Чекмарев Владимир Альбертович
1944. Russian sea gangsters

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Чекмарев Владимир Альбертович (lordsvarog@yandex.ru)
  • Обновлено: 27/04/2010. 46k. Статистика.
  • Статья: Публицистика Si Vis Pasem - Para Bellum. Люди, Война, Оружие
  • Иллюстрации/приложения: 3 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  •     []
      
      

       Russian sea gangsters
      
       Деду Афанасию повезло в жизни. И в Великую Войну уцелел, и здоровье сохранил для своих лет отменное, и дети и внуки его любили. Родные и близкие, не обходили Афанасия Никитича вниманием, поддерживали его и финансово и морально, со всеми праздниками исправно поздравляли, и была еще общая традиция - большие семейные выходы в кино. И тут в местном кинотеатре пошла классическая Американская комедия "В джазе только девушки", и всем семейством было решено пойти в субботу в кино. Сначала Никитичу было скучновато, ну не любил он такие фильмы, но когда в начале фильма гангстеры стали стрелять из "Tommy gun", ветеран оживился и заявил на весь зал, что в войну стрелял из таких автоматов. Окружающие зрители захихикали, да и родные высказали некоторую иронию, но после кино дома за чаем, когда старший сын сказал, что батя, видимо, перепутал Томпсон с ППШ, старый морпех оскорбился. Он попросил внука принести им же подаренный справочник Жука по стрелковому оружию и на картинках показал этим штатским, чем ППШ отличается от пистолета-пулемета Томпсона. Тут уж все семейство стало хором просить деда, рассказать о тех славных днях, когда он крушил немецко-фашистских захватчиков из "Чикагской пишущей машинки". И ветеран сдался...
      
