Фильчаков Владимир
Мы рождены, чтоб сказку сделать пылью

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 10, последний от 18/07/2019.
  • © Copyright Фильчаков Владимир (bphill()mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 15k. Статистика.
  • Статья: Публицистика Статьи
  • Оценка: 7.95*11  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Русское экономическое чудо


  •    Перепечатка или какое бы то ни было
       распространение статьи без согласия
       автора запрещается.
      
      
       Эта статья представляет собой попытку заглянуть в будущее нашей страны, дабы узнать, состоится или нет российское экономическое чудо. Но делать какие бы то ни было прогнозы, не зная прошлого, дело неблагодарное, все равно, что утверждать, что Вася Кукин станет великим художником, не зная о том, что в детстве Вася даже те самые три буквы на заборе не мог написать достаточно ровно. Это уже будет, извините, не прогноз, а предсказание, а за предсказаниями - не ко мне, это к Нострадамусу и Ванге.
       Прежде всего, нужно определиться с тем, что же такое экономическое чудо. Например, японское экономическое чудо - это автомобили и электроника. Немецкое экономическое чудо - это автомобили и электроника опять-таки. Разрушенные войной страны - Япония и Германия - за короткий период времени (тридцать - сорок лет) сделались ведущими державами, развив промышленность до высокого мирового уровня. Коротко говоря, экономическое чудо предполагает высокое развитие современных технологий. Причем при производстве не каких-то там чужих автомобилей и еще более чужой электроники, а собственных. Грозит ли России подобное чудо? Будут ли когда-нибудь в России надежные автомобили и безотказная бытовая техника?
       Не нужно спешить с ответом на этот, казалось бы, простой вопрос, кричать о том, что с нашей русской безалаберностью и неспособностью хоть что-то сделать качественно этого не может быть потому, что этого не может быть никогда. Вместо истошных воплей вооружимся холодным анализом, и посмотрим, возможно ли в принципе то, о чем мы спрашиваем. Для этого сделаем небольшой экскурс в историю, причем совсем недавнюю. Вспомним приснопамятного Никиту Хрущева. Чем же остался знаменит этот руководитель нашего с вами государства в недавнем прошлом? Разве тем, что стучал по трибуне ООН туфлей и грозился показать империалистам кузькину мать? Или тем, что едва не устроил на Земле атомный апокалипсис, разметив советские ракеты под носом у американцев? Может быть тем, что маниакально заставлял выращивать вместо пшеницы кукурузу и ввел налог на домашних животных, тем самым вдрызг развалив сельское хозяйство? Тем, что развенчал культ личности Сталина? Нет, господа мои, не этим, на мой взгляд, остался известен Никита Хрущев. А тем, что низвел Инженера до положения ничтожества.
       Кто такой инженер? У нас в стране это тщедушный человечек с большими нелепыми очками, несчастный, болезненный и не вызывающий к себе ничего, кроме жалости. Это про инженера у нас говорят: "Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?". Это оболганный, оклеветанный человек, который один только и был способен создать надежный автомобиль и безотказную электронику. Но...
       Вспомним, с чего начали большевики, придя к власти. С ликвидации безграмотности. С образования. С создания рабоче-крестьянской интеллигенции. С возвеличивания Специалиста. Специалист получал большое жалование, имел большую квартиру (причем не двухкомнатный гадюшник в хрущобе, а настоящую, полноценную квартиру из семи-восьми комнат с высокими потолками), Специалиста хвалили на всех углах, ему давали награды, премии, его приглашали в Кремль, а рабоче-крестьянской молодежи внушали, что быть Специалистом престижно, выгодно и почетно. Молодежь стремилась учиться, лезла из кожи вон, чтобы стать Специалистом. Но кто же такой этот Специалист? Это Ученый, Врач, Педагог и Инженер. Такая государственная политика не могла не дать результатов, и она их дала. Из лапотной крестьянской России была сделана индустриальная держава. Кровью. На костях. Но страна стала в ряд с передовыми. И вовсе не благодаря рабочему, как нам внушали коммунисты, а благодаря Ученому и Инженеру. Помните такой автомобиль - "Победа"? В этой машине советскими Инженерами было заложено несколько десятков новаторских технических решений, что делало "Победу" одним из самых лучших автомобилей в мире. Эти решения копировали и в Европе, и в Америке. Долгие годы "Победа" была источником вдохновения для западных инженеров.
