Ашкинази Леонид Александрович
Рассказ патриарха - 24

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 19/09/2011. 10k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика Путешествия в пространстве
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:


  •    Рассказ патриарха - 24
      
       Споры между слушателями - дело у него на занятиях нечастое. Не потому, что он их пресекает; правда, он их и не слишком поощряет. Есть преподаватели, и таких немало, которые считают промежстуденческое обсуждение эффективным способом преподавания. Он с этим не согласен. Жизнь коротка, а рассказать нужно так много, и с каждым днем больше, вот ужас-то. Потому что он работает, а значит - постигает новое, узнанное вчера другими, плюс узнает сам, плюс обработка информации, обобщение, новые связи и подходы. Ужасно. Временами становится жалко терять время на... ну сами понимаете, вон она сидит. Влюбленных глаз со стакана не сводит, следит, когда новый принести и с чем. Впрочем, с чем - это Джон обычно сам решает, по громкости речи и блеску глаз определяет, не пора ли патриарху с его подругой удаляться, а то завтра первая пара. Студенты в случае чего полудрему за особое внимание могут выдать, тем более что у некоторых, особенно у негуманоидов, сон от бодрствования на глаз и не отличишь, разве что по "хвостикам" в конспектах, и то в древности, - думает Джон, - а препод "ни в одном глазу" должен быть. Сленг старого Джона понимают далеко не все.
      
       Но в данном случае наш главный герой даже поначалу слегка ошарашился, такой неожиданный поворот дискуссия приняла и главное - непонятно в какой момент. Хотя потом Золотоглазка ему все с интонациями в лучших традициях электронного регистратора воспроизвела, все равно осталось как-то непонятно. Одно слово - бифуркация. Короче, спросил кто-то из студентов с матьЗемли (их за столом на сей раз трое было): "Почему у музыки есть и творец, и исполнитель, а у живописи только творец?"
      
       Ну, ясное дело, через пять минут выяснилось, что за одним этим столом, поскольку сидят, точнее, пребывают здесь представители семи цивилизаций (если Вердана 1 и Вердана 2 считать за разные, а большинство ксенологов придерживается именно такого мнения, а "пребывают" - потому, что про одного из присутствующих сказать "сидит" ну никак нельзя), у которых "на круг", как говорили в древности - улыбка П. в сторону землян, - полиандрическая тройка, четвертого нет, обычно они все вчетвером ходят, машинально отметил П., так вот у этих семи десятка три разных искусств, и большинство с творцами, хотя в некоторых случаях сведения давно утеряны, и объект искусства воспринимается как природное явление, что ли?, а кроме исполнителя иногда есть и третьи лица, назовем их модераторами, да нет, поправляет З., - скорее супервайзер, у нас скорее так, а у вас, я слышала, - ее улыбка обращена к соседу справа, - есть и модератор, и супервайзер, правда? - сосед величаво приспускает уши - знак уважения к младшему, знающему детали его, старшего, культуры... в его цивилизации знаки уважения к второму и третьему полу более чем не приняты, но он не знает, какой пол у соседа, то есть у соседки, то есть у особи сбоку и как перевести пол в его систему координат, и на всякий случай проявляет вежливость...
      
       Патриарх ждет небольшого спада активности, и, улучив максимум модуля отрицательной производной, легкой улыбкой и взглядами дает понять, что ему - странно, правда? - есть что сказать.
      
       - Во всех известных цивилизациях, то есть у всех видов, создавших известные цивилизации, передача сигнала в нервной системе идет электрически, причем на основе ионного переноса.
       - Во всех нервных системах, - тихо поправляет З. Патриарх благосклонно кивает.
       - В принципе возможна электронная нервная система без ионного переноса, она имела бы свои колоссальные преимущества, но на углеродной и кремниевой основе создать такую нельзя, можно было бы на боре, но на его основе - плохо с молекулярным разнообразием, так что похоже, что тут без вариантов.
      
       Студенты притихли. Они привыкли, что П., особенно после второго стакана, начинает издалека, но сейчас он "добрался до Стрельца А", как шутят студенты.
      
       (Примечание публикатора - правильное название "объект Стрелец А*" или "Sagittarius A*" - сверхмассивная черная дыра в центре Галактики и кое-что вокруг нее).
      