       ... В 1944 год ,я служил в Киркенесской 63й бригаде морской пехоты, впрочем Киркинесской она стала несколько позже, а тогда была еще номерной. Командование задумало создать при бригаде танковый батальон. И посему, полсотни артиллеристов, мотористов и прочих механиков, возвращающихся в бригаду из госпиталей, собрали в учебном танковом батальоне, дислоцированном в Полярном. Вообще-то был общий приказ, подписанный самими генералом армии Мерецковым и адмиралом Головко, о том, что все морские пехотинцы, попавшие в госпиталя, должны были обязательно возвращаться в бригаду, но тут был приказ из самой бригады. В учебном батальоне было пять двух-башенных Т-26, вооруженных пулеметами и 37мм пушкой и два однобашенных с 45мм орудиями. Их мы месяц и осваивали, а потом поступил приказ срочно вернуться в бригаду, и мы своей дубленой морской шкурой сразу почувствовали, что скоро наступление. Летели мы на Дугласе, машина эта, конечно, была надежная, но тут, откуда не возьмись, налетела гроза, редкая гостья в этих местах, и в это время года, но так уж нам повезло. Короче, рация и компас звезданулись гнилым шкертиком и мы заблудились. Летали мы, летали, и когда горючее вроде стало кончаться, летчики увидели полевой аэродромчик, командир корабля радостно крикнул, что это вроде аэродром подскока, возле Ара губы и мы пошли на посадку. На аэродроме стоял близнец нашего Дугласа, но с белой звездой, увидев эту звезду, записной балагур Петрович поинтересовался у пилотов, мол, не в Америку ли они нас привезли, но стоящий рядом с Дугласом союзников краснозвездный ПО-2 , развеял наши сомнения. Вдалеке рисовались сборные ангары и какие-то строения. Моя команда, получив разрешение, вылезла из самолета, и мы сразу увидели несущийся к нам от ангаров "Виллис". В нем сидело трое седоков и, что характерно, у всех них были фуражки с васильковым верхом. "Нет, это не Америка." - пробормотал Петрович и заработал от меня "пинок" локтем в бок. Я был тогда в звании старшины Второй статьи, был помкомзвода и старшим в нашей небольшой команде, в которой вместе со мной было шесть человек. Я приказал построиться и стал ждать местных хозяев. Летун-капитан тоже к тому времени образовался рядом с нами, и честь докладывать майору НКВД я с радостью уступил старшему по званию. После коротких переговоров Майор оставил одного из своих спутников охранять самолет, взял летчиков с собой в Виллис, а нам и механику показал рукой в сторону отдельно стоящей постройки под красным флагом, гордо реющим на флагштоке. Дальше было еще интереснее... Майор Иванов (так представился нам особист) привел нас в ангар, где стояла пара аэросаней с финскими свастиками, и приказал в кратчайшие сроки их наладить. Я был хоть и молодым, но борзым. Все-таки морпех, фронтовик, звездочка, отвага и БЗ. Короче, я стал пререкаться и напомнил про приказ Маршала о морпехах, на что, к моему удивлению, майор не стал кричать и угрожать, а просто продемонстрировал мне бумагу за подписью того же Маршала, дающую майору НКГБ (ого!) Иванову возможность привлекать для выполнения задания Государственной важности любых военнослужащих фронта по его майора усмотрению. Так что, пришлось нам взяться за эти аэросани всерьез. Еще майор Иванов предупредил, что на территории базы находятся наши Американские союзники и общаться с ними строго настрого запрещено. А на слова Петровича, что мы, мол, не знаем американского, майор просто поднес к его носу кулак. С санями разобрались споро. На одних поменяли аккумулятор и все заработало, на других Васька Синицын частично перебрал движок, сам выточил на имеющимся тут же в ангаре станке пару деталей, и сани стали лучше новых. Я отправился в штаб майора доложить о выполнении задания. Штаб находился в соседнем ангаре, вернее, в выгородке метров на сто квадратных и стенками без крыши, высотой под три метра, вместо потолка и неба была крыша ангара. Примерно в такой же выгородке жили и мы в нашем ангаре. Я, получив разрешение, от сержанта Госбезопасности, сидящего за столом в комнате, исполняющей роль приемной, и вежливо постучавшись, предстал перед глазами начальства. Майор был явно нами доволен, но тут резко распахнулась дверь, и в кабинет буквально ворвался солдат без фуражки, но с листом бумаги в руке. "Товарищ майор! Срочная шифровка. От Хозяина!" И, заметив меня, осекся. Майор вырвал у него из рук бумагу и впился в нее глазами. Я, поняв деликатность положения, встал, и уже хотел попросить разрешения удалиться, как майор, жестом приказав мне остаться, рявкнул в сторону приемной: "Сержант Глушков, быстро вызови сюда остальных моряков. А ты, Сысоев, отправь срочную с текстом "Задание будет выполнено". Открыв занавески на висящей на стене карте, он стал объяснять мне ситуацию, которая была следующей...
       Как мы с ребятами и чувствовали, начиналось большое наступление. Начиналось на неделю раньше, чем думал майор. А в тридцати километрах отсюда собирался драпать в сторону губы Западная Лица какой-то важный фашистский чин. И важен он был металлическим чемоданчиком, который оный полковник из штаба 20й Горной армии Вермахта вез с собой. Облегчало ситуацию то, что, немца не обязательно было брать живьем. Усложняло то, что его охраняли егеря. А волкодавы из ОМСБОНа уже не успевали, тем более была нелетная погода. Короче, нам и поручили это дело, и назад дороги не было. Инструкции были кратким: перерезать дорогу, уничтожить охрану, захватить чемоданчик и по возможности полковника. Потом дать кодированный сигнал и провести эвакуацию груза. После этого дали слово мне как командиру группы, и я его взял. "Товарищ майор, с транспортом все понятно, мы поедем на трофейных аэросанях. Но для такой засады нужно хорошее оружие, ну хотя бы пара Дегтярей и автоматы бы не помешали". (Из учебного батальона мы ехали без оружия, пистолеты и финки не в счет).
       Майор снял трубку одного из полевых телефонов, стоящих у него на столе, покрутил ручку, и приказал какому то технику-интенданту Пасюку пребывать на месте до особого распоряжения. Всей командой мы двинулись с майором к складскому ангару. Там нас встретил нервный пучеглазый брюнет, он без конца шмыгал носом, отводил глаза и вел себя в крайней степени нервно. А когда майор приказал ему показать, где лежат американские трещотки, то была разыграна поистине душераздирающая сцена: судя по выражению лица техника-интенданта, у него отбирали последнее, которого, впрочем, у него и не было никогда, и о существовании которого на этой планете он даже не слышал. Но майор быстро его построил, иронически спросив: "Техник-интендант Пасюк, вы в армии или где? Армия - это приказ, и если сказано, что хомячок - немая птичка, значит, будет сидеть на ветке и не чирикать. Я вам ясно приказал, давайте сюда Томпсоны".
       Пока Пасюк с помощью увальня грузчика причитая и матерясь громким шепотом ворочал в углу ящики, майор рассказал, что там для нас такого готовится...
       "Понимаешь старшина... Тут как - то принимали американские танки Шерман, и в каждом было по два автомата Томпсона для экипажей, но в некоторых их было по три. Ну, наш хозяйственный хомячок и привел пропорции в соответствие, с аппетитами своих защечных и заплечных мешков".
       Пасюк возмущенно воздел руки, но у майора видимо и на затылке был глаз, и он, не оборачиваясь, погрозил каптенармусу кулаком. Мы получили шесть блестящих смазкой автоматов, по три круглых магазина на 50 патронов и четыре рожковых на 30. Ну и пару ящиков патронов, пару ящиков лимонок и еще по мелочам. А майор представил нам двух похожих как братья, коренастых сержантов: "Бери старшина, от себя отрываю. Сам бы с вами пошел, но не могу, тут серьезные дела. Это сержант Кривошеин и сержант Зилов. Знакомы с подрывным и диверсионным делом. Ты - командир, но в их кухне действия ребят не ограничивай".
       Еще три часа длились сборы, мы последний раз проверяли технику, набивали руку собирая и разбирая Томпсоны, даже пристреляли их. Когда мы шли на импровизированное стрельбище, нам на встречу попалась пара американских пилотов. Американцы почему то развеселились и, показывая на нас пальцами, стали кричать: "О-о-о ! Russian sea gangsters!"
       Мы дисциплинированно сделали вид, что их не слышим и не видим, и гордо прошли мимо, впрочем, отданием чести я их по приветствовал. Пусть знают Морскую пехоту. Тогда мы еще не переобмундировались в белые масхалаты.
      
