги. Мечты линейны. Реальность развивается по спирали. Наши формы мышления и наши мечтания упрощают, идеализируют мир, моделируют его линиями, а он угловат, в нем царят отрицательные обратные связи, которые приводят к затуханию любых действий. На процесс возбуждения нервная система всегда отвечает торможением, за приливом следует отлив, за удовольствием наступает похмелье, но наши мечты знать об этом ничего не желают и всегда устремляются за любые горизонты.
      Любовь базируется на идеальных мечтаниях в неидеальном мире. В нашей вселенной возбужденное неудовлетворенными желаниями стремление к счастью сталкивается с колючей, жестокой действительностью.
      Для фиксации данного смысла и введем новое слово.
      Беатный механизм психики - ключевое понятие беатологии.
      'Беатный механизм психики', - говорим мы, и сразу становится ясно, что речь идет о переводе невыполнимых на данный момент желаний в мечтания о полном и идеальном их удовлетворении. Беатный механизм позволяет человеку получать удовольствия от желаний авансом. Очевиден смысл и следующих слов и выражений.
      Беатные мечтания - мечтания о полном и идеальном исполнении желаний; стремление к счастью - это и есть беатные мечтания. 'Каждый человек имеет право на беатные мечтания' - так будет написано в конституции США, если ее перевести на язык беатологии.
       Беатность объекта - степень обещания, с какой объект сулит счастье, возбуждает заветные вожделения (беатность Джульетты для Ромео близка к максимально возможной).
      Имея в словаре слово 'беатность', мы сможем точнее выражать свои мысли. Нельзя сказать 'прекрасность Татьяны Лариной для Онегина', но можно рискнуть написать 'беатность Татьяны для Онегина была низкой'. Звучит непривычно, но смысл понятен: скромный бриллиант провинциального дворянства не возбуждал любовных мечтаний в столичном светском льве.
      Чем тогда будет любовь на языке беатности? Сфокусированные на объект беатные мечтания - это и есть любовь.
      С помощью нового слова можно будет подмечать такие нюансы как беатные запахи, беатные черты лица и даже беатное белье. Почему нет? Все что обещает нам счастье, попадает под прицел этой лексической единицы. Будущее и прошлое, заморские страны и домик в деревне, лотерея и упорный труд - все использует беатный механизм для обещания сказки. Человек себе польстил, назвавшись человеком разумным, в значительной степени он есть человек мечтающий.
      Напомним, что для запуска беатного механизма психики требуется всего-то два условия. Во-первых, необходимо иметь достаточно мощное желание, которое обеспечит душу энергией: герой должен найти кусок шагреневой кожи, без которого романа не получится. Во вторых, требуется преграда, плотина. Беатный механизм включится лишь тогда, когда желание наткнется на преграду. Именно препона, вставшая на пути вожделения, заставляет бурлить и кипеть мечты, создает над объектом желаний ореол идеальности.
      Не случайно из века в век матери всего мира советуют дочкам многого не позволять молодому человеку на первом свидании. Уместное сопротивление, некоторая недоступность, тайна помогают запустить беатный механизм мечтаний, разбудить то, что обычно называют 'чувствами'. Если девушка умело ведет свою партию, то вскорости молодой человек может так размечтаться, так развести пары в беатной топке, что не успеет и опомниться, как заиграет марш Мендельсона.
      Именно беатный механизм психики дарует нам любовь и счастье.
      
      Преимущества нашего определения любви перед энциклопедическим
      
      Рискну предположить, что только что мы наконец-то сформулировали точную дефиницию, дали исчерпывающее определение любви.
      Снова откроем энциклопедию. В ней говорится, что Любовь, интимное глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения.
      Энциклопедическую формулу сравним с нашей.
      Любовь - это сфокусированные на объект мечтания о полном и идеальном удовлетворении желаний.
      В последнем предложении четко указано на источник любви (желания) и на характер психологического механизма, ведущего обработку желаний. Мы любим объект тогда и лишь только тогда, когда связываем с ним ожидание счастья, исполнение своих мечтаний и ждем от объекта удовлетворения стремлений на идеальном уровне.
      
