В статье приведено точное, исчерпывающее определение любви
Вадим Кирпичев
РАСКРЫВАЕМ ТАЙНУ ЛЮБВИ
Глава 1
Любовь - загадка пяти тысячелетий
О любви никто на свете
Верных слов не может выдумать.
Тихо дует этот ветер,
Молчаливо и невидимо.
У. Блейк
Мы привыкли считать, что любовь, это удивительное чувство, есть великая тайна. И действительно, сколько мудрецов и поэтов пытались ее, как золотую рыбку, поймать в сети определений, предложений и слов, а она с легкостью ускользала и продолжала резвиться в бурном житейском море. А сколько философов смотрели в лицо этого сфинкса...
Тайна любви. Может быть, самое удивительное в этой тайне то, что ее так долго не могли раскрыть. Миллиарды людей о любви говорили, миллионы рассуждали, но до сих пор мы так и не знаем точного общепринятого определения феномена любви.
Или все-таки такое определение создано? И может быть, все не так загадочно? И мудрецы прошлого давным-давно ответили на все вопросы?
Как известно, история письменности насчитывает около пятидесяти веков. Ведь письмо было создано на рубеже третьего и четвертого тысячелетия до нашей эры (в Египте и Месопотамии) приблизительно в период Урук Ш - Джемдет-Наср.
Пять тысяч лет. Пятьдесят веков. Две эры. Неужели за это время люди так и не смогли сочинить и зафиксировать точное определение любви?
Мудрость веков
...Любовь - да возвеличит тебя Аллах! - поначалу шутка, но в конце - дело серьезное. Ее свойства слишком тонки по своей возвышенности, чтобы их описать, и нельзя постигнуть ее истинной сущности, иначе как с трудом. Ибн Хазм "Ожерелье голубки"
Посмотрим, что пишут о любви в энциклопедии.
Любовь, интимное глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения.
Формально к данному определению нельзя предъявить претензии. Вроде бы все верно, все гладко. А по сути? Увы. С содержательной точки зрения энциклопедическое определение не выдерживает критики. Здесь мы имеем чистую описательность. Данное определение абсолютно не выявляет сути феномена любви, не проясняет его содержания и поэтому никак не может считаться окончательным и исчерпывающим ответом.
Теперь посмотрим, что говорят узкие специалисты и заглянем в словарь психологии. Читатели, не обладающие исключительным терпением, могут смело это определение пропустить.
Любовь - градационно-повышенное чувственно-эмотивное состояние психики индивида, сынтенционированное на предмет своей симпатии, обожания, эмпатии, поклонения; любовь это и сублимативная модальность-степень чувственно-эмоционального респектположительного эгосимпатизированного отношения одного субъекта к другому субъекту, объекту - в основном, противоположного пола, - когда один из субъектов связует другого со своими жизненно-онтологическими потребностями-интересами-желаниями-стремлениями, например, к любимой женщине (мужчине), сыну, дочери, отцу, матери, искусству, науке, проф. деятельности (труду) и т.д.; любовь это и в базальном порядке, константно-интенсивно устойчивое чувство субъекта, детерминируемое физиологически-сексуальными потребностями, личностно-значимыми эгоустановками, связуемое индивидом с чувствами, жизнедеятельностью, потребностями другого субъекта с целью вызвать-пробудить у него реверс-потребность в ответных эросочувствах-эросоэмоциях, кои, как обычно считает один из субъектов, и должны быть устойчиво-инвариантны, интимно-сексуальными; сами эротические чувства имеют интимно-глубоких характер и сопровождаются, в зависимости от онтосообстоятельств и их трансформации, возникающими и метаболизирующимися чувствами-эмоциями нежности, участливости, предупредительности, благосклонности, приязни, удивления, восторга, эмпатии, заботы, ревности и т.п., которые переживаются уже в зависимости от психоиндивидуально-психофизиологических особенностей субъекта; любовно-эротические чувства можно дифференцировать по модальностям-характеристикам-параметрам их глубины, отсутствия таковой, по интенсивности, по силе, по объект-предметной проекции самих эросочувств, эросоэмоций, а также по силе протекания самой эросострасти-аффектстрасти; когда, к примеру, эросопереживания, процессы эрососостояния захватывают субъекта тотально целиком и достигают своего апогейно-определенного пирамидального аффект-экзальтированного, аффект-экстазного феномена; в лаконичной форме понятие любви можно эксплицировать-интерпретировать как: Я-значимый субъект значим для другого субъекта, для которого Я сам как субъект также ценностно-значим; часто в бытии-экзистенции сексуально-физиологические потребности индивида и являются субстанциональной предпосылкой возникновения-протекания-поддержания-устойчивости любовных чувств, любовных эмоций, детерминирующих и регулирующих онтологическо-быто-коммуникативные, экзистенциально-быто-семейные отношения между субъектами, в основном, противоположного поля; как правило, феномены константно-устойчивой любви зависят от общности социоэтических установок и онтосоориентаций, а также от факторов психоэтической совместимости двух субъектов и от материальных факторов, имеющих первостепенное значение в проекциях-моделях коммуникации мужчина + женщина.