       Ну, а потом, мы несколько часов ехали к заданной точке рандеву. Снег лежал еще неравномерно, и приходилось выбирать маршрут, по которому сани могли проехать. Плюс надо было объезжать места, где еще могли оставаться немцы. Хорошо, что началась небольшая метель, и, не смотря на то, что несколько раз приходилось останавливаться, с помощью сержантов прекрасно ориентировавшихся в этих местах, судя по всему не только по компасу, мы во время вышли в заданную точку. Это была ложбина, на дне которой явственно были видны следи колес и гусениц. Судя по тому, что эти следы не замело снегом, тут не так давно проходила пара колесно-гусеничных бронетранспортеров, и прошли они вперед по трассе, это, скорее всего, был мобильный патруль, который в любой момент мог вернуться. Сержанты, испросив для порядка разрешение, принялись колдовать прямо на трассе. Они вбивали какие-то вешки, натягивали поперек дороги белые веревки, в общем, судя по всему, готовились к минно-диверсионной деятельности. А мы тем временем приготовили позиции вдоль ложбины, и оставалось только ждать. План разработанный мною совместно с сержантами был следующий... В колонне которую мы ждали, должно быть не больше двух машин, когда они втянутся в ложбину, должна обязательно сработать одна из растяжек с лимонками (других гранат на складе Пасюка, к сожалению не было). После этого, мы кидали сверху оставшиеся гранаты и открывали ураганный огонь из Томпсонов. На выходе из лощины, сержант Зилов и один из моих моряков Мишка Ордынцев, должны били встретить колонну, на тот случай, если она прорвется через наш огонь или же встретить возвращающийся патруль. Зилов сделал на обочине устрашающий букет из пяти лимонок, приводящийся в действие натяжным шнуром, и потянулись долгие минуты ожидания.
       Противник появился как всегда неожиданно, на дороге нарисовался крытый штабной Horch 108/ Kfz.31, а за ним бодро пер колесно-гусеничный Sd.Kfz.251, с тремя МГ, угрожающе торчавшими во все стороны. Сержант Кривошеин дернул за тонкий белый тросик, протянутый к дороге, перед тупым радиатором Хорьха взметнулась вверх тонкая белая линия, которую шофер, как и было задумано, не заметил и через установленное количество секунд вдоль маленькой колонны, взорвалась дюжина лимонок. Хорьх занесло, но он было выровнялся и, шлепая по снегу пробитым покрышками, попытался поддать ходу, но длинные очереди Томпсонов прошили и кабину, и кузов, и радиатор. А в открытый кузов следующего за Хорьхом броневика, посыпались гранаты, а очереди автоматов быстро привели уцелевших немцев к знаменателю. Один МГ все-таки успел дать длинную очередь по правой верхней кромке ложбины и поставил траурную точку на молодой жизни морпеха Васьки Синицина. Когда я пришел к выводу, что со всеми немцами покончено, по моей команде ребята посыпались вниз, Сережка бросился к Хорьху и, рванув на себя изрешеченную 11,45 миллиметровыми пулями дверцу, отпрыгнул в сторону, и правильно сделал. Из темноты салона брызнули огнем выстрелы парабеллума. Старшина первой статьи Сашка Балакин, недоучившийся студент филолог, крикнул на почти чистом немецком: " Wirf nach draußen die Waffen weg, der Schweinehund und gehe selbst hinaus, oder wir werden die Granate werfen*".
      
