Гейман А. М.
Сам посуди (Туманность Андромеды)

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • © Copyright Гейман А. М. (GejmanAleksandr|sobaka|km.ru)
  • Обновлено: 16/05/2019. 27k. Статистика.
  • Стихотворение: Поэзия Ну и стихи впридачу
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    Тоже из альбома в работе. Добавления к тексту сделаны.


  •        I. САМ ПОСУДИ
           (Туманность Андромеды)
          
          
      1.  Уже мы здесь, пришедшие во храм,
           Как глупые наказанные дети,
           И просим лишь, чтоб исповедать нам
           Грехи хотя б минувшего столетья.
          
      2.  Не то чтоб ранее без смут и воровства, -
           Ты веси сам: мы праведно не жили.
           Но мы молились Богу во церквах,
           И Ты прощал. А мы опять грешили.
          
      3.  И сокровенный от людей содом,
           И родовые каинства династий,
           И барыньки, сдающие внаем
           Девиц крестьянских для похабной страсти.
          
      4.  А подступал меж тем со всех сторон
           Потоп чудес самоновейшей нови -
           Авто, синематограф, телефон
           К удобству образованных сословий.
          
      5.  Когда им было, столь передовым,
           Читать по буквам Божия закона.
           Умы тучнели Горьким и Толстым,
           Да и квадрат чернел взамен иконы.
          
      6.  А как не принимал уж и народ
           Твое Нагорное учительное слово,
           Но слушал револьвер и пулемет,
           То и судью Ты попустил иного.
          
      7.  За вины наши - а кого и без -
           С высокой правотой своей опасной
           Он нас казнил - да только сам был бес,
           А там не важно - белый или красный.
          
      8.  Какой он пил утопленной воды,
           Каким обуревался духом падшим,
           Что классово прославил путь вражды
           И кровь его оставил внукам нашим?
          
      9.  Узорешительны молитвы от тюрьмы,
           Но нет молитв от жизни повседневной.
           И правил быт, - а с ним уж и умы,
           Тот, кем мы были звероуловлены.
          
     10. Уж он нас гнал за совесть и за страх,
           На стройки века сроки назначая,
           Что пол-страны запело во дворах
           Про тундру зеленеющего мая.
          
     11. Но, Господи, подвижники Твои,
           Не отреченные от правды Твоей Божьей,
           Они же не себя одних спасли,
           Они Твои - но ведь и наши тоже.
          
     12. Нам, может, и далось те дни пройти
           По чаянью Заступницы Всепетой,
           Что сельский батюшка, слепой уже почти,
           Святил Дары и говорил нам, где Ты.
          
     13. А мы задорно развивали спорт
           И мерили стальные руки-крылья
           И вместо сердца - пламенный мотор
    ,
           И если б мы лишь этим согрешили!
          
     14. Но был наш блуд и спесь, и злая ложь,
           Что мы себя за первых посчитали,
           Что светоносны, потому что вождь,
           И всех сильнее, потому что Сталин.
          
     15. И только пели мы "не царь и не герой",
           А к небу подымалось: "сами боги".
           И не был нов передовой наш строй,
           Но был развилкой адовой дороги.
          
     16. Но, Отче наш, ведь страшная война -
           Крест Запада на нас ее обрушил.
           Умылись кровью солнце и луна,
           И требовалось страшное оружье.
          
     17. Дышал огнем многоголовый змий
           От Ленинграда и до Сталинграда,
           И не могли мы делать "не убий",
           Но танки делали, и бомбы, и снаряды.
          
     18. А враг все шел и шел нас убивать,
           Ни старших не щадя, ни наших меньших,
           И не могли мы не уничтожать -
           А ведь людей, хотя и "юберменшей".
          
     19. Им бес внушал, надменностью губя,
           Что с ними Бог, - и тем превозносились.
           А мы и Господу молились про себя,
           Хотя не про себя одних молились.
          
