Ашкинази Леонид Александрович
Рассказ патриарха - 20

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 11/01/2011. 6k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика Путешествия в пространстве
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:


  •    Рассказ патриарха - 20  
      
       - Ксеносоциологию вам читали?
       - Конечно. - Хором. - В прошлом семестре. - Соседка Золотоглазки слева.
       - А ксенопсихологию пока нет? - Девочки молчат, мальчики синхронно кивают. Патриарх по старинке именует их по себя мальчиками и девочками, хотя знает, что к половине из них эти понятия или не применимы вообще, или применимы, но с бо-о-ольшими уточнениями. Бывает, что пола нет, что он синтетический, что он динамический, об этом в позапрошлом веке некая Ле Гуин писала, совсем уж просто - бывает, что их более двух, а бывают и смешанные системы, например, на пятой бете Лиры - два пола фиксированных, а третий индуцируемый из нейтрального состояния этими двумя, а бывает, что и пара индуцирует пару, недавно вот и такое чудо нашли...
       - Ага... а у ксенопсихологии есть, между прочим, одно забавное свойство, которое ее от психологии радикально отличает.
       - От земной психологии или от любой? - Золотоглазка.
       - А у социологии оно тоже есть? - Ее соседка слева.
      
       Патриарх расплывается в улыбке: умные вопросы - это то, что он любит больше всего. Ну, пожалуй, наравне с коктейлями старины Джона.
      
       - Отвечаю в порядке поступления. От любой психологии, хотя в различной степени, сейчас объясню, почему. У социологии это свойство тоже есть, но там оно выражено слабее, причем в разных социологиях, в социологиях разных цивилизаций, оно выражено в разной степени и по-разному. - Патриарх делает драматическую паузу, он немного позер. - Это свойство - рефлексивность.
       - Исследователь примеряет все на себя? - Кто-то из мальчиков.
       - Да, но не только. Ситуация хуже: исследователь строит свою науку, исходя из себя самого, главный источник любой психологии, в том числе и земной - рефлексия, самонаблюдение. Конечно, не единственный - например, есть наблюдения над другими видами и есть общенаучная методология, скажем, логика рассуждений и заключений, выработанная математиками, планирование эксперимента, сознанное в основном физиками и технарями. Поэтому психологии разных цивилизаций...
       - Психологии как науки?
       - Да, психологии как науки, они разные, и чем позднее относительно других наук возникла психология, тем более она общенаучна и тем менее она опирается на рефлексию, на автодескрипцию, на - если хотите земную инвективу - на самокопание. - Золотоглазка передергивается; год она с ним, а два месяца назад решила - и до конца обучения только с ним, а все равно к этой жуткой лексике не может привыкнуть. - В земной психологии было такое направление - бихевиоризм, изучение психологии исключительно через поведение, через действия, но далеко им в их позапрошлом веке продвинуться не удалось.
       - Примитивная техника? - Мальчик справа, Денеб-4 или 5?.. у них там кстати именно два жестких пола, как на Земле, даже еще жестче - различия не в мягких тканях, а на уровне скелета, так что когда древние халтурные переводы земных ритуальных текстов про ребро прочли, рыдали от умиления и от смеха...
       - Да, техника была убогая, но и общее состояние науки... Так вот, когда о ксенопсихологии заговорили, то про них вспомнили.
       - А социология? - Кто-то немного сзади, позже подошел, между мальчиками выглядывает, тоже Денеб.
       - Сейчас. В социологии этот эффект выражен слабее, внутри индивида общества все-таки, как правило, нет.
       - Как? А Регис 3?
       - А Квинта дзеты Гарпии? - Мальчики, одновременно.
       - Да, в обоих случаях доказана индивидуальность: и тучи Региса, и муравейники Квинты - общества, но имеют индивидуальность уровня 4 или 4,5 - уж точно не меньше, чем разумные мхи Гарроты. Но подождите же, не все сразу. - Студенты хихикают, они загнали Патриарха в угол, как говорит его... ну, подруга, бедная, не щадит он ее на экзаменах...
       - Сейчас, сейчас... Так вот, ксенопсихологи решили, что раз нет никакой рефлексии, то есть два выхода. Первый - изучать не носителей психологии, а психологию как науку. То есть как они сами о себе думают. Потому что в ней есть общенаучный смысловой и методический слой и его можно понять - физика-то и химия везде одинаковые. Та же история с социологией. И такое направление у ксеников есть, вам еще расскажут. Но есть и второе - нечто вроде того древнего бихевиоризма. Тогда-то простые вещи изучали - на какую клавишу нажал, да с какой скоростью, а сейчас ведь можно мельчайшие движения лицевых мышц, например, да и внутренних органов, да и концентрации всего на свете в любой точке организма фиксировать. И оказалось, что массив данных так велик, что действительно уже можно построить картину проявления всех известных эмоций и чувств человека, зафиксировать их. Да более того, оказалось достаточно лишь внешние движения фиксировать, причем треть информации именно с лицевых мышц и шла. И эта система суперустойчивая оказалась, потому что...
       - Потому что она доязыковая?
       - Да.
       - Но язык тоже плавно...
       - Конечно, но все равно она раньше, для Земли на уровне протоязыка 30-100 сигналов она уже вполне развилась и зафиксировалась. Кинулись других изучать - и там нечто подобное почти во всех случаях нашли: супермелкие движения отражают все движения души, как сказали бы древние, и, изучая их, все это можно распознать и исследовать. А потом начали изучать крупные движения.
       - Движения корпуса?
       - Да. И оказалось, что главное - сближение. Почти во всех цивилизациях главная коммуникация, кроме лицевой, идет через сближение, причем не только с индивидом, но и с группой, и вообще с обществом, среднее расстояние до других индивидов, что в малой группе, что в обществе, - суперинформативно. Через него индивид выражает и стремление к сближению, и стремление к отдалению, и группа тоже - выражает отношение к индивиду - позволяет приблизиться или избегает. - Пауза. - Причем важно не среднее расстояние, оно от локальной культуры сильно зависит, а вариабельность - и разброс, и тренд. И близок ли он со всеми одинаково, или вот ее выделяет? И как расстояние со временем меняется.
       - А секс? - Слева от Золотоглазки.
       - А что секс? Там, где он есть - это просто: очень сближение. Физическое. Да и психологическое. И в литературе это вполне отражено...
      
       Золотоглазка встает, обходит стол, идет к стойке, берет стакан, заботливо приготовленный Джоном, и несет его. Приближается.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 11/01/2011. 6k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.