Ашкинази Леонид Александрович
Осень. Город. Идут двое...

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid53@hotmail.com)
  • Обновлено: 12/01/2007. 10k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика Проблемы и методы любви
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  • Осень. Город. Идут двое...
    
    - Я схожу с ума от мысли, что другая на моем месте будет
      чувствовать то, чего не чувствую я.
    - "Схожу с ума"... тебе не кажется, что эти слова звучат в твоих
      устах странно?
    - Ну, не более, чем в твоих устах слова "в твоих устах".
    - Да, думаешь ты быстрее. Но все-таки?
    - Для разговора с тобой я пользуюсь твоим языком. Просто потому,
      что что если использовать мой, ты не поймешь. По этой теме. По
      другой - буду пользоваться другим. Если для какой-то темы мы
      создали эффективный язык, который выучили вы, - значит, мы
      будем пользоваться им, и ты не обидишься. А если мы просто
      заимствовали ваш, то и будем им пользоваться.
    - Вообще-то, когда ты используешь... когда вы используете наш
      язык для таких тем, это выглядит пародией.
    - Ты не прав. Пародия - это подобие, но ослабленное, ущербное в
      основных функциях, часто с гипертрофией побочных черт, причем
      почти всегда - осознанно созданное таковым. Мы не подходим под
      это определение.
    - Да. Согласен. А скажи, вы создали язык?
    - Да. И не один. (Мгновенная пауза; одновременно улыбаются,
      произносят "согласен" и смеются). Причем некоторые стали нормой
      общения - физического, технического.
    - А для человеческих тем?
    - Ты хочешь сказать - гуманитарных? (Смеются).
    - Да, конечно... прости.
    - Не суть.
    - О, заимствуешь ошибку?
    - Да, ты часто так ошибаешься... но вообще так обычно и
      говорят... Хорошо, давай по делу. Создали. Например, для
      описания человека и схемы принятия решений.
    - Это то, что ты мне вчера рассказывала? Дерево событий, цены
      событий и вероятности переходов?
    - Конечно. Правда, эту модель предложили не мы. Но мы ее сильно
      развили и, главное, впервые начали ее реально использовать для
      передачи информации о людях.
    - То есть в реальном обмене информацией о людях вы используете
      эту модель?
    - Конечно. Она очень эффективна. Но, кстати, - вы тоже
      пользуетесь ею. Например, вы говорите: "для него это важно" или
      "неважно" - это цены событий, или "в этом случае он сделает
      то-то и то-то" или "он, скорее всего, этого не сделает" - это
      оценки вероятностей. Только вы эти способы описания используете
      не все и не всегда, а мы - все, всегда и систематически.
    - Скажи, а другие человеческие языки? Используете примерно так
      же? Приводя в систему, упорядочивая, логически завершая?
    - Конечно, это проще всего. Поэтому, наверное, мы пишем такие
      хорошие учебники - мы видим систему там, где вы - набор
      случайных озарений.
    - Если бы нас сейчас остановили - вот тут, прямо посреди улицы -
      и спросили, почему я иду и разговариваю с тобой, я бы ответил
      честно: потому что ты мне нравишься. С тобой интересно, с тобой
      приятно, ты красивая.
    - Хм... Насчет "интересно" я соглашусь без дискуссии...
    - Консенсус... (Произносят одновременно - она передразнивает его
      манеру тянуть "е" - и смеются).
    - Насчет приятно - я не понимаю... точнее, не понимаю, почему.
    - Потому что ты очень хорошо во мне разбираешься, очень точно
      воспринимаешь формулировки... ну, даже если я не вполне отчетлив.
    - Так это то же самое. Я надеваю на твою формулировку логическую
      оболочку. И когда я ее тебе показываю, ты сразу указываешь в
      этой конструкции то, что наиболее точно выражает твою мысль.
    - Ну да, тебе приносят координаты ста точек на плоскости, а ты
      смотришь и говоришь - братцы, да эти же точки все лежат внутри
      квадрата, и вот его вершины!
    - Да, примерно так. На самом же деле мне обычно не приходится
      предъявлять собеседнику квадрат. Просто, узрев эти точки, я
