6 февраля 1916 года, в разгар Трапезундской операции Авианосное Ударное Соединение Императорского Российского Флота, нанесло удар по турецкой базе Зонгулак...
Да, да. У России в Первую мировую войну были авианосцы, оснащены они были гидросамолетами и назывались авиатранспорты или гидрокрейсера. Эта была первая такая операция в истории войн. Это было самое первое применение именно авианосной ударной группы (АУГ), для нанесения удара по базе противника, без применения артиллерии.
В первую АУГ Черноморского флота России входили следующие суда: линкор "Императрица Мария", крейсер "Кагул", эсминцы "Заветный", "Завидный", "Поспешный", "Громкий" и два гидрокрейсера, "Император Александр I" и "Император Николай I" с 14 гидросамолетами "М-5" и "Кертис" на борту. Русские гидрокрейсера, находясь в 17 милях от берега противника, спустили на воду 14 гидросамолетов М-5 и Кертис..
Турки приняли приближавшиеся самолеты за разведчиков, которые в последнее время часто появлялись над Босфором, но каково же было их изумление, когда с самолетов посыпались бомбы. Налет продолжался около часа. Всего в этот налет, русскими самолетами было сброшено 18 пудовых и 20 десятифунтовых авиабомб общим весом 368 кг. В результате точного бомбометания, было разрушено здание железнодорожного узла, подожжены шахты и были потоплены, турецкий транспорт "Ирмингард" водоизмещением около 7000 т. И несколько парусников.
Все самолеты, благополучно вернулись на борт авиатранспортов. В момент посадки гидросамолета лейтенанта Р.Ф. Эссена на воду у борта авиатранспорта "Император Александр I", гидрокрейсер был атакован германской подводной лодкой "UB-7". Обнаружив угрозу, авиатранспорт дал полный ход и ушел от удара, а Р.Ф. Эссен поднял самолет в воздух и некоторое время охранял уходившие на север корабли от подводных лодок.
Так закончилась эта операция, но на март 1917года было задумано нечто гораздо более грандиозное - "Операция Царьград". Согласно планам этой операции, в районе Константинополя, был должен быть произведен масштабный десант, при форсированной поддержке с воздуха. К операции готовили 152 гидроплана. Из соображений секретности, половина у них уже к февралю была сосредоточена на Балтике. Адмирал Колчак закупорил Босфор минами и турецко-германский флот уже не мог помешать этой операции, но измена оказалась сильнее авиабомб и снарядов. Империя рухнула и армия и флот стали стремительно разлагаться, а потом были Октябрь и Брестский мир. До полной Победы, России не хватило двадцати месяцев
Гидрокрейсер "ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I", Россия, 1916 г. Построен в Англии в 1914 году, переоборудован в гидрокрейсер в 1916 году. Водоизмещение 9240 т, мощность паровой машины 5100 л. с., скорость хода 15 узлов. Длина наибольшая 117 м, ширина 15,4 м, среднее углубление 6,2 м. Вооружение: 6 120-мм орудий, 2 57-мм пушки, 2 пулемета, 7 гидроаэропланов. С 11 мая 1917 года - "Республиканец".