Происхождение - по мужской линии - из ремесленников (отец - камнерез), по женской - из интеллигенции (мать из семьи госслужащих).
Возраст - 66 лет.
Род занятий - философ; в данный момент - визитинг профессор, приглашенный преподаватель.
Краткая биография - древнегреческий мыслитель, общественный и отчасти политический деятель, основатель философско-религиозного учения. Родился на острове Сидон, жил на острове Самос, путешествовал (Египет, Вавилон), жил в южноиталийском городе Кротоне, где основал сообщество своих последователей. Ученики Пифагора образовали братство посвящённых, своего рода орден, который на какое-то время пришёл в Кротоне к власти, однако позже был разгромлен, многие погибли, а сам Пифагор переселился в греческую колонию Метапонт.
Взгляды - ставил цель освобождения души путём нравственного и физического совершенствования, думал, что вечная душа переселяется с небес в тело человека и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса (не исключена многократность), проповедовал нравственное облагораживание народа, считал, что власть должна принадлежать мудрым, рассматривал мир как целое. Полагал, что в основе всех вещей лежит число, и познать мир - значит познать управляющие им числа.
Преподавание - преподает то, что называет "основами метрологии", понимая под этим обзор эволюции всех наук - математики, физики, химии, социологии и психологии в сторону числа и измерения числом. Не вполне понимает механизм своего попадания в школу, но полагает, что такова воля богов; с интересом наблюдает мир, заявляет, что многие прогнозы его и его учеников сбылись и сбываются, но, увы, не все. Иногда предваряет чтение лекции декламацией короткого стихотворения о метрологии. Любит рассказывать и отвечать на вопросы, обожает содержательные дискуссии, к зачетам и экзаменам относится пофигистически.
Характер - любопытен и доброжелателен; очарован и слегка удивлен прогрессом: наука, техника, искусство, но - войны, ложь, бедствия. Таскает с собой в котомке купленную в Лондоне по прибытии толстую книгу "Описание древнегреческих монет", на досуге ее листает и упивается описанием полисов и правителей до и после него (см. Приложение 4).
Тезисы лекции профессора Пифагора "Пифагор о Пифагоре и так называемых пифагорейцах"
3.1. Большая часть приписываемого мне - тривиальность или случайность, которая воспринимается, как глупость, потому что она не понята, а действительно интересная и оригинальная часть учения не понята и ее последующая роль в цивилизациях Земли не оценена. Вообще мне и моим ученикам приписывают многое, созданное до них, например, теорему П. не я первый сформулировал и доказал.
3.2. Тривиальность - это так называемые "изречения", см. Приложение N 1.
Они тривиальны, то есть легко обосновать как тривиальность любого из этих утверждений, так и его нетривиальность. Что и является главным признаком тривиальности.
3.3. Случайность - это так называемые "принципы", см. Приложение N 2.
Их действительное назначение - ввести в жизнь людей постоянный внутренний контроль за своими действиями, то, о чем в одной далекой северной стране поет Виктор Цой: "следи за собой, будь осторожен". Именно таково назначение значительной части заповедей иудаизма, монотеистической веры, возникшей не так далеко от Эллады, но за две с половиной тысячи лет до меня. Эта вера через половину тысячелетия уже после меня породила другую монотеистическую веру - христианство.
3.4. Некоторые мои и моих учеников тезисы позже были изложены в виде стихов, см. Приложение N 3. При их несомненных поэтических достоинствах серьезным источником их считать нельзя, но как материал для анализа и дискуссии они подходят.
3.5. Действительно интересная и оригинальная часть моего учения состоит из двух утверждений. Первое - что жизнью общества должны руководить образованные и высокоморальные люди, и второе - что все в мире управляется числом.
3.6. Первое из этих утверждений было частично ("образованные") через две с половиной тысячи после меня воспринято частью населения Земли - так называемыми "западными цивилизациями", которые справедливо считают себя наследниками культуры моей Эллады. Вопрос о том, почему через это время, почему частично и какой частью - важный вопрос философии истории, и он решен лишь частично.
3.7. Попытка моих учеников провести в жизнь этот тезис не встретила понимания моих современников, не были успешны такие попытки и позже, вплоть до двух последних веков.
3.8. Второе утверждение в разной форме было высказано великими учеными вашего времени - химиком Дмитрием Менделеевым в той же северной стране, но на век раньше, и недавно отправившимся к богам великим физиком Максом Планком в другой, менее северной стране. Они оба сформулировали, что наука существует только там, где существуют измерения, то есть числа.
3.9. Путь эволюции всех наук - это путь к числу, и раньше всех на него вступила физика, уверенно шествуя по нему уже несколько веков. Два века назад на него вступила химия, полвека назад - биология, психология и социология, все - по-своему.
3.10. Попав в ваше время, я с восторгом наблюдаю, как земная наука все увереннее идет по предначертанному мною пути. Только жаль, что политики следуют ему лишь частично, а в некоторых странах не следуют ему вообще. Наверное, такова воля богов, но и нам не возбраняется стремиться к лучшему,
4. Обычно задаваемые слушателями вопросы и направление ответа
4.1. Как Вы относитесь в перемещению во времени, надолго ли к нам?
Механизм перемещения мне не ясен. Надеюсь, что профессор Мерлин, когда отбудет комиссия и страсти улягутся, уделит мне немного внимания и поведает. По-видимому, мое попадание сюда - воля великих богов, но мне как ученому было бы приятно понимать, как она была реализована. Этот интересный вопрос мы можем обсудить на следующей лекции.
