Преподаватель входит в аудиторию, подходит к доске и берет в руку кусочек мела. Смотрит на него, улыбается и кладет его обратно. Он не собирался им писать, это здесь условный жест, означающий "занятие начато". Аудитория - здесь и раньше было не шумно - совсем стихает.
- Мы с вами прошли хороший годовой курс общей физики, все обычные разделы, теорию и применение для исследований и в инженерии. По общей нагрузке это примерно двухлетний курс нормального мирового университета первого ряда. Если вы захотите продолжить образование за рубежом, полученные вами баллы будут зачтены в любом университете мира. Если вы и ваши родители решат, что вы продолжите образование у нас... на этот случай вам будет полезно узнать кое-что о физике вообще.
Преподаватель некоторое время молчит, скользит взглядом по аудитории, улыбается ученикам. И они улыбаются ему... разные - по-разному. Эту разницу он вполне видит.
- В основе мира лежат элементарные частицы, точнее, как мы говорим, истинно элементарные частицы. Представьте себе на минуточку, что мы знаем их все.
Он видит скептические улыбки и понимает, кто и почему улыбается.
- Истинно элементарные частицы взаимодействуют по определенным законам и составляют те частицы, которые мы называем элементарными, не добавляя слово истинные. Они опять же взаимодействуют по своим определенным законам и составляют атомы. Дальше у нас идут молекулы, вещества, материалы и конструкции, и физика плавно переходит в инженерию. Эта иерархическая конструкция - традиционное решение. Причина в том, что прямое построение модели мира, как говорится, "из первых принципов" невозможно. Более того, пропуск даже одного промежуточного уровня, промежуточного языка, делает задачу или предельно трудно, или вообще не поддающейся решению. Слишком стремительно нарастает сложность... Представьте себе построение модели сверхрешеток или квантовых точек без введения понятия атомов.
Преподаватель некоторое время молчит, скользит взглядом по аудитории, улыбается...
- С другой стороны, все время делаются попытки увеличить мощность наших методов и языков описания, и на каждом из названных выше семи уровней объектов и шести механизмов связей есть продвижение.
Преподаватель некоторое время молчит, как бы размышляя, стоит ли договаривать.
- Прислушайтесь к своему внутреннему голосу и осознайте, на каком уровне и на каком механизме вам хотелось бы сосредоточить большую часть своего внимания при дальнейшем обучении и работе в сфере физики.
Он смотрит на чудо, сидящее в первом ряду, видит ее глумливую улыбку и без слов видит ее ответ - а я хочу знать, что внутри истинно элементарных. Можно?