       Из Хорьха вылетел на снег парабеллум, и вслед за ним показалась фигура с одной поднятой рукой, к другой был пристегнут цепочкой металлический чемоданчик. Свинской собакой оказался тот самый полковник, чемоданчик которого мы ждали. Попытка отстегнуть чемоданчик от руки немца, успехом не увенчалась, полковник утверждал, что ключа у него нет. Сашка Балакин предложил (естественно по-русски), отрезать на хрен руку вместе с чемоданом, после чего полковник Лессер (так его, оказывается, звали) попросил не отрезать ему хенде, потому что он не врет и пригодится с руками. Ребята обрадовано стали обсуждать, для чего, мол, пригодятся херру Лессеру руки, и вот тогда подтвердилась старая фронтовая мудрость - никогда не радуйся и не расслабляйся раньше времени, сначала вернись живым из поиска. Ибо неприятности начались по полной программе. Со стороны выхода из лощины, вдруг взревел двигатель, и раздались пулеметные очереди. Свинцовый вихрь пронесся по лощине не щадя никого. Сашка схватил полковника за шкирку и сдернул его на обочину, где вжал в какую то ямку и, прикрыв собой, прицелился из автомата в сторону стрельбы. Сержант Кривошеин и Сережка были срезаны маузеровскими пулями в первые же секунды. А со стороны выхода из ложбины в пулеметную стрельбу вплелась какие-то крики и длинные очереди Томпсона. А потом грохнул множественный взрыв. Приказав Сашке уводить немца назад, я, взяв с собой Петровича, бросился на звуки боя, но когда мы туда добрались, принимая естественно все меры предосторожности, все уже закончилось. На дороге лежал Мишка, зажимающий окровавленное плечо, а в нескольких метрах перед ним, дымился немецкий бронетранспортер. Мы с Петровичем не пожалели по последней гранате и оказались правы. За броневиком прятались двое легко раненых егерей с автоматами и ждали удобного момента. Выходит, что не дождались... Мишка рассказал, как все было. Бронетранспортер ехал накатом и появился внезапно. Сержант Госбезопасности Зилов дернул тросик, ведущий к связке лимонок, но что-то там не заладилось. Крикнув Мишке, прикрой, Зилов бросился к гранатной связке. До службы он, оказывается, был акробатом в цирке, так, по крайней мере, он рассказал Мишке, пока они сидели в засаде. Схватив связку лимонок, и на ходу, как лепестки с ромашек, обрывая с них чеки, он вскочил на капот броневика, оттуда вспрыгнул на крышу кабины и, вбросив гранаты в открытый кузов, уже хотел уйти кульбитом, как сработала одна из гранат. Четырех секунд сержанту хватило бы, но их, увы, было меньше. Когда Мишка был ранен, он не помнил сам. Сгоряча поменял диск в автомате, снял немца подранка, высунувшегося из-за колеса, и только потом почувствовал боль.
       Сани мы оставили в километре от ложбины, в небольшом распадке, и наш поредевший отряд, скованный тремя ранеными, (Петровича и пленного тоже, как выяснилось, зацепило), добирался туда битый час. А у саней нас ждала засада... Хорошо, что я решил от греха подальше пойти другой дорогой и подойти к нашему транспорту с другой стороны. Егерей было трое, по крайней мере часовой, оставленный у нашей стоянки, имел при себе три пары лыж. Нам помогли свастики на аэросанях. Сашка Балакин нагло пошел прямо на часового, не скрываясь, и в ответ на его "Хальт ! Хэнде хох!" ответил букетом немецких ругательств, которым научился в институте у Гамбургского антифашиста, подвизающегося на кафедре немецкого языка. Подойдя на нужное расстояние, Сашка махнул рукой, и в горле у потерявшего бдительность часового оказался нож. Ножи старшина первой статьи Балакин метал как индеец томагавки. Но остальные двое были настоящие егеря, и мы потеряли Петровича. Так что, слив горючку в одну машину, мы тронулись назад. Базу мы нашли быстро и заметили издалека по столбам дыма. Горели ангары, догорали другие постройки. Кругом валялись убитые егеря, у ворот склада лежал, вцепившись уже окоченевшими руками в "Томмиган", техник-интендант Пасюк. Мы подошли к майору Иванову, и я доложил, что задание выполнено. Полковник и чемодан захвачены и доставлены. Потери группы - пять человек убитыми и один ранен. Майор принимал доклад, сидя на носилках, у него были прострелены ноги. Американского Дугласа на аэродроме уже не было, нашего тоже. От По-2 остался практически только двигатель. Как только мы ушли на задание, и улетели по своим секретным делам наш и американский Дугласы, на аэродром напала рота егерей. Радист Сысоев успел послать радиограмму о помощи, у своей рации он и погиб, подорвав её и себя гранатой. Аэродромная обслуга и чекисты, вели бой до последнего, и спасли их бойцы ОМСБОНа. Их командир велел сажать самолеты прямо в тундре и пешим порядком ударил в тыл егерям. В живых остались только Майор, грузчик со склада Пасюка, трое солдат охраны и двое зенитчиков. Зенитчики находились в сильно стороне от аэродрома. У них была установка из трех ДШК и они лихо начали расстреливать колонну немецких бронетранспортеров и, расстреляв весь боезапас, не только ополовинили егерей, и, лишив их транспорта, частично сорвали им атаку, но и сами смогли не подпустить к себе ни одного живого немца.
       Майор подозвал к себе командира ОМСБОНа и приказал ему переписать нас и составить наградные листы. Пленного полковника Лессера с которым, как выяснилось, пару раз со времени пленения случилась медвежья болезнь, увели сразу же, так и не отстегнув его от железного чемоданчика. А по всему горизонту полыхала канонада, начиналась Петсамо-Киркенесская операция.
       Мне дали Главстаршину и Знамя, Сашке и Мишке - по Звездочке, и тоже прибавили лычек...
      
       "А что это был за аэродром, и кто был этот майор?" - жадно спросил младший сын.
       Ветеран затянулся "беломориной", лукаво усмехнулся в усы, и ответил: "А кто его знает, сынок. Задавать вопросы тогда было не принято".
       И снова замолчал, и теперь надолго. И родные тоже уважительно молчали, не желаю нарушать думы старого морпеха.
      
       *Wirf nach draußen die Waffen weg, der Schweinehund und gehe selbst hinaus, oder wir werden die Granate werfen - Выкидывай наружу оружие, свинская собака, и выходи сам, или кинем гранату
      
        []
      
      
      
       Пистолет-пулемет Thompson / Tommy Guns
        []
      
