Lib.ru/Фантастика:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Работа кипела
Вежливый шофер, вышколенная секретарша, не слишком роскошный
кабинет.
- Михаил Маркович? Садитесь, пожалуйста. Кофе, чаю?
- Кофе, пожалуйста...
- Мы Вас пригласили для консультации вот по какому вопросу...
- Одну минуточку.
- ?
- Во-первых, спасибо за приглашение. Но обычно за консультацией
приезжают, а не приглашают.
- Только не вздумайте на нас обижаться! Давайте я Вам сразу все
объясню...
- И еще минуточку.
- ??
- Я не хочу услышать ничего такого, после чего вы попросите у
меня подписку о неразглашении или начнете говорить, что теперь уж
мне придется этим заниматься и так далее.
- Понял. Учту. Значит, так... Приехали Вы к нам, точнее - сочли
возможным откликнуться на наше приглашение, - потому что попросил
Ваш директор. А он попросил потому, что рассчитывает получить
заказ. И правильно рассчитывает. Насчет Вашего участия, роли,
благ и так далее - опускаю. Что приехали - спасибо. Уехать можете
в любой момент, машина у подъезда, как привезли, так и отвезут,
шофер в Вашем распоряжении на два часа. Так. Теперь... До
какого-то момента я буду говорить вещи если и не общеизвестные,
то уж Вам-то наверняка. Вот. А перед тем, как перейти к деталям -
если к ним придется перейти, - я остановлюсь и мы решим, как
работаем дальше. И работаем ли. Вы человек интересующийся,
поэтому скажу сразу - если Вы будете с нами работать, то лишь
абсолютно добровольно и заинтересованно. Гуманизма у нас ни на
комариный чих, просто я знаю, что иначе сотрудничество будет
неэффективным. Похоже, что организационных вопросов у Вас нет?
- Нет.
- Хорошо. Тогда к делу... Кстати, Вы не правы, за консультацией
не всегда приезжают. К тяжелобольному врачей иногда и приглашают.
На лицах собеседников улыбки - в обеих смешано понимание и ирония
- хотя и в разной пропорции; контакт установлен - и немудрено:
один из собеседников - биолог, точнее, биофизик экстракласса, но
другой, между прочим, профессиональный психолог.
- Вы, наверное, помните историю с "анафобином" - средством,
уничтожающим страх. Формально все это засекречено, но спрятать
такое невозможно, кто-то проболтался, опять же трупов много было,
плюс карантин региона... Потом об этом кое-кто опять же написал,
в Интернете рассказ выложил - да Вы, наверное, читали, да и с
автором, можно сказать, знакомы. Родственные ведомства..
- Но фактически средство создать не удалось.
- Само средство - удалось. Его практически применить невозможно -
оно нестойко и на солнечном свету разлагается. Это во-первых. А
во-вторых, в самом же начале конфликта противник из первого же
нашего трупа немедленно выделяет это средство, синтезирует его и
тоже может пользоваться. Сразу скажу - впрочем, сие совершенно
очевидно, - что работы в этом направлении велись и далее,
средства и силы были вложены немалые, положительного результата
не было. Причем мне с самого начала казалось, что успех
маловероятен. Страх - это не биологическое явление, он социально
обусловлен. И слишком сложно устроен. А подбирая химическое
средство, мы действуем грубо. Ну, примерно как если бы мы, желая,
чтобы человек лучше работал, поили бы его кофе. Он хорош при
недосыпании, а качество работы зависит от многих вещей - и от
того, насколько работа интересна, и от того, симпатичная ли
лаборантка, и от степени усталости. И мне казалось, что надо
искать средство не химическое, а биологическое. И не против
страха, а против того, что лежит в его основе. Причем в идеале -
такое, которым не сможет воспользоваться противник, и
ограниченного действия.
- Типа выключателя инстинкта самосохранения?
- О. Вот тут я вынужден замолчать. Мы с Вами как раз подошли к
тому, что не все знают. А точнее - Вы будете смеяться - не
просто не все, а один я.
- Разве это возможно не только в науке? Ведь в вашей системе
любая информация проходит через десятки рук. И ее, прежде всего,
должен кто-то добыть - а уж он-то знает.
- Ха! Не все так просто. Можно знать - но не понять, не
сопоставить, не сообразить, что именно ты, собственно,
наблюдаешь.
- То есть вы хотите сказать, что работа разведчика -
это наука?
Он слегка провоцирует оппонента, но тот, во-первых, достаточно
умен, а во-вторых... разговор продолжается.
- Я - не просто разведчик. Я - аналитик. Но вообще-то Вы правы. И
это... согласитесь - это одна из причин Вашего визита к нам.
- Да, пожалуй... Давайте, я вас избавлю от необходимости сообщать
мне секретную информацию?
Собеседник кладет руку на телефон.
- Сообщить в охрану, чтобы Вас проводили к машине?
