Не часто студенты задают патриарху вопросы, касающиеся лекций других преподавателей. Причина "проста, как банан" (это его поговорка) -- он этого не любит. Когда его однажды спросили, почему он этого не любит, он долго распространялся про клановую солидарность, про авторитет преподавателей по отдельности и преподавательского корпуса в целом, о влиянии этого авторитета на успешность обучения, об оптимальной точке на графике зависимости успешности от авторитетности и о прогнозе на время после обучения... словом, ушел от ответа. Правда, его подруги, которые вроде все поняли, на следующий день в перерыве между лекциями, устроили
мастер-класс для желающих, то есть коротко и ясно все объяснили. Одна из них (та, которая "исходная" или, можно сказать, "первая") в заключение с загадочной улыбкой произнесла один из не менее загадочных стишков, которые так любит цитировать патриарх
К нам недавно приходил
Некропедозоофил
Неожиданно для нас
Он устроил мастер-класс
И началось бы тут обсуждение по новой, но как раз -- сигнал на лекцию по биосоциологии. На которой, опять же, как раз и было в самом конце сказано то, о чем вот сейчас патриарха и спрашивают...
- Нам вчера на лекции по биосоциологии сказали, что были в истории случаи, когда не только биологическая эволюция назад шла, и не только социальная, но и синхронно. Это правда так было? - студент с Сесилии III.
- Биологическая назад -- много раз. Простейший пример -- на Изначальной Земле млекопитающие сначала вышли из океана на сушу, например, как вы, - патриарх показывает на студента с Даркон II, - а потом обратно вернулись. Частично.
- А бывает, что полностью? - подруга I.
- А социально? - подруга II.
- Мальчики, не все сразу. - Подруги переглянулись. - Полный возврат в водную среду возможен только при радикальном изменении условий на планете. Такое, в принципе, возможно... надежных данных я не видел... сейчас одна экспедиция работает на планетке, где, похоже, именно это и произошло, но итоговый отчет они пока не присылали... скоро узнаем.
- А если не радикальные изменения, а просто место освободилось, и пища там есть? (кто-то из новеньких).
- Ну да, наверное, такое тоже возможно... А что касается социального отката... это сложный вопрос. Тут несколько вопросов -- далеко ли возврат, какое время он длится, охватывает всю конкретную цивилизацию или ее часть, то есть локален или тотален, обратим ли... Кратковременные, на поколение или два, откаты, и локальные -- это бывает часто, и они обратимы. Глобальные... там все сложнее... давайте об этом на лекции поговорим, тема хорошая.
Студенты радостно кивают.
- Синхронный откат биологии и социального? Это как-то непонятно... временные масштабы разные. Биологический -- это тысячи поколений как минимум, социальный может произойти и за несколько поколений. Поэтому если биологический есть, то социальный правильнее считать его следствием. Или вообще -- новый социум на базе новой биологической ситуации.
- А нам говорили, - Ппатриарх морщится, - что на изначальной Земле в какой-то момент зарядки для личных компьютеров, в том числе встроенных в организм, стали размещать в кронах деревьев, и перевели их на питание от фотоэлектрических источников, и тогда люди обратно на ветки вернулись, ну и социальная структура стала как у этих... у этих...
Кто-то подсказывает -- "у обезьян". Патриарх радостно и неприлично громко смеется. Укоризненный взгляд Джона. Подруги переглядываются, они смущены.
- Ваш преподаватель пошутил, это же совершенно невозможно! - Пауза. - Вообще-то я эту байку тоже слышал, но подумайте сами -- холодильников на ветках там не было, чем бы там люди питались?
Студенты смущены. Действительно, противоречие. Подруга II на ушко подруге I:
- А нормальное было бы продолжение эволюции, очередной виток: жили на деревьях без компов и холодильников, спустились на землю, раздобыли все это и вернулись на деревья. И зажили там с комфортом и удовольствием.
Патриарх слышит этот шепот и радуется -- и за подружек, и за еду. Кстати, Джон делает знак - он все приготовил, надо бы взять...
Те, кому это проще, -- пара с Бипланетар и его подруги -- идут за едой для всех. Патриарх провожает их добрым взглядом. Его отношение к еде общеизвестно.