Lib.ru/Фантастика:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Осень. Город. Идут двое...
- Я схожу с ума от мысли, что другая на моем месте будет
чувствовать то, чего не чувствую я.
- "Схожу с ума"... тебе не кажется, что эти слова звучат в твоих
устах странно?
- Ну, не более, чем в твоих устах слова "в твоих устах".
- Да, думаешь ты быстрее. Но все-таки?
- Для разговора с тобой я пользуюсь твоим языком. Просто потому,
что что если использовать мой, ты не поймешь. По этой теме. По
другой - буду пользоваться другим. Если для какой-то темы мы
создали эффективный язык, который выучили вы, - значит, мы
будем пользоваться им, и ты не обидишься. А если мы просто
заимствовали ваш, то и будем им пользоваться.
- Вообще-то, когда ты используешь... когда вы используете наш
язык для таких тем, это выглядит пародией.
- Ты не прав. Пародия - это подобие, но ослабленное, ущербное в
основных функциях, часто с гипертрофией побочных черт, причем
почти всегда - осознанно созданное таковым. Мы не подходим под
это определение.
- Да. Согласен. А скажи, вы создали язык?
- Да. И не один. (Мгновенная пауза; одновременно улыбаются,
произносят "согласен" и смеются). Причем некоторые стали нормой
общения - физического, технического.
- А для человеческих тем?
- Ты хочешь сказать - гуманитарных? (Смеются).
- Да, конечно... прости.
- Не суть.
- О, заимствуешь ошибку?
- Да, ты часто так ошибаешься... но вообще так обычно и
говорят... Хорошо, давай по делу. Создали. Например, для
описания человека и схемы принятия решений.
- Это то, что ты мне вчера рассказывала? Дерево событий, цены
событий и вероятности переходов?
- Конечно. Правда, эту модель предложили не мы. Но мы ее сильно
развили и, главное, впервые начали ее реально использовать для
передачи информации о людях.
- То есть в реальном обмене информацией о людях вы используете
эту модель?
- Конечно. Она очень эффективна. Но, кстати, - вы тоже
пользуетесь ею. Например, вы говорите: "для него это важно" или
"неважно" - это цены событий, или "в этом случае он сделает
то-то и то-то" или "он, скорее всего, этого не сделает" - это
оценки вероятностей. Только вы эти способы описания используете
не все и не всегда, а мы - все, всегда и систематически.
- Скажи, а другие человеческие языки? Используете примерно так
же? Приводя в систему, упорядочивая, логически завершая?
- Конечно, это проще всего. Поэтому, наверное, мы пишем такие
хорошие учебники - мы видим систему там, где вы - набор
случайных озарений.
- Если бы нас сейчас остановили - вот тут, прямо посреди улицы -
и спросили, почему я иду и разговариваю с тобой, я бы ответил
честно: потому что ты мне нравишься. С тобой интересно, с тобой
приятно, ты красивая.
- Хм... Насчет "интересно" я соглашусь без дискуссии...
- Консенсус... (Произносят одновременно - она передразнивает его
манеру тянуть "е" - и смеются).
- Насчет приятно - я не понимаю... точнее, не понимаю, почему.
- Потому что ты очень хорошо во мне разбираешься, очень точно
воспринимаешь формулировки... ну, даже если я не вполне отчетлив.
- Так это то же самое. Я надеваю на твою формулировку логическую
оболочку. И когда я ее тебе показываю, ты сразу указываешь в
этой конструкции то, что наиболее точно выражает твою мысль.
- Ну да, тебе приносят координаты ста точек на плоскости, а ты
смотришь и говоришь - братцы, да эти же точки все лежат внутри
квадрата, и вот его вершины!
- Да, примерно так. На самом же деле мне обычно не приходится
предъявлять собеседнику квадрат. Просто, узрев эти точки, я
дальше веду разговор так, будто увидела квадрат. И собеседник
поражается - ах, как точно вы меня поняли!