      Назначение любви
      
      Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда,
      Как желтый одуванчик у забора,
      Как лопухи и лебеда.
       Анна Ахматова
      
      Все мы знаем эти точные, точеные строки, и можно легко найти пример, доказывающий их бесспорную правоту. В воспоминаниях чешского поэта Витезслава Незвала упоминается один эпизод, который замечательным образом иллюстрирует высказанную Ахматовой мысль.
      Речь идет об истории создания самой лучшей поэмы Незвала - 'Эдисон'. Поэма получилась свободной, сильной, вершинной. А что подтолкнуло Незвала на создание шедевра? Что за импульс побудил к творчеству? Удивительной красоты женщина? Вид величавых гор? Ничуть не бывало.
      Пишущая машинка. Да-да. Именно вид новенькой пишущей машинки и стал тем подзатыльником, шлепком от музы, который швырнул поэта к письменному столу и подвиг на вдохновенный труд.
      Столь же всеяден и Амур. Любое сорное желание, импульс он способен превращать в сладкую мечту и стремление к дивному счастью.
      Поэзия, по словам одного поэта, есть поклонение неведомым богам, но и о любви можно сказать то же самое. В нашем разговоре о природе любви строки Ахматовой пришлись удивительно к месту, раз это возвышенное чувство способно переводить любые желания в мечтания об их идеальном исполнении и воплощении.
      Любовь - это философский камень души. Зависть, похоть, страх, ненависть - что ни забрось в нее, а на выходе всегда получается чистое золото мечтаний о счастье. Стремление к счастью - золотоплавильная печь психики, переплавляющая зачастую низменное вожделение в ожидание сказки, в мечту о дивном и прекрасном мире. Но зачем нам эти сказки? Почему даже взрослые люди не могут без них обойтись?
      Вообразим, любви нет. Из мира изъят механизм перевода неисполнимых на данный момент желаний в сладкие мечтания. Что тогда? Ничего хорошего. Мир сразу бы поскучнел, а может быть, и озверел бы в значительной степени.
      В том то и дело, что любовь представляет собой замечательный механизм психики, который защищает человека от неисполнимых желаний, позволяет управиться с любым вожделением. Захотелось чего-то человеку. Яблока, например. Съел он его. Душа успокоилась. Не съел? Высоко висит? Не страшно. Можно сублимировать желание в фантазию, в любовь: написать сказку о золотых яблоках, сочинить оду яблоку, да и мало ли еще чего можно придумать - вплоть до закона всемирного тяготения!
      Имеется два способа получения удовольствия от обуревающих душу желаний - удовлетворение и любовь. С механизмом любви человеку не страшно любое желание, свою порцию эндорфинов, так называемых 'гормонов радости', организм получит во всех вариантах развития событий. Если потребность удовлетворяется, то головной мозг наградит тело эндорфинами сразу же, если получен отказ, включается мечтательный механизм, который все равно вытребует гормональную оплату. С натренированным механизмом стремления к счастью человеку ничего не страшно. Через любовь психика защитит человека от любых желаний и вознаградит через систему эндогенных опиатов сладкой радостью независимо от реалистичности вожделений.
      
      Польза от знания точного определения любви и счастья
      
      Незнание законов природы не освобождает от ответственности за таковое
      незнание.
      
      Внимательный читатель, разумеется, заметил, что определение счастья в тесте еще не появлялось. Речь о нем пойдет в следующей части, в которой будут даны ответы на вопросы поставленные здесь.
      Всегда ли любовь ведет к счастью? Когда любовь бывает счастливой? Мы чувствуем, что любовь и счастье каким-то образом взаимосвязаны, - но каким? И вообще, что такое счастье? Вопросы простые, но не каждый университетский преподаватель сможет вам на них ответить (проверялось неоднократно).
      Если в любви все специалисты, то почему столько жизненных трагедий оставляет после себя тайфун этого великого чувства, столько разбитых в щепки судеб?
      Видится, что польза от понимания сути любви и счастья может быть существенной. Познать самого себя - это ли не верный путь к гармонии? Тем более в эпоху свобод, когда редакторская роль общества, государства и социума ослабла, и человек вынужден сам решать вопросы добра и зла. Патерналистские функции государства, церкви, общества истончаются. Либерализм, глобализм дали человеку всю Землю, но оставляют его один на один с миром. Всевозможные соблазны атакуют зону святости в душе человека, требуют поклонения, любви. Деньги, товары, глянцевые журналы, всевозможные верования, популярность, идеологии, власть, успех - с шулерской ловкостью судьба разворачивает перед человеком колоду соблазнов: прильни к моей карте душой, сделай на нее ставку.
      Цель беатологии - самопознание. Что толку человеку познать весь мир, если он не познал собственную душу? В глобальном мире, на юру времен человек должен уметь защитить свое стремление к счастью от фокусировки на ложные ценности и фальшивых героев.
      А что подсказывает человеку полученное определение любви? Что говорит беатология о счастье? Как увернуться от отравленных стрел Амура? А таковые имеются у запасливого шалуна.
      Ответы - в разделе 'Счастье', а наш разговор о любви еще не закончен. Дело в том, что психический механизм высшего чувства даже толком не назван, а надо еще разобраться с его чертежом, посмотреть, какие шестеренки крутят вселенную, и вывести самую настоящую формулу любви, по которой мы вычислим любовь Ромео к Джульетте, Мастера - к Маргарите, да и вообще получим возможность рассчитывать любую любовь.
      