Ну а в чем недостатки этого определения? Они очевидны. При наличии верных и точных деталей господствует эклектичность и описательность, преобладают второстепенные частности. И самое главное: по-прежнему не ухвачена суть явления. А интуиция нам подсказывает, что суть любви, несмотря на многообразие внешних проявлений, проста и конкретна. В энциклопедиях мы видим лес, в словаре психологии - отдельные деревья, когда нас интересует карта леса и его суть.
Промежуточный вывод: в энциклопедиях работающее определение любви нам не найти.
Теперь послушаем мудрецов, что они говорят о любви со страниц книги мудрых мыслей.
Рассмотрим раздел, посвященный любви. Здесь имеется много блестящих мыслей, но если вы задались поиском определения любви, то вас ждет некоторое разочарование. Дело вот в чем: высказывания мудрецов о любви частенько противоречат друг другу. За несколько минут можно легко подобрать больше десятка высказываний, противоположных друг другу по смыслу. Чтобы не быть голословным, приведу такие пары афоризмов, в которых смыслы спорят друг с другом.
* * *
Любить глубоко - это значит забыть о себе. Ж.-Ж. Руссо
Истинная сущность любви состоит в том, чтобы... обрести самого себя и обладать самим собой. Г. Гегель
* * *
Когда мы любим, мы теряем зренье. Лопе де Вега
Для развитого человека любовь не слепа. Н.В. Шелгунов
* * *
Любить - это находить в счастье другого свое собственное счастье. Г. Лейбниц
Любить - это знать, что человек желает и делает тебе только хорошее. П.А. Павленко
* * *
Любовь интереснейшая и самая простительная из всех человеческих слабостей. Ч. Диккенс
Какой клин, какой молот может сравниться с силой любви? Ничто не может противостоять ей. Г. Торо
* * *
Великая любовь неразлучна с глубоким умом. И.А. Гончаров
Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет... Д. Дидро
* * *
Все побеждает любовь, покоримся ж и мы ее власти. Вергилий
Я отрицаю то царственное место, которое дают любви в жизни, и отрицаю ее самодержавную власть... А.И. Герцен
* * *
Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого. Ф.Э. Дзержинский
Поистине только низкий, грубый и грязный ум может постоянно занимать себя и направлять свою любознательную мысль вокруг да около красоты женского тела. Дж. Бруно
* * *
Любовь может изменить человека до неузнаваемости. Теренций
Только любовь делает человека самим собой. Платон
* * *
Удивительный факт
Повторю: самое удивительное в тайне любви то, что ее не могли раскрыть целых пятьдесят веков. Ведь суть любви проста (как это мы узнаем в конце главы), так от чего же за пятьдесят веков ее не раскрыли?
