- Вы все время говорите, что они не равны нам. Мне кажется, что вы не правы.
- Нет, я прав. Конечно, не равны. И это совершенно ясно: физически - это просто очевидно, морально - потому, что они обижены на весь мир, и если вы пробовали с ними знакомиться, вы немедленно это ощутили, даже умственно - потому что у них все мысли заняты "этим", заняты их проблемами и как им не проиграть нам. Кстати, а нас они считают уродами, когда мы просто хотим того же, чего хотят все, и не хотим играть в их игры. Вы сейчас начнете приводить примеры, когда они чего-то ухитряются добиться, "несмотря на". Или танцевать лучше здоровых, или без применения рук листать страницы и пеленать детей. Так это только исключения...
- ...которые подтверждают?
- Конечно. Более того, внимание, которое им уделяют в этих случаях, как раз и доказывает, что все понимают, что ни о каком равенстве...
- ... речь не идет?
- Естественно.
- Согласен. Это действительно пример исключений, которые подтверждают правило.
- А вы-то всегда утверждали, что они равны нам?
- Не совсем так. Я не говорил, что равны. Равенство существует... или не существует только в отношении чего-то конкретного. Люди могут быть равны физически. Или не равны. Равны или не равны умственно. Наверное, можно говорить о моральном равенстве, хотя мне не очень понятно, что это такое... Да и по отдельности это не так просто. Он, может быть, и не может лазить по скалам, как я - но этого не можете и вы, и большинство людей. Он не может плавать, как, возможно, умеете плавать вы (я как раз плаваю плохо). Но зато он победит меня в армрестлинге. Сами понимаете, почему.
- А что ему остается делать?
- Конечно, конечно, это вынужденное, но дело ведь не в причинах, у меня увлечение альпинизмом тоже могло быть чем-то там вызвано, по крайней мере психологически, дело в результате. Кстати, боюсь, что в армрестлинге меня побьет не только он, но и она... Какая она ни есть изящная и грациозная, а побьет. Конечно, не во всех случаях ограничение какой-то одной физической возможности влечет усовершенствование другой, но это, в общем, не исключение. А если к физическим возможностям добавить точность движений и координацию... того, что осталось... то уж точно побьют большинство.
- Ну ладно, а если дом без лифта и всего второй этаж? И человек становится за просто так зэком? Да на всю жизнь?
- Ну, это, отчасти, результат нашего свинского социума, надо эти вещи в принципе разделять.
- А, собственно, почему? Мы все живем в одинаково свинских условиях.
- Мне кажется, что разделять их надо потому, что мы обсуждаем людей, сравниваем людей - значит, надо говорить о чем-то таком, что слабо зависит от условий. Опять же, если мы будем сравнивать людей только в конкретных условиях, то легко подобрать условия, в которых я буду чувствовать себя нормально, а 3/4 добрых граждан сразу опИсаются от страха. Да и для вас, мой друг, можно подобрать условия, когда вы всех переиграете с запасом.
(пауза)
- Что же до "морально", то я думаю, они все сильнее меня.
- Ага! Особенно та пьяница - помните, я вам рассказывал, - которая пропила даже костыли и передвигалась по комнате, прыгая на табурете и от очередного визитера ожидая прежде всего стакана...
- Спорный вопрос! Она выживает в условиях, в которых и вы, и я...
- Ну нет!
- Ой, не знаю. Я бы не стал себя переоценивать. Но я готов согласиться. Да, не все. Кроме того, наверное, надо определить, скажем так, степень вынужденности. Одно дело, когда человек или найдет решение, или умрет, и другое дело, если ему все условия созданы - сиди, дорогой, смотри в телевизор целый день, а он пытается что-то изменить, чего-то добиться, отвоевать, найти место в жизни. Я вот знаю девочку с переломом позвоночника, не в самом плохом, правда, месте, которая в вуз поступила и худо-бедно, но учится...
- И, позвольте спросить, на кого?