      
      Перекресток желаний
      
       Что есть душа?
       Перекресток желаний.
      
      Определение любви получено, механизм психики, отвечающий за нежные чувства, назван, теперь посмотрим, каким образом душа обрабатывает поступившие на ее вход желания. Ведь далеко не все из них способны быть дровами для беатного механизма.
      Душа - перекресток желаний. Речь идет не о сшибке зачастую противоположных устремлений, обуревающих нас время от времени.
      Рассмотрим перекресток как удачную модель обработки желания человеческой психикой (сознанием). Перекресток обычный, крестообразный. Прийти на перекресток желание может лишь по одной дороге - из подсознания, а чтобы покинуть перекресток, у желания есть четыре пути.
      1. Первый путь - обратный. Вытеснение в подсознание.
      Вот подсознание подбросило сознанию некое новое вожделение. Предположим, что желание явилось стыдное, непристойное, и душе оно категорически не понравилось. Куда в таком случае вытесняется желание?
      Правильно, неприемлемые для психики желания, не прошедшие его цензуру, вытесняются обратно в подсознание. Включается в работу открытый Фрейдом знаменитый механизм вытеснения: запретное, неприличное желание приходит из подсознания, а потом по той же дороге изгоняется назад с перекрестка души. Мораль расправляется с непрошеным желанием, как Кутузов с Наполеоном, то есть гонит его той же дорогой, по которой оно и пожаловало. Оскорбленное желание еще отомстит, ударит по организму неврозами, психозами, но это уже будет не история любви, а история болезни. Психоанализом подробно исследованы механизмы психики, которые направляют вытесненное желание на разрушение, болезнь. Соответствующие процессы подробнейшим образом изложены в учебниках психологии, и с такими случаями работают психоаналитики, эти адвокаты непристойных желаний.
      Итак, обратный путь с перекрестка желаний - это путь в поликлинику, к психическому нездоровью. Беатология ходит другими дорогами, и осталось их три.
      2. Второй путь - прямой. Моментальное удовлетворение.
      Прямой путь - это путь немедленного удовлетворения желания. Почувствовали голод - поели, жажду - попили, захотелось срочно в Париж - полетели в Париж. Прямой путь - неинтересный путь, он слишком короткий. Мечте здесь негде разбежаться и взлететь. Соответственно и Беатологии на прямом пути делать нечего.
      Осталось две дороги - налево и направо. Обходные пути к эндорфинному раю желание использует в том случае, если прямой путь перекрыт шлагбаумом.
      3. Идем с перекрестка направо. К любви.
      Сворачиваем вместе с желанием направо и оказываемся на дороге любви. Природа правого пути целиком беатная. По правой дороге сознание направляет желание в том случае, если нет возможности моментально его удовлетворить, но есть объект, обещающий идеальное удовлетворение. Именно при наличии обещающего сказку объекта и появляется возможность вымечтать желание в любовь.
       4. Левый путь. Сублимация.
      На вход психики поступило нормальное, нестыдное, здоровое желание. Вытеснять в подсознание его не за что, но и для моментального удовлетворения нет ни средств, ни возможностей. Уж больно смелое желание, не по карману. Но что самое обидное, рядом нет беатного объекта - не кого любить! Второй сорт вокруг, нечем очароваться.
      Что делать?
      Желание-то на этот раз накатило достойное, греющее душу. Грех от него не получить удовольствие, пусть и хитрым обходным путем. В таком случае психика сплошь и рядом направляет желание налево, в сторону сублимации. Энергия желания используется для достижения благих целей, напрямую не связанных с природой самого желания. Примеров сублимации либидо, сублимаций сексуальных влечений, можно привести массу; формы, которые принимает данная сублимация, разнообразны - это и поэзия, и искусство вообще, и карьера, и рубка дров. Энергией неудовлетворенных желаний можно создавать гениальные стихотворения, ломать стены, покорять страны, причем формы сублимации необязательно носят беатный характер - зачастую неудовлетворенность канализируется в примитивную агрессию.
      Левый поворот перекрестка желаний ведет человеческие стремления на путь сублимации, деятельности, питаемой желанием, но по своему характеру не соответствующей природе желания: оно идет в одну комнату, а попадает в другую.
      Богатырем стоит желание на перекрестке.
      Повернешь назад - замучат неврозы и психоаналитики. И может быть, всю жизнь будет стыдно желанию, что не посмело, не дерзнуло, а повело себя как тварь дрожащая.
      Прямо пойдешь - смерть найдешь. Удовлетворят тебя до смерти, до исчезновения. Только пустота на душе останется, как после покорения Эвереста. Жизнь желания здесь заканчивается.
      Налево пойдешь - в работники сублимации попадешь. На этом пути - как повезет. От таланта и случая все зависит. Можно в Рихтеры выйти, а можно закончить жизнь третьей скрипкой в городе Зряшный Толочек.
      Правый поворот перекрестка желаний и исследует беатология. Этот путь самый интересный, самый волшебный. Направо пойдешь - любовь найдешь. Будет ли любовь счастливой? Об этом речь впереди.
      