Факт этот не может не удивлять. Ведь определение любви, как мне кажется, нужно изучать еще в школе. Уже дети должны знать его, как таблицу умножения. Ведь от этого знания в значительной степени зависит их счастье и благополучие. Наверное, дело в том, что в традиционных обществах прошлого и настоящего (религиозных, идеологических) счастье и благополучие отдельного человека не являются приоритетом для элит. Отсюда и табу на научные исследования внутреннего мира человека, ведь знание делает человека свободным, а таким человеком трудно управлять.
Счастье - 242490
Любовь - 308491
Секс - 158228
Деньги - 393129
Бог - 232283
В этой таблице приведено количество сайтов (на июль 2005 г.), в которых встречается соответствующее слово. Даже в Интернете (пусть в кривом зеркале, но все-таки зеркале нашей цивилизации и ее культуры), как видим, слово "любовь" идет на втором месте, не принципиально уступая слову "деньги", что в наше время, согласитесь, является замечательным результатом. Так что трудно спорить с тем, что любовь наиважнейшая вещь. Но все знают, что такое деньги, но мало кто может четко ответить, что такое любовь и счастье.
Чуть позже мы получим ответ, почему так произошло и почему определения любви и счастья не учат в школе. Но об этом чуть позднее.
О пользе мудрости веков
Пусть мудрецы не дали нам исчерпывающего определения любви, но их труды для нас далеко не бесполезны. Присмотревшись к афоризмам повнимательней, можно заметить, что среди них есть и важные подсказки, указывающие, с чем ассоциируется любовь. Эти афоризмы помогут нам подобраться к сути проблемы.
Приведем эти ключевые высказывания:
Счастлив лишь тот, кем владеет любовь. И. Гете
Самое большое счастье в жизни - это уверенность, что тебя любят. В. Гюго
Какое это огромное счастье любить и быть любимым. А.П.Чехов
Счастье и любовь. Любовь и счастье. Как они соотносятся? Является ли любовь необходимым условием счастья? Когда любовь бывает счастливой?
Вопросы, вопросы, фейерверк вопросов... Но связь между любовью и счастьем бесспорна. Слово счастье подсказывает нам, что мы рядом с сутью любви, что мы движемся в правильном направлении, что еще чуть-чуть, и мы прозреем в этом многовековом тумане.
Объяснение удивительного факта
А вот теперь можно сказать, почему в школе не учат определение любви. Не было науки о любви. Поэтому нет ничего и в школьных учебниках, изначально ориентированных на основные научные результаты.
Основы современной науки, как известно, были заложены философами Малой Азии и Древней Греции в середине первого тысячелетия до нашей эры. За эти двадцать пять веков мыслители разработали тысячи научных дисциплин от физики до венерологии, но наука о любви так и не была создана. А в школе изучают только широко признанные, устоявшиеся научные дисциплины.
Выходит, все упирается в создание науки о любви. Теперь такая наука есть.
Глава 2
Аморология - наука о любви
Большинство теорий - лишь перевод старых мыслей на новую терминологию.
Г. Ландау
Суть науки проста - это выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель науки - объяснение процессов и явлений действительности. Основное оружие науки - логика и язык.
Следовательно, чтобы правильно определить феномен любви, надо не только выстроить модель человеческой психики, но и точно подобрать понятия и слова, которые смогли бы адекватно эту модель описать. А если существующие в русском языке слова не совсем точны? А если этих слов вообще не хватает для построения адекватной модели процессов любви?
Смею утверждать, что для вывода точного определения любви одно новое слово, без сомнения, требуется. И именно его отсутствие мешало выработке такого определения.
Но прежде чем вводить новое слово и новое понятие, поговорим немного о счастье. Может ли понятие счастья помочь нам дать определение любви?
И что есть само счастье? Эмоция? Образ жизни? Процесс? Цель? Стремление, закрепленное в конституции США? Струна в тумане? Девичий смех в цветущем саду?
К этим вопросам мы вернемся в заключительной части книги. Именно там мы разберемся с соотношением любви и счастья. И именно там станет совершенно очевидно, что понятие счастье совершенно не годится для определения любви.
