Ашкинази Леонид Александрович
Шорох за спиной

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 19/11/2022, изменен: 12/04/2023. 40k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  • Путешествия во времени
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:


  •   
       Шорох за спиной
      
      
       Вхожу на кухню. За столом, у открытого окна, сидит, откинувшись на стену, девушка.
       Симпатичная, не крупная, воротник под горло, капюшон откинут. Руки лежат на столе.
      
       - Мне было бы труднее встретиться с тобой, если это окно закрыто.
       - Оно у меня обычно закрыто (киваю).
       - Знаю... очень давно наблюдаю за тобой... ты открываешь окно только в жаркую погоду, причем только поздно вечером или ночью. Чтобы дул ветерок, да?
       - Да.
      
       Время от времени - сдержанная улыбка. Немного неуверенная? Ей идет. Волосы и глаза темные.
      
       - А почему?
       - А почему нет? Так шум и пыль, я люблю тишину и чистоту.
       - Чтобы шум не мешал работать, и чтобы не тратить времени на уборку?
       - Да. Ты хорошо меня знаешь. Потому, что "давно наблюдаешь"?
       - Да.
       - А зачем и почему... почему и зачем наблюдаешь?
       - Потому что есть зачем, а почему зачем, сейчас объясню. Но... налей мне, пожалуйста, чаю.
      
       Открываю дверцу и демонстрирую выбор. Или вежливость?
      
       - ?
       - Лучше эрл грей.
      
       Я поворачиваюсь к собеседнице спиной...
      
       Почему не боюсь? Почему не удивляюсь? И еще - почему "лучше", а не "пожалуйста"? Установка на сравнение?
      
       ... чуть приподняв, проверяю, полон ли чайник, и жму на кнопку. Щелчок.
      
       - Кстати, а почему "было бы труднее встретиться"?
       - Если подойти на улице, ты мог не поверить.
       - Не исключено... хотя любопытство сильнее. Да, у меня пакетики.
       - Знаю. Естественно. То есть естественно, что пакетики (смешок). Хотя и то, что знаю, тоже естественно. Я объясню все и отвечу на все вопросы, но пожалуйста, позволь мне в том порядке, как хочу.
       - Конечно. Ты - дама (с улыбкой).
       - Да. В данном случае.
       - ?
       - Я имею в виду, что в данном случае это важно.
      
       Чуть не ляпнул "вижу, что дама". Хотя могло и польстить. Судя по джемперу...
      
       Гостья чуть поелозила на двух табуретах. Они стоят у меня вплотную друг к другу, между кухонным столом и стеной, под календарем с видами Святого города. За спиной у нее зашуршало.
      
       - Тебе удобно?
       - Да.
      
       Пауза.
      
       Почему? Видимо потому, что безумно любопытно. Второе - готовность к чуду, результат чтения фантастики и даже попыток ее писать. И третье (смешок про себя) - как же, бывший спортсмен, очень уверен в себе. Ну да, есть, как говорится, некоторые основания. Или правильнее - были? Да, но самоуверенность - навсегда... по крайней мере, у некоторых (внутренняя усмешка).
      
       - Ты, наверное, уже понял, кто я?
       - Видовую принадлежность - да. Но... еще ведь и личность? Индивидуальность?
       - Конечно. Мы индивидуальны. Но об этом позже.
       - Почему же позже? Давай сразу - ты моя? То есть мой?
       - Ты же согласился - в том порядке... Но вообще-то - да.
       - Хорошо, хорошо, (успокаивающий жест) ты права. Пожалуйста.
      
       - Понимаешь, что нас должно быть столько же, сколько вас?
       - Да.
       - Но мы почти вечны и поэтому размножение должно быть очень - по сравнению с вами - редким.
       - Понимаю. А почему "почти"?
       - Мы не стареем и не умираем. Но можем уйти сами, а иногда гибнем, когда пытаемся спасти вас.
       - Как странно. Прости... дурацкий вопрос. А спасти - почему не всегда удается?
      
       Поерзала на табуретах. Выпрямилась, оперлась спиной на стену. Опять шорох.
      