- Нет, я имел в виду не это. В какой-то лаборатории нашли
средство против инстинкта самосохранения, но не вполне
удовлетворяющее требованиям. И вы хотите, чтобы моя лаборатория
довела это средство до возможности применения.
- Если бы... Ситуация сложнее. Некие биологи, исследуя некоторых
животных - обратите внимание, я не говорю, каких, - обнаружили
странное их поведение и, похоже, сами не очень понимают, что
обнаружили.
- Ну так поймут через месяц.
- Не обязательно. Во-первых, они занимаются другой задачей.
Во-вторых, если мы захотим, эти исследования прекратятся. Причем
совершенно гуманно - получат новую тему с большими деньгами и
перспективами, кто-то - наследство, которое... позволит бросить
опостылевшую науку...
- Вы шутите.
- Да, отчасти шучу. Но в любом случае - нам криминал не нужен.
Все будет гуманно и добровольно, иначе журналисты пронюхают -
вони не оберемся.
- Хорошо. А вы-то откуда это знаете?
- У нас в самых разных местах есть информаторы.
- Хорошо. То есть вы хотите, чтобы мы сказали, что именно нашли
эти ребята, и определили, можно ли это применить в наших целях?
Собеседник замечает слово "наших" и радостно хмыкает - про себя.
- Да. Для начала - не бред ли это. Они могли наделать глупостей,
я мог все неправильно понять. Поведение животных - штука тонкая.
- Кстати, каких животных?
- А я не сказал? Кошек.
Занавес.
Через день, разговор по телефону.
- Я ознакомился с материалами. По-моему, они все делали
аккуратно, сами данные достоверны. Ваша интерпретация... пока мне
кажется тоже достоверной. Скажем так - ошибок не вижу. Когда
получены эти данные?
- Три недели назад. Нужны свежие?
- Да, пожалуйста.
- Послезавтра вам привезут. Тот шофер, что с вами ездил.
Через три дня, разговор по телефону.
- Вы знаете... Похоже, что вы правы. Только как-то очень медленно
эти ребята продвигаются.
- А куда им спешить? И потом - они же не это исследуют, это -
побочное. Вот нам и кажется, что они продвигаются медленно. Они
могли в нашем направлении и вообще не продвигаться.
Собеседник отмечает это "нам" и иронически хмыкает - естественно,
про себя.
- Вмешаться в ход их экспериментов мы ведь не можем?
- Ну, это было бы очень сложно... наш информатор - техник.
- Скажите, а добыть экземпляр?..
- Подумаем... я позвоню завтра.
На следующий день.
- Добыть экземпляр можем. Важно ли, какой именно?
- Сейчас... сейчас... если можно, тот, который обозначен номером
семь.
- Если это будет трудно, возможна ли замена?
- Возможна. Девять.
- Хорошо, попробуем.
Через неделю
- Закажите мне пропуск.
Вежливый шофер, вышколенная и т.д.
- Вы будете смеяться. Это микроорганизм, такой широко
распространенный, что смешно. Он везде есть.
- ?
- Но - мутант.
- Хм. То есть этого микроорганизма нигде больше нет.
- Да, пожалуй. То есть... мы не знаем.
- Сообщает ли... ваш информант... сообщает ли ваш информант о
поведении сотрудников лаборатории?
- Та-а-ак... Нет, но мы запросим.
- Нет.
- Да, вы правы. Нельзя, спугнем.
- А подстройте автомобильную аварию. Так, чтобы было видно, есть
ли инстинкт.
- Стойте-ка... не надо аварии! Он в прошлом отчете писал, что они
всей лабораторией, с женами и детишками, собираются в воскресенье
на аттракционы. Так. У них сейчас, скорее всего, обед.
- А если и не обед - может же лаборант с любимой девушкой
потрепаться?
- Может. Но голос...
- Позовите секретаршу.
- Я сейчас наберу номер, вы спросите: "Пат, это вы? Какая у вас
погода?". Он ответит: "Ничего сногсшибательного", - и спросит,
кто вы. Спросите тихо: "Один ли ты в комнате", - и если "да",
дадите мне трубку. Если "нет" - попросите перезвонить.
- Ходили ли на аттракционы?
- Да.
- Всей лабораторией?
- Почти.
- Ну и как?
- Да вроде неплохо. Я там год назад с моими сорванцами был, ну,
по-моему, один или два новых аттракциона появились.
- А как сотрудники? Визжали, пугались?
- Да примерно как и все, у нас же особых истериков нет.
- А женщины?
- Ну, они чуть повпечатлительнее, так оно так и должно быть.
- А кто у вас больше всех с животными работает?
- Ну я, сменщик мой и две девочки-лаборантки.
- Эти как?
- Что-то я не понимаю, шеф. Те, кто работает с животными, они
истериками быть не могут - звери же это чувствуют. Так что
реагировали нормально, как все - где надо, охали, где надо,
визжали. Ну я чуть меньше - но я там год назад был, ну, осенью, и
просто я все их помнил; один из новых, правда, очень впечатляюще
сделан, у меня даже спина от страха вспотела...
