Ашкинази Леонид Александрович
Размышление на сортировке картошки

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (gaash@newtech.ru)
  • Обновлено: 25/10/2006. 9k. Статистика.
  • Эссе: Фантастика История
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  • Размышление на сортировке картошки
    
                            Картофелин печальное мельканье
                            Природы подмосковной увяданье,
                            Отъезд друзей - откуда нет возврата
                            Бессилье, пониманье, страх, расплата.
    
                                                        Л.Хатуль
    
    
    Литература - это упражнение в познании, в том числе в познании
    себя? Для профессионального писателя - упражнение на макете:
    "честняга-блондин расправляется с подлецом" (И.Бродский). Для
    прочих - упражнение на себе. Упражнение - способ
    совершенствования навыка, а навык познания и в том числе
    самопознания биологически целесообразен. Или самопознание - лишь
    инерция? Впрочем, это неважно. И не надо называть меня
    примитивным биологизатором. Все ярлыки (кроме монгольских) - лишь
    перефразировки слова "дурак". Не каждый настоящий философ знает,
    где сидит фазан, но знает, каким словом надо назвать каждую
    ненастоящую философию.
    
    Что же должен познавать и самопознавать нормальный человек? Мы
    можем употреблять такое выражение потому, что понятие о норме
    различается у людей меньше, чем их действия. Отсюда растет а -
    вопрос "почему?" и бэ - возможность обсуждать реальную жизнь
    разных людей, отталкиваясь от их общего (примерно) идеала. Вот
    это и есть поле для литературы. Самое простое - отсутствие боли,
    еда, тепло, деятельность, отдых, половой партнер, воспитание,
    главенство. Профессор социологии из Токийского университета,
    эскимосский охотник на тюленей и простой американский миллионер,
    наверное, согласятся, что этот список может служить "основой для
    обсуждения". Конечно, представления о конкретной желательной еде
    и температуре, конкретной желаемой деятельности и росте/весе
    полового партнера могут различаться, но хоть список будет общим.
    Итак, вот темы для литературы - пытки, выживание, кусок хлеба,
    последние дрова, потеря работы, койка в бараке ... такая вот
    любовь, такая педагогика и такое мощное властолюбие. Неужели эта
    невыгребная яма - последнее, что я увижу в этой жизни? Проклятым
    империалистам пришлось (наверное, скрипя от злости своими
    империалистическими зубами) выгребать свой Уотергейт, а мы
    присыпали словесами двадцать миллионов, исключили из школьной
    программы известный доклад на известном съезде и бодрым шагом
    пошли вперед. Что взойдет на этом перегное, кроме тупого неверия
    или ненависти?
    
    Не надо обвинять меня в мизантропии. Один наш общий знакомый,
    некий Р.Эсторский, выразился так: "Неужели это скопище простейших
    будет последним, что я увижу в этой жизни?" Вы же его не
    обвиняете? Просто жизнь такая, вот и все.
    
    В сознании людей, в их литературе запечатлена болезнь и ее
    история; сколько неоценимых тем для чувства, мысли и пера создала
    наша жизнь - тему метров, тему прописки и соседей по квартире,
    тему не умеющих лечить врачей и не умеющих учить учителей, тему
    детских "учреждений" и "комбинатов", годных только как источник
    больничных "по уходу". Читая литературу цивилизованных стран, я
    удивлялся - почему они так много пишут о том, что бывает у мужчин
    с женщинами? Ах да, ведь просто у них нет слова "коммуналка",
    понятия "творог не завезли", сюжета "инженер на картошке" или
    эпопей с ремонтом телевизора. У них нет сотен слов. О, несчастные
    переводчики - у них так обедняется словарь. Впрочем, если
    переводить в другом направлении, он, словарь, расширяется...
    
    Конечно, где-то голодают и умирают, и есть еще в мире лагеря и
    бараки - да, но это же у диких народов. А не в стране, строящей
    коммунизм, и занимающей второе - лишь по причине хилой экономики
    - место в мире по торговле оружием. Кстати, об оружии - интерес
    к этому виду дерьма неистребим. Люди не могут без отождествления
    с суперменом, а какой же он мэн без лазерного суперпистолета? И
    супер должен свисать ниже колен. Люди читают о молодеческих
    подвигах и забывают о реках крови. Все победоносные революции,
    особенно те, которые "повернули развитие человечества" и так
    далее, - это тысячи и миллионы жертв. Можете начать ознакомление
    прямо с "Речений Ипувера" и далее по всем векам - сколько жизней
    сожрала убежденность в том, что прогресс должен ехать именно так?
    То есть именно по этим трупам? Каждому веку сгодится символ -
    питекантроп с дубиной, нога опирается на череп врага...
    
