Педагогические идеи русской литературы: Мат-лы конференции 20-22 авг. 2003 г. - Коломна: КГПИ, 2003. - С.230-231.
Рассматривая взаимодействие любого автора со школой, можно выделить две стороны явления: что данный автор пишет о школе, педагогике и т.д. и как этого автора изучает, абсорбирует, переваривает школа. Кроме того обе эти стороны так или иначе отражаются в окружающем мире, то есть в учениках, в читателях и т.д. Часть этого отражения принимает письменную форму и удобна для изучения. В данной работе рассмотрены все три аспекта в применении к Стругацким: что писали они о школе и какие педагогические новации предлагали, как их творчество преломляется в методических пособиях и как на все это реагируют читатели.
В плане педагогики Стругацкие предлагали широкое распространение интернатского воспитания. При этом взгляды Стругацких несколько эволюционировали. В ранних произведениях все дети проживали в интернатах постоянно, имели место лишь нечастые встречи с родителями, причем эмоциональная связь между поколениями явно ослаблена (например, "Полдень, XXII век (Возвращение)", "Далекая Радуга"). В более поздних произведениях позиция авторов смягчилась ("Гадкие лебеди", "Обитаемый остров") - эмоциональная связь показана более сильной. Затем - дальнейшее смягчение ("Жук в муравейнике") - дети уже ездят к родителям на выходные. На вопрос, где взять высококвалифицированных педагогов, Стругацкие предлагают ответ: в специализированных лицеях, причем лицеи эти готовят не преподавателей определенных предметов, а именно педагогов - кстати, в мире будущего Учителями становятся работники различных профессий, ощутившие призвание. При этом само обучение существенно отличается от современного, а именно: уроки заменены "стереовизорными", идущими в записи, расписание относительно свободно, функция учителя в основном состоит в направлении детской энергии в безопасное и созидательное русло, обучение и бытование происходит в малых группах по 4-5 человек.
С недавних пор (1998 год) в сборниках сочинений стали появляться сочинения по произведениям Стругацких. Это может свидетельствовать о начале изучения Стругацких в школе. Не заставили себя ждать и методические материалы - учебники (по крайней мере, упоминание в них), учебное пособие по факультативу (особенно интересно то, что факультативно творчество Стругацких преподается и в польских средних учебных заведениях, и там тоже существуют методические пособия, так что мы можем сравнить два подхода) и "шпаргалки" (типа "150 золотых сочинений", "Все произведения русской литературы" и т.д.). Поскольку творчество любого писателя многогранно, в учебниках обычно отражаются лишь несколько аспектов его. Так, например, в учебнике Н.Лейдермана и М.Липовецкого творчество Стругацких рассматривается в плане эволюции утопического сознания.