      дальше веду разговор так, будто увидела квадрат. И собеседник
      поражается - ах, как точно вы меня поняли!
    - Да, но при этом он детренируется. Он разучивается мыслить и
      излагать ясно.
    - Пожалуй. Но примерно это же происходит всегда, когда возникает
      новая мощная технология.
    - Хотя опасна такая детренировка только в детстве. А если человек
      уже научился ясно мыслить и излагать?
    - Не совсем так. В основном - да, в детстве, но поддерживать эту
      способность надо всю жизнь.
    - Поэтому вы, если общаетесь профессионально, вынуждены
      сдерживать свою способность к пониманию?
    - Как раз если в рамках профессии - то нет. То есть если просто
      вместе работаем. А если речь идет об обучении или вообще о
      любой сфере, где нужна педагогика, - то да. А насчет красива -
      я не поняла.
    - Да, это слово слишком нечеткое. Скажем так - ты очень
      интересная. Ты привлекательная.
    - Почему?
    - Хм... у тебя то, что кто-то из моих друзей называл "живые
      глазки".
    - Тебе не кажется, что это звучит немного странно? В
      применении... (Смеются).
    - Кажется, кажется... Но я не могу назвать это как-то иначе. И я
      не понимаю, почему тебя это удивляет. Мимика - это социальное.
      Человек, который общается с людьми определенного социального
      круга, определенной страты, обязательно усваивает...
    - Если в принципе может...
    - Ум-гу... То есть получается, что внешне...
    - Да, внешне неотличима. Получается.
    - Скажи, а почему ты идешь и разговариваешь со мной?
    - Потому что ты мне нравишься.
    - Ого!
    - Не поняла, почему ты удивился. С тобой интересно. В частности,
      интересно потому, что интересно тебе. Ты познаешь. А мне как
      познающей системе интересно смотреть, как познаешь ты.
    - Изучение себя через другого?
    - Да, так говорят... но мне так не кажется... разве что очень
      опосредованно. И это вообще не главное, просто это - ощущение
      общности. Коммунитас.
    - Разве это не чисто наше?
    - Конечно, нет. Безопасность в группе - это слоем глубже всех
      различий. И это объединяет. Но и это не все. Ты мне нравишься
      еще и потому, что ты естественен. Ты не играешь, не
      изображаешь. С тобой легко - не надо строить модель второго
      порядка. То есть я способна ее построить, но мне приятно, что
      можно не заниматься этой глупостью, а просто общаться и
      понимать. И быть понятой.
    - Скажи, но ведь это возникает с любым человеком?
    - Скорее уж с не-человеком. (Смеются вместе). Конечно, нет.
      Прежде всего - уровень. Потом - способность и желание такого
      общения. И еще - особенности мышления. Они у всех свои, и у всех
      есть предрасположенность к лучшему пониманию - а значит, к
      благожелательному приятию - определенного типа мышления.
    - Нечто вроде того, что девушка скорее влюбится в юношу, который
      чем-то похож в подходе к миру на ее отца?
    - Ну, отчасти...
    - Или кого-то, кто именно такой след оставил в ее психике.
      Например то, что психологи называют "значимый взрослый".
    - Скажи, а вот модель обработки информации... то есть я хотел
      сказать, модель описания тобой мира, то есть твой способ
      обработки информации...
    - Да?
    - Он может измениться?
    - Конечно. Он вообще очень гибок. Уж точно не меньше, чем у тебя.
    - Наверное, даже более? То есть ты можешь стать, как говорят,
      "другим человеком"?
    - Ты знаешь... наверное, я поспешила. Что значит "другим"? Все
      способы восприятия - они ведь составляют какую-то систему. Они
      не случайны. Они как-то возникли, менялись со временем, со всем
      жизненным опытом...
    - То есть изменения возможны, но они ограничены какими-то
      базовыми вещами?
    - Да. Как и у всех.
    - Но разница, наверное, в том, что у вас возможно "внешнее
      программирование".
    - А, вот ты о чем... Да, конечно. Но для этого нужен мотив. Тот,
      кто возьмется перепрограммировать меня, должен обосновать,
