Lib.ru/Фантастика:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Рассказ патриарха - 35
Он раздражается не часто. И почти никогда - вечером, во время бесед здесь, "У старины Джона". Понятно почему - на лекции ходят все или почти все (не будем портить сюжет рассуждением, сколь велико это загадочное "почти" и с чем оно связано), а сюда - те, кому действительно интересно. Хотя некоторые проблемы - общие. Первая, постоянная, характерная для многих преподавателей Универполиса - разнообразие, а правильнее - разносущность, слушателей. Они ведь из многих цивилизаций, есть и не-гуманоиды, хотя это деление устаревшее. Общепринятая Классификация Разумов даже на самом корневом (некоторые говорят - верхнем, но это неправильно) уровне многомерна. Некоторые шутят, что самый корневой уровень ОКР - это признание ее общепринятости, и уже тут она многомерна - кроме шкалы признания в существовании, есть еще шкала признания в любви. Патриарх любит эту шутку.
А раздражается он, если студенты не поспевают за его построениями. Он любит цитировать какого-то древнего земного писателя (других - не земных - он цитирует много реже): "Я с уважением посмотрел на него. С какой легкостью он сооружал из воздуха такие концепции", - и всякому ясно, что он имеет в виду. Каждому разумному не чуждо нечто разумное, как говорится.
Впрочем, "не поспевать" тоже можно по-разному. Чисто интеллектуальное "непоспевание" он простит, но не всегда скроет раздражение. В этом плане студенты благодарны его, скажем так, подругам. Их две, внешне они почти неразличимы, он называет их "систер ин клон", они действительно частично клоны, но дело не в этом, а в том, что они весьма быстры, может быть даже быстрее всех, кто ходит сюда. Одна из них в аспирантуре, вторая - студентка. Они не землянки, но его подруги - не уникальная, но довольно редкая ситуация. То есть довольно частая, если непродолжительная. Любопытственная дружба, как это принято называть, встречается часто, но она непродолжительна. А эти уже четвертый год... некоторые говорят, что любители азартных игр уже третий год делают ежемесячно ставки... но не будем. А то еще Комиссия по этике пронюхает - а она к играм со ставками относится неодобрительно.
Можно "не поспевать" по-другому - не по скорости, а по сложности межкультурной трансляции. Тут он опять же цитирует: "Жизнь - это узкий мост и главное не бояться", - и добавляет: "Сейчас попробуем пройти", - и, ухмыляясь: "Чувствуете, как качается?" А еще ходят слухи, что у студентов есть целый сборник "Цитируемое Патриархом" и проходит ежегодный конкурс на определение новых цитат, то есть разыскание источников.
Но в данном конкретном случае он слегка раздражился, и даже его подруги сидели, прижав ушки.
- Вы не понимаете, сколь различны могут быть структуры мышления и сознания. Некоторые хорошо изучены, описаны в отчетах, статьях, монографиях, учебниках, наконец! Система полновременного восприятия, Трафальмадор, я объяснял, так? Они видят всю мировую линию предмета сразу, понятно? Понятно, что у них все будет устроено иначе? Например, наука - будет заниматься только связями, но не прогнозами. Они и так знают, что будет завтра и через год, конечно, с ограничениями неустойчивостью, хаосом и так далее, но знают, сколько физическая ткань мира позволяет. Это нисколько не мешает им наслаждаться жизнью, а вот как это у них возникло - так и не установлено до конца. Ясно?!
Студенты пристыженно кивают. Джон обеспокоенно поглядывает.
- Так, теперь история с восприятием не объектов, а процессов - Альфа Стрелы III и... и...
- Танжер XXXIII/VII?
- Молодец. Культура, которая такова, что воспринимаются процессы, а не объекты. Мы видим стакан, в который что-то наливают, и из него пьем, то есть на равных - и объект, и процессы, как и большинство культур...
- ... и систем мышления...
- Да! Но некоторые видят в первую очередь процессы, причем сразу многие и точнее нас, но объектом они это признают только в десятую очередь и вообще скажут, что это так, отвлеченное понятие.
- А есть наоборот?
- А как же! Во Вселенной есть все. Есть системы мышления, которые оперируют преимущественно объектами. У них в языке мало глаголов, точнее в языке много, а в речи - мало, в активном словаре почти нет, только у ученых, - улыбка. - Есть системы мышления - я вам говорил! - без обобщений. У них нет кластеров, классов, групп, тем более нет таксонов! Каждый объект уникален.
- Так это какой объем памяти нужен, чтобы работать с такой картиной мира!
- Да, а что? Они справляются. Кстати, не обязательно большой - картина может быть бедная. Но в известных случаях она вполне богатая. Памяти хватает. Можем завидовать.
Патриарх отхлебывает из стакана. Он слегка успокоился. Студенты говорят, что с помощью этого стакана он может иллюстрировать половину физических и все философские понятия. Шутят, наверное.