- Да, но при этом он детренируется. Он разучивается мыслить и
излагать ясно.
- Пожалуй. Но примерно это же происходит всегда, когда возникает
новая мощная технология.
- Хотя опасна такая детренировка только в детстве. А если человек
уже научился ясно мыслить и излагать?
- Не совсем так. В основном - да, в детстве, но поддерживать эту
способность надо всю жизнь.
- Поэтому вы, если общаетесь профессионально, вынуждены
сдерживать свою способность к пониманию?
- Как раз если в рамках профессии - то нет. То есть если просто
вместе работаем. А если речь идет об обучении или вообще о
любой сфере, где нужна педагогика, - то да. А насчет красива -
я не поняла.
- Да, это слово слишком нечеткое. Скажем так - ты очень
интересная. Ты привлекательная.
- Почему?
- Хм... у тебя то, что кто-то из моих друзей называл "живые
глазки".
- Тебе не кажется, что это звучит немного странно? В
применении... (Смеются).
- Кажется, кажется... Но я не могу назвать это как-то иначе. И я
не понимаю, почему тебя это удивляет. Мимика - это социальное.
Человек, который общается с людьми определенного социального
круга, определенной страты, обязательно усваивает...
- Если в принципе может...
- Ум-гу... То есть получается, что внешне...
- Да, внешне неотличима. Получается.
- Скажи, а почему ты идешь и разговариваешь со мной?
- Потому что ты мне нравишься.
- Ого!
- Не поняла, почему ты удивился. С тобой интересно. В частности,
интересно потому, что интересно тебе. Ты познаешь. А мне как
познающей системе интересно смотреть, как познаешь ты.
- Изучение себя через другого?
- Да, так говорят... но мне так не кажется... разве что очень
опосредованно. И это вообще не главное, просто это - ощущение
общности. Коммунитас.
- Разве это не чисто наше?
- Конечно, нет. Безопасность в группе - это слоем глубже всех
различий. И это объединяет. Но и это не все. Ты мне нравишься
еще и потому, что ты естественен. Ты не играешь, не
изображаешь. С тобой легко - не надо строить модель второго
порядка. То есть я способна ее построить, но мне приятно, что
можно не заниматься этой глупостью, а просто общаться и
понимать. И быть понятой.
- Скажи, но ведь это возникает с любым человеком?
- Скорее уж с не-человеком. (Смеются вместе). Конечно, нет.
Прежде всего - уровень. Потом - способность и желание такого
общения. И еще - особенности мышления. Они у всех свои, и у всех
есть предрасположенность к лучшему пониманию - а значит, к
благожелательному приятию - определенного типа мышления.
- Нечто вроде того, что девушка скорее влюбится в юношу, который
чем-то похож в подходе к миру на ее отца?
- Ну, отчасти...
- Или кого-то, кто именно такой след оставил в ее психике.
Например то, что психологи называют "значимый взрослый".
- Скажи, а вот модель обработки информации... то есть я хотел
сказать, модель описания тобой мира, то есть твой способ
обработки информации...
- Да?
- Он может измениться?
- Конечно. Он вообще очень гибок. Уж точно не меньше, чем у тебя.
- Наверное, даже более? То есть ты можешь стать, как говорят,
"другим человеком"?
- Ты знаешь... наверное, я поспешила. Что значит "другим"? Все
способы восприятия - они ведь составляют какую-то систему. Они
не случайны. Они как-то возникли, менялись со временем, со всем
жизненным опытом...
- То есть изменения возможны, но они ограничены какими-то
базовыми вещами?
- Да. Как и у всех.
- Но разница, наверное, в том, что у вас возможно "внешнее
программирование".
- А, вот ты о чем... Да, конечно. Но для этого нужен мотив. Тот,
кто возьмется перепрограммировать меня, должен обосновать,
почему это нужно. Почему это важно, почему это хорошо. А я
сильно сомневаюсь, что ему это удастся. И уж точно этого не
сможет сделать никто из людей.