Совсем другое дело - стремление к счастью. Вспомним, как начинается любовь. И для примера возьмем все еще распространенный случай любви между мужчиной и женщиной. Как правило, процесс инициирует либидо, половое влечение. В случае его моментального удовлетворения ничего интересного и чудесного в большинстве случаев дальше не происходит. Совсем другое дело, если на пути эмоционального потока возникает препятствие, плотина. Тут-то все и начинает бурлить. Вспомним Ромео и Джульетту и сюжетно определяющую роль вражды семей Монтекки и Капулетти. Пока мы, зевая, тянемся к яблоку, душа молчит, но стоит получить шлепок по лениво протянутой руке, как запретный плод начинает перевешивать все блага рая.
Неудовлетворенное желание, наткнувшись на преграду, достигает степени гипержелания. Тогда и начинаются в психике самые интересные процессы. Гипержелание, это избыточное дерзновение души, зажигает над объектом нимб обещания счастья. Включается фантазия, возбуждаются мечты, начинает работать всем знакомый процесс стремления к счастью. Неудовлетворенное желание начинает выискивать объект, способный его удовлетворить, и заранее приписывает ему идеальные свойства.
Но как точно назвать этот процесс? Стремление к счастью? Ожидание любви? Мечтание о счастье, вызванное гипержеланиями субъекта? Как точно и кратко назвать протекающие в психике процессы, когда над человеком довлеют неудовлетворенные гипержелания? Как обозначить весь этот фейерверк мечтаний и томлений в ожидании чуда?
А что если этот стандартный процесс психики назвать одним словом? Например - сарту.
Сарту (стремление к счастью) - базовое понятие аморологии
Сарту (стремление к счастью) - это процесс перевода гипержелания в мечты о его абсолютном и идеальном удовлетворении.
Сарту (стремление к счастью) - это всегда мечта о рае, о чуде, стремление к такому счастью, лучше которого не бывает.
Запомним это слово. Здесь punktum saliens, как говорили древние, здесь "трепещущая точка"!
Сарту. Стремление к счастью. Сарту. Мечтание об идеальном и абсолютном удовлетворении наших страхов и вожделений.
На вход психики жизнь может подать любое гипержелание, любой стресс. Страх смерти, сексуальное возбуждение, голод. Соответствующие объекты, которые могут удовлетворить эти гипержелания, разнятся по своей природе, но механизм сарту (стремления к счастью) всегда работает одинаково. Вожделение перерабатывается в мечтания, причем мечтания такой силы, что все или почти все свое счастье человек начинает связывать с абсолютным и идеальным удовлетворением своего гипержелания.
Сарту (стремление к счастью) - есть золотая печь души, переплавляющая зачастую низменное вожделение в ожидание сказки, в мечту о дивном и прекрасном мире.
Чтобы понять суть сарту (стремления к счастью), очень важно не забывать, в какой вселенной все это происходит.
Наш мир ограничен, диалектичен и равнодушен. Устремления души линейны, бесконечны и мечтательны.
Сарту изображает судьбу прямой солнечной дорогой в небеса - жизнь горазда на овраги. Мечты линейны. Реальность развивается по спирали. Наши формы мышления и наши мечтания упрощают мир, моделируют его линиями. А мир угловат и полон отрицательными обратными связями, которые приводят к затуханию любых действий. На процесс возбуждения нервная система всегда отвечает торможением, за приливом следует отлив и т.д. Сартушные мечтания души знать об этом не желают и всегда устремляются за любые горизонты.
Следовательно, не будем забывать, что сарту (стремление к счастью) - это возбужденные гипержеланиями линейные мечтания о счастье, протекающие в нелинейном диалектичном колючем мире.
Вполне возможно, что человек себе польстил, назвавшись человеком разумным, в значительной степени он есть человек мечтающий.
И это замечательно. На сколько хуже был бы человек, не будь в его психике механизма сарту (стремления к счастью). Вожделения задушили бы его, превратили в свирепого борца за их немедленное удовлетворение. Жадность, страхи, похоть задушили бы человека, а так, обладая волшебным механизмом сарту (стремлением к счастью), он имеет возможность руду низменных желаний переплавить в чистое золото любви и мечты. В дальнейшем мы покажем, что такие социальные институты как искусство и религия базируются на сарту или на борьбе с ним.