     20. Но и неслышная, она слышна была,
           И мы дошли до вражеской столицы,
           И оземь бросили германского орла
           С поломанной на свастику звездицей.
          
     21. И были мы верны перед Тобой,
           Хотя Свой лик Ты на знамёна не дал,
           А Знамя было части строевой
           Одной на всех и трудовой Победы.
          
     22. А мы вернулись к будням мирных дел.
           Отстроились, разжились, народились.
           Гагарин Юра в космос полетел -
           Мы радовались этим и гордились
          
     23. И создали мы нивы из степей,
           Науки про изменчивые среды
           И добрые мультфильмы для детей,
           И книжку про туманность Андромеды.
          
     24. Нас, Господи, и даль, и высь звала,
           Созвездье Льва и тропик Козерога...
           А вот идея прошлая была -
           Жить по потребности, как люди, - но без Бога.
          
     25. А вот не дожили. Низложен наш народ,
           Рабочий быт торговым опрокинут,
           И каждый грошик наш поставлен нам же в счет,
           И каждый грех наш пред Тобою вынут.
          
     26. И пусть и нехотя, но вспомнила страна
           Убитого среди последних близких,
           По-русски чашу пившего до дна
           И преданного чисто по-английски.
          
     27. И поумневшие, уже не по зубам
           Атеистическому мысленному волку,
           Состав семьи приводят в Божий храм
           Седые бабушки, былые комсомолки.
          
     28. И кто бы спрашивал, зачем Ты так судил -
           Нам милости искать, а не ответа.
           Да, путал бес. Но ведь и Ангел был -
           Смягчал сердца и говорил нам, где Ты.
          
     29. Мы и теперь не менее грешны.
           Не наши разве дочери и жены
           В год сотни тысяч, сами, без войны,
           Своих детей казнят как нерожденных?
          
     30. Разве не нас с утра и ввечеру,
           Ограбленных до "зрелища и хлеба",
           С экрана учит славе и добру
           Небритый вор и клоун на потребу?
          
     31. Но, Спасе наш , ведь мы в Тебя глядим
           Душой детишек наших причащенных
           И знаменуемся Распятием Твоим,
           И молимся о царствии прощенном.
          
     32. Да будут святы наши должники,
           Великие, как небеса России,
           И Бога именуют языки
           Их добрые и никогда - как злые.
          
     33. Обиженные нами да пожнут
           И те колосья, чистые от плевел,
           Сторицею Тебе да принесут,
           Как Господу и нашему Цареви.
          
     34. Трисолнечным кристалликом земным
           Необессиленной Твоей небесной соли
           Да будет первый и четвертый Рим,
           Доколе вечен и Христов доколе.
          
     35. А нам лишь Ты - ведь Ты наш Бог еси.
           Пусть наградятся все Твои другие.
           Храни их всех, помилуй и спаси -
           Да будут верные Твои на литургии.
          
     36. А нам лишь то, что Ты нам посудил.
           Как приняли и скорби, и победы.
           Как грозный фронт, как оружейный тыл,
           Как детскую "Туманность Андромеды".
          
          
          Окончено 6.05.2019
          
          - - - - - - - - -
          
          ПРИМЕЧАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
          
          
           Строфа 5.
          
           Да и квадрат чернел взамен иконы...
          
           "Черный квадрат" - картина Малевича, знаковая в истории декаданса России (да и в мировом модернизме).
          
           Строфа 6.
          
           Твое Нагорное учительное слово...
          
           Нагорная проповедь была проповедана Иисусом Христом на склоне горы, отсюда и название. Содержит важнейшие основы христианского вероучения - заповеди блаженств, молитву "Отче наш" и т.д. - см. Евангелие от Матфея, гл.5-7.
          
           Строфа 8.
          
           Какой он пил утопленной воды...
          
           То есть воды со дна, где утопленник.
          
           Строфа 9.
          
