Lib.ru/Фантастика:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Олег Азарьев
В ТОЛЩЕ ЛЬДА
Киноповесть
1
На окраине заполярного города вокруг неглубокого строительного котлована замерла землеройная техника: облезлые, грязные экскаваторы, грейдеры, бульдозеры. Поодаль -- пара потрепанных самосвалов. На самом краю котлована сгрудились тепло одетые строители. Над ними колышется облачко пара. Они смотрят в котлован, наблюдая, как прораб и еще два человека осторожно спускаются туда. Мерзлые склоны котлована присыпаны белой порошей, скользко.
Ковш экскаватора, стоящего в котловане, наполовину в земле. Его металлические зубья поддели и вывернули из мерзлой земли громадный кусок мутного льда неправильной овальной формы, похожий на гигантскую грубую линзу.
Подобные куски льда -- замерзшие в доисторические времена лужи, порой глубокие и обширные,-- иногда находят в Заполярье. Геологи так и называют их: "линзы".
Небритый, тепло укутанный экскаваторщик не спеша бродит вокруг находки, с любопытством разглядывая ее. К нему подходят прораб и помощники.
-- И чего ты тут выкопал? -- недовольно говорит прораб, пожилой упитанный дядька. Ему эта находка -- точно камень на шее.
-- А черт его знает, мать его кочерыжкой! -- Экскаваторщик в сердцах пинает льдину ногой. -- Здоровенная, сволочь.
Изо рта у говорящих вырываются густые клубы пара -- холодно.
-- Сорвал ты нам график, парень, -- удрученно заявляет прораб. -- Полгорода без воды сидит. Порвут мне кое-что на английский флаг. Из-за тебя. Угораздило же!
-- А чего -- я? -- Экскаваторщик разводил руками. -- Че я -- виноват?
Теперь все четверо медленно обходят линзу, приседают, разглядывают, трогают руками в теплых рукавицах.
-- И чего -- сорвал? -- удивляется экскаваторщик. -- Разобьем эту фиговину, да и все тут. Или вытащим отсюда и отволокем подальше. Всех делов!
Прораб на корточках задумчиво вглядывается в мутную поверхность льдины. Там, где лед прозрачней, в толще его отчетливо видно сочленение какого-то крупного существа. Сочленение похоже на ногу гигантского ракообразного.
-- А внутри-то никак что-то есть... -- тянет прораб озабоченно. -- Тварь какая-то... Черт! Придется сообщать куда надо. -- Он медленно, с кряхтеньем, выпрямляется -- тяжеловато приседать в его возрасте и с его комплекцией. -- А то еще и ученых придется ждать.
-- Да на хрена это надо? -- тихо говорит экскаваторщик. -- Оттянем подальше...
-- Слыхал? -- перебивает его прораб. -- Мужики в таких штуковинах целых мамонтов находили. В отличном состоянии. Съедобных. Миллионы лет пролежали, как в морозильнике.
-- Ну? -- недоумевает экскаваторщик.
-- Что -- ну? -- Прораб раздраженно выкатывает глаза на экскаваторщика. -- И тут какая-то хреновина замерзла!
-- Ну и что? -- недоумевает экскаваторщик и, зажав рукавицей одну ноздрю, громко, но деликатно -- в сторону, сморкается и утирает нос рукавицей.
-- Что или не что, а требуется сообщить, -- угрюмо ворчит прораб.
Один из помощников прораба добавляет с усмешкой:
-- Может, ученые нам в ножки поклонятся.
-- Хрена -- поклонятся, -- зло возражает второй помощник.
-- Лучше бы деньжат подбросили, -- говорит экскаваторщик мечтательно.
-- Подбросят -- жди, -- отвечает второй помощник.
-- Это -- да, -- тут же охотно соглашается экскаваторщик. -- Хрена подбросят. -- Он отступает к своей машине, прислоняется спиной к ковшу, сует руки в карманы. -- По телику только и слышишь: ученые в жопе, разбегаются, к мафиози переходят. На запад линяют. Жрать им нечего. Секреты продают... Кому эта хреновина сейчас нужна?
-- Ладно, не гунди! -- обрывает его прораб. -- Положено позвонить куда надо, я и позвоню. Как скажут, так и будет. -- И -- одному из помощников: -- Петров! Будешь стеречь! -- И прораб пошел из котлована.