       А наши достижения в области исследования космоса? Нам очень мало досталось от работ Вернера фон Брауна, в отличие от американцев, но наши Инженеры смогли разработать ракетную технику не хуже, а в чем-то и лучше американской. Наши Ученые и Инженеры создали атомную бомбу. Можно сколько угодно говорить о том, что мы слямзили бомбу у американцев. Да, слямзили. Но неужели вы думаете, что подобных чертежей нет у Бен Ладена? Есть, и наилучшего качества. Но... не может. Не способен. Инженеров у него нет. А у нас были. Наконец, мы перекрыли Енисей и поставили Останкинскую башню.
       В нашем городе локомотиво-вагоно-ремонтный завод в конце пятидесятых построил дом, который назывался немного странно для нынешнего уха: "Дом ИТР". Для тех, кто родился в эпоху "офисного планктона", замечу, что ИТР - это инженерно-технические работники. Вот так. Построили дом для инженерно-технических работников и давали им квартиры. Понимали большевики, что не рабочий является главным на производстве.
       Но вот к власти пришел Никита Хрущев, и все быстро кончилось. Во главу угла был поставлен рабочий, а жалование Инженера сделалось намного меньше, чем у рабочего. Какие там квартиры! Сто двадцать рублей в месяц, вот и весь сказ. Быть Инженером вдруг стало стыдно. Да-да, стыдно! Инженеры пошли в рабочие, чтобы больше зарабатывать. Над инженерами начали смеяться. Вспомните Райкина: "...товаровед как простой инженер". Как презрительно он произносил это слово - инженер... И дело тут не в Райкине, дело в государственной политике. Инженеры опустили головы, пригнулись и попрятались подальше от насмешек. В те времена не существовало как таковой космической промышленности, на космос работали все. Снизился общий уровень инженеров, ухудшились технологии, исчезли яркие инженерные решения, и в итоге американцы быстро обогнали нас в космосе. Из-за этого следующий наш автомобиль - "Волга" - был уже лишен новых технических идей, а наша электроника стала самой тяжелой электроникой в мире. К нам пришел компьютер, мобильный телефон, интернет, но не наши инженеры все это изобрели.
       Теперь мы можем долго судить и рядить о том, как быть с российским автопромом, еще больше повышать ввозные пошлины на иномарки, но ничего мы с ним не сделаем, потому что у нас не осталось Инженеров. Кто из нас помнит фамилию того гения, который сделал советский холодильник чуть ли не вечным, придумав самосмазку агрегата фреоном? Мы помним только Калашникова, но ведь и он изобрел свой автомат достаточно давно...
       Для чего идут в институты современные молодые люди? Когда я попытался ответить на этот вопрос, у меня вдруг волосы встали дыбом. Для того, чтобы меньше работать. Для того, чтобы стать не Инженерами, а программистами, экономистами и менеджерами, для того, чтобы не копать, не носить и не кидать, и для того, чтобы не попасть в армию. Институты еще выпускают инженеров, номинально, но все выпускники становятся программистами, экономистами и менеджерами. Программистами, не умеющими написать простейшей программы, экономистами, не знающими основного закона экономики, и менеджерами, способными только на то, чтобы подсчитать сумму в колонке табличного процессора Excell. Девяносто восемь процентов именно таковы. Это тот самый "офисный планктон", который не хочет ничего изобретать и который успешно прошел курс в институте, скачивая курсовые и рефераты из интернета.