    Все знают, когда было отменено крепостное право на Руси - в одна
    тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году. В том году хрестьянам
    выдали пачпорта. Но для интеллигенции крепостное право не
    отменено до сих пор. Да и вообще для всех, кто хочет и умеет
    работать. В чем суть оного? В том, что располагающий возможностью
    заставить другого на себя работать, его и заставляет, оплачивая
    результатами его труда ту силу, которая его же и заставляет.
    Великие люди изобрели рабство! Правда у рабского труда низка
    производительность, но фараонам были нужны пирамиды, а
    производительность их не волновала. А зря - пирамиды они создали,
    но их строй уступил место другому; пирамиды обокрали, мумии
    выкинули, и вполне возможно, что на Рамзеса такого-то справлял
    малую нужду (вовсе не желая его обидеть) простой египетский
    шакал. Се ля ви, сильные мира сего.
    
    В развитых странах Запада средний уровень жизни выше того,
    который наличествует в СССР. Но из этого вовсе не следует, что
    там будет лучше любому, кто уедет туда. Зависимость уровня жизни
    от работы там значительно сильнее, чем здесь. Это хорошо понимает
    любой человек, и подавляющее большинство, даже разреши им выезд,
    не стронутся с места ни на миллиметр - ведь они не хотят
    работать. Те, кто выехал, думая, что там цацкаются с дармоедами,
    - принесли "стране происхождения" большую пользу. Рай для
    бездельников - так называется место, где мы живем, и в другом раю
    умные люди оказаться не хотят. Ведь там надо работать... Что же
    до патриотизма, то люди любят то, чему отдают свой труд, ради
    чего рискуют жизнью или - впрочем, реже - то, что отдало свой
    труд им. Так любят детей, женщину, родителей, друзей, работу,
    горы. А как любят "Родину"? Те, кто не дал ей даже удобрения для
    полей (если живет в городе)? Право, не знаю. Может быть, они
    любят ее так, как надрывается полированный ящик? Ну что ж, если
    повторять одно и то же над человеком годами, то... можно сделать
    из него попугая? Увы, не только. Можно еще и дурака. Попка
    дуррак... Вам не хочется перевернуться на жердочке, мой читатель?
    Ах нет, только поклевать зеркало...
    
    Если нет, то двинемся дальше. Обычно хорошо работают те, кто
    работать хочет. Большинство тех, кто много делает для других
    людей и, стало быть, извиняюсь, любит их - это те, кто любит
    работу, любит свое дело и, следовательно, будет хорошо жить
    "там". Что же получается? Кто не работает - не едет, понимая, что
    ему будет плохо, а кто работает - не едет, потому что он своей
    работой, своим делом, связал себя с другими людьми, связал себя с
    ними чувствами, выросшими либо из помощи им, либо из работы с
    ними. Подло устроен мир, а?
    
    Но есть силы, разрывающие этот замкнутый круг. Есть невозможность
    работать в полную силу над тем, что считаешь нужным, есть
    ощущение жизни, проходящей зря, есть созерцание своих детей,
    которых учат "в едином строю", для евреев отдельно - есть память
    о всех обидах и история всех погромов, и есть самое главное - сам
    факт рабства. О свободе мечтает только крепостной - свободному
    она не нужна, он родился и живет в ней, и вряд ли ему можно
    объяснить, что это такое и как бывает, когда ее нет.
    
    В чем цель "крепостного права интеллигентов"? Да в том же - чтобы
    способные работать работали здесь на бездельников. Иначе
    бездельникам станет совсем плохо и они могут... страшно подумать
    - захотеть что-то изменить. Или кого-то сменить. А ведь среди
    бездельников - те, кто заставляет работать. А эти могут того...
    этого... да, да, но перо заедает и паста не течет. Извините.
    Спазм, как у первобытного человека при слове "табу".
    
    Но самое опасное - не выезды, а то, что сказано в Декларации ООН
    по правам человека, которую эта страна тоже подписала: право
    свободного передвижения, выезда и въезда, в том числе в страну
    первоначального проживания. Ведь если дать им туда-сюда ездить и
    общаться, то и начнется... поездки, сравнения, контакты,
    смешанные браки, совместные работы, совместные дети, то да се,
    оседание, покидание, "оставание"...
    
    Хочу ли я его? Пора сказать, чего хочу я. Вопрос из зала уже
    задан. Самопознание есть часть познания. На свои вопросы надо
    иметь смелость отвечать. Да, хочу. Отток творчески работающих
    людей прекратит борьбу за мировое господство. Это сбережет
    миллионы жизней. Что же до капитализма, то люди при нем в среднем
    живут лучше. И в лагерях при нем сидит меньше. А то, что
    работающие живут лучше бездельников, так это даже хорошо -
    значит, следующие за нами будут жить еще лучше. Простите, я
    оговорился. Следующие за ними...
    
    Я... я вам уже объяснял, почему за ними, а не за мной. А может
    быть, просто меня еще мало били. И страх оказаться вне привычной
    среды вместе с любовью к друзьям оказываются сильнее и ненависти,
    и другого страха.
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (gaash@newtech.ru)
  • Обновлено: 25/10/2006. 9k. Статистика.
  • Эссе: Фантастика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.