-- Сколько стеречь-то? -- Петров разводит руками ему вслед. -- Я ж околею тут!
2
В Зоологическом институте тихо и чинно. Колонны и полуколонны, пустые коридоры, ряды массивных высоких дверей, -- институт основан и построен еще в XIX веке.
В простенках между высокими двустворчатыми дверями стоят застекленные стеллажи и шкафы. В них банки с заспиртованными пресмыкающимися, чучела птиц и животных. На скучных крашеных стенах -- портреты знаменитых ученых-биологов.
По гулкому коридору решительно шагает профессор Петр Андреевич Свешников. Это сорокалетний подтянутый мужчина с мужественным лицом. Нос с горбинкой и насупленные брови придают ему неприступный и сердитый вид. Он останавливается перед дверью в конце коридора. Табличка на двери гласит:
"Ректор. Приемная. Часы приема с 14-00 до 16-00 ежедневно".
Свешников входит. Смотрит на электронные часы на стене: "14:05".
В приемной секретарша -- пожилая лупоглазая женщина в очках -- дружелюбно улыбается Свешникову и кивает ему.
-- Здравствуйте, Надежда Викторовна, -- говорит профессор. -- Андрей Анатольевич на месте?
Улыбка увяла на лице секретарши. Она приступает к своим обязанностям -- ограждать начальство от посетителей.
-- На месте. Но приказал не беспокоить до четырех.
-- А если бы посетители были?
-- Подождали бы.
Свешников пересекает приемную, останавливается перед столом секретарши. Задумчиво покачивается с пятки на носок. Субординация субординацией, но попасть к ректору необходимо как можно быстрей. Можно попытаться выведать у секретарши, чем он так занят, и если ничем действительно срочным, можно и поднажать, пусть хотя бы просто доложит, а там посмотрим.
-- И что он там делает? -- спрашивает Свешников как бы невзначай.
-- Статью заканчивает. Скоро переводчик должен подойти.
Свешников рассеянно кивает. Статья -- далеко не срочное событие. Да и не в ректорском кабинете в часы приема посетителей. Статьи -- кафедральная работа.
-- А те американцы, делегация из Гарварда, еще здесь?
-- Да. Вечером у него с ними встреча.
Свешников болезненно кривится. Плохо, что еще здесь, но хорошо, что хоть вечером.
-- Ну, тогда так! -- твердо заявляет Свешников. -- Статья статьей, а у меня дело поважнее будет... В часы приема -- посетителей принимать надо. -- Он решительно идет к двери в кабинет ректора, не обращая внимание на протестующий вопль секретарши: "Петр Андреевич!.." Отворяет дверь и входит.
3
В одном из многочисленных кабинетов Зоологического института сидят двое. Хозяин кабинета опирается локтями на письменный стол, заваленный по краям папками и большого формата книгами. Гость раскинулся в кресле для посетителей.
Хозяин кабинета -- нестарый еще мужчина, рослый и довольно красивый, с легкой сединой в тщательно уложенных жестких волосах. Гость -- молодой, коротко стриженный, узколобый, в дорогом пиджаке и при галстуке, которые ему не очень-то идут, -- это явно не его форма одежды.
Первый читает бумагу. На скулах его ходят желваки. Второй спокойно курит, равнодушно разглядывая казенную обстановку кабинета.
Первый, проректор по научной работе Виктор Иванович Еременко, брезгливо бросает листок на стол.
-- Вот сука! -- возмущается он.
-- Наверное, вы правы, господин Еременко, -- вежливо говорит гость. -- И все-таки впечатляет.
-- Да там ни слова правды!
-- Неужели?
Еременко смутился. Оправдываться перед этим недоноском!.. А что делать?
-- Н-ну, кое-что было, конечно. Но не так. Все было добровольно.
-- Неважно, -- говорит гость. -- Суть-то в чем? В том, что вы подцепили в баре девушку, напоили ее, отвезли к себе на дачу и там жестоко изнасиловали. А ей, вдобавок, шестнадцать лет. И это... -- он ткнул пальцем в бумажку на столе -- ...ее заявление.
Еременко покачал головой.