      Приближаемся к секрету счастья
      
      Интуитивно понятно: любовь и счастье каким-то образом взаимосвязаны. Но каким? И чем отличается счастье от стремления к счастью?
      В следующей части книги будет приведено точное определение счастья, мы раскроем его секрет, а сейчас, в предварительном порядке, можно сказать следующее. Ясно, что свою любовь в общем случае надо направлять на добро. Речь идет не о морализме, а о важнейшем условии выживания. Из философии хорошо известно, что зло уничтожает само себя (исчерпавшие себя, отказавшиеся от модернизации империи, плохо управляемые компании обычно губят сами себя, а если и рушатся под ударами извне, то лишь по причине своей дряхлости и внутренней пустоты). Но беатная направленность, устремленность на добро - это лишь одно из многих условий счастья.
      Деньги - 803665
      Любовь - 660281
      Счастье - 490557
      Бог - 437771
      Секс - 352778
      В этой таблице приведено количество сайтов, в которых встречается соответствующее слово. Даже в Интернете (пусть в кривом, но все-таки зеркале цивилизации и культуры), как видим, слово 'счастье' идет на третьем месте - замечательный результат в такой авторитетной компании. Так что мы не потратим время зря, разбираясь с его секретом.
      
      ЧАСТЬ 2
      
       СЧАСТЬЕ
      
      Счастлив, кто мог познать причины вещей.
       Латинское изречение
      
      Энциклопедия о счастье
      
      Начнем с энциклопедического определения.
      Счастье - состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни.
      Взятое из энциклопедии определение порождает множество вопросов. Каков характер этой удовлетворенности? В чем ее суть? Не убеждают и слова насчет осмысленности жизни. Масса примеров вокруг, когда никакой осмысленности нет, а люди вполне счастливы. То же самое и с полнотой жизни. Спорное утверждение. Существует тьма примеров, когда человек замыкается во что-то одно, увлечен одной страстью и ею счастлив.
      В общем и целом, энциклопедическое определение счастья ну никак нельзя считать полным и осмысленным. Сия дефиниция скорее называет явление, чем раскрывает его суть. Она больше смахивает на мираж: вроде бы настоящий город на горизонте, а чуть присмотришься, и сгинул он.
      
      Мудрецы о счастье
      
      Откроем себе в помощь книгу мудрых мыслей.
      Счастье есть удовольствие без раскаяния. Л.Н. Толстой
      Счастье заключается не во всяком удовольствии, а только в честном и благородном. Томас Мор
      Полного счастья нет с тревогой; полное счастье покойно, как море во время летней тишины. А.И. Герцен
      Счастье - это хорошее здоровье и плохая память. А. Швейцер
      Блаженство - не награда за добродетель, но сама добродетель. Бенедикт Спиноза
      У каждой части тела свой идеал счастья. Лешек Кумор
      Мудрые мысли о счастье можно множить без конца, но точного определения, думается, нам среди них не найти. Здесь та же ситуация, что и с цитатами о любви. Счастье настолько всеобъемлющее понятие, что если не ограничить себя научным подходом, можно бродить в лесу представлений о счастье бесконечно. Данная ситуация заставляет вспомнить расхожую притчу о слоне и слепых мудрецах, которые ощупывали слона с разных сторон и соответственно описывали его совершенно по-разному. Приведенные цитаты говорят о феномене счастья то, что важно автору в данный момент.
      И все-таки мудрость веков окажется нам полезной, ведь она все время твердит об одной устойчивой связи.
      