       - Кстати, никто не рассматривал возможность вообще неэлектрической, точнее без ионно-электронного разделения...
       - На Ван-дер-Ваальсе? - кто-то из аспирантов.
       - Да, но этого никто не рассматривал, желающие могут оценить к следующему семинару... нет, давайте через один. Лучшие две оценки - по баллу на экзамене. Ну так вот, раз внутри все ионно-электронное, то все виды восприятия можно разделить на два класса - с введением в организм непосредственно электрического сигнала и с преобразованием. Заметим, что непосредственное введение и выведение сигнала...
       - Только электроды, или электромагнитная связь тоже? - опять аспирант, "этак они моих студентов засмущают, нехорошо", - думает П. и ошибается: засмущаешь их, как же.
       - Конечно, тоже. Так вот для интерфейса с техникой такая связь применяется очень широко, в лечебных целях тоже, а вот для искусства - редчайшие случаи. Кажется, только на Денеб IV и Синтии?
       - И у нас, - Золотоглазка, очень тихо, все-таки смутилась.
       - Да. И понятно почему - все искусства очень древние, все из до-технической эпохи, кроме, конечно, Винтер VI - там до-технической эпохи вовсе не было. Поэтому все искусства освоили поле настолько плотно, что не оставили места этой... прямой передаче. Остальные искусства, назовем их искусства с преобразованием, можно классифицировать по виду сигнала и далее - по виду преобразования. По сигналу - электромагнитная волна в диапазоне излучения своего светила, обычно от четверти микрона до микрона или двух, это обычно называют зрение, земные искусства - например, живопись, скульптура и еще десятка два, есть целая классификация, да и везде это так. Другие варианты реже, хотя известно радиозрение. (З. улыбается, у нее оно как раз есть.) На волнах от сантиметра до метра, когда тело и его части работают как антенна, и двигаясь и поворачиваясь, можно изменять спектр чувствительности... Так. (пауза). Далее - акустическая волна в среде. Это земная музыка и все аналогичные искусства, где они есть, а есть они почти везде. Все остальные - на перемещении вещества, все они с меньшей скоростью и мощностью спектра. На матьЗемле - это вкус, обоняние, осязание...
       - Гравитация, - З., задумчиво.
       - Хм. В принципе да, это тоже канал связи, но биология почти запрещает, хотя у некоторых видов периодические изменения ускорения используются юными особями для получения удовольствия.
       Пауза; студенты и аспиранты недоумевают.
       - Так вот, исполнитель может быть в тех видах искусства, где есть запись произведения, а запись может быть только способом, обеспечивающим большую мощность канала.
       - То есть визуально, в виде текста, в какой-либо системе обозначений, можно записать акустический сигнал, музыку, поэтому в музыке есть и творец, и исполнитель, можно рецепт еды, рецепт духов, поэтому есть и творец, и исполнитель в кулинарии и парфюмерии, я правильно называю?
      
       Патриарх кивает. Это смешно и глупо, но как он любит, когда его аспиранты еле поспевают за этой девочкой. Про остальных студентов и говорить нечего. Казалось бы - где ночь, шепот, шорох занавески на сотом этаже, а где - блеск мысли, режущий форштевнем задачу? А вот поди ж ты...
      
       - Ну, тактильное искусство у нас не очень развито...
       - А у нас - очень! - гордо произносит она.
      
       Пауза. Земляне смущены.
      
       - Ну, хорошо... Соответственно, звуком можно записать и вкус и обонятельный сигнал, а вот оптический - нет. Поэтому нет "музыки наоборот" - нельзя акустическим каналом передать информацию, достаточную для восстановления оптического сигнала. То есть можно, конечно, но слишком медленно или со слишком малым разрешением. Так называемая цветомузыка как раз это и демонстрирует - нехватку канала.
       - Но можно один электромагнитный другим. (Золотоглазка).
       - Да, конечно. В оптическом канале передать запись вашей радиочастотной музыки - там канал более узкий - и исполнить ее, там будет и творец, и исполнитель, да?
       - Да! - Она просто расцветает.
      
       Ей бывает так трудно с ним, так трудно объяснить ему, что она чувствует своими семью чувствами, намного более развитыми, чем у него... чудо, что она чувствует с ним, - думает она, - со своими этого не было, семь развитых органов чувств - не все, нужно еще желание, интерес...
      
       Это же относится, - говорит патриарх медленно, - к науке. Есть творец и есть исполнитель. Мы, преподаватели, исполнители, - произносит он, смотрит на часы (древняя привычка, объект шуток студентов) и встает. - Ну что, - продолжает он, - завтра первая пара, не так ли? И вообще все это немного сложнее - есть же еще ситуации "исполнения для себя", когда вы читаете вслух и сами же и слушаете, или исполняете музыку для себя и вообще, ведь если смотреть суммарно, то, наверное, большая часть искусства воспринимается индивидуально, групповое восприятие, как на матьЗемле, это, скорее, редкость... Хотя в преподавании это везде система, пожалуй...
      
       Студенты смотрят им в спину, смотрят почти не завистливо - уж очень разнороден состав слушателей. А те, кто успел понять последний пассаж, думают: "Тоже мне, "исполнитель", ну и пижон же...". Или иное, эквивалентное понятие, а оно есть, как ни странно, и в других языках Вселенной. Да почти во всех...

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 19/09/2011. 10k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.