-- Чушь ведь! Мы знакомы с ней два месяца. Я думал, она порядочная женщина. И она первая начала проявлять... так сказать... сексуальный интерес. Она говорила, что вполне самостоятельная дама. И вид у нее -- явно не на шестнадцать... На даче у меня мы были целый день. И ночью она была... хм... инициатором. И все было добровольно. И на следующий день она тихо так исчезла... А теперь вы приходите с этим пасквилем... -- Он оборвал себя. -- Так это... значит... ваша работа? Вы меня подставили! Подсунули какую-то проститутку... Зачем? Какой с меня прок? Я не бизнесмен с кучей зелени. Поделиться мне нечем, да и...
-- Подставили?
-- Именно! Подставили! Почему она понесла эту писанину не в милицию, а к вам?
Гость ухмыляется.
-- От ментов сейчас проку мало.
-- Но не в таких случаях.
-- В разных случаях. Мы такие проблемы решаем без волокиты. Раз-два и -- привет. -- И добавляет недобро: -- Сам понимаешь.
Еременко хлопнул ладонью по столу.
-- Ладно! Начистоту! Что вам от меня нужно?
Гость прищурился, потер щетинистый затылок.
-- Хорошо. Ты, профессор, брал "бабки" в долг?
-- Деньги в долг?
-- Ага. У своего знакомого. У Егорова, коммерческого директора фирмы "АРТ-БЕСТ". Дачу достроить. Да еще расписку ему, дурак, написал.
-- А-а-а! У Егорова! Ну, брал. А вы тут причем? Мы с ним сами разберемся.
-- Ты где живешь, профессор? Ты газеты читаешь? Телик смотришь? Мы по своей инициативе к тебе не пришли бы.
-- Егоров?..
-- Да. Денежку ты на сколько брал? Когда вернуть должен был? Полгода уже как "счетчик" на тебя крутится. А ты все прячешься.
-- Никто не прячется! -- возмущенно говорит Еременко. -- Занят я был. В командировку уезжал.
-- Мог бы позвонить и переговорить с приятелем. А теперь придется с нами говорить.
-- То есть?
Гость усмехается.
-- То есть мы теперь обязаны снять с тебя должок. И с процентами. Так что и дачу недостроенную продашь, и машину... Или нам отдашь. За долги. Но можно и деньгами.
Еременко, заметно волнуясь, передвинул бумаги на столе.
-- И сколько же с меня?
-- С нашими расходами -- пятнадцать тонн зеленых...
-- Пятнадцать тысяч долларов? -- изумился Еременко. -- Да это я, даже если все из дому и с себя продам до последних трусов, и то не верну.
-- Если и квартиру продашь, -- рассчитаешься.
-- А жить где?
-- А нам какое дело?
-- А если не отдам? В милицию пойду?
-- Попытайся. -- Гость с сожалением вздыхает. -- Отдашь. Никуда не денешься. Впрочем, сходи в милицию. Сходи, дорогуша. Только в какой роли? Как насильник?
Еременко помедлил, раздумывая. М-да, капкан. И крепкий. Были бы свои люди где-нибудь в отделе по борьбе с оргпреступностью... Или какая другая крыше... А так... Хоть пропадай... Или -- договаривайся... В разговорах-переговорах такого дебила-недоучку, какой сидит сейчас в кресле перед столом, вполне можно "обштопать", как говорят в таких случаях люмпены.
-- А договорится можно как-то? -- вкрадчиво интересуется проректор. -- Отработать как-то, проконсультировать?
Гость достал пачку "Кэмела", закурил не спеша и снова улыбнулся.
-- Ну, вот ты и созрел, профессор.
Пауза. Профессор смотрит на гостя, что-то соображая, хмурится.
-- Созрел? Погоди... Созрел. И шлюха эта... -- Профессор наливается кровью, затем бледнеет. Да это же не просто капкан! Его специально выставили, замаскировали по всем правилам охоты и за поводок подтащили дурака-профессора к этому капканищу. И даже подтолкнули в него. Суки!.. -- Но зачем я вам? -- выдавливает Еременко.
-- Сейчас в тебе не только твой дружок заинтересован, но и мы сами. Если поработаешь с нами, мы твой должок сами спишем. И -- квиты. Ну а девочка? Это если рыпнешься... К мусорам побежишь... Или еще чего... Мы тебя "мочить" не станем. Столько вони вокруг твоего имени будет -- не обрадуешься... И на нарах тебе другие институты преподадут... Ну, ладно! -- Гость встал. -- Посиди здесь. Через полчаса человечек подъедет. Он все и объяснит... А ксеру ты спали. Мало ли любопытных -- в бумажки заглядывать. -- Он пошел к двери, взялся за ручку и обернулся. -- Вообще-то, тебе повезло, что приятель твой к нам обратился. Другие бы тебя сейчас по стенке размазывали. Несмотря на имена и звания.