      
       Джон Томпсон (John T. Thompson) начал разработку пистолетов-пулеметов в 1916 году, основав компанию Auto-Ordnance. Он приобрел патент американца Джона Блиша (John Blish) на систему замедления отката затвора при помощи трения, которую затем использовал в своих конструкциях. Первые образцы своих пистолетов-пулеметов Томпсон представил в 1919 году, а серийное производство началось в 1921 году, на заводе компании Colt Firearms Manufacturing Co.
       Имеющие характерный вид за счет частично оребренного ствола и легкосъемных приклада и передней рукоятки или цевъя, пистолеты-пулеметы Томпсона или "Томми-ганы" (Tommy-gun, от Thompson submachine gun) стали одним из символов эпохи "Сухого закона" в США (1920е-30е годы). Томми-ганы использовались как гангстерами (Джон Диллинжер, "детское лицо" Нельсон и др.) так и полицией. В тридцатые годы пистолеты-пулеметы Томпсона начали в ограниченных количествах поступать на вооружение флота США; в военных действиях они впервые участвовали во время карательной экспедиции ВМФ США в Никарагуа в середине тридцатых годов. В дальнейшем Томпсоны широко использовались в ходе Второй Мировой войны как самими американцами, так и британцами. Некоторое количество Томпсонов даже было поставлено в СССР в рамках программы ленд-лиза, однако особой популярностью в СССР "Томми-ганы" не пользовались, из-за большой массы оружия и нештатного патрона со сравнительно невысокой пробиваемостью. В скобках надо отметить, что описываемые в мемуарах отечественных участников войны случаи, когда из ленд-лизовских Томпсонов не пробивался обычный бушлат с дальности в несколько десятков метров, следует считать, мягко говоря, преувеличениями. Кроме того, массивная пуля .45 калибра значительно превосходила отечественные 7.62мм пистолетные пули по останавливающему действию, что было особенно существенно в ближнем и рукопашном бою. В США массовое производство пистолетов-пулеметов Томпсона завершилось с концом войны; однако в войсках они оставались и во время войны во Вьетнаме, а в полиции местами и вплоть до восьмидесятых годов.
       Технически, пистолеты-пулеметы Томпсона образцов 1921 и 1928 годов представляют собой оружие, построенное по схеме с замедлением отката свободного затвора (полусвободный затвор). Замедление осуществляется за счет трения Н-образного вкладыша затвора, взаимодействующего с наклонным скосом в ствольной коробке. Ударник подвижный, накол капсюля ударником осуществлялся при взаимодействии специального рычага в затворе, связанного с ударником, с выступом ствольной коробки. Рукоятка взведения затвора находится на верхней крышке ствольной коробки. Переводчик режимов огня и ручной предохранитель выполнены в виде отдельных рычажков на левой стороне ствольной коробки. Прицельные приспособления включают в себя мушку и комбинированный целик - фиксированный с V-образной прорезью и откидной вверх регулируемый диоптр . Пистолеты-пулеметы Томпсона могли использоваться с магазинами разного объема - коробчатыми двухрядными на 20 и 30 патронов и барабанными на 50 или 100 патронов, однако масса полного 100-патронного магазина составляла почти 4 кг, что, вместе с его сложностью и дороговизной, исключало его военное применение. Коробчатые магазины вставлялись в приемник снизу вверх; барабанные магазины вставлялись и задвигались в приемник сбоку, что обеспечивало надежную фиксацию тяжелых барабанов в оружии.
       Все пистолеты-пулеметы Томпсона отличались высоким качеством изготовления и хорошей надежностью. Однако, большая крутизна траектории пули патрона .45АСР, в сочетании с высокой массой и значительной стоимостью производства ограничивали военное применение Томми-ганов.
       Основные модификации пистолетов-пулеметов Томпсона.
    M1921 - первая серийная модель. Имеет вертикальную переднюю рукоятку управления огнем и частично оребренный ствол
    M1923 - коммерчески неуспешная попытка увеличить эффективную дальность стрельбы за счет нового более мощного патрона, .45 Remington-Thompson (масса пули 16 грамм, начальная скорость 430 м/с) в сочетании с удлиненным стволом. Дополнительно мог комплектоваться съемной двуногой сошкой и штык-ножом
    M1927 - полуавтоматический (гражданский) вариант M1921. Ствол оснащен дульным тормозом-компенсатором системы Каттса (Cutts).
    M1928 - также известен как "Navy model" (Флотская модель). В исходном варианте имел частично оребренный ствол с дульным компенсатором, пониженный за счет увеличения массы подвижных деталей темп стрельбы. Выпускался как с вертикальной передней рукояткой, так и с деревянным горизонтальным цевьем. В Армии США состоял на вооружении под индексом M1928A1, оружие военного выпуска могло иметь ствол без оребрения и целик упрощенной конструкции. Выпуск этой и последующих моделей был в основном сосредоточен в компании Savage Arms; чать пистолетов-пулеметов также выпускала сама компания Auto Ordnance
    M1 - Упрощенный вариант модели М1928, созданный для удешевления производства в военное время. Выпущен в 1942 году. Имел автоматику со свободным затвором, рукоятку заряжания с правой стороны ствольной коробки, деревянное цевье, ствол без оребрения и компенсатора. использовался только с коробчатыми магазинами, фиксированный диоптрический целик. Еще более упрощенный вариант М1А1 образца 1943 года имел фиксированный ударник вместо подвижного.
      
