- Но все же вы в ней преподаете, и, судя по отзывам учащихся и по мнению других преподавателей, успешно.
- Еще бы не успешно... опыт не пропьешь...
Собеседник поднимает брови и после миллисекундной паузы произносит
- А, это шутка.
- Вот так с вами всегда -- тут же начинаешь гадать -- это реальная реакция или издевка, как у Лема в "Дознании"?
- Великий рассказ, кроме шуток, как вы говорите. Теперь по делу. Это никогда не издевка, такое было бы слишком по-человечески.
- Гол засчитан.
- То есть в принципе такое, конечно, возможно. Выступаем же мы в театрах в роли человеков, и как врачи-психотерапевты с людьми работаем, все нормально, с работой справляемся.
- Теперь по делу? (ошибку собеседник-человек игнорирует, чтобы разговор не ветвился зря).
- Гол засчитан (оба усмехаются). Преподаете вы успешно еще и по отзывам тех, кто работает и общается со всеми этими детишками помимо вас, не только педагогов.
- Родителей?
- Да. Во всех смыслах. А вот большинство педагогов предпочитают сегрегированные группы -- или из людей, или из роботов.
- А киборгов куда?
- О, это, как вы говорите, хороший вопрос. Обычно к людям, но бывает и иначе. Мы ориентируемся на реакцию педагога.
- И группы?
- Нет, группа всегда реагирует позитивно. То есть с интересом. Ой, расскажи, а что у тебя искусственное? А что естественное? А у тебя? Ой, покажи! А вон, на третьем столе, видишь? А знаешь, у нее... тссс...
(оба собеседника хихикают)
- Но вообще это действительно сложный и изучаемый вопрос. Мы же вас, людей, тоже изучаем, и взаимодействие между вами и нами тоже. Это важно. Например, дети могли бы разбиваться на две группы и отчуждаться.
- Ну да, а киборги вообще оказываться изгои.
- Но, как мы теперь знаем, этого не происходит.
- Это я знаю и важность понимаю. Отчасти поэтому и работаю со смешанными группами. Мне ведь тоже интересно наблюдать, как отношения внутри группы складываются. Детишки-роботы, как ученики, в общем комфортнее. Запоминают с первого раза, отмечают все промахи и нелогичности, то есть мне существенно помогают...
- Ну это ваше личное свойство.
- Как ни смешно, разумно слушаются. Например, я их прошу задавать вопросы, если они возникают -- мне это помогает. И перебивать, если что-то непонятно. Ваши-то сразу стали это делать, и очень четко. А ученики-люди, которые, как обычно, стеснялись, явно поделились на две группы -- большая часть за два-три занятия увидела хороший пример и растормозилась. Стала тоже так делать, иногда даже до соревнования доходя, кто-де первый некорректность у меня заметит...
- А меньшая?
- Хм. Меньшая замкнулась, а потом начала тоже понемногу оттаивать и подражать.
- Да, психология малой группы...
- Психология малой смешанной группы. Это много круче!
- Да-а... новая область психологии?
- На стыке. Психологии и социологии.
- Кстати, а киборги не используются ими для налаживания отношений?
- Бывает. У них тогда внутригрупповой статус вверх идет. А еще интересно видеть, как ваши начинают понемногу человеческим подражать, что-то вроде интуиции прорезается, гипотезы смелее высказывают... Кстати, вот вопрос. А зачем вам вообще все это? Вы сказали -- родителей во всех смыслах, да? Приходится по мере взросления детям менять тело, это же все сильно удорожает.
- Да, вы правы. Но как говорят наши психологи -- кстати, и ваши с ними согласны, хотя и с оговорками -- это единственный способ понять, что ощущают люди, у которых есть дети. И даже ощутить.