4
Ректор Зоологического института, Андрей Анатольевич Колесов, молча слушает Свешникова. В углу ректорского кабинета стоят черной кожи угловой диванчик, два кресла и столик со прозрачной крышкой. Там они и сидят. Оба курят. В комнате густо плавает слоистый дым от их сигарет.
Свешников бурно говорит:
-- Андрей! Ты пойми, для меня это -- шанс. Тебе он никак не повредит. Наоборот! Будем соавторами! Ну, нельзя давать эту возможность Еременко!
-- Почему? -- спрашивает ректор -- просто чтобы спросить.
Свешников горячится. В такт своим словам постукивает указательным пальцем по журнальному столику.
-- Этот говнюк уже заработал все, что хотел, все, на что был способен: квартиру, машину, дачу, звание, должность. Остальное для него -- перебор. Выше головы он не прыгнет. Ума не хватит... А меня ты знаешь. Со школы еще. Кто тебе помогал диссертации и монографии писать? А твоих аспирантов кто учил уму-разуму?
-- А кто тебе помогал твои диссертации защитить?
Свешников хлопает себя ладонью по колену.
-- Вот видишь! Нормально сработались в паре. И -- на тебе! Такая находка достанется самодовольному болвану. Назначь меня на работу с находкой. И дай только день форы. Потом можно подпустить и других. Еременко хватит и того, что он летал на место.
Ректор вздохнул. Вздох прозвучал возражающее. У него совсем не об этом сейчас болит голова. Тут открываются шансы помасштабнее, чем какие-то внутриинститутские склоки и дрязги.
-- Дело не только в Еременко. Делегация из Гарварда...
-- Что?
-- Они очень заинтересовались находкой. Готовы задержаться.
-- К черту америкосов! -- восклицает Свешников раздосадовано. -- Это наша находка! А они все подгребут под себя. И приоритет, и славу. Вот увидишь! -- И -- проникновенно: -- Ты пойми, Андрей, там что-то особенное. Это тебе не замерзшие мамонты и не кости динозавров. Это -- новое, неизвестное, не описанное в науке.
-- Понимаю, -- удрученно говорит Колесов. -- Но американцы готовы вложить в это дело очень много долларов -- если работа будет совместной и на равных. У нас от бюджета столько, сколько они предлагают, до самой смерти не дождешься. Сегодня американцы со своим руководством выясняют подробности. Вечером дадут ответ. Я им уже пообещал. К тому же, Петя, институту очень нужны деньги. Сам знаешь ситуацию. Тут не до славы -- лишь бы выжить. Если понадобится, я даже продам находку. Черт с ней! Это не историческая ценность. И разрешение на вывоз я получу. Связей хватит.
-- Да ты что!
-- Ради тех условий, что я выторговал у американцев, я на все пойду, -- упрямо заявляет Колесов.
-- Черт возьми! -- кипятится Свешников. -- Такой шанс бывает раз в жизни!
-- Петя! -- пытается втолковать Колесов собеседнику. -- Это шанс для института, чтобы выжить и дожить до лучших времен. Тут не до личных амбиций.
Свешников безнадежно махнул рукой.
-- Единственное, что я могу сделать, -- успокаивает его Колесов, -- это вместо Еременко, которому вообще-то по рангу положено, назначить тебя в группу по совместной работе.
-- Андрей, -- доверительно говорит Свешников. -- У меня есть возможность уехать -- поработать на Нью-Йоркский университет. Но им нужно что-то привезти. Что-то сенсационное. А в Гарвард меня не приглашали.
-- Хорошо -- руководителем группы. Устроит?
Свешников снова безнадежно отмахивается.
-- Дай мне только день для самостоятельной работы с находкой. И я на все согласен.
-- Нет.
-- Утро.
-- Нет.
-- Почему?
-- Американцы не дураки. Догадаются, что мы пытаемся надуть их. Я на это пойти не могу. Даже ради дружбы.
-- Хорошо. Я поработаю сегодня ночью, до рассвета. Пока ты будешь ублажать их на банкете. Будет же банкет?