- Хорошо. Извините, что оторвал не по делу. Просто мне на той
неделе со своими туда идти, вот я и подумал - не надо ли
запастись для членов семьи подгузниками...
- Все вы шутите, шеф. Нормальные аттракционы, на них все визжат,
и наши девочки визжали...
- Значит, так. Людям это не передается.
- Пока не передается. Мы же не знаем механизма.
- Передачи или влияния?
- Ни того, ни другого.
- А познать?
- Это можно... У нас есть сектор для таких работ...
- А исходный материал?
- Потребуется... лучше две разнополые. Проверим передачу
неинфицированным особям, детям, другим животным.
- И человеку.
* * *
- Санди... ее нет?
- Нет. Нет больше твоей Санди.
- Ты знаешь?
- Да и ты. Только не хочешь поверить.
- А почему?
- Потому что они хотели понять, почему она такая.
- Почему мы такие?
- Да, почему мы такие.
- А почему мы такие?
- Я не знаю. Я осенью понял, что я не такой. И что мы все не
такие. А новые, кто к нам попадает, становятся не такими через
неделю.
- А они это заметили?
- Они не придают этому значения. Только один. Которого они зовут
Пат.
- Понял. Значит, он заметил?
- Не просто заметил. Ему очень интересно. Интересно не для себя.
Он смотрит, запоминает, а думает о другом.
- Самке?
- Нет.
- Они часто думают о своих самках.
- Мы - не реже. Не отвлекайся.
- Понял.
- Он украл Санди. И отдал ее тому, для кого интересуется.
- И тот...
- И тот понял. Нет больше Санди. Но он хочет понять дальше. Этот
украдет еще. Я думаю, тебя и Джеки.
- Мне не нравится Джеки.
- Не отвлекайся.
- Извини... А зачем двоих?
- Чтобы понять, передается ли это другим. И передается ли это
детям.
- Я и Джеки?
- Идиот.
Стремительный выпад. Попадание. Собеседник приведен в
почтительное и внимательное состояние. Отсутствие инстинкта
самосохранения не отменяет иерархии - это социальное.
- Слушай внимательно. Мы не боимся. Они боятся. Мы не боимся
ничего. Мы не боимся их. Они боятся. Они боятся нас. Ты видишь
меня?
- Да...
- Ты видишь все вокруг?
- Да...
- Ты хочешь когда-нибудь увидеть Санди?
- Да!
- Слушай внимательно. Они боятся нас. Они боятся перестать
видеть. Они знают - мы можем прыгнуть и выцарапать им глаза. Они
боятся нас. Они боятся перестать видеть. Повтори.
- Правильно. Слушай внимательно. Мы не боимся. Мы видим их мысли.
Мы чувствуем по запаху их мысли и намерения. Их мысли и желания.
Мы не боимся. Мы можем заставить их делать все, что нам нужно.
- Но... но нам никогда не создать все то, что сделали они.
Посмотри вокруг.
- Посмотрел. Нам не нужно все это создавать. Все это уже создано.
Мы просто возьмем готовое, потому что мы не боимся. А они боятся.
А если кто-то будет недостаточно бояться, мы выцарапаем ему один
глаз и он станет последним рабом. Рабом рабов наших.
- А зачем?
- Зачем? Чтобы они перестали делать то, что они сделали с Томом.
Чтобы они перестали топить наших детей. Чтобы они перестали
забирать наших Санди. А потом... потом возникнут еще цели.
- Я слышал о совсем далеких местах.
- Да, они путешествуют. Мы тоже будем путешествовать. У них есть
литература - ты слышал, как они читают своим детям.
- Да. Иногда о нас - так глупо и смешно.
- Да. Но у них есть и умные книги - они прочтут их нам.
- Или мы выучимся читать сами?
- Может быть. Но это потом. Слушай внимательно. Завтра он оставит
несколько клеток открытыми. Чтобы мы сбежали. А у входа нас будут
ждать. С мешком. С клетками. С машиной. Так вот. Спокойно
"сбегаем".
- Ну хорошо. Приехали мы. И начали они нас изучать. Что мы будем
делать?
- Ты сам сообразишь, что ты будешь делать. А не сообразишь -
товарищи подскажут. Ты будешь не один. Понял? Повтори.
- Ты понял. Ты сообразишь. Санди подскажет.
* * *
Профессор биологии сидел за столом и старательно вел
исследование. Крупный серый кот, внук героев нашего
повествования, сидел рядом на столе и внимательно принюхивался к
мыслям и чувствам. Чувства его человека были вполне
доброжелательны. Пожалуй, тот немного беспокоился, что
поставленная котами задача могла быть решена не к сроку, а на
неделю позже. Две на диво расторопные лаборантки - одна из
категории "рабы рабов наших" - помогали профессору. Работа
кипела.
Связаться с программистом сайта.