       - Тебе точно удобно? (осмеливаюсь показать глазами...) Могу подушку из комнаты...
       - В школе инструкторов о тебе говорили - "психология пастушьей собаки".
       - Там это шло за похвалу.
       - Знаю... Все в порядке. Композит, кевлар на каркасе - плетении из нанотрубок. Ты же физик, материалове-е-ед... (она широко - впервые широко - улыбается).
       - Лихо.
       - А то! Но. Во-первых, мы не должны вмешиваться, если могут заметить - мы не наделены настоящей невидимостью. Так что или ночь, или маскировка под человека. Правда, с маскировкой у нас хорошо. Во-вторых, не можем спасти от внезапной гибели - просто не успеем, потому, что не можем быть все время рядом. Хотя при повышенной опасности стараемся держаться поблизости. И еще - можем вмешаться только при несчастном случае. Если по своей воле отправился на войну, если самоубийца - не можем.
       - Поэтому не альпинизм, не спелеология, наверное, вообще не спорт...
       - Да, все, что добровольно.
       - То есть не внезапный взрыв, не самолет, не поезд, не авто, не спорт, днем - не всегда... что же остается?
       - Поезд и авто - иногда удается. Идеально - ночь и пожар. Это предсказуемо, и можем остаться незамеченными. Теракт, если знаем, что он готовится и произойдет ночью - за минуты "до" можем, прикинувшись людьми, вывести жертву из зоны... если возможно... но мало кто нам верит. Морские катастрофы - не всегда. Подводные - почти никогда. Природные катаклизмы - не всегда. Техногенные - тоже не всегда. Трудно прогнозировать.
       - То есть в целом... не часто.
       - Увы. Мы не просим разрешения вмешиваться в спорт и войны, это было бы посягательством на свободу воли. Но с сотворения мира просим наделить нас невидимостью... И или хотя бы сильной антиципацией...
       - Предвосхищением?
       - Да. Но -- никак.
      
       Пауза.
      
       - А она... что, бывает разная?
       - Конечно. Слабая антиципация есть у некоторых из вас... кто поумнее (улыбается почти кокетливо)... по выражению глаз, по интонации, моторике, мимике... У нас, у всех - она существенно сильнее. А есть еще настоящая, сильная... о, это мечта...
      
       Длинная пауза. Какая она все-таки симпатичная. Можно сказать - милая.
      
       - Итак, размножение. Мальчики у нас есть, но они могут только...
       - Понимаю. Без последствий?
       - Да, иначе - демографический взрыв (смешок, пауза). А с вами - сложилась социальная норма... мы ведь тоже социум... сложилась такая норма, что неприлично... некрасиво...
       - Но некоторые... пишут поперек линеек?
       - Если вам дадут линованную бумагу, пишите на другой стороне? Да.
       - Ты знаешь эту версию? То есть оригинал по-испански?
       - Да.
       - Сильный ход!
      
       Она широко улыбается. Пауза. И даже не спорит с формулировкой "сильный ход", хотя ясно, что вовсе не "ход". То есть она уже поняла, что это не важно. Не важно, что я сказал. То есть важно, что сказал, но не важно, как сказал. А если и важно, то точно не сейчас.
      
       - Скажи, а почему "почти вечны"?
       - Я говорила. Потому что, пытаясь спасти... мы иногда гибнем.
       - О как!
       - Мы не всесильны. Я могу полчаса не дышать, не боюсь холода и жары и могу... (она скосила глаза; шорох). Но ты выносливее, и реакция у тебя лучше.
       - Понял. И ты хочешь, чтобы мы...
       - Да. (пауза) Хочу.
      
       Пауза.
      
       - И еще. Ты должен знать. Я невидима, когда в небе. У меня автоматическая мимикрия под цвет неба в оптическом и ультрафиолете, меня и птицы не видят. А эффективная радиолокационная площадь -- десять квадратных сантиметров...
       - Ты воробушек? (она хихикает, как маленькая)
       - Да, ваши радиолокаторы меня тоже не видят (она улыбается). И я слабо отражаю ультразвук, на меня иногда даже мышки летучие натыкаются... и очень удивляются (еще смешок). Но... вот когда маскируемся под человека, это другой режим. Не как сейчас, а именно режим маскировки. Тогда нас можно убить.
      
       Пауза.
      
       - И вы остаетесь в облике того человека?
       - Да. Но уже мертвые. Во время войн это происходит. (пауза) Как сейчас.
       - Неопознанные мирные жители... без документов... неизвестно откуда взявшиеся...
       - Да. Это те, кто пытался спасать. И вот.
      
       Пауза.
      
       - Прости... а ты сейчас? Если это можно говорить.
       - Можно. Я сейчас не маскируюсь, я сейчас as is, как есть... но я вообще, все время, немного адаптирована к тебе. Так, чтобы нравится тебе. Это мой собственный облик, потому, что я - твоя (поджимает губы).
      
       Пауза. Почему сказала "немного"? Стесняется?
      