      Счастья без любви не бывает
      
      Какое это огромное счастье любить и быть любимым. А.П.Чехов
      Величайшее счастье, доступное человеку, любовь... Б.Паскаль
      Счастлив лишь тот, кем владеет любовь. И. Гете
      Самое большое счастье в жизни - это уверенность, что тебя любят. В. Гюго
      Связь между любовью и счастьем несомненна, наша парочка слишком часто ходит, взявшись за руки, чтобы это было случайностью.
      Мы видим, что и литераторы, и мыслители твердят о безусловной связи любви и счастья. Это похоже на правду.
       Посмотрим на ситуацию с точки зрения беатологии.
      Есть беатный механизм стремления к счастью - доминанта всех наших душевных устремлений. Если беатность находит объект для фокусировки, мы получаем любовь, чувство, которое без сомнения делает нас счастливыми. А если беатной фокусировки не случилось, может ли быть человек счастливым? Очевидно, что нет, раз его основное душевное стремление не состоялось. Беатность не удовлетворена. Ромео не нашел свою Джульетту. Узник замка Иф потерял Мерседес. У Остапа Бендера отобрали заветный миллион. Какое здесь может быть счастье?
      Промежуточный вывод таков: любовь, этот подарок Амура, есть необходимое условие счастья. А уж какая любовь случится - это уже полностью зависит от конкретного человека: любовь к жизни, покою, науке, деньгам, искусству, да к чему угодно, что наполнит беатный механизм.
      Промежуточный вывод таков: любовь есть необходимое условие счастья, первый шаг к нему. Осталось выяснить одну простую вещь и понять, как соотноситься чувство любви с состоянием внутренней удовлетворенности своим бытием. Какая именно любовь приносит счастье? Взаимная, платоническая, земная возвышенная?
      Впрочем, наверняка кое-кто, из читающих сейчас эти строки, уже знает ответ и готов уверенно заявить, что раз любовь есть сфокусированное на объект стремление к идеальному удовлетворению желаний, то счастье и есть таковых желаний исполнение. Об этом кричат все наши сокровенные чувства - именно исполнение желаний, полное и идеальное, и есть настоящее счастье!
      Так? Абсолютно не так! Перед нами всего лишь широко распространенное заблуждение.
      Заглянем в правильный ответ, он будет достаточно неожиданным.
      
