Lib.ru/Фантастика:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Рассказ патриарха - 27
- Расскажи мне... расскажи что-нибудь такое, что ты не рассказывал... там
Я знаю, какое движение головой она сделала. Руки заняты - она опирается ими мне на грудь. Это ее любимая поза: она играет в игру в доминирование. Вдвое легче меня, втрое моложе, мыслящая быстрее почти всех моих студентов, видящая в темноте, как днем: диапазон зрения - от УФ до ближнего ИК, квантовая чувствительность без накопления, гордая от того, что моя, гордая от того, что я - ее, гордая, как маленький котенок, впервые выходящий из бара - и не один.
- Расскажи...
Она вчера защитила диплом - древняя традиция, которой придерживается, как и многих других, наш Университет. Через неделю она улетит. Вернется ли? Променяет ли родную культуру, планету, друзей, прайд и клан на - меня, учителя, друга, любимого, науку, поиск? Она хочет, чтобы я выделил ее из всех, всех вас, вас - тишины лекционного амфитеатра аудитории утра, шумных семинарских аудиторий дня, трех сдвинутых столов у задней стеклянной стены бара старины Джона вечером и вечных, вечных, вечных огней Универполиса.
- То, что ты не рассказывал...
Она делает такое движение головой - руки заняты - показывает подбородком влево-вниз, ну да, мы на двадцать третьем, ветер шевелит занавеску, выдели, выдели, ну выдели же меня из всех, Меня, чтобы знала я это опять и опять, что это ты мой, а я - это твоя я...
Как удержаться, как не спросить - тебе на память обо мне или чтобы вернуться ко мне? Что за квантовый мир любви, в котором вопрос убивает объект, в котором вопрос приносит мертвый ответ. Ответ о несуществующем объекте, физики бы сказали - о времени вне пространства, о месте вне времени?
Она делает такое движение, движение, понятное только нам двоим, наклоняет голову вперед, чуть опускает ее к моей широкой и волосатой груди и поводит головой влево-вправо, если бы у нее была длинная прическа, как принято на ее родной планете, она коснулась бы волосами меня, это такая игра, такое дразнение: я как-то рассказал ей, что когда-то у меня была женщина моего племени с такой прической. Женщины не переносят воспоминаний о других, но она, с ее быстрым и мощным умом, разрядила мину, построила на этом милую полу-шутку, полу-издевку, смотри, я - не она...
И немедленно постриглась - мне в назидание!
Никто из студентов не позволяет себе подшучивать над человеком, который пересекал Галактический вихрь и летал по Прогнутой стрелке, по книгам о полетах которого учились те, кто учит их сегодня. Только ей позволено это, и за это она платит двойной дозой вопросов на любом экзамене, и все знают, почему, и все равно завидуют. На любой мой экзамен она с первого до последнего курса входила в аудиторию и брала билет первой и выходила последней, через пять часов, с высшим баллом в зубах, и с какого-то дня - прямо сюда. Нет, сначала со мной и теми, кто сдавал последними, - к старине Джону. Еще поговорить.
- Много-много лет назад, когда Сверхновая была обычной звездочкой, а число оборотов всех спиральных галактик было меньше, чем оно ныне, жил да был на ничем не примечательной планете человек (стандартный зачин - ЛА). Как и многие другие представители его племени, иногда он смотрел на небо и формулировал вопросы, про которые мифический мудрец его племени, еще более древний миф, чем он сам, некий Гёдель-гуманист, сказал, что один человек может задать вопрос, на который шестьдесят более умных не смогут ответить. Позже это утверждение назвали "теоремой о неполноте".
- А почему шестьдесят?
- Есть версия, что это была тогдашняя система счисления . Есть альтернативный вариант, согласно которому он сказал не 60, а "синедрион 71 человека", но такой системы счисления с таким названием не было ни на одной планете. Слушай дальше.
Она понимает, что перебила не в нужном месте и наклоняет голову жестом извинения.
- Этот ученый сформулировал свою теорему в поле гуманитарных вопросов, поэтому его...
- ...и назвали "Гёдель-гуманист"!?
- Да. Есть версия, что он сформулировал универсальное утверждение, но это сомнительно - в естественнонаучной области это неверно, потому что ответы на естественнонаучные вопросы находятся в природе и класс сложности адекватной постановки вопроса равен классу сложности задачи получения ответа
- "Правильно поставленный вопрос - это половина ответа"?
- Именно. Молодец.
Интересная поза для лекции, правда? И интересный момент для похвалы студенту? Но у них так принято.
- В математиках "теорема о неполноте" тоже неверна, но по другой причине. Любой вопрос, не разрешимый в какой-либо математике, разрешим в математике следующего ранга. Остается гуманитарная сфера, к которой и относилась, по-видимому, его теорема. Но это только начало истории. Человек, о котором я рассказываю, не был ни математиком, ни гуманитарием. Он занимался как раз естественными науками. У всех естественных наук есть, как ты знаешь, "гуманитарная тень".
- Да, ты говорил на лекциях.