      

    ТАКТИКО - ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

      

    М1921

    М1928

    М1

       Калибр, мм

    11,43

    11,43

    11,43

       Применяемый патрон
       Начальная скорость пули, м/с

    260-310

       Вес без патронов, кг

    4,69

    4,9

    4,78

       Длина, мм

    830

    852

    811

       Длина ствола, мм

    267

       Ёмкость магазина, патронов

    40

       - коробчатого типа

    20 (30)

       - барабанного типа

    50 (100)

       Эффективная дальность стрельбы, м

    50

       Темп стрельбы, в/м

    700-1000

      
      
      Дуглас DC-3
      
       Классический авиалайнер всей мировой авиации Дуглас DC-3 к концу 1991г. находился в эксплуатации непрерывно в течение 55 лет. Вряд ли кто мог предположить такую долговечность этого проекта, когда в 1934г. авиакомпания Американ Эйрлайнз (American Airlines) обратилась с просьбой к компании Дуглас разработать увеличенный вариант самолета DC-2, чтобы обеспечить спальными местами трансконтинентальные рейсы. В результате появился самолет Дуглас DST (DST - Douglas Sleeper Transport) с 16-спальными местами, который совершил свой первый полет 17 декабря 1935г. Существовал, однако, и 24-местный дневной вариант этого самолета, обозначенный ДС-3. Он-то и добился благодаря своей надежности доминирующих позиций на национальных авиалиниях и популярности во всем мире. В США было выпущено 10692 таких самолета; еще около 2000 были построены по лицензии в СССР под обозначением Лизунов Ли-2. Надежная конструкция DC-3 привела к тому, что авиакомпании других стран охотно стали приобретать эти прекрасные машины. Свободнонесущий низкоплан, самолет DC-3 имел цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки на рулевых поверхностях. Особенностью его крыла являлась многолонжеронная конструкция (заимствованная от DC-1). Самолет имел цельнометаллический фюзеляж почти круглого поперечного сечения, убирающееся трехопорное шасси с самоориентирующимся хвостовым колесом и свободнонесущее цельнометаллическое оперение. Гражданские DC-3 сыграли огромную роль в прокладке надежных национальных авиамаршрутов. Рекорд периода 1936-41гг., когда пассажиропоток в США возрос почти на 600%, был установлен во многом благодаря самолету DC-3, которым в то время были оснащены большинство авиакомпаний США и чья безопасность стала почти легендарной. Гражданские модели (включая DST) были построены в пяти сериях, и стандартной силовой установкой были двигатели либо Райт SGR-1820, либо Пратт-Уитни Твин Восп мощностью от 746 до 895 кВт (1000 и 1200 л.с.) при различном максимальном взлетном весе. Для использования DC-3 как военно-транспортного самолета производилось усиление задней части фюзеляжа и пола кабины, а также оснащение большими грузовыми дверями. Силовая установка первоначального серийного варианта состояла из двух звездообразных поршневых двигателей Пратт-Уитни R-1830-92 мощностью 895 кВт (1200 л.с.). Заказанные в 1940г., эти самолеты получили обозначение C-47 и приобрели имя Скайтрейн (Skytrain). Самолеты С-47 принимали участие в боевых операциях в Сицилии, Бирме и Нормандии. Многие из них были поставлены по ленд-лизу в Великобританию, где обеспечивали высадку союзных войск в Нормандии (в Британии они были названы Дакота). С-47 участвовали в Корейской войне и под обозначением AC-47D были развернуты во Вьетнаме, хорошо вооруженные стрелковым оружием. Военно-морские силы США и Корпус морской пехоты также использовали этот самолет под основным обозначением R4D. Кроме перевозки грузов и личного состава позднее их применение включало радиопротиводействие радарам, борьбу с кораблями и использование в Антарктике. Когда варианты DC-3/С-47 вышли на послевоенный рынок, большинство подверглись модификациям. Популярность самолета DC-3 побудила компанию Дуглас подобрать подходящую замену. Было решено модернизировать, два бывших в употреблении DC-3. Они имели расширенный и усиленный фюзеляж для того, чтобы разместить салон на 30 пассажиров; были добавлены дополнительные окна, а также установлена дверь с пассажирским трапом. Силовая установка первого опытного самолета представляла собой два двигателя Райт R-1820-C9HE Циклон мощностью 1100 кВт (1475 л.с.); второй имел звездообразные поршневые двигатели Пратт-Уитни R-2000-D7 мощностью 1081 кВт (1450 л.с.). Обозначенный DC-35, или Супер DC-3, первый из этих модифицированных самолетов совершил полет 23 июня 1949г. Испытания дали отличные результаты, продемонстрировали значительно лучшие летные характеристики по сравнению с базовым DC-3. Однако многими авиакомпаниями уже эксплуатировались более быстрые и более комфортабельные самолеты, и рискованная игра компании потерпела неудачу. Варианты Дуглас DST: первоначальная модель с размещением 28 пассажиров и двигателями Райт Циклон (Wright Cyclone) (построен 21 самолет). Дуглас DST-A: подобный самолету DST, но оснащенный звездообразными поршневыми двигателями Пратт-Уитни Твин Восп (Pratt & Whitney Twin Wasp) (построено 19 самолетов). Дуглас DC-3: базовая пассажирская модель для дневных полетов с размещением от 21 до 28 человек и звездообразными поршневыми двигателями Циклон (построено 266 