       - А почему я? Почему со мной?
       - Какой человеческий вопрос... (улыбка). Все просто. Формально мы можем с кем угодно. Но социальная норма - уж если это делать, то со своим. Отчасти - нечто вроде вашей ревности. Отчасти - потому, что вы все-таки чужды нам... Мы - другие (она повела плечиком). А к своему очень привыкаешь. Мы ведь с тобой давно... (она сглотнула)... вместе.
       - И ты все... про меня знаешь?
       - Почти все. Мы не читаем мысли. И не все действия видим. Но большинство. Мы даже можем (улыбка) видеть сквозь стены. Правда, не всегда.
      
       О, хвастается. Однако - знает почти все... Ну и помойка...
      
       - Так что многое знаю. Можно сказать - большинство действий. А мысли я могу, в вашем понимании, читать - по словам, интонациям, мимике... (пауза) Так что да, многое знаю. И, наверное, все или почти все понимаю. И не сужу, и не осуждаю.
       - По каким критериям?
       - Хороший вопрос (улыбка). Естественно, по своим. Они отличаются от ваших.
       - Расскажешь?
       - Немного позже, хорошо?
       - Хорошо (теперь улыбаюсь я).
      
       Пауза.
      
       - И ты будешь жить вечно.
       - По вашим меркам - да. А ты представляешь, какой удар для нас, когда вы... уходите.
       - И что, вы... бывает, что... следом?! Извини.
       - Да, бывает и такое. Хотя это у нас осуждается... и это бывает совсем редко.
      
       Пауза.
      
       - И еще... я завидую тебе.
       - ?
       - Твоему спорту - горам, пещерам. Твоей работе - науке, ученикам. Твоим женщинам, твоим страстям.
       - ... страстям?
       - Да. Меня бы они просто сожгли (смущенный смешок, пауза). На месте (улыбка).
       - Ну да, "другие критерии".
       - Отчасти и поэтому.
      
       Пауза. Мы идем по коридору... как дети, держась за руки. Смешно.
      
       Входим в комнату. Я подхожу к столу и отключаю телефон.
      
       - А нам... не помешают?
       - Нет, что ты, они безумно прочные!
       - Ну да, нанотрубки.... скажи... а я смогу его... или ее...
       - У нас это программируемо. Наш организм может выбирать из того, что вы...
       - Понимаю. Здорово! Тогда "ее".
       - Чтобы "жизнь продолжалась"? Как сцена у Сэлинджера? (смешок)
       - Не обязательно именно как у него, но фраза, да, оттуда... И сцена хороша (мы смеемся вместе - первый раз вместе!)
       - Да.
       - Хорошо, "ее". Обещаю.
       - И еще...
       - Да?
       - Я смогу ее... увидеть? И тебя!..
       - Да. Обещаю. Нет...застежки на плечах, и вниз... И это тоже вниз... (улыбка).
      
       Пауза.
      
       Уплывая в сон, она пробормотала мое любимое "цепь культуры не должна прерываться" и после паузы добавила - или мне показалось? - "звенья... должны быть прочными...". Она уткнулась мне в плечо... или это просто ее дыхание?.. я боялся пошевелиться...
      
       Я проснулся - внезапно и четко, как когда-то от шороха начавшего двигаться по склону снега - от пустоты рядом - в полутьме утра - шаги на кухне - и шорох.
      
       Наверное, за спиной.
      
       * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
      
      
       Я верил, что она вернется, и каждый день этого ждал. Можно ли сказать. что я знал? Не совсем. Она обещала, что увижу. Под этим можно понимать разное. Например - увидел, но не узнал. Но это, конечно, уже издевательство. Увидел и узнал - тут возразить трудно. Но я-то ждал другого "увидеть". И она, конечно, это понимала. Но все-таки, все-таки... Поэтому скажем так - верил. Физик должен формулировать точно. Знал, что увижу, и верил, что встретимся.
      
       Прошло три месяца, и вот мы опять - под календарем со Святым городом; на этот раз - Западная стена. Камни, которые видели все.
      
       - А как?..
      
       Я осмеливаюсь показать глазами. Впрочем, она сидит за столом, поставив локотки на стол, и держит чашку с чаем. Мою любимую, с двойными стенками, в ней медленнее остывает. Взгляд скромницы опущен. И - мне должно быть смешно - мой взгляд тоже упирается в столешницу.
      
       - У нас... не получилось?..
       - Что ты, все замечательно! У нас (улыбка)... у нас это все проходит быстрее и легче.
       - Сказывается спортивная подготовка?
       - Конечно!
      
       Смешок; она держится свободнее и спокойнее, теперь она не просто знает меня, но и знает, что будет. Но... может быть, она и тогда знала? Как она это сказала... антиципация?
      
       - Ты говорила, что я смогу увидеть... ее...
       - Конечно. Ты ее уже видел.
      
       Пауза. Наверное, я от удивления открыл рот.
      
