|
| |
|
Князь в лесу попал в беду, был спасен и на радостях пообещал спасителю выполнить любое его желание. Тот отказался, ибо нечего ему было желать. А только и князю нечего было давать таких обещаний... Мистическое фэнтези с исторически-славянским антуражем. 1 | |
КАЙЛ ИТОРР
КНЯЖИЙ ДАР
- Прочь, нежить! - Хлестнула гибкая хворостина, раздался истошный
визг.
Вокруг недовольно зашуршало.
Узловатые руки, на которых уже почти не осталось мускулов, только
кости да жилы, осторожно перевернули тело в богатом плаще, с великим
тщанием отряхнули листья и прошлогодние иглы, поднесли к запекшимся губам
баклажку.
* * *
Много ль старику надо? Молока немного - хлеб размочить, одежу добрую
да чтоб крыша не протекала и щелей в стенах поменьше. Сколько суждено,
сколько проживу; богатство там, власть, слава ратная - оно для молодых
ладно, а старому дело зряшное.
А нет у меня врагов, батюшка князь, были - да одни померли давно,
другие замирились. Наше-то житье простое, с полем, болотом и лесом миром
больше добьешься, чем войной, а людям лихим тут брать нечего.
Нет, детей нету. Была семья, и немалая, но как отрезало - сперва
старшенький сын ушел лучшей доли искать и не вернулся, за ним дочь и двое
младших... Тогда худо было. А теперь - никак. Привык, за столько зим...
Нет, не один, я по тутошним хуторам часто хожу, меня и у Медвежьего ручья
знают, и в Трех соснах, где седмицу живу, где месяц. Когда охочусь, когда
плотничаю, когда за полем-садом гляжу - все дело нужное, людям на пользу и
мне в радость.
Сам видишь, "исполню что пожелаешь" - слова хорошие, да только чего
мне желать-то?
Э, княже, святых в других местах искать надобно. В лесу им некого на
верный путь наставлять, а на хуторах их речи некому слушать. Некогда -
заняты люди; вот разве зимой, в самую стужу, когда все одно по избам
сидеть да на печи ухо давить...
А подумай. Дело доброе. Я пока Воронка приведу.
Да чего ж не знать - булгарской стати, шесть лет без малого, в холке
мне по плечо, груши в меду любит. Нет, не видел, я ведь тебя только
нашел... Вот след его, а вот волос из хвоста, мне большего не надо. Ты
умеешь сказать, какую дань можно получить с хутора, не глядя в закрома,
это разве колдовство? Кто лесом живет, разумеет. Поживи здесь с мое, тоже
знал бы всю премудрость...
Ну, вот и конь твой, княже. Добрый скакун, нрав горячий, а глаз
умный, ты ему верь, из любой беды вынесет коли сумеет... Меня-то? Так
говорю ведь, умный у тебя Воронок, худого человека не подпустит, а
хорошему не противится. Он небось и сюда-то везти тебя не хотел? Верно не
хотел. Не княжеское место.
Да ни под чью руку, княже.
Дань? Для чего? Лес защиты не просит, а когда в ней нужда появится -
сам и защититься может, и напасть.
А хоть бы и войско. Те же булгары, те же хазары, а до них гунны да
угры - сколько раз в здешние края ходили! На полдень от Змиевых валов леса
нет, так там орда творит что пожелает, зато как на сивер пойдет -
счастлив, кто назад вернется. У тебя в степи, княже, старые знакомые есть
небось? Так поспрошай свата, какие байки о наших лесах бродят, потешь
душу.
Нет, батюшка князь.
То в городах о Лесном Хозяине говорят вполголоса да требы кладут. Или
речники, что лес видят часто, но отродясь в нем не жили. А на хуторах
знают, не нужен лесу хозяин. Добром у него попроси, так и получишь, силой
будешь брать - тоже получишь, но не то чего хотел... Лес и сам
справляется. Он без людей проживет, а люди без него? То-то.
Нет, княже, не таково мое желание, чтоб ты такие обеты давал. Лес
оберегать - ни к чему это. Ты ведь не помогаешь ветру дуть, а реке течь?
Вот и лес без твоего бережения выстоит.