Сарту (стремление к счастью) - двигатель, работающий на любом топливе
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Анна Ахматова
Все мы знаем эти точные, точеные строки. Можно даже привести пример, доказывающий их бесспорную правоту. В воспоминаниях чешского поэта Витезслава Незвала упоминается один эпизод, который замечательным образом иллюстрирует высказанную Ахматовой мысль.
Речь в этом эпизоде идет об истории создания, может быть, самой лучшей поэмы Незвала - "Эдисон". Поэма получилась свободной, сильной, вершинной. А что подтолкнуло Незвала на создание шедевра? Что за импульс побудил к творчеству? Удивительной красоты женщина? Вид величавых гор? Ничуть не бывало.
Пишущая машинка. Да-да. Именно вид новенькой пишущей машинки и стал тем подзатыльником, шлепком от Музы, который швырнул поэта к письменному столу и подвиг на вдохновенный труд.
Столь же всеядно и сарту. Любое сорное желание, импульс оно способно превращать в сладкую мечту и стремление к дивному счастью. Выходит, в нашем разговоре о природе сарту строки Ахматовой пришлись удивительно к месту.
Поэзия, по словам одного поэта, есть поклонение неведомым богам. Сарту есть перевод любых желаний в мечтания об их идеальном исполнении и воплощении. По всему получается, что поэзия в своей мечтательной сути является способом реализации сартушного механизма психики.
Сартушный механизм стремления к счастью приводится в движение любыми потребностями, желаниями, комплексами. Сарту (стремление к счастью) - это философский камень души. Зависть, либидо, страх, ненависть - что ни забрось в эту печь, а на выходе всегда получишь чистое золото мечтаний о счастье.
Для запуска сартушного механизма мечтания о счастье требуется всего-то два условия. Во-первых, необходимо иметь достаточно мощное желание, которое обеспечит душу психической энергией. Во вторых, требуется преграда, плотина. Сартушный механизм включится лишь тогда, когда желание наткнется на преграду. Именно препона, вставшая на пути вожделения, заставляет бурлить и кипеть мечты, создает над объектом желаний ореол идеальности.
Не случайно из века в век матери всего мира советуют дочкам многого не позволять молодому человеку на первом свидании. Уместное сопротивление, некоторая недоступность помогают запустить сартушный механизм мечтаний, разбудить то, что обычно называют "чувствами". Если девушка умело ведет свою партию, то вскорости молодой человек может так размечтаться, что не успеет он и опомниться, как заиграет марш Мендельсона.
Универсальность психического механизма сарту позволяет претендовать и на универсальность научных выводов.
Чего нам не хватает для определения любви?
Итак, есть сарту (стремление к счастью), имеется волшебный механизм переработки невыполнимых на данный момент желаний в мечты об их идеальном удовлетворении. Чего не хватает для любви? Какое условие не выполнено? Что требуется для возникновения этого упоительного чувства?
Ответ очевиден - нужен объект.
Необходима идея, человек, образ, на который душа обрушит и устремит все свои самые заветные сартушные мечтания, все свое стремление к счастью.
Допустим, объект появился. Ромео наконец-то увидел свою Джульетту.
Что дальше? Каким образом субъект (Ромео) ориентирует свое сарту на объект (Джульетту)? Как происходит фокусировка сарту? Что является системой наведения для стремления к счастью и механизмом удержания достигнутой фокусировки? Механизмы захвата сартушных ожиданий и стабилизации фокусировки отлично известны. Их имена неразлучны с именем Любви - это Надежда и Вера.
Механизм Надежды цепляется за сартушные, идеальные черточки объекта, концентрирует на них внимание и фокусирует сарту. Вера удерживает фокусировку, не дает субъекту перепрыгнуть на следующий цветок, увлечься следующей целью. Все это напоминает механизм наведения ракеты класса земля-воздух.