       - То есть?
       - На занятии.
      
       И зачем-то уточняет, - наверное, чтобы я не помер от изумления:
      
       - На физике. В одной из групп.
       - То есть как? Прошло же три месяца??
       - У нас и взросление идет намного быстрее. За три месяца -- ваши шестнадцать, взросление. Интеллектуальное, моральное. Потом тормозится, потом почти останавливается. А внешность у нас вообще управляема. Моральное... да, моральное взросление потом еще идет. Со временем.
       - Особенно - с нашим уходом?
       - Да. (короткая пауза) Нет, не спрашивай!
      
       Пауза.
      
       - Я не все могу говорить... я не на все вопросы могу отвечать.
      
       Пауза.
      
       - Так значит, я видел на занятии... Лихо! А кто?
       - Ой, а вот это нельзя. Это я не могу сказать. Только она сама может сказать, если решит. И ты еще учти вот что...
      
       Она внезапно делается серьезной, и я успеваю это заметить.
      
       - Она всегда будет у тебя на занятиях.
      
       Я понимаю, что говорю какую-то глупость, но не могу удержаться.
      
       - Но тогда же я ее начну узнавать.
       - Нет. Я говорила - мы можем менять облик. Она всегда будет чуть-чуть похожа на тебя... на тебя в юности... но ты этого не заметишь. Ты не часто смотришься в зеркало. Да и в юности не часто это делал (мы оба улыбаемся).
       - А если и делал, то уж точно не помню, как тогда выглядел.
       - У тебя в архиве сохранилось несколько снимков тех времен. Тянь-Шань, зима... можешь посмотреть.
      
       Пауза.
      
       - А как же ее... работа? Она ведь чья-то... она тоже чей-то ангел-хранитель?
       - Твой. То есть твоя.
       - А ты?
       - Тоже (пауза)... Да, теперь ты в большей безопасности. Это бонус... Бонус-трек.
      
       Улыбается. И после паузы продолжает:
      
       - Но за все придется платить. Теперь у тебя всегда будет в аудитории глаз... пристальный взгляд... направленный на тебя. Взгляд в упор, как ты говоришь про учеников.
       - Я готов. Честь дороже.
       - Цитируешь Стругацких? Как всегда?
      
       Я радостно киваю, но - почему не сказала заранее? Или не знала? Или это не ее решение, а просто следствие? Просто так устроен мир? Их мир? Наш... мир?
      
       - Ты хотел, чтобы мы с тобой время от времени... встречались. Как в прошлый раз.
      
       Мне нечего терять - я вижу, что решение уже принято, и хочу встретить его, как должно мужчине встречать решение женщины. То есть выпрямив спину.
      
       - Да. И как в этот!
       - Конечно, конечно... только теперь всегда, когда ты будешь встречаться с любой женщиной, будешь сразу вспоминать меня. Это не я так сделала. Просто так устроен мир.
       - Я и так тебя все время помню!
      
       Произношу гордо и с вызовом, а в ушах звучит фраза из другого текста тех же авторов: "И в этот момент та, другая Сила нанесла ответный удар".
      
       - И ты будешь видеть в них меня... картинка будет накладываться...
      
       Она говорит без тени улыбки, почти печально; и после паузы продолжает.
      
       - Как эти камни, - она перекладывает чашку в левую руку и пальчиком правой показывает на фотографию за своей спиной, - видят сейчас нас.
       - То есть?
       - Эти камни - объясняет терпеливо, - видят все, что происходит там, где есть их фотография или картина. Так было всегда... и так будет всегда. Мы это точно знаем. Да-а... Но учти, у тебя есть еще одно желание. Три желания, это не я так придумала, так устроен мир.
      
       Она улыбается.
      
       - Архетип "Три желания"? "Обезьянья лапа"? То есть могу отказаться и от первого, и от второго?
       - Да, причем... в отличие от вашего архетипа - без плохих последствий. Обещаю.
      
       Короткая пауза. Я выпрямляю спину.
      
       - Хочу, чтобы все осталось, как мы решили и сделали. И она, и ты, и мы, и все это.
      
       Она встает. Как она ухитряется это делать, не отодвигая табурета и не наклоняясь?
      
       - Скажи...
       - Да?
       - А главное свойство... главное отличие от меня... от нас... что может жить вечно... они наследуют от вас?
       - Чаще всего - да. От нас.
       - Чаще всего?
       - Да. Хотя иногда - от вас. Это был мой риск. Но она унаследовала...
      
       И зачем-то уточняет:
      
       - Унаследовала от меня.
      
       Пауза. Рассеянная улыбка. Она подходит ко мне. Я встаю. Мы идем по коридору... как дети, держась за руки.
      
