Ашкинази Леонид Александрович
Лекция

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 20/11/2007, изменен: 20/11/2007. 7k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  • Путешествия в культуре
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  • Лекция
    
    		А где-то далеко-далеко доктор-профессор, или как это там
    		называется, прилетевший на недельку с Веги на Сириус для
    		чтения курса лекций, перед аудиторией, победившей
    		пространство и время, объясняет простую, но почему-то
    		плохо понимаемую детьми всех времен вещь - ни время, ни
    		пространство, лежащие у ног существа, не делают его
    		разумным. Профессор держит паузу... Разумным - то есть
    		понимающим другое разумное существо или хотя бы
    		понимающим сложность и важность этого, - говорит он.
    
    ...Наш курс называется "Разделение общества". Это один из восемнадцати
    курсов, составляющих блок "Общество". Курс трехсеместровый, в начале,
    середине и конце каждого семестра будет по лекции, в остальное время вы
    будете заниматься по пособиям, поддерживая контакт с тьюторами,
    информацию о занятиях, зачетах, контрольных, курсовых и прочем вы
    посмотрите на сайте. Там же найдете сведения о том, у кого кто тьютором, и
    правила взаимодействия с ним. Наша лекция - первая. (Профессор делает
    паузу).
    
    Любое общество состоит из индивидов. Разные общества, цивилизации
    разных планет, а зачастую и цивилизации одной планеты, по-разному
    определяют понятие "индивид", и бывали случаи, когда одно общество
    считало себя состоящим из индивидов, но не признавало индивидуальности
    за компонентами другого общества той же планеты и того же времени.
    Поэтому наша наука считает индивидуумами тех, кто выработал понятие
    "индивид" и применил его к себе. Строго говоря, возможно первое без
    второго, но такие ситуации неизвестны. Одним из первых в вашем
    учебнике... да и в вашем экзаменационном материале... будет вопрос об
    истории понятия "индивид", возможных определениях... и невозможных
    определениях (часть слушателей радостно улыбается) и о том, может ли
    нарушиться сформулированное выше эмпирическое правило. (Профессор
    делает паузу).
    
    Разделенными обществами мы называем те общества, в которых индивиды
    образуют - хоть по каким-то параметрам - кластеры. Здесь немедленно
    возникает вопрос о том, кластеризация по каким параметрам существенна.
    Вопрос этот можно обсуждать до бесконечности (смешки в аудитории), но
    смысла в этом нет, ибо опять же, как показывает эмпирика, кластеризация
    по конвенционно несущественному параметру является следствием каких-то
    глубоких различий. Например, внешний вид определяется в большинстве
    случаев... и в значительной мере... наследуемой информацией, как часто
    говорят - генетически, а эти глубокие различия влекут что-то еще.
    (Профессор делает паузу).
    
    Степень кластеризации - тоже вполне обсуждаемая вещь... реально ситуация
    зависит от объема и надежности имеющихся данных. Общество может быть
    разделено по самым разным параметрам. По внешним физически - размеру,
    форме, окраске индивидов, по внутренним физическим, по психическим или
    психологическим, по химическим и так далее. Это - деление по формальным
    признакам. Другое деление - по функциям в обществе, например, рабочие,
    инженеры, ученые, солдаты и т.д. Или по функциям в каких-то его частях,
    например, носители определенных функций в органах управления - палачи,
    правители, консультанты, контролеры и т.д. Наконец, в обществах с
    объединением наследственной информации при размножении, так
    называемых обществах с половым размножением, встречается разделение по
    полу, то есть для собственно размножения нужно одновременное... кстати, не
    обязательно одновременное... участие существ из нескольких кластеров.
    Известны ситуации, когда требуются особи, представляющие от двух до пяти
    кластеров, одна ситуация, когда... нет, две... когда представителей одного из
    кластеров требуется больше одного, и одна ситуация, когда нужно несколько
    представителей одного из кластеров, но но количество их не фиксировано, а
    зависит, как принято говорить, от активности этих представителей. Все
    ссылки и данные вы найдете в ваших пособиях, там же будут инструкции по
    поиску этих данных. (Профессор очередой раз делает паузу).
    
    Различия между представителями различных кластеров могут быть
    очевидны или нет. Кроме того, даже в случае очевидности, они могут
    скрываться, а в случае неочевидности - декларироваться. Конкретное
    поведение отчасти определяется нормами общества, а отчасти - личными
    особенностями индивида. Хорошо изучены и общеизвестны примеры
    смешанных обществ из людей и человекоподобных роботов, а также
    обществ с симметрией - с левым и правым типом молекул. И в том, и в
    другом случае мы имеем 4 кластера, причем в обществах с симметрией секс
    возможен во всех сочетаниях, а деторождение - только в двух случаях из
    четырех, а с обществами людей и роботов ситуация сложнее - ибо секс
    физически возможен во всех вариантах, но в обществе существуют полярные
    позиций по этому вопросу, а деторождение, строго говоря, возможно только
    в одном из четырех сочетаний. Хотя известны общества с делением на
    кластеры естественных и искусственных, в которых ситуация сложнее - как в
    смысле секса, так и в смысле деторождения. Некоторые исходные данные вы
    найдете в ваших пособиях (профессор делает очередную паузу), материала
    для курсовых вам хватит. Замечу, что наша кафедра принимает ежегодно
    около ста дипломников и двадцать аспирантов, так что имейте это в виду.
    (Профессор делает более длинную паузу).
    
    Так, вижу вопрос... Ага, я сейчас отвечу. Лично я последние три года
    занимаюсь по данной теме вот какой проблемой - поведением индивидов в
    отношении декларации или сокрытия своей принадлежности к
    определенному кластеру, возникающими в этих ситуациях реальными
    коллизиями и отражением этой ситуации... этих коллизий... в литературе
    соответствующих... и других... цивилизаций. Это коллективная, как вы
    понимаете, работа, я был инициатором разработки этой темы на кафедре,
    сейчас над нашей темой работает - в той или иной мере - несколько десятков
    человек, мы находимся в контакте с некоторыми другими институтами, в том
    числе с научными и учебными организациями иных цивилизаций.
    Вырисовывается довольно любопытная картина... (профессор делает паузу)
    ага, мы продолжим нашу лекцию после перерыва...
    
    * * *
    
    Перерыв. Перед столами первого ряда стоит лектор и отвечает на вопросы
    студентов. В основном это гуманоиды, представители четырех или пяти -
    беглый взгляд может ошибиться - цивилизаций. В беседе принимают участие
    и двое негуманоидов. У всех присутствующих - автоматические переводчики,
    в основном с акустическим, но у двоих - с оптическим выводом. Профессор
    как раз отвечает на последний вопрос перед тем, как вернуться на кафедру и
    продолжить лекцию.
    
    - Да, включенное наблюдение - это очень хорошо. Пара из представителей
    двух биологически разных кластеров - замечательно. Разумеется...
    Разумеется, вы (профессор смотрит на юношу) - человек, а ваша подруга -
    робот?
    
    Девушка широко раскрывает глаза. Как он определил?? Профессор
    довольно усмехается, подмигивает мальчику и направляется к кафедре. Как
    он определил? Тоже мне, бином Ньютона, - думает он и вспоминает, как он
    шел со своей подругой по осеннему городу, как они поднимались по
    лестнице и как он поразился, когда она сказала, что ей очень нравятся
    свечи...
    
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 20/11/2007. 7k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.