      Секрет счастья
      
      Точное определение дадим сразу, без предварительных рассуждений. То есть сформулируем словесную формулу, а потом от противного попытаемся доказать, что мы не ошиблись.
      Счастье - это защищенная любовь
      А в самом общем случае:
      Счастье - это защищенная любовь к жизни
      Формула получилась достаточно неожиданной, нуждается в сильных аргументах в ее защиту, поэтому на помощь позовем гений Шекспира. В его пьесе образцово показаны условия возникновения максимальной любви и таким же образом определено главное условие любви счастливой.
      Что помогло любви Ромео и Джульетты достичь невиданных высот? Что возбудило их либидо до гипержелания? Молодость? Не только. Кровавая вражда семейств - именно эта плотина помогла накопить молодым людям бешеный эмоциональный потенциал, именно раздор между семьями помог довести любовь до высшего градуса. А что стало причиной финальной трагедии? Ответ снова очевиден - незащищенность их любви от внешних факторов, от семейной распри веронских гордецов. С одной стороны, именно плотина ненависти подняла любовь молодых людей до вселенских высот, а с другой стороны, она же гарантировала крах этой социально непризнанной страсти.
      Желание покорило душу Ромео. Препятствия помогли перековать вожделения в чистое золото любви. Объект в виде Джульетты найден. Головной мозг Ромео пока исправно вырабатывает эндорфины. Но счастлив ли юный Монтекки? Вряд ли. Его любовь беззащитна перед пращами и стрелами яростной судьбы, и тот барьер семейной вражды, который помогал ему обрести великую любовь, теперь обрекает ее на несчастье.
      Вечная драма, которой повторяться еще миллионы и миллионы раз. Молодая любовь слепа, силы свои она переоценивает и не желает видеть, что препятствие чересчур высоко - не перелететь, не дотянуться. Барьер должен быть по плечу влюбленным, тогда он обеспечит необходимый сюжет для их мечтаний, но не станет в итоге непреодолимым препятствием для долгожданного счастья.
      Какой вывод мы можем сделать из веронской истории? Незащищенная любовь счастья никогда не принесет.
      Умудренный жизненным опытом читатель в праве возразить, что не будь войны семей, и устройся жизнь Ромео и Джульетты самым обычным счастливым образом, то скука и однообразие семейной жизни вполне могли отравить небесную любовь не хуже яда. На эту тему есть и рассказ Карела Чапека (возможно - Ярослава Гашека, специалисты по литературе пусть меня поправят). Там сюжет развернут именно в эту сторону. Ромео и Джульетта остаются живы. Она рожает для Ромео чуть ли не десяток детишек, и все заканчивается тихим, семейным, мещанским счастьем, которое с позиции автора и не совсем счастье.
      Смею утверждать: чешский апокриф вовсе не опровергает нашу формулу. Определение счастья как защищенной любви носит универсальный характер. Только ли от кинжала и яда надо защищать любовь? А от скуки? Однообразия? Любовь - штука хрупкая и в идеале требует защищенности со всех сторон.
      Вернемся в жизнь. В общем случае счастье есть защищенная любовь к жизни. Взаимная, платоническая, земная, возвышенная, да какая угодно любовь может принести человеку счастье, лишь бы она была хорошо защищена. Если человек ошибется в выборе объекта для фокусировки мечтаний, то он никогда не будет счастлив, ведь человек слуга своей любви.
      Механизмов защиты придумано множество. Свадьба, Нобелевская премия, генеральское звание, иерархии - все перечисленное, если подумать, и направлено на то, чтобы не дать любовь в обиду. Почему мы радуемся, когда в конце голливудского фильма героиня идет под венец? Да за ее счастье мы и радуемся, за очередную Золушку, которая вопреки всем смогла охранить свое будущее и свою любовь.
      Самый популярный защитный институт любви - свадьба. В нем на защиту любви поднимается семья, общество, государство, да и сам Бог. Причем защищать приходится любовь в первую очередь от самих влюбленных.
      Можно анализировать миллионы случаев любви, и каждый раз мы будем убеждаться в простой истине: незащищенная любовь счастливой быть не может. Другое дело, что пращей и стрел направлено в это нежное чувство тысячи. Душевная дряблость, скука, пошлости жизни, зависть, агрессия, легкомыслие, привычка - опасности грозят любви со всех сторон. Может быть, именно поэтому полное счастье, то есть полностью защищенная настоящая живая любовь, не такая уж и частая птица в любых краях.
      Разумеется, частичное удовлетворение желаний, как правило, входит в состав счастья. Здесь все дело в пропорции, как и с высотой любовного барьера, - если объект любви совсем не удовлетворяет субъекта, то последний не сможет подстегивать свои мечтания, и любовь увянет, полное же удовлетворение испепелит шагреневую кожу желаний с теми же печальными последствиями.
      Можно подобрать тысячи, миллионы примеров того, что незащищенная любовь есть верный путь к трагедии и несчастью. Молодой человек готовится к свадьбе, но враги не дремлют, и он оказывается в темнице. Так Эдмон Дантес превращается в графа Монте-Кристо, а история любви оборачивается историей ненависти. Политик любит свою нацию, может быть, чересчур сильно любит - вплоть до обожествления своей расы. Но ХХ век жесток к крайним формам национализма, и в итоге наш политик принимает яд в берлинском бункере. Отелло любит Дездемону, мавр силен - любого врага готов победить в отрытом бою, но беззащитен перед собственными демонами ревности. Завистник Яго пользуется наивностью афроитальянца, побрасывает злополучный платок, и Отелло губит свою любовь своими же руками. Ричард Третий обожает власть. Он добивается трона, злодействует, интригует, да вот беда - не хватает ему полководческого таланта. В итоге горбун проигрывает решающее сражение и гибнет. Герцог Бекингем полюбил Анну Австрийскую, всесильный фаворит и английский лорд увлекся французской королевой. Ради любви Бекингем объявил войну Франции, не побоялся схлестнуться с самим кардиналом Ришелье, нажил себе тысячи врагов в Лондоне, а в итоге погиб от ножа армейского офицера. Вся мощь королевства не смогла охранить его мечты.
      Человеческая трагедия - это почти всегда трагедия несвоевременной, незащищенной любви.
      А сколько мелодрам построено на сюжете незащищенной, а значит и трагической любви. Он одинок. Встречает ее. Вспыхивает любовь. Они любят друг друга. Вспыхнувшее чувство обещает им неземное счастье. Но... Ее смертельная болезнь все губит. Она умирает. Он уходит с окаменевшим лицом в закат. Зрительницы, читательницы вытирают слезы.
      По канве этого сюжета можно вышивать любые узоры, но схема всегда одна, и вывод можно сделать только один: незащищенная любовь делает человека несчастным.
      Счастливого, но заскучавшего человека могут даже посетить лукавые мысли, что счастье все-таки в чем-то другом, где-то за дальним горизонтом. Это самообман. Иллюзия. И она мигом рассеется, стоит лишь неумолимому року своим каменным кулаком загреметь в дверь неосторожного мечтателя. В науке это называется доказательство от противного.
      Секрет счастья формулируется чрезвычайно просто, но до самого счастья добраться по определению тяжело. Надо быть сильным. Слабому человеку затруднительно защитить свои святыни. Надо быть мудрым. Легкомысленному человеку легко сфокусировать свое стремление к счастью на недостойный объект. Надо быть удачливым. Не будь Ассоль сказочно удачлива, она никогда в жизни не увидела бы на горизонте заветные алые паруса.
      Счастье надо заслужить, и оно соразмерно силам и талантам человека. Очень точно о природе счастья сказал известный французский писатель Эрве Базен: 'Счастья не ищут, как золото или выигрыш. Его создают сами те, у кого хватает сил, энергии и любви'. Поэтому и утопичны наши мечтания о мире, в котором все люди будут счастливы. В реальности всегда найдутся такие 'оптимисты', которые переоценят свои силы и погонятся за недостижимым журавлем, кому-то не повезет, кто-то устанет в пути.
      Кстати, в мире существует абсолютная защита любви, и эта защита уже тысячи лет обеспечивает счастье миллионов людей. Речь идет о религии. Но это совершенно отдельная тема.
      