       Входим в комнату. Я отключаю телефон.
      
       - Ты помнишь?
       - "Застежки на плечах. Нет, удобнее вниз"? Конечно, помню!
      
       Смешок. Мой или ее? Кажется, обоих.
      
       - И это тоже... вниз.
      
       Наверное, улыбка. Теперь я не просто знаю ее, но и знаю, что будет.
      
       * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
      
       С тех пор я стал внимательнее приглядываться к своим ученикам. Естественно, мне было очень интересно - не она ли, вот эта симпатяжка? Или, может, вон та красавица? Обе умницы, на вопросы отвечают, по задачкам неплохо продвигаются... Выбор обычно был не велик, группы у нас - там, где я преподаю - небольшие. Мы же не обычная школа, где обязаловка, отметки и экзамены висят над головой. Мы - организация дополнительного образования; отсюда и два главных плюса и один главный... двуглавный... двуглавый... интересно, как это выглядит?.. минус. Плюсы - свобода и заинтересованность, и для нас, и для учеников, а минус - общая неустойчивость положения и, сами понимаете, неустойчивость финансовая. Мы не сильно жадные, и если бы в продуктовых магазинах жрачку отпускали бесплатно, то и я бы бесплатно преподавал. Странное выражение - отпустить... отпустить котлету... А если бы еще от коммунальных платежей нас освободили... Да раз в неделю с подругой в недорогое кафе... Но не все сразу, давайте начнем с продуктовых.
      
       А девочек у меня в группах обычно вообще не больше трети. Мало их потому, что девочки должны играть в куклы, а потом стоять у плиты. Физика - это если и нужно, то только мальчикам, и то лишь для того, чтобы сидеть за рулем. И хорошо, если иномарки, а не лязгающего и смрадного...
      
       Но прошел год, я понемногу к ситуации привык, и как-то меньше стал напрягаться. Солнышко мое полуночное, правда, не слишком часто меня навещает, а наложение картинок очень странно сказывается -- вроде это мне помогать должно, так сказать, ее отблеск должен на других женщин падать, и этим мне на пользу идти, а значит - и им, женщинам. Однако то ли это как-то сложнее устроено, и все наоборот получается, то ли они, другие, что-то чувствуют и это им дискомфорт создает. Ну, и они через какое-то время понемногу исчезают. То есть находят кого-то, кто им больше подходит в кровати. А может, и в ювелирном магазине.
      
       По сумме баллов я себя в проигрыше не считаю. Хотя солнышко мое могло... могла бы и почаще меня навещать. Однажды - предупредив, что я говорю это ей первый и последний раз, потому, что это будет действовать всегда, а надоедать повторами не хочется - я было уже открыл рот, чтобы ей это высказать. Однако не удалось. Ибо она тоже открыла рот, и очень серьезно сказала, что прекрасно все видит и понимает, но не может мне всего рассказывать, и что тоже ограничена в своих действиях. Что ей со мной очень хорошо и очень нравится, и сколько она может, столько бывать и будет, и не часом, и не разом меньше. И спасибо, что ты не задаешь вопросов, на которые я не могла бы ответить, потому что мне было бы неприятно тебе не отвечать - сказала она.
      
       И - вот это меня удивило - сказав все это, она не начала сразу ко мне ластиться. Как я понимаю, подчеркнув этим серьезность сказанного. А что касается того, что я стал на занятиях внимательнее приглядываться к ученикам - что и само по себе хорошо и правильно, - то я вчера и дождался.
      
       Подошла после занятия, сделала паузу, пока все вышли...
      
       - Можно?.. У меня вопрос.
       - Да, конечно, садитесь (показываю ей на стол напротив, она садится).
       - Скажите пожалуйста... в интернете есть текст, как вы ведете занятия в старом здании МИЭМа... на Павелецкой, когда МИЭМ еще был... и там провод на стене с голыми концами, и ни выключателя, ни изоляции... это ведь ваш текст?
       - Да. Там это вроде указано?
       - Мне хотелось проверить. Вы же нас учите надежности.
       - Понятно. Так у вас вопрос по этому тексту?
       - Не совсем... вы, наверное, уже поняли, кто я?
       - Да, конечно (ни фига себе! - я на нее и не думал) но ничего, симпатичная... на мое ночное солнышко... то есть на свою маму вроде бы похожа... На занятиях не слишком активна... стесняется?
      
       Пауза. Мысль: а она не дура - дает мне время освоиться с этой информацией. Впрочем, она и должна быть не дурой, ясное же дело, генетика рулит.
      