машин). Дуглас DC-3A: базовая пассажирская модель для дневных полетов, подобная DC-3, но оснащенная звездообразными поршневыми двигателями Твин Восп (построено 114 машин). Дуглас DC-3B: конвертируемая модель с сиденьями-койками в переднем салоне и сиденьями в заднем салоне, рассчитанная на 28 пассажиров для дневных полетов и нескольких человек для ночных полетов; (построено 10 машин). С-41А: первоначальная военная модель, фактически вариант DC-3A с военным снаряжением, вращающимися сиденьями и звездообразными поршневыми двигателями R-1830-21 Твин Восп; (построен 1 аппарат). С-47: первоначальная серийная военная модель с увеличенным на 15,2 см (6 дюймов) размахом крыла, с новым расположением топливных баков, со звездообразными поршневыми двигателями R-1830-92, с маленьким астрокуполом, вмещавшая 2722 кг (6000 фунтов) полезного груза или 28 парашютистов, или 14 раненых с тремя сопровождающими (построено 965 самолетов). С-47А: улучшенный самолет С-47 с 24-вольтовой, а не 12-вольтовой, как у предыдущей модели, электросистемой (построено 5253 машины). RC-47A: послевоенная модификация, применявшаяся в Корее для разведывательных операций и для сбрасывания осветительных бомб. SС-47A: послевоенный поисково-спасательный вариант, в 1962г. получил новое обозначение HC-47A. VC-47A: послевоенная модификация серийного выпуска самолетов, предназначенных для перевозки личного состава. С-47B: вариант, разработанный для полетов "над снежным куполом" между ндией и Китаем, с усовершенствованным обогревом и звездообразными поршневыми двигателями R-1830-90C с двухступенчатыми нагнетателями; эта модель оказалась не совсем удачной, и многие аппараты были потом приведены к стандарту С-47D (построено 3232 машины). ТС-47В: модель учебного самолета для обучения навигации (построено 133 самолета). VC-47B: модификация C-47B для перевозки личного состава. XC-47C: экспериментальная модель, на которой были смонтированы два амфибийных поплавка Идо Модель (Edo Model) 78, каждый из которых был способен вмеcтить около 1136 л топлива; было поставлено 150 комплектов поплавков для их установки в полевых условиях. C-47D: обозначение самолета C-47В после удаления верхнего нагнетателя. AC-47D: обозначение 26 самолетов для контроля за воздушными маршрутами, применявшихся в военно-транспортной авиации с 1953 по 1962г., когда они получили новое обозначение ЕС-47D. AC-47D: обозначение 1965г. для самолетов, оборудованных пулеметными платформами с тремя пулеметами Дженерал Электрик Миниган (General Electric Minigun) калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), стреляющих через четвертое и пятое окна и через открытую дверь c левой стороны фюзеляжа. RC-47D: разведывательный вариант. SC-47D: поисково-спасательный вариант; в 1962г. получил обозначение HC-47D. TC-47D: модификация в качестве учебного самолета. VC-47D: модификация для перевозки личного состава. С-47Е: 8 машин, модифицированных компанией Пан Америкэн (Pan American) для Военно-воздушных сил США постановкой звездообразных поршневых двигателей Пратт-Уитни R-2000-4 мощностью 962 кВт (1290 л.с.) для использования в качестве самолетов для контроля за воздушными маршрутами. YC-47F: один самолет Супер C-3, прошедший оценку Военно-воздушными силами США под обозначением YC-129. С-47М: обозначение самолетов С-47H и С-47J, оснащенных специальным электронным оборудованием для использования во вьетнамской войне. ЕС-47N: версия C-47A, специально оснащенная для радиоэлектронной разведки во Вьетнаме. ЕС-47Р: вариант С-47D, оснащенный для электронной разведки во Вьетнаме. ЕС-47Q: вариант с двигателями R-2000-4, оснащенный для электронной разведки во Вьетнаме. C-48 - C-52D: несерийные варианты, принятые на стадии постройки, или реквизированные во время войны. С-53 Скайтрупер (Skytrooper): вариант для перевозки войск с 28 сиденьями, крюком для буксировки планера, без грузовой двери и оснащенный звездообразными поршневыми двигателями R-1830-92 (221 самолет построен в Санта Монике). ХС-53А: самолет С-53, модифицированный в 1942 году щелевыми закрылками вдоль всего размаха крыла и воздушно-термической противообледенитель ной системой. С-53В: восемь самолетов С-53, модифицированных в 1942г. для арктических полетов с оборудованием, рассчитанным на зимние условия, и дополнительными топливными баками. С-53D: идентичен самолету С-53, с установкой сидений не вдоль бортов фюзеляжа, а поперек. С-117А: транспортный самолет для перевозки личного состава с сиденьями на 21 человека и в целом подобный самолету С-47В (17 машин построено в Оклахома Сити). С-117В: 11 самолетов С-117А, модифицированных путем удаления верхних нагнетателей с их звездообразных поршневых двигателей R-1830-90С. С-117С: обозначение для моделей VC-47, переоборудованных в стандарт самолета С-117В. С-117D: обозначение 1962г., принятое для самолетов R4D-8. XCG-17: экспериментальный планер для перевозки войск. R4D-1: первоначальная грузовая модель для ВМС США, в основном подобная самолету С-47, но с дополнительной морской аппаратурой (100 машин построено в Лонг Бич). R4D-2: два самолета DC-3, применявшиеся ВМС США в качестве самолетов для перевозки личного состава; позднее они получили обозначение R4D-2F