      Широко распространенное заблуждение
      
      То, что достаточно для нашего счастья, часто недостаточно для нашего удовольствия.
       Жак Деваль
      
      Мы уже знаем, что счастье есть защищенная любовь. Каким образом соотносится эта формула с широко распространенным мнением, что счастье заключается в исполнении желаний?
      Люди, познавшие жизнь со всеми ее удовольствиями до самого дна, говорили, кстати, нечто противоположное. Оскар Уайльд заявлял на этот счет, что есть два способа быть несчастным: добиться желаемого и не добиться его. На слуху и поговорка: если боги хотят наказать человека, они исполняют его желания.
      Беатология в свою очередь утверждает: счастье требует душевных сил, труда и удачи. Надо найти свою любовь в этом мире и набраться сил и ума, чтобы защитить ее от бесчисленных угроз, да еще и молиться, чтобы случай не погубил все усилия.
      А что есть процесс исполнения желаний? В нем нет препон, а значит, и не включается беатный механизм. Не встретив препятствий, чувство не достигает степени гипержелания, беатность не зажигает волшебный нимб счастья над объектом устремлений, и все заканчивается довольно-таки скучным и неинтересным процессом потребления удовольствия, стандартным удовлетворением вожделений, бесконечным циклом простого потребления без высших беатных чувств и переживаний. Именно от такой бессмысленной гонки за бесконечно возникающими желаниями предостерегает буддизм, указывая, что это верный путь в никуда.
      Вспомним перекресток желаний, эту простую, но достаточно точную модель души, ее механизма обработки желаний. Прямой, моментальный путь удовлетворения желания ведет к эмоциональной пустоте, он включает механизм торможения, нервная система мигом выходит из состояния возбуждения, и все удовольствие на этом заканчивается. Но удовольствия-то были!
      В эндорфинный рай ведут две двери. Гормоны радости мы можем заработать непосредственным удовлетворением потребностей, а ежели таковых удовольствий не предвидится, то свою порцию гормонов головной мозг получит через беатный механизм.
      Вывод: нет смысла сводить жизнь к одной лишь гонке исполнения желаний. Эта дорога к счастью не ведет.
      
      Секс как замена счастья
      
      Легких путей к настоящему счастью не бывает. Надо быть щедрым на желания. Найти объект с идеальными черточками. Занадеяться. Упереться в препятствия. Добиться взаимности. Наконец требуется защитить свою любовь от всего мира.
      Но не все так сложно - природа наградила человека эквивалентом счастья. Речь идет о сексе.
      Недавно в Интернете промелькнуло сообщение о любопытной работе английских ученых. Они исследовали уровень эндорфинов (гормонов радости) в крови после секса и в то время, когда люди чувствуют себя совершенно счастливыми. Результаты полностью совпали. То есть, те моменты жизни, когда люди полностью удовлетворены и совершенно счастливы, довольны собой и миром (получение генеральского звания, свадьба, крупный выигрыш в лотерею, рождение ребенка и т.д.) дают тот же уровень эндорфинов, что и обыкновенный секс.
      С точки зрения биохимии, секс и счастье абсолютно равнозначны. Думается, именно из-за этой эквивалентности люди постоянно путают счастье с полным удовлетворением желаний. Но у секса и счастья одинакова лишь биохимия, а психологические механизмы различны. Секс - это удовлетворение, а счастье базируется на беатных мечтательных технологиях, в его основе - стремление к идеальному исполнению желаний.
      Путь секса прост. Он прямо ведет к эндорфинному раю. Путь счастья многотруден, на нем человек получает гормональную награду лишь по прохождению нескольких уровней любовной игры. Можно открыть Америку, написать 'Евгения Онегина', покорить Южный полюс, родить ребенка, а можно удовлетвориться простым сексом. Эндорфины уровняют всех. Но не все так просто. Секс быстро забудется, а счастье - это праздник, который всегда с тобой.
      