       - В том вашем тексте... там дальше говорится про преподавание физики... скажем так... у нас...
       - То есть мне уже пора к вам? По обычной процедуре или как Еноху и Илье?
       - Нет, нет, что вы! Конечно, нет... так сказать, дружеский визит...
       - Демонстрация флага? Как рабби Акива и его неудачливые спутники?
       - Вы все шутите... Нам просто нужен преподаватель физики.
       - Как с мотивацией у слушателей?
       - Заметно выше, чем здесь. Вас понравится.
       - Понятно... когда пробное занятие?
      
       Пауза.
      
       - Правильно мама про вас сказала... понты на почетном месте.
       - А на нечетных?
       - А там любимая цитата из факса про вас - "very professional" и то, что в секции про вас говорили...
      
       Пауза. Ну, мячик она принимает хорошо. Тоже мне, Уимблдон.
      
       - Признаю. Вообще-то могла бы обращаться ко мне на "ты".
      
       Пауза. Опускает глаза.
      
       - При остальных это невозможно (я киваю). А так... чуть попозже. Я... немного робею.
       - Интересное дело. А если что - будешь из огня вытаскивать и искусственное дыхание изо рта в рот делать?
       - Конечно. Это другое. Это просто функция.
       - А силенок хватит?
       - У нас другая конструкция мышц и тройной комплект митохондрий в каждой клетке. В пятиминутном импульсе я превосхожу тебя... раза в полтора или два...
      
       Пауза. Ну и нахалка. Сейчас мы ее...
      
       - Но выносливость не очень... поэтому не альпинизм, не спелеология... разве что скалолазание в хорошую погоду?
       - А зачем мне куда-то лезть? Я могу расстегнуть молнию на спине, включить маскировку и взлететь. В любую секунду. И в любую погоду.
       - Счет 2:1, молодое поколение ведет?
       - Увы. Не поколение, а только мы.
       - Молодец. Красиво. Так, когда пробное занятие?
      
       Пауза.
      
       - Как вы говорите, логистика... Мне нужно собрать группу... скажем, завтра в обычное время в этой же аудитории, и обычной длительности занятие... Если не удобно, послезавтра.
       - Завтра. Нам никто не помешает?
       - Эту заботу предоставь мне. В здании вообще никого не будет, кроме охранников на входе и нас. Тебя они знают, что ты ведешь занятия с разными группами и в разные дни, детей ни о чем не спрашивают. Пришли - пришли, ушли - ушли, все в порядке - все в порядке. Двое их детей у нас же учатся, один - вообще у тебя. Кстати, по бесплатной квоте, так что они всех вас любят (улыбка) и вопросов не задают. А я после занятия задержусь, хорошо?
      
       ........................
      
       Учащиеся - новая группа - вежливо прощаются и чинно покидают аудиторию. Да... с мотивацией у них хорошо... Интересно, где и как они того... исчезнут? От здания идет аллейка, камерами она не просматривается, самое оно. Вошли с одного конца и не вышли с другого. На фоне неба не видны. Где ты, закон сохранения импульса? Ау!
      
       Я задумался, а она уже сидит напротив меня и трепещет от любопытства.
      
       - Ну, как они тебе?
       - Я почти в восторге. Главное отличие - задают вопросы и добиваются понимания.
       - Ничего странного. Они не учились в школе.
       - Так... интересно. А откуда они знают самые основы? Я-то забыл их спросить (короткая пауза, улыбка)
       - Все просто. Они сегодня с утра все прочитали учебник физики, самый первый, Перышкин для седьмого - ты же про него нам упоминал. Ну, я и распорядилась.
       - Понятно... Нашли там энное количество упрощений, без которых нельзя, и вывалили все на меня.
       - Впредь будь осторожнее. Им нельзя говорить "есть вопросы по физике?", надо указывать параграф или главу учебника, или говорить "по сегодняшнему материалу". Или по какому материалу. А то захлебнешься.
       - ... поперхнешься...
       - Должен ли преподаватель в разговоре с ученицей намекать на неприличную шутку?
       - Ты мне не только ученица!
       - Еще хуже!
       - Яйца учат кур?
       - Но старших же ты не слушаешься? Приходится младшим рисковать собой.
      
       Пауза. Увы, формально она права... а шутит от смущения. Робеет... Надо утешить.
      
       - В данном случае не яйца учат кур, а цыплята - петухов. Но - гол засчитан.
      
       Она мгновенно делается чудовищно серьезной - да так резко, что я напрягаюсь.
      
       - Жизнь... так огромна и так интересна. Столько всего можно увидеть, столько всего можно и нужно сделать... я бесконечно благодарна тебе... за маму и за меня... знай это всегда... Знай это каждую минуту. Каждую секунду... Пожалуйста.
      