- На юриста. Может, она в суде выступать не будет, с трибуны громить оппонента... но подготовка исковых заявлений, ведение дел - все это возможно, и польза людям, и заработок, а может, и выступать будет, время покажет. (пауза) На самом деле эта дилемма время от времени у всех людей возникает, просто в разной степени. Так сказать, смириться, плыть, куда несет, или барахтаться. Кстати по жизни мы с вами оба как раз из барахтающихся, хотя руки-ноги все на месте, координацией и четкостью речи тоже не обижены. Да и умственными способностями.
- Ну кстати, сами сказали - умственными способностями. Посмотрите на наших форумах - кто всех безграмотнее пишет?
- Это, положим, не от умственных способностей зависит, а от образования. Некоторые из них по первобытности нашей системы даже в школу не ходили. А кто сумел пробиться, у кого родители на это жизнь положили, отменными компьютерщиками стали. Не хуже вас, мой друг, и уж точно много лучше меня.
- Ну, хуже - не хуже, это вы не мерили.
- Не мерил. Но то, что при свинском и хамском отношении в обществе некоторые все-таки ухитряются пробиться, только одно означает - что и многие другие не хуже. Наши же люди - все-таки скоты: то в ночной клуб не пустят, то вот совсем недавно - в самолет.
- А чего ей в ночном клубе делать...
- А это, пардон, не наше с вами дело. Кстати, вот уж кому там точно нечего делать - это мне. Никогда там не был и, знаете, тяги не испытываю. Но попробуй меня кто-то туда не пустить, ага?
- И потом... можно я вам кое-что на ушко скажу?
- ?
- Нет, нет, это я так глупо шучу. (пауза) Если бы они были настолько хуже нас, фиг ли мы бы к ним... некоторые из нас к некоторым из них... так тянулись.
- Так дело же не в этом, все же известно. Потому что слабее, желание помочь, защитить, с другой стороны, почувствовать себя сильнее...
- Это-то все так. Но к тому, что хуже, не тянутся. Так что надо "слабее" четко отличать от "хуже", а "слабее вообще", чего и вовсе не бывает, от "слабее в чем-то одном" и "сильнее в чем-то другом".
- И тем не менее вы ни с одним из них поменяться не захотите. (пауза)
- Это как сказать. С кем конкретно? То есть с чем конкретно? Ну... можно подумать, чего мне в жизни не хватает и что из того, что есть у меня, я бы за это отдал. Вообще мы с вами на какую-то скользкую тему набрели.
- Впервой ли?
- Вроде нет...
- Начнем с более простого?.. Чего мне не хватает... Я, естественно, не отказался бы от мозгов. Знаете, как интересно и обидно общаться с людьми, когда чувствуешь, что они тебя элементарно обгоняют. Правда, это бывает не часто... Так, теперь вещь поважнее - память, знания. Вот людей, которые знают больше меня, я встречаю часто. Даже очень. Но память я хочу вместе с обучаемостью!
- Аднака...
- Ну мы же шутим? .. Так, теперь жизненный опыт. Вот это то, чего не хватает и не будет хватать никогда. То есть всегда.
- А внешность? А сексуальность?
- "Женщины любят ушами". А если и так находятся, то уж тем более, если будет что-то из того, что я прошу...
- Кое-чего из этого можно добиться самому.
- Увы, нет.
- Ну хорошо... А что вы, друг мой, готовы типа отдать?
- За поумнеть - ничего. Вот за память и возможность ее наполнять... ну, это торгуемо, но, в принципе, мне ноги сейчас не очень нужны. При современной протезной технике.
- Вы это серьезно?
- Настолько серьезно, насколько вообще может быть серьезен этот разговор. То есть не столько серьезно, сколько честно.
- Ну, тут можно подловить сходства и различия, но не будем на этом останавливаться.
- Я готов пояснить. Серьезно - это честно плюс не испугаться.
- Согласен. Так вот, что вы имели в виду, когда сказали "при современной протезной технике"?