           Узорешительны молитвы от тюрьмы...
          
           Узорешительны - то есть разрешающие, освобождающие от уз, оков. Узорешительницей, например, называется святая Анастасия, сама заключавшаяся в темницу и освобождавшая из нее других узников-христиан (см. житие).
           Далее, народная присказка гласит "От тюрьмы да от сумы не заговаривайся" - то есть, бессмысленно просить у ворожеи или знахаря заговоров от тюрьмы или сумы - их таких нет, колдовство на эти случаи не действует.
           Колдовство - нет, а вот святая молитва - другое дело.
          
           Тот, кем мы были звероуловлены...
          
           ЗвероуловлЕны: звероуловлЕн (ударение на Е) - выражение взято из Последования к Причащению (Молитва 2-я , святого Иоанна Златоустого): "и да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду." Смысл: да не буду я, удалившись от Богообщения с Тобой, захвачен (пленен, уловлен) неким бесплотным (и поэтому мысленным, не вещественным) хищным существом - то есть неким злобным лукавым духом, "мысленным волком".
          
           Строфа 10.
          
           Что пол-страны запело во дворах
           Про тундру зеленеющего мая...

          
           Отсылка к так называемому лагерному фольклору, песне, ставшей одним из самых популярных так называемых городских романсов, - классика жанра, которую действительно пели и поют во дворах (а ныне уж и со сцены):
          
           Это было весною
           В зеленеющем мае,
           Когда тундра надела
           Свой зеленый наряд...
          
           Строфа 12.
          
           По чаянью Заступницы Всепетой...
          
           То есть, Богородицы. В православных молитвах Матерь Божья часто именуется как Заступница, Всепетая (а также Ходатаица, Надежда безнадежных и т.д.)
          
           Святил Дары и говорил нам, где Ты...
          
           Дары Святые - хлеб и вино для Таинства Евхаристии (причащения верующих). Освящаются на литургии священником, во время чего преосуществляются в Тело и Кровь Христовы.
          
           Строфа 13.
          
           ...стальные руки-крылья
           И вместо сердца - пламенный мотор...

          
           Строки из "Марша авиаторов" ("Марша сталинской авиации", "Гимна истребителей"), знакового музыкального произведения эпохи 1920-1930-х.
          
           Строфа 15.
          
           И только пели мы "не царь и не герой"...
          
           Слова из "Интернационала", если кто не знает:
          
           Никто не даст нам избавленья:
           Ни бог, ни царь и не герой.
          
           Строфа 18.
          
           А ведь людей, хотя и "юберменшей"...
          
           Юберменш, Übermensch - то есть сверх-человек, термин из нацистской расовой теории о превосходстве германской расы над остальными. Слово стало нарицательноым для обозначения носителей подобных взглядов, прежде всего - немецких нацистов (или шире - немецких солдат, а то и просто всех немцев) времен так называемого Третьего рейха.
          
           Строфа 19.
          
           Им бес внушал, надменностью губя,
           Что с ними Бог, - и тем превозносились....

          
           Gott mit uns, "С нами Бог" - девиз, выбитый на пряжках ремней солдат СВ вермахта (надпись полукругом над орлом со свастикой).
          
           Строфа 20.
          
           Но и неслышная, она слышна была...
          
           - молитва.
          
           И оземь бросили германского орла
           С поломанной на свастику звездицей...

          
           Звездица - один из богослужебных предметов в алтаре, - складной, в виде двух дуг, крест, символ Вифлеемской звезды. По значению слово звездица как раз звездочка, - как, кстати, и свастика, похожее слово того же индо-евпропейского корня (от свет/свят: замените в "звездица" "з" на "с", а "ц" на "к", как оно и бывает даже и сейчас в русском языке (ср. тройка-троица, малек-малец и т.п.) - слова будут совсем уже совпадать). Вот только у нацистов эта звездочка была принята не как христианский, а как "арийский", то есть языческий символ и потеряла свое световое значение, будучи после того соотносима в сознании европейских народов с коричневой чумой фашизма - звездицу поломали на свастику.
          
