...Действительно, я усматриваю необходимость узаконить при
построениях хотя бы общенаучного, теоретического плана свод неких не то чтобы
аксиом, а скорее предписаний, этаких яма и нияма, но не вполне чисто научного
плана (возможно, еще больше бы подошло слово заповеди, не воспринимайся оно
столь религиозно). Пока что наука и философия пытается обойтись в этом качестве
только лишь правилами логики или ее численной разновидностью, математикой.
Но. Практика самой науки показывает, что никакая логика и
никакая математическая строгость не спасает от парадоксов и противоречий - от
элегантных и относительно корректных до самых неприличных. Очевидно, пора уже
признать, что попытка обойтись голимой логикой есть не более чем утопия
самовлюбленного и самоуверенного рацио, аналитического интеллекта, который
собственную плоскостность и запертость в цифровом описании проецирует на мир,
полагая его столь же численно-построенным и конечным. Ругать и вообще отрицать
из-за этого интеллект, понятно, бессмысленно - все равно что пенять на
калькулятор за то, что он способен иметь дело только с числами - это область его
законного применения, а выше головы он не прыгнет, не может.
Однако человечеству именно что приходится "прыгать" выше уровня
сложности калькулятора, и это отнюдь не вызовы завтрашнего дня, а реальность
самая повседневная. Все более очевидна сложность, парадоксальность, известная
алогичность да и вообще иррациональность, чудесность не только нашего сознания
(что, кстати, уже требует чего-то похитрей, нежели "логика"), но и физического
мира, как его принято называть. Отсюда, встает вопрос о том, чтобы это отразить
не только в описании, но и в самих методах исследований, в неком корпусе научных
правил.
(С сожалением вынужден признать свою неосведомленность в том,
что здесь наработано в новопоявившихся науках, которые, как можно судить по
отголоскам, и пытаются решать такие или схожие проблемы. Поэтому то, что я
попробую в самом общем виде обозначить ниже, может быть уже хорошо развито и
применяться в тех или иных отраслях научного знания - положим, в синергетике или
там какой-нибудь многомерной логике. Если я повторю уже введенное в оборот такой
науки и поневоле изобрету велосипед - что ж, мои извинения. Для меня-то ведь эти
вещи не есть мое личное открытие и тем более достояние, для меня это нечто само
собой разумеющееся, факт мира, и открытием было обнаружить, что этот факт,
оказывается, не только не признается, но даже не осознается, что его еще надо
как-то формулировать и объяснять, - ну, это примерно состояние химика,
столкнувшегося с группой коллег, отрицающих существование таблицы Менделеева и
не желающих понимать ее если не истинность, то полезность. Вот так же, говорят,
глазели западные биологи на лысенковцев, делающих на международных симпозиумах
доклады с отрицанием существования генов.)
На текущий момент я не готов рассмотреть это подробно и
обосновать по пунктам, поэтому только вкратце поясню, как я понимаю корпус
правил, яма и нияма познания, которые не охватываются и не усматриваются в
пределах чистой (формальной) логики, но которые такая же необходимость познания,
как собственно научные принципы (вроде бритвы Оккама или знаменитых постулатов
Гёделя). В целом, науке необходим некий кодекс джнанина, воина Знания, однако я
подчеркиваю, что речь идет не только лишь об этическом и личностном аспекте, -
это шире и глубже, забирает именно в область метода, в самое начало начал.
В частности, все более очевидна иллюзорность явной или неявной
претензии науки на изучение мира "как он есть" - а то есть, наивно и беспочвенно
само представление, что можно изучать мир "объективно" - будучи при том,
разумеется, субъектом. Сознание не просто изучает реальность - оно ее формирует,
создает свою версию реальности. Кажется, это все более понимается и признается.
Однако что из этого следует? И вот тут-то пора и положено задать следующий
вопрос. Если уж при взаимодействии (при исследовании в том числе) с внешней
реальностью создание какой-либо ее версии неизбежно, то ведь весь вопрос вот в
чем: а какую же именно версию следует создавать? Чего в себе и в мире хотеть?
Что нам от нас самих нужно? И вообще - каким следует знать мир? Можно знать
мир как мертвый механический набор безмозглых физических тел, соотносящихся друг
с другом по математически строгим законам ньютоновской механики. Или можно знать
мир как физико-химические процессы в мозгу - биохимики вот пытаются. А можно и
вовсе постигать в мире способы истребления себе подобных. Или вообще
последовательное ухудшение (порчу) исходного совершенства (суперсимметрии).
Можно-то можно. А вот надо ли? Это ли в мире следует знать?
Здесь два момента. Один - это сам план воли (или, толтекский
термин, намерения). Второй - свойства картины мира, конкретной версии
реальности - или, иначе, направленность этой воли, предмет ее приложение. Так
вот, я предлагаю признать, узаконить сам факт воления, устремления к какой-либо
версии реальности:
во-1-х, признать, что отстраниться от этого все равно
невозможно,
а во-2-х, считать это одной из составных частей научного
познания - не просто неустранимой примесью, но именно необходимой составной его
частью, без которой оно попросту не может быть полноценным познанием.