- И не только. - Немного раздраженно из-за перебиваний; она это замечает... даже ей и даже когда "ветер шевелит занавески", разрешено не все. - Один из видов этой "тени" - качественный анализ вопросов, еще не нашедших решения. При этом оценка важности вопросов - как для развития той науки, в которой возник вопрос, так и для других наук - требует прогноза развития, причем глобального прогноза, а это само по себе вероятностный и в значительной мере гуманитарный вопрос. Но тот, о ком я рассказываю, гуманитарием не был, и у него возникла относительно скромная идея - посмотреть, в каких естественных науках уже имеются конвенционные, общепризнанные такие списки. На тот момент признанные списки "важных и интересных" вопросов были у физиков и астрономов, кстати, у математиков таких списков было то ли два, то ли три, а в других областях - только какие-то намеки. Ясное дело, что он захотел...
- Составить сам?
- Да. По крайней мере, он считал, что может рискнуть это сделать. Некоторые науки он знал сам, имел много знакомых среди специалистов в разных областях и предложил....
- А, это ж ты рассказывал. Серия работ "Важные и интересные задачи".
- Да, есть такая серия работ, там больше полутора десятков названий, физика, химия, биология, геология, астрономия, социология, психология, остальных я не помню...
- Медицина, техника...
- Да, это я забыл. Он сам был автором только той, что про технику и соавтором еще одной...
- Про социологию.
- Да. Но важно то, что он нашел издателя, был составителем и почти всех их - редактором, собрал команду, короче - сделал дело. Эти книги переиздавались много раз с дополнениями, даже на бумаге, что тогда было престижно, потом - как сетевые редактируемые обзоры.
Пауза. Она, осторожно:
- Ты большую часть этого...
- Да, я рассказывал на лекции. В этой серии была еще одна книга, которую я не упоминал.
- Чтобы не шокировать первокурсников?
- А ты... посмотрела?
- Конечно.
Он подымает руки и гладит ее - там, где так удобно гладить в этой позе. Как странно, - думает она отстраненно, - сочетается в нем "это" и радость за трудолюбие ученицы... Из скромности она думает "трудолюбие", а надо бы - "талант и трудолюбие".
- Да. Я думал, что на первом курсе это рано и еще - проблемы этики и морали сильно зависят от общества. Самоубийство, убийство вообще, инфантицид, убийство стариков и больных, секс или рождение детей у родственников, занятие социальных ролей по жребию, деление общества на жесткие группы по каким-либо признакам, наследование социальных ролей, свободное распространение информации, агрессия разных видов - все это где-то табу, где-то непререкаемая норма...
- Ну, не все!
- Да почти все, ты же не все знаешь. Так вот, он вздумал написать еще одну книгу. "Какие проблемы этики и морали являются наиболее важными и интересными".
Пауза. Она понимает, что он ждет ее реакции, проводит извиняющимся жестом ладошкой по его груди...
(у ее вида четыре пальца, два крайних, а не один - как у него - противопоставленных, поэтому "универсальный хват")
и говорит осторожно:
- Я видела в литературе упоминания и отдельные части этой работы. А также критику... ему инкриминируется "естественнонаучный скос"... полного текста я не нашла. Упоминается по крайней мере семь частей, из них пять - цитируются.
- Перечисли.
- Параметры морально-этических проблем и возможность их полной классификации.
Механизм возникновения интегрированной социальной нормы. Конфликт личной выгоды и интегрированной социальной нормы. Свобода воли и давление социума. Педагогика, насилие, манипуляция. Наказание, расплата, месть, воспитание. И... не помню.
- Хорошо. Его книга - он не смог ее дописать, - она вовсе не секретна. Просто многое из написанного там слишком... естественнонаучно. С точки зрения гуманитариев - цинично. По мнению многих - аморально. Поэтому ее и не очень цитируют, и не очень упоминают. Полный текст найти можно. Есть тексты его статей, есть его черновики, часть он успел переписать набело. Для нормального контакта с иными обществами и цивилизациями это полезно знать.
- Понимать?
- Да, понимать.
Пауза. Ветер, занавески, двадцать третий этаж.
- Ты вернешься к началу учебного года. Ты рекомендована в аспирантуру Универполиса.
Она замирает.
- Рекомендована мной и ректором, рекомендация два часа назад единогласно удовлетворена Советом, 71 голос "за", находящиеся в экспедициях 31 член Совета голосовали дистантно. Тема исследования - эта книга со всеми сопутствующими материалами и современные взгляды на проблему. Научный итог - попытка выделить универсальное ядро или универсальный тренд. Инженерная реализация - существенное продвижение в контактах с несколькими цивилизациями, признанными проблемными Третьей комиссией по контактам. Выбор контактов на мое усмотрение, как руководителя, и легких вариантов не жди.
Она кивает и соскальзывает с него. Они слишком устали от этого дня и этого разговора, да и не это сейчас нужно ему. Она сворачивается клубочком и прижимается к его боку. При ее гибкости это не составляет труда.
Но его это, как всегда, удивляет.
Связаться с программистом сайта.