4.2. Хотели бы вернуться или остаться в нашем времени?
Это сложный вопрос со многими аспектами, и для его решения надо иметь дополнительную информация, которой у меня пока нет. Например, как замыкается причинно-следственная цепь событий, не возникают ли парадоксы. Об этом многие писали и пишут. Попробуйте найти преподавателей, имеющих доступ в близкое будущее и попросите ознакомить вас с текстами писателей братьев Стругацких "Попытка к бегству" и с текстами писателя Рэя Брэдбери "И грянул гром" и "О скитаниях вечных и о Земле". Вообще этот замечательный вопрос мы можем обсудить на следующей лекции.
4.3. Как отнеслись к цивилизации, не было ли потрясения, шока? Паровоз, самолет и т.д.?
Нет, и вот почему - основы те же. Например, механизм движения и паровоза, и лошади один - трение о дорогу. Механизм полета сложнее, но понятно, что самолет опирается о воздух, упругий при быстром движении. Знание физики и математики позволяет все понять. Вот то, что это придумали, вызывает удивление, но не шок, а, скорее, восхищение. Как рассказал мне один из преподавателей, который может заглядывать в будущее, в той же стране, в которой творил химик Менделеев, будет жить и творить писатель Пелевин, который в уста персонажа вложит великую фразу: "Учи физику. Царица наук". Вообще этот прекрасный вопрос буду рад обсудить с вами на следующей лекции.
-------------------------------------------------
5. Вопросы к зачету, если, о ужас, придется его устроить.
5.1. Ознакомьтесь с "изречениями", выберите любое и обоснуйте его тривиальность и его нетривиальность. Позже эту технологию назовут "дебаты".
5.2. Ознакомьтесь с "принципами", выберите два любых и объясните, как они побуждают следить за собой.
5.3. Сформулируйте два действительно интересных и оригинальных тезиса моего учения.
5.4. Расскажите, в какой мере, когда и кем были воплощены эти тезисы.
5.5. Изложите свою гипотезу о степени воплощения этих тезисов - почему они были воплощены через это время, почему частично и почему именно этой частью.
5.6. Какими двумя великими учеными, в каких странах, когда и в какой форме было высказано одно из моих утверждений.
5.7. Сопоставьте позиции разных наук по отношению к числу.
Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он нигде больше не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.
Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
Делай великое, не обещая великого.
Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.
Жизнь подобна театру: наилучшие места в ней часто занимают очень дурные люди.
Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело
двоих.
Как ни коротки слова "да" и "нет", все же они требуют самого серьезного размышления.
Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него несколько горьких слез.
Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы от нее никакой.
Молчи или говори то, что лучше молчания.
Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.
Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.
Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобрав всех своих поступков за прошедший день.
Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходящем солнце.
Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питье.
Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю свою жизнь.
Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.
Просыпаясь утром, спроси себя: "Что я должен сделать?" Вечером, прежде чем заснуть: "Что я сделал?"
Пьянство есть упражнение в безумстве.
Статую красит вид, а человека - его деяния.
Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.
У друзей все общее, и дружба есть равенство.
У хвастунов, как и в позолоченном оружии: внутреннее не соответствует наружному.
Шутки, как и соль, должно употреблять с умеренностью.
Вынимая горшок из огня, не оставляй следа его на золе, но помешай золу.
Не смотрись в зеркало около огня.
Когда встаешь с постели, сверни постельное белье и разгладь оставшиеся на нем следы твоего тела.
Разумные живые существа подразделяются на три вида: люди, боги и существа, подобные мне, то есть мудрецы
Душа бессмертна, она переселяется в другие виды животных, и все, что некогда произошло, через определенные периоды времени происходит снова, а нового нет абсолютно ничего, и все живые существа родственны друг другу.
Все вещи суть числа.
----------------------------------------------
8. Приложение N 3. Стихи последователей (обычный список)
Прежде всего почитай бессмертных богов, соблюдая
Их старшинство согласно закону, и верным будь клятве,
Славных героев, подземных демонов чти по закону,
Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним,
С теми, кто доблестью всех превосходит, поддерживай дружбу.
Делать старайся полезное людям и следуй советам.
Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок,
Где, как известно, необходимость, там и возможность.
Все это так и запомни. И не предавайся обжорству.
Сон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья.
Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний.
Пусть, - что важнее всего, - твоим главным судьей станет совесть.
Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым
И никогда старайся себя не вести безрассудно,
Но запомни, что неотвратима от смертных кончина.
И что богатство то прибывает, то убывает.
Смертным по воле богов могут выпасть на долю страданья -
Ропот смири на судьбу, каким бы ни был твой жребий,
И утешенье себе постарайся найти, если можешь.
Помни, что честные люди привержены меньше невзгодам.
Много люди слышат и добрых, и злых разговоров -
Веры слепой не питай, но не оставляй без вниманья,
Не раздражайся, узнав, что обман принимают за правду.
То же, что я говорю, всегда исполнить старайся:
Веры к тому не имей, чьи слова и дела ненадежны,
Сам же лишь то говори, что сочтешь из всего наилучшим.
Прежде, чем делать,- подумай, иначе получится глупо.
Бедные люди ведут себя порой неразумно,
Ты же делай лишь то, о чем сокрушаться не будешь.
Не занимайся тем делом, в котором ты не образован,
Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасной.
Должно оставить беспечность, коль дело идет о здоровье.
Меру важно во всем соблюдать - в еде, и в напитках,