Действительное познание просто не может состояться как знание о том, что есть
(якобы "само по себе"), оно обретает действительность, только когда решает
задачу пребывания и становления - проще говоря, участвует в строительстве
(мира).
А это, в-третьих, ставит вопрос об искомой картине мира, о
версии реальности: а что же именно волить, что намеревать при познании - и в
т.ч., научном исследовании. И вот здесь я пока предлагаю принять хотя бы такие
постулаты: нормальным, надлежащим, правильным для познающего сознания являются:
1 - необходимость осознавать себя в устремленности к своему
пределу, к своему максимуму (здесь попутно отмечу 2 момента: максимум в смысле
абсолютного сознания (не комментируя далее) - и максимум как высота планки, -
небо надо штурмовать);
2 - необходимость осознавать себя в своей сопряженности с общим
мировым процессом (а это уже во многом план "земли").
А то есть, налицо необходимость и самое мир понимать как некую
решаемую задачу (в пределе, абсолютную), и себя со своим познанием ставить как
часть ее решения. Этический момент, который здесь с ходу просматривается,
является, таким образом, совершенно законным. Он, как ни странно, вытекает из
чистой логики. Исследователь просто обязан себя как-то позиционировать, это
необходимо даже с т.з. корректно проведенного опыта, наблюдения. Вот там объект,
вот там и там мои инструменты, а вот тут - часть опыта - я сам, наблюдающий,
познающий. Отсюда, можно вполне строго показать, что познающий мир субъект
просто не в состоянии познавать мир, если будет сознавать себя при том вошью на
его теле - это, так сказать, ошибка позиционирования. Умаленность, смирение,
благоговение - это одно, а оправдание или оплакивание (или смакование)
собственной никчемности это другое: это холуйство. Таким образом, осознание
себя, определение своей позиции через высокое этическое долженствование - это
законная составляющая полноценного познания, а эмоциональный ключ познания,
безусловно, должен быть позитивен. Познавать в мире собственную ущербность и
тлетворность, а самое мир познавать как механические судороги бесцельной машины
не просто самоубийственно - это еще и методологически неверно.
Спрашивается, как это совместить с одновременной необходимостью
отстранить все и всяческие искушения, иллюзии, предрассудки и тому подобное -
как сочетать предельную нацеленность на идеал (этический в том числе) с
предельной же трезвостью и незамутненностью сознания? Э, так в том-то и вызов!
Если теперь под этим углом обратиться к практике современной
науки, то открывается картина, не более отрадная сравнительно с той, над которой
я негодовал в прим.[2]. Ну, как после этого оценить потуги и претензии позитивной
(западного типа) науки на "объективное" изучение "законов природы" и самое
реальности? Ведь ни от воления (приложения воли), ни от построения реальности
сообразно сознанию наука при том не отступала. И стало быть, она не просто
"открывала", что мир есть математическое движение мертвых тел - она это в мире
намеревала, волила. И если не отягощала себя такой ерундой как становление
абсолютного сознания, если не пыталась знать в мире хотя бы его одухотворенность
и божественность, если обращалась к живому не произнося волшебной формулы "мы с
тобой одной крови", то это ведь отнюдь не значит, что наука умела обойтись
вообще без воления, воображения и преображения мира - нет, это значит лишь, что
она намеревала противоположное - раз не живое и духовное, то мертвое,
бездуховное и трагически ущербное (не абсолютное и лишенное сознания). И само
собой, никакой чистой наукой она при этом не была, а была чистейшей воды
черной магией - наберитесь уж хваленой объективности и мужества признать это,
господа ученые.
На возможное возражение, что, дескать, наука не располагает
соответствующим опытным материалом, позволяющим заключить, например,
божественность (абсолютность) сознания или одухотворенность всего живого, мой
ответ прост: а она пыталась это узнать? Если в комнату, где лежат два мешка
яблок, никто не заглядывает, то как-то трудно узнать, что они там лежат.
Узнавать-то ведь пока пытались совсем другое - какие доли мозга отвечают за
память и торможение, какие гены ввести, чтобы получить послушных солдат - ну и
т.п. "истины". Это и узнают. Преображенский ведь тот же Шариков, даром что
профессор.
И еще. Я полагаю, не так уж далеко время, когда все изложенное
здесь мной будет очевидно уже не с т.з. одной мыслительности, а станет именно
открытым опытным фактом. Например, "сопряженность с общим мировым процессом" или
"осознание себя в устремленности к своему пределу" будут очевидны как простая
сонастройка вибраций - мировых и человеческого сознания. Может быть, это станет
возможно даже прикидывать в числах и определять формулами. Этого я предложить не
могу, не моя специализация. Но даже без этого, в пределах "чистой
мыслительности" это все является неопровержимой истиной в силу одной своей
необходимости. Не выжить без этого.