и R4D-2Z. R4D-3: 20 транспортных самолетов С-53 для перевозки пассажиров, полученные от ВВС США. R4D-4: 10 самолетов DC-3, использовались ВМС США в качестве транспортных для перевозки пассажиров; некоторые из них были позднее переделаны в самолеты для электронного противодействия под обозначением R4D-4Q. R4D-5: 238 самолетов С-47А, полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США; уцелевшие самолеты получили новое обозначение С-47Н в 1962г. R4D-5Е: самолет R4D-5, модифицированный для специальных радиоэлектронных операций. R4D-5L: самолет R4D-5, модифицированный для работы в Арктике и Антарктиде; позднее получил обозначение LC-47H. R4D-5Q: самолет R4D-5, модифицированный для радиоэлектронного противодействия и постановки помех радарам; позднее получил обозначение ЕС-47Н. R4D-5R: самолет R4D-5, модифицированный для перевозки пассажиров; позднее ТС-47Н. R4D-5S: самолет R4D-5, модифицированный для обучения боевому применению морской авиации; позднее SC-47H. R4D-5T: самолет R4D-5, модифицированный для обучения навигации. R4D-5Z: самолет R4D-5, модифицированный для транспортировки личного состава; позднее VC-47H. R4D-6: 150 самолетов С-47В, полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США; уцелевшие машины получили обозначение С-47J в 1962г.; варианты, эквивалентные различным моделям R4D-5, обозначались как R4D-6Е, R4D-6L(LC-47J), R4D-6Q (EC-47J), R4D-6R (TC-47J), R4D-6S (SC-47J), R4D-6T и R4D-6Z (VC-47J). R4D-7: 47 самолетов ЕС-47В полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США; уцелевшие экземпляры получили обозначение ТС-47К в 1962г. Дакота (Dakota) Мк I: самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47 (52 самолета были получены по ленд-лизу). Дакота Мк II: самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-53 (девять самолетов были получены по ленд-лизу). Дакота Мк III: самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47А (12 самолетов были получены от ВВС США и 950 поставлены по ленд-лизу). Дакота Мк IV: самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47В (896 самолетов были получены по ленд-лизу). Лизунов Ли-2: русский вариант, строившийся по лицензии; самолет оснащался звездообразными поршневыми двигателями Швецов М-62 в первой версии ПС-84, позднее - двигателями Швецов АШ-62; наиболее известны грузовой самолет Ли-2Г, самолет для перевозки пассажиров Ли-2П, конвертируемая грузопассажирская модель Ли-2ПГ и вариант для высотных полетов Ли-2В (2000 машин построено в России и 707 самолетов получено по ленд-лизу). Шова (Showa) L2D: в 1938г. компания Митцуи приобрела лицензию на производство самолетов DC-3 в Японии и Маньчжурии и также купила 13 экземпляров DC-3 и семь DC-3A; компания Шова построила 414 транспортных самолетов L2D для Имперского флота Японии: L2D2 - самолет для перевозки пассажиров со звездообразными поршневыми двигателями Кинсей (Kinsei) 43 мощностью 746 кВт (1000 л.с.); L2D3 - самолет для перевозки пассажиров с двигателями Кинсей 51 мощностью 970 кВт (1300 л.с.); L2D3a - самолет для перевозки пассажиров с двигателями Кинсей 53 мощностью 970 кВт (1300 л.с.); L2D3-1 - грузовой самолет с двигателями Кинсей 51; L2D3-1а - грузовой самолет с двигателями Кинсей 53; L2D4 - самолет для перевозки пассажиров, но с пулеметом калибра 13,2 мм (0,52 дюйма) в над фюзеляжной турели и с двигателями Кинсей 51; L2D4-1 - грузовой вариант самолета L2D4 и L2D5 - самолет для перевозки пассажиров, за основу которого был взят L3D4, но построенный из дерева и стали и оснащенный двигателями Кинсей 62 мощностью 1164 кВт (1560 л.с.); еще 71 самолет L2D2 был построен компанией Накаджима (Nakajima). Супер DC-3 (DC-35): усовершенствованный послевоенный вариант, первоначально известный как DC-3S (построено 2 самолета). R4D-8X: обозначение ВМС США для опытного самолета YC-129/YC-47F, когда проводились его оценочные испытания для морского применения. R4D-8: обозначение 100 самолетов ВМС США, модифицированных в стандарт Супер DC-3 из R4D-5, R4D-6 и R4D-7; некоторые самолеты были также модифицированы для выполнения специальных функций, например, R4D-8Т (ТС-117D) - учебный самолет, R4D-8Z (VС-117D) - самолет для перевозки личного состава и R4D-8L (LС-117D) - зимний вариант транспортного самолета; после 1962г. все уцелевшие R4D-8 получили обозначение серий С-117D. Тип: ближний средне рейсовый транспортный самолет. Силовая установка: два звездообразных поршневых двигателя Пратт-Уитни R-1830-S1C3G Твин Восп мощностью 895 кВт (1200 л.с.). Летные данные: максимальная скорость на высоте 2590 м (8500 футов) 370 км/час (230 миль/час); крейсерская скорость 333 км/час (207 миль/час); практический потолок 7070 м (23200 футов); дальность полета с максимальным запасом топлива 3420 км (2125 миль). Веса: пустого - 7650 кг (16865 фунтов); максимальный взлетный 11430 кг (25200 фунтов). Размеры: размах крыла 28,96 м (95 футов); длина самолета 19,65 м (64 фута 5,5 дюйма); высота 5,17 м (16 футов 11,5 дюйма); площадь крыла 91,69 кв. м (987 кв. футов).

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Чекмарев Владимир Альбертович (lordsvarog@yandex.ru)
  • Обновлено: 27/04/2010. 46k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.