       Пауза. Я старательно загоняю эмоции на место и она - с их-то антиципацией - конечно, это видит.
      
       - Я понял. Но учить их той физике, которой я учу остальных, не нужно. Экзамен им не сдавать, и физиками они не станут?
       - Уточним. Экзамен, тот, что у вас - да, к нему готовить не надо. Но ты можешь устроить, если сочтешь нужным, свой. Что касается станут физиками... наверно, не станут... однако носителями той физической ментальности, которая у тебя везде... и в тебе, и в статьях, и в занятиях... носителями станут, а это вполне может пригодиться.
       - Впитать ментальность без практики - это возможно?
       - Отчасти практикой являются сами занятия - ты же нас вовлекаешь в процесс. Кроме того, они могут и проходить практику.
       - То есть как?
       - Очень просто. Проходить практику среди людей. Представь - несколько под видом одного человека будут учиться, сменяясь ежедневно, в школе, потом в институте, потом где-то работать. Вот и впитывание всей вашей культуры и практика.
       - Замечательно. А оригинал куда делся? То есть исходный ребенок?
       - А ты представь, сколько детей гибнет. Когда мы не успеваем спасти. И много случаев, когда погибают вместе с родителями, и опознать некому. Тогда и риска разоблачения нет.
       - Интересная идея...
      
       Пауза. Я:
      
       - Так или иначе, но нужна какая-то программа по физике, которая учитывала бы их деятельность, их работу. Они все - хранители, как ты и мама?
       - Большинство - да. И знание физики важнее всего именно для них. Исходи из этого.
       - А вы не предполагаете использовать проявление интереса к физике именно для...
       - ... да, именно для определения профессиональной области. В идеале хотелось бы иметь два курса - начальный и базовый. Первый для всех и для определения отбора заинтересованных. Причем порог должен быть низкий, в заинтересованные должно попадать от двух третей до четырех пятых.
       - То есть хранители - ваша основная специальность?
       - Да.
      
       Пауза. Я:
      
       - Тогда так... Начальный курс - общая физика, примерно, как обычный школьный курс, только без заклинаний про очарованные кварки (она хихикает), можно немножко больше инженерных и бытовых приложений. А базовый курс -- ориентированный на их работу. Землетрясения, лавины, цунами...
       - Обрушение зданий при взрыве, распространение огня при пожаре...
       - Ты мне статистику ситуаций дашь?
       - Она готова.
       - Отлично. Но есть проблема. Картинку они видят на месте, параметры веществ и материалов частично известны, но для работы модели картинку надо превратить в параметры. Механические напряжения в элементах конструкций, параметры пламени и скорости воздуха и так далее.
      
       Пауза. Она встает, лезет в сумку, достает... ага, смартфон. Быстро несколько раз касается экрана и кладет его перед мной.
      
       ....................
      
       - Да, впечатляет... Ты специально подобрала всю эту чернуху? Все эти взрывы, обрушения, падения и потопы.
       - Да. Но прежде всего есть вопрос. Ты не заметил чего-либо странного?
       - Нет. Я понимаю, что это компьютерная графика, и понятно, что раз я эти картинки воспринимаю естественно, значит соответствующие программы писали люди, которые знают физику в достаточной мере. Проблема в другом. Когда вы прилетаете на место, вы уже видите начало катастрофы, вы уже имеете ситуацию, и нужно понять, как она будет развиваться. Но вы не конструировали ситуацию с начала, как создатели этого (я киваю на смартфон), значит у нас нет полного набора параметров. А для прогноза он нужен.
       - Согласна. Что можно предложить в такой ситуации?
       - Тупой вариант - прогнать полный набор вариантов всех параметров, которых нужны для моделирования развития, выкинуть несовместимые - если таковые найдутся, разбить области на кластеры, дать ситуации немного развиться, это урежет количества вариантов. Наверно, если хорошо покопаться, можно сильнее урезать массив вариантов. Вот еще вариант - знать исходное состояние, как эта вещь выглядела до эксцесса.
      
       Пауза.
      
       - И еще идея - проанализировав много разных случаев, выделить какой-то параметр или часть параметров, которых чаще всего не хватает... и просить... кого вы просите... именно по этому параметру усилить антиципацию.
       - Это в общем виде, но уже конкретные предложения, и что, если над этим немного поработать? Тут, кроме последней позиции, назовем ее так - "локализованная антиципация", видны аж три направления. На нас работают сильные программеры (она кивает на смартфон), я вас познакомлю, они все детально расскажут.
      
       .....................
      