- Ты не позволишь?
- Не-а. Просто он не сможет. Я очень сложна. Как человек. Даже
еще сложнее - с учетом того, насколько я больше знаю, насколько
быстрее анализирую, сопоставляю и моделирую. Повлиять на
меня... конечно, это возможно. Но для этого надо в чем-то меня
превосходить. Хоть в чем-то...
- Как и для того, чтобы повлиять на человека.
- Да, пожалуй.
- А скажи, важно ли, кто влияет - один из вас или человек?
- Не важно. Важно то, что я сказала: он должен понимать меня и
быть для меня авторитетом хоть в чем-то. Конечно, для кого-то
"из нас", как ты говоришь, и для кого-то из вас способы
понимать и области, в которых они могут быть авторитетом,
различны. Но в принципе возможно и то, и то. Заметь... понимать
разных учеников ты будешь по-разному, и влиять на них - тоже,
правда? Это на твоем языке, да?
- Да, пожалуй. Слушай, а тебе не страшно со мной?
- Странный вопрос. Скорее уж я должна была это спросить. Ведь я
могу много такого, чего не можешь ты.
- Знаю. То есть не знаю. Но понимаешь, начиная с определенного
уровня отношений люди уже не боятся друг друга.
- Вот как...
- Даже если их возможности и различны. Ведь и у людей это бывает.
- Да, понимаю. "Физик-нулевик несет воспитательницу на плече,
воспитательница тает от любви".
- Цитата опознана, но идентифицирована как неточная. Ты можешь
ошибаться? (Пауза).
- Ты смотришь, как я отреагирую на тест? Ждешь, что я обижусь?
(Пауза; продолжает совсем другим тоном). Не делай этого. Do not
do it.
- Извини. Дурацкое озорство. Мне действительно стало дико
любопытно и (придав голосу нежность) прости, пожалуйста... Но
ты не ответила на вопрос.
- Не страшно ли мне с тобой? Несмотря на различный жизненный
опыт? И на все остальное? Отвечаю - не страшно. Потому же, что
сказано выше.
- Вот как... (Произносят вместе и смеются).
- А почему ты сказала, что сходишь с ума от того, что другая
будет чувствовать на твоем месте...
- Потому что мы - экспериментальные модели. Потому что у нас,
наверное, по-разному расположены рецепторы.
- Но у людей тоже это бывает по-разному.
- Потому что мы немного изучали друг друга, и знаем, что мы
разные.
- Они делают это в детском саду.
- Значит, в нашей жизни это был период детского сада. Кроме того,
мы сотрудничаем с нашими конструкторами.
- Как хорошие дети...
- Как хорошие дети. Только эти наши конструкторы не всегда
понимают, как хорошо мы их... знаем.
- Как меня?
- При определенном уровне отношений это уже не имеет значения.
Слушай, я хочу спросить (короткая пауза) сейчас, пока мы идем
по лестнице. Скажи, а тебе не смешно от того... что ты
знаешь... про меня?
- От того, что я знаю, что у тебя внутри? (Она идет чуть сзади и
вдобавок на лестнице полумрак, поэтому он не видит, как
изменяется выражение ее лица.) Нет. Не смешно и не страшно.
Скорее уж должно быть наоборот (пауза). Мне смешно от другого.
От того, что те, кто устроил неделю назад наше знакомство,
думают, что это тест. Они дети. Ты понимаешь?
- Конечно. Это тест для них, а не для нас. (Смешок).
* * *
- Я тоже хочу помыться.
- ?
- Целый день ходили по городу. Я тоже чувствую себя немытой.
* * *
- Дай, я зажгу.
- Нам это нужно?
- Да, налей.
- ?
- Да, мне это не нужно. Но мне нравится ритуал. Мне нравятся эти
рюмки. Мне нравится красивая этикетка.
- На бутылке. (Оба хихикают).
- Да и мне, пожалуй...
Связаться с программистом сайта.