           строфа 25.
          
           И каждый грех наш пред Тобою вынут...
          
           Отсылка к 50-му псалму, но чисто звуковая:
          
           Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мной есть выну.
          
           "Выну" в псалме значит всегда (а не есть глагол или какая-либо отглагольнаяч форма): грех мой всегда передо мной (то есть в памяти) - в отличие от того, что в строфе 25 (там грех "вынут": был скрыт - и обнажился).
          
           Строфа 26.
          
           И преданного чисто по-английски...
          
           Не требуется конспирологии, чтобы оценить так роль и поведение царствующего британского дома по отношению российскому.
          
           Строфа 27.
          
           И поумневшие, уже не по зубам
           Атеистическому мысленному волку...

          
           По "мысленному волку" см. пояснение к строфе 9.
          
           Строфа 29.
          
           ...В год сотни тысяч, сами, без войны,
           Своих детей казнят как нерожденных?

          
           Число абортов в России хотя уже не несколько миллионов в год, как в советское время, но составляет до сих пор сотни тысяч.
          
           Строфа 30.
          
           Ограбленных до "зрелища и хлеба"...
          
           Можно ограбить до нитки, а можно и до "хлеба и зрелищ". Последнее выражение - крылатое, мем эпохи упадка Рима (из 10-й сатиры Ювенала). Обозначает как оскудение психической жизни народа до низменных потребностей, так и политику верхов (власти в целом или отдельного политика) по отношению к низам, то есть способ добиться и поддерживать лояльность к себе общества.
          
           Строфа 31.
          
           ...И знаменуемся Распятием Твоим...
          
           Крестное знамение для православного христианина выражает не просто верность и веру Христу, но и готовность со-распяться Ему. Что таковая не пустой знак, христиане свидетельствовали делом во все века истории, начиная от ранних и до нового времени, и не только в России большевистских годов, но и, к примеру, в той же современной Сирии.
          
           Строфа 33.
          
           ...И те колосья, чистые от плевел...
          
           Плевелы (церковно-славянское) - сорняки, похожие на пшеницу внешне. В широком, прямом и переносном, смысле - просто всякие сорняки, нечто вредоносное и лишнее.
          
           Строфа 34.
          
           Трисолнечным кристалликом земным
           Необессиленной Твоей небесной соли
           Да будет первый и четвертый Рим,
           Доколе вечен и Христов доколе.

          
           Трисолнечный - поэтическое выражение в православных молитвенных текстах, то есть - пронизанный троичным светом Святой Троицы.
           Необессиленной Твоей небесной соли - здесь отсылка к той же Нагорной проповеди (Мф. 5: 13), а именно к словам Иисуса, обращенным к Своим апостолам "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?"
           Да будет первый и четвертый Рим - полагаю, слова игумна Филофея про "два Рима пали, третий Рим стоит, а четвертому не быти" читателю известны и иных пояснений не требуют.
           Доколе вечен - Рим часто называют "вечный город".
          
           Строфа 36.
          
           Дай нам принять.
          
          
          P.S.
          Эти примечания и пояснения сделаны мной в силу слабого знакомства моих светских современников с православным христианством (это же вообще-то и ко мне относится, увы), - ну, а российской молодежи уже плохо знакомо и многое, что само собой понятно, азбучно для советских людей. Стихотворение не особо и сложное, но так оно, полагаю, будет понятней в каких-то изводах.
          
          Еще.
          О моем обращении к православию см. добавленное пояснение в конце списка лучших работ

  • © Copyright Гейман А. М. (GejmanAleksandr|sobaka|km.ru)
  • Обновлено: 16/05/2019. 27k. Статистика.
  • Стихотворение: Поэзия

  • Связаться с программистом сайта.