В начале Надежды всегда красивая картинка, обещание. Гипержеланию большего и не требуется. Другое дело Вера, она жива делами. Ведь вера зачастую работает с ослабленным, удовлетворенным желанием, и ей приходится компенсировать вялость в членах напряжением воли или усиленной имитацией сартушной среды (чудом, жертвой, дарами, комфортом).
Предположим, объект устал имитировать сартушную среду, идеальную реальность (это всегда труд) - первый шаг к гибели любви сделан. Вера чахнет, фокусировка то и дело сбивается, но до конца чувства еще далеко.
Оптимальный гормональный баланс не желает так просто гибнуть, механизм Надежды работает на износ, цепляется за любой фантом, мираж, призрак, помогающий не потерять цель и удержать фокусировку. Потом тают последние миражи, фокусировка окончательно размывается, и любовь заканчивается с надеждами. Круг замкнулся. Душа видит, а сознание подтверждает: объект потерял все сартушные, идеальные признаки. Веры нет. Надежда на счастье потеряна. И выжженная душа затихает, как пересохшая земля, в ожидании новых живительных ливней, в ожидании свежих раздражителей, мощных гипержеланий. Прольются они, да еще подвернется сартушный объект, умеющий обещать и поддерживать уровень обещаний, и фокусировка сарту не заставит себя ждать. Мир снова заиграет боттичеллевскими красками.
Впрочем, мы несколько забежали вперед. Вернемся к главной цели главы - формулировке определения любви. Думается, читателю уже ясно, каким образом сетью сарту можно играючи уловить переливчатую суть этого общечеловеческого феномена.
Наличие объекта и фокусировка сарту на него - вот условие любви.
Определение любви
Вооружившись таким сильным понятием как сарту, зная теперь все основные его приметы, мы можем без труда дать точное определение любви.
Любовь - это сфокусированное на объект сарту (стремление к счастью).
Просто, не правда ли?
Преимущества данного определения перед определениями энциклопедии и словаря психологии
На минуту вернемся к энциклопедическому определению любви. В нем говорится, что Любовь, интимное глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения.
Согласитесь, данная формула вызывает массу вопросов. Что за чувство, каков его характер? Ведь и зависть, вспомним Сальери, тоже может быть очень интимным и глубоким чувством, да и направленным на весьма достойный объект. А теперь энциклопедическую формулу сравним с нашим определением. В определении любви через сарту четко указывается на характер данного чувства, на то, что оно окрашено стремлением к счастью. Мы любим объект тогда и лишь только тогда, когда связываем с ним ожидание счастья, исполнение своих мечтаний и ждем от объекта удовлетворения этих стремлений на идеальном уровне.
Польза от знания точного определения любви
Незнание законов природы не освобождает от ответственности за таковое
незнание.
В любви, как в футболе, все разбираются.
Если в любви все специалисты, то почему столько жизненных трагедий оставляет после себя тайфун этого великого чувства, столько разбитых в щепки судеб?
Видится, что польза от понимания сути любви для молодых людей будет существенной. Познать самого себя - это ли не верный путь к счастливой жизни? Тем более в нашу эпоху свобод, когда редакторская роль общества, государства и социума ослабла, и человек вынужден сам решать вопросы добра и зла.
Патерналистские функции государства, церкви, общества истончаются. Либерализм, глобализм дали человеку всю Землю, но оставляют его один на один со вселенной и самим собой. Всевозможные соблазны атакуют зону святости в душе человека (сарту), требуя любви. Деньги, товары, глянцевые журналы, всевозможные верования, популярность, идеологии, власть, успех - с шулерской ловкостью судьба разворачивает перед человеком колоду соблазнов: выбирай, прильни к моей карте душой, сделай на нее ставку.
А что подсказывает человеку полученное определение любви? Что говорит аморология? Если человек ошибется в выборе объекта для фокусировки сарту, то он никогда не будет счастлив, ведь человек слуга своей любви.
Девизом сайта http://bogru.ru/ является латинское изречение 'Счастлив, кто мог познать причины вещей'. Сайт посвящен теме "Великие тайны - Вечные вопросы" и хорошей, как я надеюсь, фантастике.