24 ноября 1941 года в штабе морского района "Западная Австралия" была объявлена боевая тревога. По сообщениям постов береговой обороны, в Акульей бухте высадился немецкий десант в количестве нескольких сот человек.
Но тревога оказалась не то что бы ложной, а не фатальной. 317 германских моряков во главе с офицерами организованно сдались в плен. Это был экипаж немецкого рейдера "Корморан", (по реестру группы "Истребителей торговли" - "Судно N 41")
И наконец стало ясно, почему с 21 ноября нет никаких известий от крейсера Его величества "Сидней".
"Корморан", так назывался рейдер, переоборудованный после начала войны из дизель-электрохода "Штайермарк". Он был прекрасно вооружен. 6 150-мм орудий, 12 вспомогательных калибров от 75-мм до 20-мм, 6 ТА 390 мин, 6 торпедных аппаратов, 390 мин, абордажный катер и даже два самолета разведчика. Орудия были замаскированы и прикрыты бронещитами, но сам рейдер естественно серьезной бронезащиты не имел. Корабль имел водоизмещение 8736 тонн, развивал скорость 18 узлов и мог принять топлива и снаряжения, для того чтобы четырежды обойти экватор. Экипаж состоял из четырехсот человек. Командовал кораблем капитан цур Зее Детмерс. За войну "Корморан" потопил и захватил 11 судов (три греческих, пять британских, одно канадское, одно югославское и одно австралийское), общим тоннажем 70 000 брт.
Утром 19 ноября капитан Детмерс решил заминировать подходы к портам Западной Австралии. В этот день рейдер изображал голландского купца "Страат Малакка". Корпус выкрасили в темно-серый цвет, надстройки - в коричневый. Черная труба и желтые мачты дополнили картину. На открытых платформах поставили деревянные макеты противолодочных пушек, таких, что полагались настоящему и купцу плавающему в одиночку.
Но в 16 часов сигнальщики увидели на горизонте прямо по носу дым приближающегося судна. Это был австралийский крейсер "Сидней" под командованием Джозефа Барнета. Это был легкий крейсер с типичным для этого класса кораблей вооружением.8 - 152 мм орудий главного калибра, 4 вспомогательных стодвух миллиметровки и 12 зенитных стволов 12,7 мм., гидроплан, ну и конечно броня. И скорость у него была 32 узла, то есть уйти у рейдера не получалось и Детмерс решил дать бой, но на максимально выгодных условиях. Он стал изображать тупого купца, толком не понимающего что от него хотят. Когда с крейсера приказали застопорить машины и приготовиться к досмотру, рация рейдера стала без конца кричать прямым текстом, что её преследует неизвестный военный корабль и застопорил машины.
И когда поверившие тому, что это просто бестолковый купец австралийцы нагнали рейдер и оказались в восьмистах метрах по правому борту, в 17-28 упал вниз голландский флаг, взвился на мачте флаг Кригсмарин и Детмерс включил ревун открытия огня. На открытия огня немецким артиллеристом понадобилось 6 секунд.
Австралийцы на свою беду, развернули в сторону "купца" только носовую башню и это стало для них фатальным. Главный калибр рейдера ударил по мостику крейсера и смел артиллерийский пост управления огнем, вторым залпом повредил обе башни и уничтожил гидроплан готовящийся к старту. Пошли вперед торпеды. Автоматические пушки и пулеметы рейдера поливали палубу Сиднея потоками свинца, не давая команде тушить пожары и менять выбывшие расчеты.
Но три шестидюймовых снаряда "Сиднея" успели поразить рейдер. Было выведено из строя вспомогательное котельное отделение, противопожарная станция и трансформаторы главного двигателя. Занялось огнем машинное отделение, аварийная партия боролась с огнем до конца и погибла вся целиком. Рейдер потерял ход, "Сидней" пылал, но они продолжали бой. Немецкие залпы поражали крейсер каждые пять секунд и "Сидней" решил пойти на таран, но рулевое управление было повреждено, и крейсер прошел в сотне метров за кормой рейдера и на свою беду попал под огонь левого борта "Корморана". С "Сиднея" в отчаянной попытке выпустили четыре торпеды, но ни одна из них не попала в цель.
К 18 часам окутанный клубами дыма крейсер, стал уходить на Юг провожаемый залпами с пылающего рейдера. В 18-30 "Корморан" прекращает огонь ввиду отсутствия цели, но и сам рейдер в катастрофическом положении. С огнем боролись до полуночи, но пожар стал угрожать минным погребам. К этому времени исчезло с горизонта зарево от горящего крейсера. Больше "Сидней" и 645 австралийских моряков, никто и никогда не видел. В час пополуночи, капитан Детмерс спустил флаг и сошел в последнюю шлюпку. Еще через двадцать минут "Корморан" исчез в пламени взрыва, сдетонировавших сотен мин.
"Сидней" нашли только в марте 2008 г.
А 25 августа 1942 года, на другой стороне земного шара произошла похожая история...
...На фашистском рейдере "Адмирал Шеер" палуба была полна зрителей: немцы вышли посмотреть, как будет сдаваться встреченное ими здесь русское судно - игрушка по сравнению с лучшим "карманным линкором" Рейха.
А капитан Сибирякова, Анатолий Алексеевич Качарава, приказал поставить дымовую завесу и открыть огонь из всех орудий (которых было всего четыре).
Капитан цур Зее Вильгельм Меендзен-Бокен, командовавшего рейдом, сказал что его тяжелый крейсер, потопил "мужественно и искусно сопротивлявшийся большой ледокол". Немецкий морской волк отдал должное нашим морякам. Но что значит "большой ледокол" в сопоставлении с крейсером?
Ледокол "А. Сибирякова", 1909 года постройки, В августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 ("Лёд-6"), имел на вооружении четыре пушчонки калибром 76 и 45 миллиметров. У "Шеера", современного дальнего рейдера, - шесть 280-миллиметровых, восемь 150-миллиметровых и шесть 105-миллиметровых орудий, восемь торпедных аппаратов, два самолета.
Фашистский рейдер был направлен в Карское море для уничтожения караванов судов, кораблей эскорта и порта Диксон. "Шеер" свою задачу не выполнил. Наших судов, кроме "Сибирякова", он не нашел. А подойти неожиданно к Диксону ему не дали "сибиряковцы.
С крейсера сигналили: спустить флаг и сообщить ледовую обстановку в проливе Вилькицкого, затем прекратить работу радиостанции, остановить машину и сдаться без боя. Гордый трудяга-пароход отказался это сделать. И вступил в бой с крейсером.
Увы, снаряды "Сибирякова" до "Шеера" не долетели. А крейсер дал залп, второй... Пароход вздрогнул от страшного удара. Корма резко осела вниз. Пароход стремительно терял и так-то небольшой ход. В кормовой части - пожар. Артиллерии на корме больше не существовало...
"Сибиряков" потерял связь с Диксоном. Но главстаршина Михаил Сараев вскарабкался по уцелевшей мачте и натянул антенну. Радист снова застучал ключом. Пароход оповестил Советскую Арктику о появлении "Шеера". Этим он спас находившийся недалеко караван.
Беспримерный бой "Сибирякова" и последовавшая за ним героическая оборона Диксона сорвали немецкую операцию.