- Ходить. Без... приспособлений.
- Ага! То есть вам важны функции. Если что-то работает, то не важно, свое это или пластик с железкой внутри. Так?
- Пожалуй. Только вряд ли железка, вы уж поверьте инженеру. Скорее титан или углепластик.
- Ну, мне ваша позиция ясна. А распространяется ли она на весь организм?
- Интересный вопрос... Типа мой мозг в теле робота? Причем передающем все сигналы в мозг, то есть чувствующем. То есть все то же, но искусственное?
- Да.
- Ну, это уже сайенс фикшн... но в принципе это меня не пугает. С женщинами я смогу иметь дело?
- Да к вам очереди выстраиваться будут!
- Ээ... очереди мне не нужны. Важна принципиальная возможность.
- Я вас умоляю!
- Хорошо, согласен.
- Итак, что же выясняется. Вы, по сути, не можете отдать - в обычном смысле слова "отдать" даже в обмен на то, чего вы так хотите, ничего важного для вас. Потому что, если быть честным, тот способ мены, который вы предлагаете, - это некоторый обман. Вы готовы поступиться чем-то, в общем, для вас не важным, а хотите - ой-ей-ей! Спасибо за честность.
- Да, пожалуй... получается, что как я ни проповедую роль мозга, мышления, чувств и так далее, а на самом деле считаю важными все эти примитивные механические функции - встать, сесть, самому себе вытереть попу, шнурки завязать...
- Да, мой друг. Да. И я был прав в главном. Даже если я соглашусь с вами по первой части - насчет равенства и неравенства, черт с вами, то по второй вы проиграли. Меняться с ними вы не будете. Ибо их место в мире, в нашем, будь он проклят, свинском мире, и их место в нашем с вами свинском сознании - это место тех, кто чего-то не может. Именно отсутствие функций - вот что мы ТАК называем. А не отсутствие рук и ног. Человека, который усилием воли перемещается по воздуху и взглядом перемещает предметы, у вас язык не повернется назвать инвалидом. Даже если у него не будет ног или рук.
- А ощущения?
- Ладно, пес с вами, добавим ощущения.
- Я не готов считать это, как вы сказали, главным. Я готов согласиться на ничью 1:1 - вы согласны, что нельзя говорить, что они слабее или хуже и т.д. - можно говорить только о конкретном человеке и в конкретной области, а я согласен с вами, что лично я - другой человек может занять и другую позицию, не знаю - что лично я не готов к реальной и честной мене, я ценю возможности, проистекающие от обладания своим телом, как в смысле инструмента, так и в смысле источника ощущений, не ниже, чем те другие вещи психологического плана (например, память и обучаемость), которые ценны для меня.
- Хорошо. А в качестве бонуса я вам объясню, почему вы продули второй сет. И заодно, почему все-таки любой человек по первому вопросу согласится со мной. Потому что в древности - а именно там формировалась наша психика - инвалидность автоматически означала смерть.
- Да-а... возможно, вы правы... но тогда... тогда это отношение сменится только в цивилизованном мире и нескоро. Хотя оно отчасти там уже изменилось.
- Не преувеличивайте. Культура общества, пандусы, лифты и кабинки - это здорово, но это социальное, не психологическое.
- Ха. Тогда может быть вот правильное определение цивилизации: "общество, которое лучше отдельных его представителей"? (оба смеются)
- Но вы знаете... я знаю, за что могу отдать часть себя.
- Да?!
- Это очень просто. Так просто, что даже не интересно. За возраст. Стать моложе. Прожить дольше. Увидеть то, чего не увижу. Прочесть книги. Узнать, что будет. (пауза)
- Да, это сильный ход... (пауза) Я, кстати, думаю, что сейчас могу подсказать вам еще одну ситуацию, когда вы пойдете даже не на мену, а на дар.
- А, ну да... Скажем, если у нее... именно у нее... чего-то нет - поделиться... этим...
(пауза; один из собеседников наконец-то догадывается налить кофе).