Когда-то... да, княже, будь мне двадцать зим - я бы много чего у тебя
пожелал! И казны серебряной, и скакуна арабского да саблю булатную, а еще
терем да хоромы в столице, боярское звание... ну и, ясно дело, княжну
молодшую в жены. Все как в сказке. Ну и что, подумаешь, "не бывает" -
помечтать-то можно! Молодые хотят, любят и умеют - мечтать... Только то
был совсем другой я, совсем не тот что помог тебе сегодня.
Да и не сумел бы я помочь тогда. Съел бы лес двоих вместо одного,
княже, и все.
Когда мне двадцать было, я загадал желание. Оно исполнилось.
Думаешь, княже, мне сразу стало нечего больше желать? То-то и оно.
Человек - скотина неблагодарная, ему всего и всегда мало. Не хотим и не
умеем останавливаться. Разве только силой, когда мордой о забор приложат,
и то, не всякий забор выстоит. Жалуюсь? Помилуй небо, ничуть! Почти
горжусь.
Таковы наши желания-то, да...
И в тридцать зим - ну, ты сам знаешь, каково оно, в тридцать-то зим.
Такие умеют не мечтать, а трудиться. Ох я бы пожелал! Достойных соперников
и друзей, да еще дела - чтоб было к чему сердце и руки приложить.
Но будь мне тридцать зим, княже, так и остался бы ты в лесу. Не
восхотел бы я помогать, не стал бы рисковать своим кровным делом, ради
которого другое желание потратил. А оно тоже исполнилось. И тоже
обернулось не тем, чего всю жизнь ждешь.
А чему удивляться? Так просто - сказать "пожелай, мол, все исполню".
И выполнить не очень сложно, ты ведь князь, твоему слову разве только небо
не покорится, и то смотря еще как попросить... Дар твой - ценность
великая, княже, но что с этой ценностью делать, если не умеешь правильно
желать!
А ни в двадцать, ни в тридцать, ни даже в пятьдесят зим не умеют
этого люди. Слишком мы сильны. Слишком упрямы. Слишком уверены в себе.
Слишком многое сами можем, чтобы оценить дар по достоинству. Поблагодарим
честь по чести, конечно, и к делу приспособим, и пользу извлечь сумеем - а
все одно, такие дары делать, что подковы лошадиные из золота лить.
Верно, княже, жизнь свою ты ценишь дороже. И я свою ценил. Тогда было
за что и ради кого.
А теперь... много ли старому надо?
Езжай, княже. Будь счастлив, коли сумеешь. Живи и помни.
Как я помню то, что твоя мать, Улга, сделала с моими детьми...
Я же сказал, Свентослав, поезжай. Ты мое желание слышал - и как
сбывались те, прежние, пусть сбудется и оно.
* * *
Если прислушаться, можно было разобрать, как копыта боевого коня
ступают по хвойному покрову, удаляясь.
- Зачем ты его отпустил?
Старик не оборачивался.
- Помешал - ладно, за тобой право старше и сильнее. Месть свята, а
мстят только живые. Но почему ты позвозил ему уйти - именно ему, сыну
палача-Ингара и ведьмы-Улги?!
- Ты не поймешь, нежить, - проронил старик.
- А ты скажи.
- Месть свята, ты сказал, а мстят только живые. Верно. Только и не
мстят - тоже только живые. Я спас ему жизнь, и теперь она моя. Когда
захочу, тогда возьму. Ты, который когда-то был моим сыном, ты ждал столько
зим - можешь потерпеть еще.
В лесу раздалось ворчание, довольное, ожидающее.
- Да, я могу подождать! Но... я хочу, чтобы ожидание стоило того! Я
помню кровь Ингара - высокое небо, это стоило смерти!
Старик покачал головой.
- Не стоило. Обращение в нежить - не стоило. Но если хочешь... а
теперь для тебя, наверное, других желаний и не осталось, - хорошо. Ты уже
попробовал кровь одного князя - обещаю, придет срок, и ты получишь чашу из
черепа другого.
- Хочу! - рассмеялся лес. - Вот это будет истинно княжий дар!
В год 6480 (972). Когда наступила весна, отправился Святослав к
порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и
взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него...
[Повесть временных лет, ч.2. Княжение Святослава, сына Игорева]
К О Н Е Ц
|
|
|
|