       Именно из-за отсутствия в стране Инженера дверцы у "Лады" не закрываются, распредвал снашивается через десять тысяч километров пробега, глушитель прогорает еще раньше, а двигатель начинает бренчать вместе с подвеской, на которой почти сразу рвутся пыльники. Именно поэтому мы собираем японские и американские автомобили, японские телевизоры и магнитофоны, итальянские холодильники и корейские микроволновые печи. Но позвольте! Производя продукцию, основанную на чужих инженерных идеях, мы никогда не станем великой страной! Это невозможно по определению!
       Можно сколько угодно причитать над российским автопромом, делать волшебные пассы и произносить вычурные заклинания. Автопром мертв. Мертв потому, что в стране отсутствует Инженер. Мертва и промышленность. Мы не в состоянии выпускать конкурентноспособную продукцию. За многие десятилетия мы добились того, о чем всегда мечтало ЦРУ - сделали Россию третьеразрядной страной. Я далек от мысли, что Хрущев-Брежнев-Ельцин работали на ЦРУ, но они успешно претворяли идею третьеразрядной России в жизнь. Особенно преуспел Ельцин. Этот извел в стране еще и Ученого. Быть Ученым стало невыгодно. Все, кто еще оставался, кто теплился в фундаментальной и прикладной науке, пошли торговать. Не обольщайтесь тем, что наши физики получают Нобелевские премии. Ни для кого не секрет, что эти премии вручаются за разработки тридцатилетней давности. Загляните в любой научно-исследовательский институт. Средний возраст сотрудников там - пятьдесят пять лет. Молодежь не идет, "мозги" утекают за границу. Милые мои, чего ж вы хотите после этого? Какого такого экономического чуда?
       Благодаря стараниям Хрущева-Брежнева-Ельцина мы имеем полный развал науки и техники. Но, может быть, Путин что-то делает для того, чтобы Россия стала великой страной? Ничего, кроме заклинаний. Разве с удвоения ВВП (Валовый Внутренний Продукт) нужно было начинать? Мы можем его хоть удесятерить, но великой страной не станем. Возьмем к примеру, Арабские Эмираты. Эти сидят на нефтяной скважине, и доход на душу населения там такой, что в Европе и Америке лопаются от зависти. Но у кого повернется язык назвать Эмираты великой страной?
       Когда в последний раз вы слышали слово "инженер" в средствах массовой информации? Я слышал совсем недавно - на канале National Geographic. Это британский канал. Для тех, у кого нет кабельного телевидения, приведу цитату: "С самой непередаваемой гордостью мы покажем вам технические инновации и инженерные решения, благодаря которым появились на свет самые большие, самые высокие и самые длинные сооружения". Вдумайтесь - "С самой непередаваемой гордостью". Они гордятся инженерными решениями. Чем гордимся мы? Победой Димы Билана на конкурсе европейской художественной самодеятельности? Или тем, что в стране, где пенсии ниже прожиточного минимума, будет проведена помпезная зимняя олимпиада две тысячи четырнадцатого года? Может быть тем, что надавали по физиономии грузинской армии? Вдумайтесь - грузинская армия. Ха-ха.
       Слово "инженер" исчезло из нашего лексикона, как исчезли и сами Инженеры. Следом за Инженерами исчезли и идеи, за ними - сооружения. Мы не строим. За нас строят финские инженеры и таджикские рабочие. Мы только гордимся собой. О, этого умения нам не занимать, и у нас его не отнимешь! Гордиться мы умеем. Со вкусом, с помпой, с фейерверками. Даже тогда, когда гордиться совершенно нечем.
       Дошло до того, что мы перестали понимать смысл слова "интеллект". Интеллектом у нас обладает Ваниш Окси Экшн - пятновыводитель. Господа рекламщики, вас кто-то обманул. Жидкость для выведения пятен не может обладать интеллектом. Интеллект - это нечто другое, это то, чего нет у вас, но было у Инженера.