      Психоанализ и беатология
      
      Данный текст базируется на идеях классического психоанализа и рационализированного фрейдизма.
      Психоанализ частенько обвиняют в том, что он сосредоточен на 'нижних этажах' человеческого тела и человеческой психики. Во многом эти обвинения справедливы, и все-таки нужно учитывать исторический контекст возникновения психоанализа. В начале двадцатого века 'верхние этажи' психики (искусство, религия) находились еще под мощным прессом идеологии и политики. Общество было тогда еще не готово к современной степени самопознания и его эквиваленту - свободе.
      Если говорить абсолютно серьезно, то все способы психологической защиты сводятся к двум основным и проверенным методам.
      Первый - внушение. Его используют и многие религии. Человек раз по десять на дню твердит себе 'Я самый умный и счастливый'.
      Второй - самоанализ. Человек протирает глаза, смотрит себе в душу и констатирует ' Я самый несчастный дурак на свете, но принимаю и люблю себя таким, каков я есть'.
      Зрелый фрейдизм отказался от гипноза, внушения и сделал ставку на самопознание как самый верный путь к психическому здоровью. В самопознании личность обретает истинную свободу, в которой находит защиту от любых манипуляций и становится не средством, а целью (по известной максиме Канта).
      Пути психоанализа и беатологии с перекрестка желаний расходятся. Психоанализ исследует вытесненные в подсознание табуированные желания, а беатологию интересуют желания праведные, но неисполненные, и поэтому свободно конвертируемые в мечты и фантазии. Вооружимся же смелостью взрослого Фрейда и отправимся на исследование законов любви, займемся количественной оценкой высоких чувств. Посмотрим, на сколько баллов потянет любовь Ромео к Джульетте, а заодно научимся вычислять любую любовь.
      
      ЧАСТЬ 3
      НАСТОЯЩАЯ ФОРМУЛА ЛЮБВИ
      
      Редактор мне сказал, что каждая включенная в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул. Правда, в конце я все-таки написал одно уравнение...
      Стивен Хокинг, 'Краткая история времени'
      
      Время формул
      
      Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одну из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой.
      Леонардо да Винчи
      
      Здесь уместно оборвать наш фрагмент книги, сказав лишь о том
      Что обещает книга о любви и счастье
      Незнание законов природы не освобождает от ответственности за таковое
      незнание.
      Если в любви все специалисты, то почему столько жизненных трагедий оставляет после себя тайфун этого великого чувства, столько разбитых в щепки судеб?
      Познание самого себя - вот верный путь к счастливой жизни, Тем более в нашу эпоху свобод, когда редакторская роль общества, государства и социума ослабла, и человек вынужден сам решать вопросы добра и зла. Наука беатология верный помощник на этом пути. Она помогает разобраться в том, какая любовь ведет к счастью, а какая, увы, - к беде (фокусировать свои идеальные мечтания нужно на достойные объекты), учит трезво оценивать свои силы и отличать барьеры полезные чувству от убивающих человека преград.
      
      
      .
      .
      . 1. Приглашение в проект НАЧАЛА ВЕЧНОСТИ. Время мессий прошло. В эпоху Интернета и всеобщей информированности вряд ли стоит надеяться на то, что явится некто с нимбом и ответит на все вопросы. Сейчас читатели зачастую знают больше и пишут лучше иных писателей, поэтому и обращаюсь к Вам, дорогой читатель. Буду рад конструктивной критике, так что смело указывайте на ошибки, комментируйте, делитесь соображениями и интересной информацией. Цикл работ НАЧАЛА ВЕЧНОСТИ - интерактивный проект, поэтому все толковые замечания и комментарии с указанием авторства будут обязательно включены в окончательные тексты рукописей и книг. 2. Смысл проекта. К счастью ведут два равнозначных пути - знание и сказка. Проект НАЧАЛА ВЕЧНОСТИ предназначен для тех, кто в данную секунду выбирает первый путь, кто устал от иллюзий и вечных упований и решил разобраться, а как все-таки на самом деле устроен наш затейливый мир. Для любителей сказок имеются другие тексты и книги (могу порекомендовать свою же фантастику), а тексты цикла, надеюсь, будут интересны тем читателям, которых не испугают пусть жесткие (в сократовском духе), но точные ответы на вечные вопросы. Знание - самостоятельная ценность. Жить с ним не всегда уютно, но, к нашему счастью, это тот самый меч, который исцеляет наносимые им раны. Знание - голубая калиточка в осознанную необходимость. Смотрите тексты на сайте http://bogru.ru/ Вадима Кирпичева.

  • Комментарии: 13, последний от 10/07/2019.
  • © Copyright Кирпичев Вадим Владимирович (vkirpichev@mtu-net.ru)
  • Обновлено: 18/09/2009. 50k. Статистика.
  • Глава:
  • Оценка: 5.51*50  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.