Ректор коротко кивает. Свешников улыбается.
-- А о том, где и что я делаю ночью, ты, разумеется, ничего не знаешь.
Молчание. Колесов пристально разглядывает окурок у себя в руке. Гасит в пепельнице, полной окурков. Рядом с пепельницей валяется смятая пачка из-под сигарет.
-- Я не сказал "да"... -- говорит Колесов раздумчиво.
-- А я ничего и не предлагал. -- Свешников затягивается сигаретой и тоже гасит окурок в пепельнице. -- Когда прибывает контейнер?
-- Сегодня ближе к вечеру.
-- Линза будет в Хранилище?
-- Конечно.
Заметно обрадованный Свешников снова улыбается и встает с дивана.
-- Тогда успеха тебе с американцами. Выжимай из них все до последней капли. И -- ловлю на слове. Я -- руководитель группы.
-- Представляю, что устроит мне Еременко, -- грустно говорит Колесов.
5
Большая дверца в старом сейфе открыта. Сейф стоит в углу кабинета Еременко. Сам Еременко стоит перед сейфом и аккуратно наливает в большую стопку коньяк из бутылки. Потом он ставит стопку на сейф, закрывает бутылку и прячет в недра сейфа. Берет стопку, секунду смотрит на нее, выдыхает и медленно выцеживает коньяк. Крякнув, прячет стопку в сейф и запирает дверцу. Затем Еременко смотрит на наручные часы и недовольно бормочет:
-- Сорок пять минут. Пора и честь знать.
Он подходит к письменному столу, выбрасывает из пепельницы в корзину для бумаг остатки сожженной им ксерокопии с компроматом, осматривает стол, прячет одну папку в ящик стола и направляется к выходу.
В этот момент дверь в кабинет отворяется. Входит молодой человек весьма интеллигентного вида. Он -- в дорогом костюме. В руке -- кожаный дипломат.
-- Виктор Иванович? -- спрашивает он любезно.
-- Да, -- отвечает Еременко с легким недоумением.
-- Извините, немного опоздал -- пробка на перекрестке.
-- А что, собственно, вам нужно? -- настораживается Еременко.
-- Странный вопрос. Про должок не забыли? Надо отработать.
-- А-а-а, понятно, -- нервно тянет Еременко и понуро возвращается за стол. -- Что ж, присаживайтесь.
Они садятся друг против друга.
Одновременно на столе проректора начинает звонить телефон. Он берет трубку.
-- Алло. Да, я. Да, Андрей Анатольевич. Слушаю.
Молодой человек открывает дипломат, достает записную книжку на застежке и выжидательно смотрит на проректора.
Проректор то рассматривает стол, то поглядывает на молодого человека, невнимательно слушая по телефону собеседника и рассеянно поддакивая ему. Сейчас он больше озабочен молодым человеком, сидящим перед ним. Сейчас этот молодой человек -- самое главное событие в его жизни. Остальное -- побоку. Хотя бы на время.
Ректор, вертя на столе шариковую ручку, говорит Еременко ровным голосом, растягивая слова:
-- И, посоветовавшись с американской стороной, и учитывая, что вы как проректор по научной работе и так перегружены делами, как, впрочем, и я, возглавить группу ученых с нашей стороны я предложил профессору Свешникову.
Еременко исподлобья смотрит на молодого человека, который теперь листает записную книжку, потом озабоченно отвечает ректору:
-- М-да. Вообще-то начинал работу я... Хотелось бы и продолжить. -- Еременко не может говорить, как следовало бы. Его сковывает присутствие в кабинете чужака. -- Я так понимаю, что там возможны... поездки...
Колесов нервно приглаживает редеющие волосы свободной рукой.
-- Виктор Иванович, если вас беспокоят возможные загранкомандировки, то тут, я думаю, беспокоиться нечего. На нашу долю хватит. Съездим.
-- Ну что ж, назначили -- так назначили, -- скучно говорит Еременко. -- Пусть работает Свешников. Всего хорошего.
Ректор кладет трубку и удивленно смотрит на телефон.
-- Странно, -- говорит он. -- Как-то он спокойно принял это... Да уж, неисповедимы пути твои, Господи.
Еременко отодвигает телефон в сторону и -- молодому человеку:
-- Слушаю вас.
Молодой человек оживляется.
