Даваемые здесь добавления к "Идее недели" включают и новые, в т.ч. свежие, и те, что давались уже по разному случаю в иных работах, в частности, эссе. Цитирую эти тексты без изменений, но вне связи с телом работы, а именно как идеи.
...Дальнейшие мои заметки по
этому поводу, в общем, относятся скорее к теме ОС, чем литературе, но по
случаю даю и их. Стивен Лаберж (см. "Мир осознанных сновидений"), считает
иллюзорным и невозможным проживание во сне целых жизней - о чем иногда
говорят (ссылаясь на опыт как обычных, так и осознанных сновидений). Основанием
служат его опыты, устанавливающие по наблюдаемым физиологическим реакциям
ту же скорость восприятия времени (см. там же, гл.2). Отсюда, возможность
прожить во сне больший срок, нежели хронометрически занимает сон, Лаберж
относит на счет трюка с выпуском во сне "пустых промежутков" - вполне сродни
тому, как оно в искусстве: в книге (титрах) ставят - "спустя десять лет",
"прошел год" етс. - ну, мы это так и проглатываем, в искусстве - сознательно
принимая условность, во сне - не замечая. На мой же взгляд, тут может быть
много хитрее и сложнее.
Во-1-х, наблюдаемая скорость
выполняемых во сне действий может не отражать скорости осознания. Лаберж
вообще их смешивает, что логически некорректно. Кто поручится, к примеру,
что выполняя оговоренное упражнение (движение глаз после условленного счета
секунд), сновидец безотчетно не переходит с одного темпа сознавания на
другой - т.е. просто по автомату выполняет действие в темпе дневного сознания
(из-за его соотнесенности именно с дневной реальностью, - так сказать,
происходит автоматическая синхронизация)?
Во-2-х, выпуск "промежутков
времени" во сне, я считаю, действительно имеет место, но может носить совсем
другой характер. В иных случаях имеет место действительно разрыв и, так
сказать, склейка кадров, пролистывание страниц - что, впрочем, теоретически
еще не означает отсутствие этих страниц вообще. Но может иметь место перемещение
осознания по, так сказать, территории сна - т.е. мы имеем некую целостнось,
книгу жизни в ее протяженности (причем, полную, без пропусков), а вот осознание
ее во сне активно протекает только выборочно, в определенных эпизодах -
причем, эти переходы могут сорвершаться произвольно и осознанно, - что,
действительно, весьма похоже на чтение избранных страниц из книги. Я не
могу утверждать распространенность подобного проживания жизни во сне, но
исключать это все же неправомерно. Чаще же, признаю это из своего опыта,
имеет место несколько другое - подстройка осознавания к течению сна, когда
происходит разрыв, смещение, а сознание создает какое-нибудь оправдательное
осмысление - что вот, тогда было год назад, а сейчас я уже вижу, что здесь
стало спустя время (т.е. титры "прошел год" высвечиваются вдогонку).
В-3-х, скорость осознавания
может сильно меняться, увеличиваться, причем, тому есть не один способ.
Например, реальность может сновидеться в другом временном измерении - таком,
где темп времени выше. Или, предположим, осознание само перемещается в
пространстве с высокой скоростью - высокой настолько, что вступают в силу
релятивистские эффекты. Я этого не утверждаю, но разбираю на пальцах как
чистую возможность: в самом деле, если принять, что агент нашего сна (наш
внутренний сновидящий) - это не просто я спящий, но мое энергетическое
тело (наличие которого заявлено во многих эзотерических системах), тогда
сновидим мы не только другим состоянием сознания, но и находясь в другом
нашем теле. Но тело, хоть и энергетическое, это все же вещь физическая
и, соответственно, соблюдающая законы физики. Релятивисткая же физика утверждает
изменение течения времени в зависимости от скорости - тогда, двигаясь со
скоростью околосветовой - а это для энергетического тела не проблема -
вполне реально наблюдать указанные эффекты: за миг своего наблюдательского
времени воспринять минуту (час, год) жизни обычного мира. Кстати, такие
сны я видел - убыстрение хода событий буквально как это показывют в кино,
с мельканием тел и предметов.
В-4-х, определенно может
повышаться не просто скорость, но емкость, осознания, т.е. его производительность,
способность к одномоментному восприятию и осмыслению потока реальности.
Тут, опять же, разные возможности - и не исключено, используется каждая
- по разным случаям и в разных вариациях. Вопрос, так сказать, единиц осознания
- в каких именно осознается и осмысляется реальность. Если йогин в самадхи
оперирует "кальпами миллионолетий", то уж пару жизней прожить во сне не
вопрос. Однако это ставит вопрос о масштабировании, свертке и развертке
реальности - реальности сна или какой иной, это дела не меняет. Если уж
принять (так делает Лаберж), что сновидец имеет в сновидении дело с моделью
реальности, то нет никакой необходимости выдерживать при этом ограничения
и темп физического мира (это скорее даже проблематично). Летать и подтягиваться
на мизинце можно, а если в секунду можно уложить тысячу миль пространства,
то почему нельзя - тысячу секунд времени? Другое дело, что эта тысяча секунд
может быть представлена в реальности сновидения не временнЫм, а иным образом.
Тут, я полагаю, вполне применимы математические модели миров с высокой
размерностью пространства-времени, а то и попросту компьютерные способы
размещения информации. Как бы то ни было, меня лично собственный опыт заставляет
задуматься над следующей альтернативой.
Или имеет место масштабирование
реальности, т.е. свертка ее в более крупный план с разверткой при необходимости
в масштабе более мелком. При этом ничего не опускается и не выпадает -
все детали сохраняются один к одному, просто меняется масштаб рассмотрения
- т.е., строго говоря, меняется не реальность, а способ, масштаб ее восприятия
- все остается на своих местах, просто различается сообразно данному увеличению
(уровень галактики... планеты... города... лужи... амебы..).
Или же происходит нечто вроде
цифрового (или какое там) моделирования (обобщения), когда при смене масштаба
"нижестоящие" уровни действительно свертываются, опускаются и в лучшем
случае подразумеваются, а сознание при данном масштабе имеет дело с целостностью
определенного уровня - с планетой (лесом, эпохой и т.д.) как целым. За
последнее данных больше - по крайней мере, за это говорит образная организация
дневного опыта и столкновение с ним во сне в таком вот виде. Кстати, Флоренский
считал возможным появление в науке именно такого метода, - преодоление
дробности и фатальной неполноты существующей специализации наук за счет
обращения к олицетворяющей символизации - поддержание целостности в таком
вот виде (лес, представленный в виде лешего).