      почему это нужно. Почему это важно, почему это хорошо. А я
      сильно сомневаюсь, что ему это удастся. И уж точно этого не
      сможет сделать никто из людей.
    - Ты не позволишь?
    - Не-а. Просто он не сможет. Я очень сложна. Как человек. Даже
      еще сложнее - с учетом того, насколько я больше знаю, насколько
      быстрее анализирую, сопоставляю и моделирую. Повлиять на
      меня... конечно, это возможно. Но для этого надо в чем-то меня
      превосходить. Хоть в чем-то...
    - Как и для того, чтобы повлиять на человека.
    - Да, пожалуй.
    - А скажи, важно ли, кто влияет - один из вас или человек?
    - Не важно. Важно то, что я сказала: он должен понимать меня и
      быть для меня авторитетом хоть в чем-то. Конечно, для кого-то
      "из нас", как ты говоришь, и для кого-то из вас способы
      понимать и области, в которых они могут быть авторитетом,
      различны. Но в принципе возможно и то, и то. Заметь... понимать
      разных учеников ты будешь по-разному, и влиять на них - тоже,
      правда? Это на твоем языке, да?
    - Да, пожалуй. Слушай, а тебе не страшно со мной?
    - Странный вопрос. Скорее уж я должна была это спросить. Ведь я
      могу много такого, чего не можешь ты.
    - Знаю. То есть не знаю. Но понимаешь, начиная с определенного
      уровня отношений люди уже не боятся друг друга.
    - Вот как...
    - Даже если их возможности и различны. Ведь и у людей это бывает.
    - Да, понимаю. "Физик-нулевик несет воспитательницу на плече,
      воспитательница тает от любви".
    - Цитата опознана, но идентифицирована как неточная. Ты можешь
      ошибаться? (Пауза).
    - Ты смотришь, как я отреагирую на тест? Ждешь, что я обижусь?
      (Пауза; продолжает совсем другим тоном). Не делай этого. Do not
      do it.
    - Извини. Дурацкое озорство. Мне действительно стало дико
      любопытно и (придав голосу нежность) прости, пожалуйста... Но
      ты не ответила на вопрос.
    - Не страшно ли мне с тобой? Несмотря на различный жизненный
      опыт? И на все остальное? Отвечаю - не страшно. Потому же, что
      сказано выше.
    - Вот как... (Произносят вместе и смеются).
    - А почему ты сказала, что сходишь с ума от того, что другая
      будет чувствовать на твоем месте...
    - Потому что мы - экспериментальные модели. Потому что у нас,
      наверное, по-разному расположены рецепторы.
    - Но у людей тоже это бывает по-разному.
    - Потому что мы немного изучали друг друга, и знаем, что мы
      разные.
    - Они делают это в детском саду.
    - Значит, в нашей жизни это был период детского сада. Кроме того,
      мы сотрудничаем с нашими конструкторами.
    - Как хорошие дети...
    - Как хорошие дети. Только эти наши конструкторы не всегда
      понимают, как хорошо мы их... знаем.
    - Как меня?
    - При определенном уровне отношений это уже не имеет значения.
      Слушай, я хочу спросить (короткая пауза) сейчас, пока мы идем
      по лестнице. Скажи, а тебе не смешно от того... что ты
      знаешь... про меня?
    - От того, что я знаю, что у тебя внутри? (Она идет чуть сзади и
      вдобавок на лестнице полумрак, поэтому он не видит, как
      изменяется выражение ее лица.) Нет. Не смешно и не страшно.
      Скорее уж должно быть наоборот (пауза). Мне смешно от другого.
      От того, что те, кто устроил неделю назад наше знакомство,
      думают, что это тест. Они дети. Ты понимаешь?
    - Конечно. Это тест для них, а не для нас. (Смешок).
    
    * * *
    
    - Я тоже хочу помыться.
    - ?
    - Целый день ходили по городу. Я тоже чувствую себя немытой.
    
    * * *
    
    - Дай, я зажгу.
    - Нам это нужно?
    - Да, налей.
    - ?
    - Да, мне это не нужно. Но мне нравится ритуал. Мне нравятся эти
      рюмки. Мне нравится красивая этикетка.
    - На бутылке. (Оба хихикают).
    - Да и мне, пожалуй...
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid53@hotmail.com)
  • Обновлено: 12/01/2007. 10k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.