       Производственники сетуют на то, что у них нет денег на модернизацию производства, а оборудование изношено, устарело и не отвечает современным требованиям. Милые мои! Модернизируйте сначала мозги! Поищите. Может быть, найдутся такие люди, которые на коленке сделают то, что даст вам гигантские прибыли, часть которых вы с успехом пустите на модернизацию. Помните, что первые компьютеры собирались в гараже.
       И это еще цветочки. Я не затрагиваю здесь тему обороноспособности страны.
       Критиковать легко, скажут мне. Нет ничего легче, чем критиковать. А что конкретно вы можете предложить? И можете ли вообще?
       Могу. По пунктам.
       Первое. Слово "инженер" должно опять зазвучать. Повсюду. Средства массовой информации должны внушить народу, что быть инженером - престижно и почетно.
       Второе. Создать кружки юных техников, которые будут выискивать технически талантливых детей. Платить преподавателям кружков высокую зарплату. Из государственного бюджета! Проводить школьные олимпиады по конструированию и изобретательству, победители которых будут без экзаменов поступать в институты.
       Третье. На инженерных специальностях студенты должны учиться бесплатно, за счет государства, и получать стипендию, которая будет предметом зависти остальных студентов.
       Четвертое. При трудоустройстве новоиспеченным инженерам должны выделяться квартиры (да не двухкомнатные гадюшники, а полноценные квартиры!), пусть не сразу, а после прохождения трехлетнего испытательного срока. Именно выделяться, без всякого ярма в виде ипотеки. Государственные квартиры высокого качества и метража.
       Пятое. Инженеру должны платить человеческую зарплату (пускай, опять же, после трехлетнего испытательного срока) не менее двухсот тысяч зеленых рублей в год. Пускай в Россию вернутся советские евреи, уехавшие за высокими заработками в Америку! Пускай к нам едут не только маляры и плотники, но и технически грамотные люди.
       Шестое. В Думе должен быть пролоббирован закон о Специалистах. Именно о Специалистах, одним из которых будет Инженер. В этот закон должны войти первые пять пунктов.
       Допускаю, что в таком случае в инженеры хлынет весь народ, который сейчас либо уже входит в состав "офисного планктона", либо готовится им стать. Пускай. Пена всегда есть, без этого не обойтись. В отличие от программиста, которому сейчас даже не нужно программировать; в отличие от экономиста, которому даже не нужно знать, что такое инфляция и чем она отличается от дефляции; в отличие от менеджера, которым, в принципе, может стать любая обезьяна, немного знакомая с компьютером... Так вот, в отличие от этих героических специальностей, учиться на инженера совсем не просто. Экзамен по начертательной геометрии нипочем не сдать без пространственного воображения. Курсовой проект по деталям машин не найдешь в банке рефератов. Курсовую работу по теоретической механике или по сопротивлению материалов не скачаешь из интернета. Лабораторную по теоретическим основам электротехники вам не сделают ни за какие деньги. Отсев будет колоссальный, тем более, если мы ужесточим требования. Конечно, найдутся такие безголовые, но пронырливые молодые люди, которые ухитрятся пройти курс и даже испытательный срок, но это все пена, издержки, на которые нужно пойти, если только мы хотим создать русское экономическое чудо.
       Страна должна гордиться своими инженерами! До такой степени, чтобы дети, при виде Инженера, идущего по улице, благоговейно замирали и шептали в след: "Инженер идет! Я, когда вырасту, тоже стану Инженером". Результаты такой политики не замедлят сказаться уже через десять лет.
       Ну, а если у государства нет на это денег... Что ж. Если у государства нет денег на будущее, то и будущего нет. Какое уж тут экономическое чудо. Не поглотили бы нас какие-нибудь китайцы.
       Вот и весь прогноз.
      

  • Комментарии: 10, последний от 18/07/2019.
  • © Copyright Фильчаков Владимир (bphill()mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 15k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Оценка: 7.95*11  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.