- Что касается языка... в языке вообще все отражается. Например, язык тоталитарных и авторитарных общественных систем сильно отличается от языка прочих. И между собой различается, хотя и слабее. Причем пассивные словари отличаются по-одному, активные - по-другому, конструкции фраз и более крупных таксонов, - смешок, - еще по-третьему. А есть языки с пониженной концентрацией прилагательных!
- Это у тех, у кого восприятие через процессы?
- Правильно, молодец! - Подруга расцветает; старшая поспела первая, младшая завистливо улыбается.
- А есть еще круче ситуации. Например, одна из цивилизаций -- Абу-Даби II - по мере создания всеобъемлющего банка данных стала обнаруживать множество корреляций, и бизнес стал их массово использовать сначала для предсказания, что конкретный человек купит завтра, а потом для управления - если я знаю, в какой магазин он заходит и что хочет купить, то я пошлю этот товар в этот магазин. А потом я установлю, что после чего и перед чем он покупает...
- И буду управлять! - Ммладшая.
- Молодец.
- Но и это не все... - говорящий медленно мрачнеет. - Когда они поняли великую силу анализа данных и использования корреляций, они перестали пользоваться наукой.
Длинная пауза. Студенты переглядываются, вертят (кому это надо) головами. Можно сказать, шушукаются.
- И чем это кончилось? - старшая.
- Как шел процесс? - кто-то из студентов.
- Процесс шел медленно, для стабилизации потребовалось два поколения.
- Колебания? - младшая.
- Нет, процесс был апериодический. А пришло... пришло к стабилизации. Ничего особо страшного, многие общества живут вообще без науки. Если нет природных угроз и агрессии со стороны других цивилизаций, то что? - можно жить.
- Но не интересно... - кто-то с младшего курса.
- Это вам не интересно. А большинству вполне комфортно.
Пауза.
- Но были ситуации и помрачнее. Некоторые общества, не цивилизации в целом, а общества, переставали на практике пользоваться дефиницией "правильно".
Студенты тупо молчат, патриарх в иной ситуации насладился бы их молчанием, но сейчас ему не до того.
- В частности, некоторые общества, если верить источникам, начинали вместо понятий "верно" и "неверно", "этично" и "неэтично", "морально" и "аморально" использовать понятия "выгодно и "невыгодно", "эффективно" и "неэффективно".
Пауза. Младшая, осторожно, поглядев на старшую, как бы за поддержкой:
- Но эффективно на больших интервалах это именно этично и морально... вы это говорили...
- Эти существа... не рассматривали больших интервалов. Они рассматривали в лучшем случае продолжительность своей жизни, точнее - считали, что оперируют этим интервалом, а практически рассматривали на порядок или на полтора меньшие времена - в лучшем случае год, а иногда и много меньше.
- Но такая система должна быть неустойчива.
- Ей даже внешний импульс не нужен для крушения.
- Вы обе правы. Поэтому эта ситуация в истории повторялась.
- Но разве это не тоталитарная система? - кто-то из старших.
- Не совсем. Тоталитарная система, как и авторитарная, может базироваться на идеях, на принципах, на правилах. Тогда ее выживание зависит от многих факторов, в частности, от соотношения правил и внешнего мира. И пока мир не изменился, она может существовать - она не обязательно внутренне неустойчива. А даже если неустойчива, то правила создают трение, диссипацию
- ... и если не стабилизацию, то торможение, - произносит неслышно подошедший и вставший рядом Джон и продолжает:
- А эта система просто внутренне неустойчива. Общество без морали гибнет, дети.
Джон улыбается. Он хорошо знает историю и понимает, про что рассказывает этим детям его друг. Но он относится к ним всем именно как к детям, поэтому он хороший бармен, но не слишком хороший преподаватель. Впрочем, он и не претендует. Его вполне устраивает, что его друг иногда приходит к нему один - без студентов и без этих двух... девочек...
- У тебя завтра первая лекция, - намекает он, но патриарх не хочет отпускать студентов в таком ошарашенном и мрачном состоянии.
- Сейчас, сейчас. Во, под занавес, еще пассаж. Как хранится информация в компьютерах? По-разному. Один из принципов: разбиение большого куска - отчета, книги, программы и так далее на блоки и наличие списка, где какой блок лежит. Это во многих случаях удобнее, чем хранить каждый отчет, книгу, программу и так далее одним куском. Так вот, на Аксениус III решили так организовать хранение информации на материальном носителе.
Студенты замирают. У некоторых - кому положено по биологии - расширяются глаза.
- Пока они делили книги на главы и параграфы, все было хорошо. Потом стали делить на абзацы. Это тоже сошло. Но потом попытались на фразы.
Патриарх резко встает, ехидно улыбается Джону и неторопливо - чтобы кое-кто не вынужден был бежать вприпрыжку - идет к выходу.
Связаться с программистом сайта.