-- Зовите меня Владимиром. Нам с вами предстоит довольно тесная и трудная работа. Какое-то время. Непродолжительное.
Еременко от его слов неприязнено кривится и повторяет:
-- Слушаю.
-- Сегодня около четырех дня к вам в институт доставят кусок льда с каким-то доисторическим животным.
-- Должны, да.
-- Нас интересует это животное.
Еременко откидывается в кресле. На лице его -- неподдельное удивление.
-- Вас интересует это животное? -- переспрашивает он, четко выговаривая слова.
-- Да, -- спокойно подтверждает Владимир. -- Ну, точней, не совсем нас. Скажем, нашего зарубежного клиента. Он готов купить находку... скажем так -- в свою коллекцию. Но вряд ли ваш институт продаст ее. Не так ли?
-- Наверное, -- соглашается Еременко.
-- Вы имеете какое-то отношение к работе с находкой?
Еременко криво усмехается.
-- Только что мне сообщили, что -- никакого. Этим будет заниматься профессор Свешников.
-- Понятно, -- говорит Владимир. Он перелистывает свою записную книжку. -- Тогда все будет по плану номер два. Вы помогаете нам... скажем, извлечь эту находку из вашего Хранилища. И следите за ее сохранностью до тех пор пока... пока мы не решим, что достаточно. Остальное -- не ваша забота. А за это мы закроем ваш долг.
-- И отдадите мне оригинал этой грязной бумажонки.
Молодой человек согласно кивает. В его кивке чувствуется превосходство. Все мы слабые существа. И в том одинаковы. И умный профессор, и тупой вышибала. Главное, под чьим ты крылом, кто за тебя голос подаст или пулю направит.
-- Итак, сегодня вечером находку доставят в Хранилище, а ночью мы должны забрать ее оттуда.
-- Ну а я что могу сделать?
Владимир снисходительно улыбается. Ох уж эти ученые светила! Привыкли штаны протирать в кабинетах.
-- Вы -- специалист, и к тому же хорошо знаете Хранилище. Пойдете с нами.
6
В полдень на улице возле маленького магазина, под вывеской "Продажа и прокат видеокассет и DVD" стоит Дима Гребнев -- парень лет двадцати двух, светловолосый, симпатичный, из тех типов, которые очень долго выглядят молодыми. Он в джинсах, тенниске и кроссовках. Дима читает названия фильмов на двух коробках с DVD-компактами, которые держит в руках.
Рядом с Димой -- его приятель Игорь Данилов. Он постарше Димы, тоже одет в тенниску, но подороже. На нем белые летние штаны и белые туфли. На голове бейсбольная кепочка, на козырьке ее угнездились черные очки. На упитанном лице -- модная небритость. Данилов поигрывает ключами от автомашины и насмешливо говорит:
-- И когда же ты, трудяга, свою видеотехнику приобретешь? Сейчас не то что видик, а дивидишник плевых денег стоит. Или зарабатываешь копейки? Может, поищешь работенку получше?
Дима не отвечает на ехидные вопросы.
-- Эти названия мне ничего не говорят, и актеров известных нет, -- сообщает он, взвешивая коробки в руке. -- Будем надеяться, что хоть один из фильмов -- стоит внимания.
-- Ага, -- рассеянно соглашается Данилов. -- Давай. -- Он забирает коробки. И -- с легкой иронией: -- Когда зайдешь на просмотр?
-- Завтра не помешаю?
-- Завтра?
-- Сегодня дежурю ночь.
-- В этом своем институте?
-- Да, в Хранилище.
-- А, знаю. Ты только по ночам дежуришь?
-- Нет, я и сейчас как бы работаю.
-- Прогуливаешь? -- усмехнулся Данилов. -- Узнаю разгильдяя. Конечно, откуда деньги будут?
-- Ошибаешься. Я при исполнении.
-- Да ну? А не боишься, что такого исполнителя попрут с места?
Дима философски отвечает, пожимая плечами:
-- Конечно, в нашей двинутой жизни все может случиться. Но не сегодня. Говорю же -- я тут по делу. От института. Бланки покупал. -- Он толкает ногой большую и туго набитую сумку на асфальте подле него. -- А уволят меня -- только если уйдет моя нынешняя начальница. Она, конечно, орет на меня, но дальше дело не двигается. Прощает.
-- Любит, наверное?