       Я думал, что за месяц разберусь в том, какая физика прошита в моделях. Но потребовался не месяц, а почти два. Нашли мы и как урезать, и как исходное состояние учесть. И курс я сконцентрировал вокруг тех областей физики, которые при попытках спасать могут потребоваться.
      
       .....................
      
       - Ну вот, смотри, ты уже четыре месяца по новой программе преподаешь, и еще двое из наших, кто постарше, преподают по твоей программе. И вроде все получается.
       - Вроде да...
       - Да. И не просто получается. Статистики пока немного, но те, кто прошел обучение, оказываются эффективнее.
       - Что, серьезно? И намного?
       - В среднем - процентов на двадцать. С тенденцией к росту.
      
       Пауза.
      
       - Я хочу сказать тебе одну вещь...
       - Да?
       - Это не обязательно говорить, но мне неприятно, если я этого не скажу. А то, что я скажу, может показаться немного неприятным тебе. Поделим неприятность?
       - Конечно.
      
       Пауза. Интересно... сказала не "оказаться", а "показаться". Это что, призыв не принимать всерьез? Наверное, да.
      
       - Я не настолько твоя дочь, как две другие. Я - на четверть меньше.
       - То есть? Генетически - ты ровно наполовину я, как и они.
       - Генетически - да. Но есть еще и психологическая близость. Ты не мыл мне попу под краном.
       - ??
       - Ты помнишь, когда они были совсем младенцами, как ты их мыл? Клал на левую руку, мордочкой на сгиб, они идеально обхватывали твою руку своими лапками, и ты их попой прямо под струю. Кто видел, вздрагивали, а риска никакого, младенец свой вес держит надежно, это с тех пор, когда мы обезьянами были, и по веткам прыгали, а даже если что, ты бы два раза успел перехватить. И они обе у тебя всегда были чистые, розовенькие и веселые.
       - Это важно?
       - Да. Отсюда начинается психологическая близость.
      
       Пауза.
      
       - Понятно. А можно, взамен... теперь я спрошу одну вещь?
       - Да.
       - У них сейчас свои защитники есть?
       - Конечно. Обязательно.
       - А они... которых я мыл под краном (она хихикает - не от зависти ли?)... они про вас с мамой знают?
       - Нет. Но. Ты еще много лет... будешь преподавать. А когда мы сделаемся тебе не нужны...
      
       Пауза.
      
       - Я знаю... мама мне сказала... она договорилась... там (она показывает пальцем вверх - таким человеческим жестом...)
      
       Пауза.
      
       - Она договорилась, что, когда мы сделаемся тебе не нужны... мы перейдем к твоим дочерям. Тогда они все и узнают.
      
       ...................
      
       Через много лет...
      
       Двое в небе:
      
       - У него есть один текст...
       - Был?
       - Нет. Не "был", а "есть".
      
       Пауза.
      
       - У него есть один текст. Он очень давно его написал. Как сидят на облаке двое... он про то, что мы можем парить без затрат энергии, тогда еще не знал. Сидят и смотрят, как он собирается... как они говорят, "в последний путь".
       - "Взлет"? Это который начинается со слов "Пошли, что покажу!".
       - Да.
       - Так вот. Это был очень детский взгляд. Но одно там подмечено точно - проблема не использованного жизненного опыта... Это уже тогда в нем сидело...
       - Вот это - "многотонным грузом неиспользованного жизненного опыта"?
      
       Та, что моложе, показывает той, что постарше, экран смартфона... спасибо Илону Маску, интернет есть и там, где его нет - конечно, прямо на смартфон не с той скоростью...
      
       - Да, именно это. Забавно, что он тогда уже преподавал, но осознание еще не пришло...
       - То есть он не понимал, какой опыт передается тем сотням и тысячам...
      
       Пауза. Та, что помоложе, улыбается:
      
       - Кажется, двоих из них я знаю.
       - Понятно. Полетели знакомиться еще с двумя.
      
      
       -----------------------------------------------------------------------------------------------------
      
       Сведения для литературоведов. Весь этот текст был опубликован на бумаге. Первая часть была написана в 2010-2012 году. Вторая часть, которая "Я верил, что она вернется", была написана не позднее 2014 года, по просьбе Зои Р., которая сказала, что хочет увидеть продолжение. Существенная переработка были сделаны весной 2022 года, после важных замечаний Людмилы С., редактора журнала "Наука и жизнь". Третья часть, которая "С тех пор я стал внимательнее", была написана летом 2022 года. Упоминаемый в конце текста рассказик реально существует, он есть в Интернете, и он был написан очень давно. В заключение позволю себе процитировать Стругацких "писать должно либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, чего не знает никто". Можно было бы поставить это эпиграфом, но я робею.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 12/04/2023. 40k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.