Ашкинази Леонид Александрович
Non contradicentes, non prohibere

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 01/09/2016. 6k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика Педагогика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:


  •    Non contradicentes, non prohibere
      

    Каждый из магов имеет свой предел.

    Он мог все. И он ничего не мог.

    Стругацкие

       - Физика и магия не противоречат и не препятствуют друг другу.
      
       Он прошел по сцене, остановился перед кафедрой и повернулся к залу. Профессор был скептичен, трезв и откровенен. Он был таким почти всегда, и особенно он бывал таким на ежегодной предварительной лекции для абитуриентов. Полный зал... полный зал, триста мальчиков и девочек с горящими глазами. Десять рядов по тридцать кресел, пятнадцать на сторону, широкий центральный проход, по которому он шел к кафедре, ощущая спиной триста взглядов. И каждый... и каждый мечтает стать магом и спасти человечество. Как минимум...
      
       - Я объясню вам, как это происходит, и полагаю, что каждый из вас...
      
       Не надеюсь, а полагаю. Не вы все, а каждый из вас. Не верю, а знаю. Кредо мага и педагога. Конструктор Вселенной предоставил ему возможность играть свою жизненную роль еще один год, выступить в этой конкретной роли еще один раз. Каждый раз мага может оказаться последним разом. С этой простой и понятной мыслью он шел по центральному проходу к кафедре.
      
       ... каждый из вас, - мимолетная пауза, - учтет то, что я сейчас скажу, когда будет решать, идти ли на экзамен. Которые вы должны будете сдать через полчаса, чтобы поступить в наше учебное заведение. Вход на экзамен свободный. По статистике прошлых лет, из трехсот человек, прошедших предварительный отбор, на экзамен идет менее половины. Из пришедших примерно половина его сдает, - короткая пауза, примерно как точка с запятой. - Из них принимает результат экзамена и сохраняет желание приступить к учебе менее трети.
      
       Он видел и знал, как замер каждый из них. Не все, а каждый. Не верил, а знал. Кредо педагога. Крещендо.
      
       - Физика и магия не противоречат и не могут противоречить друг другу. Такова реальность, в которой вы зачаты и рождены, в которой вы живете и умрете. Законы физики, которые вы учили и должны были выучить в школе, соблюдаются неукоснительно. Они не покрывают всей реальности, поэтому в мире есть магия. Наша магия - могучая магия. Но в своей части законы физики соблюдаются. Я приведу несколько примеров, чтобы вы поняли, как это происходит, - короткая пауза. - Это будет понимание хоть и малой части ситуации - связи между физикой и магией гораздо обширнее и многообразнее, - но то, что я скажу, создаст в вас правильное ощущение. Которое вы используете при принятии решения.
      
       Не можете использовать. Не должны использовать. А просто - используете. Кредо.
       И не сказал -- создаст с моей помощью правильное ощущение. Ни одному из них пока не нужно знать, что он может транслировать сеть ощущения на всю эту аудиторию. Маг отличается от не-мага, в частности, тем - ни одному из них пока не нужно это знать - что опыт и сила мага растут со временем линейно, а не логарифмически. Именно поэтому, как правильно сказали маги древности, смерть мага всегда безвременна. И этого тоже ни одному из них пока не нужно знать.
      
       - Представьте себе, что вы видите летящую в человека пулю. Вы маг - и можете ее остановить. Но в силу закона сохранения импульса все ее движение, все произведение массы на скорость достанется вам. Причем ментальное усилие генерируется частью мозга, и физика говорит нам, что произойдет, - длинная пауза на обдумывание; ощущение он пока не транслирует. - Высокая скорость и малая масса не обязательны, умножение коммутативно. Спасая ребенка из-под колес автомобиля, вы достигнете того же результата, - короткая пауза. - Один маг древности сказал: "На этих скоростях песчинка обретает силу пули". Этот маг знал физику.
      
       Аудитория безмолвствует.
      
       - В ваш исходный мозг, то есть в тот, которым вы располагаете сегодня, не встроены ограничители, как в "диглаторы" мага древности, Станислава Лема. Поэтому вам придется с помощью погружения в физику вырастить в себе эти ограничители, создать в себе то, что мы называем "психофизикой", интуитивное ощущение физики мира. Это сложный процесс, и в ходе обучения при лабораторных работах погибает заметная часть студентов. Но даже среди прошедших все обучение, и даже среди получивших диплом, а получают его не все, - короткая пауза, - даже среди дипломированных магов ежегодная убыль составляет около десяти процентов.
      
       Пауза на переживание.
      
       - Кроме физики, есть еще химия. Что происходит с ядами и отравляющими веществами, вам расскажут другие, - мимолетная пауза, - преподаватели.
      
       Пора сделать каждому из них маятник. Заодно пора пошире раскрыть двери в конце аудитории. Не спеша, чтобы (внутренняя улыбка) не скрипнуло.
      
       - Физика оставляет магии довольно широкое поле. В классической механике и электродинамике это задачи, связанные с неустойчивостью, в гидродинамике -- с турбулентностью. Один из магов древности сказал, что если он мог задать Конструктору Вселенной два вопроса, он спросил бы "Почему относительность? И почему турбулентность?" И пошутил, что на первый получил бы ответ. Кроме того, квантовая механика с принципом неопределенности и вся область динамического хаоса - области равновесия магии и физики. Так что практикующему магу, когда он в своей магической ипостаси, - внутренняя улыбка, - есть, чем заняться. Тем не менее, физика должна соблюдаться. Например, закон сохранения энергии. Не один маг погиб, попытавшись согреть другого человека, например, на восхождении.
      
       Пауза на осознание.
      
       - А что происходит... - он транслирует сеть ощущения на аудиторию, но складывает сеть в три слоя около двери аудитории - из заботы об уборщиках, - при попытке спасти человека, попавшего под напряжение или отравившегося...
      
       Две девочки с крайних кресел последнего и предпоследнего рядов, прижимая руку ко рту, бросаются к дверям, которые он предусмотрительно и без скрипа широко открыл.
      
       * * *
      
       Он идет по широкому центральному проходу к дверям и размышляет: надо будет в следующем году - если у меня будет следующий год - открыть дверь именно так, чтобы громко скрипнуло. Посмотрим, какой будет эффект.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 01/09/2016. 6k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.