-- Материнской любовью.
-- Ну, я поехал,-- говорит Данилов и протягивает Диме руку. -- Звони завтра и заезжай. Смотри хоть до упаду. Киноман.
Дима отвечает на рукопожатие и заодно замечает:
-- Нет, чтобы взять и подвезти человека с такой тяжестью... А еще друг...
Данилов смотрит на сумку, на Диму, недовольно поджимает губы, смотрит на часы, задумчиво морщит лоб.
-- Лады. Подвезу. Тебе куда -- в Хранилище или в институтский городок?
-- В Хранилище. -- Дима резво подхватывает тяжелую сумку.
7
В аэропорту течет обычная жизнь. Взлетают и садятся самолеты. Одни пассажиры в очередях -- проходят посадочный контроль, другие в креслах зала ожидания -- ждут свои рейсы.
К службам аэропорта -- к грузовому двору -- подъезжает автофургон. В кабине двое. Один, водитель, говорит напарнику:
-- Вовремя? -- И ставит машину на ручной тормоз.
Напарник смотрит на часы.
-- Еще минут десять, если не опаздывает.
Водитель глушит двигатель.
-- Надеюсь, у них есть грузчики? Неохота таскать тяжести. Нам за это не заплатят.
-- Там тяжесть -- и вдвоем не поднять. Контейнер какой-то, вроде холодильника. Автопогрузчиком грузить придется.
-- Ну ладно, -- говорит водитель, потягиваясь. -- Сходи -- разузнай все.
Напарник выбирается из кабины. Водитель откидывается на спинку кресла, закрывает глаза и бормочет:
-- Лишь бы самолет не опоздал. Неохота маяться тут.
8
Квартира, где живет Наташа Андреева с мужем, впечатляет роскошью отделки и обстановки. Впрочем, роскошь эта аляповатая и довольно безвкусная -- новорусская.
Наташа сидит на диване, подобрав ноги и спрятав их под полой атласного халата. Ее темные волосы коротко подстрижены. Челка закрывает лоб. Она красива, но особенно привлекают внимания длинные натуральные ресницы и небольшой рот с мягкими, как бы слегка припухшими губами. В кресле рядом сидит ее мать, полнеющая женщина лет пятидесяти, тщательно ухоженная и хорошо одетая.
-- Знаешь, мама, -- с горечью говорит Наташа, -- я очень жалею, что послушалась тебя. И чем дальше -- тем больше жалею. Нет, дура я. Дура! Позарилась на деньги, сладкую житуху. А оказалось, что деньги и на хрен не нужны, когда к мужу, к мужику, который трахает тебя по полному праву, не испытываешь никаких чувств, как проститутка к клиенту. А еще пару лет, и я его просто возненавижу. Если до этого с ним ничего не случится. Знаешь ведь, чем он занимается...
Мать недовольно поджимает губы. От добра добра не ищут. Ну что еще нужно для спокойной и сытой жизни, кроме денег. Всё нынешним вертихвосткам мало. Пожить бы им в другое время. И какая разница, чем он там занимается, из кого там дух вышибает. Главное, что дом -- полная чаша.
-- Догадываюсь, -- говорит она спокойно. -- И все таки... Наташа. Разве лучше было бы если бы ты сейчас сидела на засаленном диване в однокомнатной квартире с каким-нибудь пьяницей-мужем, с вопящим ребенком, а то еще и со свекровью.
Наташа качает головой. Хрен ты что-то понимаешь, мамуля. Сытно жрать да сладко спать -- не самое большое удовольствие в жизни. В нынешней жизни. Может, раньше и было иначе, так это же было раньше. Что вспоминать?
-- Если бы мы с ним любили друг друга... -- упрямо возражает Наташа. -- Да и мужик не пил бы тогда. А бедность, как известно, не порок.
-- Ты сейчас -- дура. Я ведь всю жизнь прожила с твоим отцом. И -- ничего. А тоже выходила не по любви. А потом привыкла. И ты привыкнешь. Еще пару лет -- и привыкнешь. -- Мать подалась вперед и -- заговорщицки: -- А надоест или не сможет... ну, ты понимаешь... всегда можно хорошего парня на стороне найти. Только домой вовремя приходи и думай, что говорить будешь. Особенно своему борову.
-- Ты тоже так делала? -- интересуется Наташа с любопытством.