Ашкинази Леонид Александрович
Рецепция творчества братьев Стругацких в критике и литературоведении: 1950-1990-е годы. (диссертация; упоминаемый в тексте указатель можно скачать на этой странице см. выше раздел "Словари и библиографии")
Рецепция творчества братьев Стругацких в критике и литературоведении: 1950-1990-е годы. (диссертация; упоминаемый в тексте указатель можно скачать на этой странице см. выше раздел Словари и библиографии)
Вашему вниманию предлагается исследование, предмет которого - рецепция творчества А. и Б. Стругацких в критике и литературоведении с 1950-х по 1990-е годы: ее формы и характер, которые изменялись на протяжении десятилетий под воздействием различных внутренних и внешних факторов в контексте общественно-литературной эволюции. Изучаемый материал разделен на три большие группы: литературная публицистика, литературная критика и литературоведение.
Надо отметить, что, при всем обилии публикаций, посвященных Стругацким, отечественные специалисты крайне редко обращались специально к анализу именно публицистических и критико-литературных откликов на их творчество, а также литературоведческих работ о нем. Правда, в некоторых монографиях проблемы восприятия творчества Стругацких рассматривалась, но исследований, специально посвященных этой теме, в России пока только два. И за рубежом существует лишь одна статья Д.Сувина, затрагивающая интересующую нас тему. В этих трех работах рассматривалась в основном литературная критика, причем лишь до начала 1990-х годов. Таким образом, достаточно полно и систематически интересующий нас материал еще не рассматривался. Отправной точкой и базой для его изучения послужила составленная нами библиография изданий произведения Стругацких и литературы о них (более 3000 позиций).
Цель предлагаемого исследования - определение характера рецепции творчества А. и Б. Стругацких и эволюции его восприятия, интерпретации и оценки в 1950-х - 1990-х годах. Отсюда постановка следующих частных задач.
1) Изучение конкретно-исторических условий, в которых осуществлялся контакт между авторами и читающей публикой: преломляющее воздействие на этот контакт литературной политики и практики, редакторской и издательской, рассмотренное исторически. (Это позволяет отделить конъюнктурные моменты от проблемы художественности и эстетического значения творчества Стругацких);
2) Анализ литературно-критических статей с целью охарактеризовать эволюцию суждений критики о творчестве писателей с учетом контекста литературной жизни и смены эпох;
3) Изучение, классификация и сопоставление литературоведческих исследований творчества братьев Стругацких с целью ответа на следующие вопросы:
- существуют ли принципиальные отличия литературоведческих работ от литературно-критических (с учетом различий между отечественной и зарубежной традициями)?
- какой круг изучаемых особенностей поэтики типичен для этих трудов?
- как определяется в них характер эволюции творчества Стругацких?
- в какой мере и какими особенностями связаны произведения Стругацких (по мнению исследователей) с литературной традицией?
4) В итоге - выявление и характеристика закономерностей критической и литературоведческой рецепции творчества писателей на протяжении рассматриваемого периода.
Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Она включает в себя введение, три главы, заключение и список используемой литературы.
Во введении очерчивается круг проблем, рассматриваемых в диссертации, определяются актуальность и новизна темы, кратко характеризуется степень ее изученности и формулируются решаемые в работе задачи.
Первая глава - "Путь к читателю: творческая история на фоне идеологической конъюнктуры и издательской практики". Предмет анализа - литературная борьба между двумя школами фантастики ("научной" и "философской") в контексте политической идеологии, а также привлечение литературной критики и публицистики к этой борьбе. Литературная судьба авторов и их произведений предстает в двойном освещении: в свете современных научных представлений о динамике литературной жизни каждого из этапов рассматриваемого периода и с точки зрения самих писателей, в свете их понимания эпохи и их литературонй позиции.
Во второй главе - "Проблемы социальной значимости и идеологической оценки произведений Стругацких" рассматривается литературная критика.
К ней мы относим такие работы, в которых задача социально-идеологической оценки произведения или творчества писателя в целом (ответ на вопрос о степени соответствия "социальному заказу", как писал М.Бахтин ) сочетается с задачей оценки их художественных достоинств, места и значения в литературном процессе. Критик выступает как толкователь текста, объясняя читателю, что именно он должен увидеть в данном произведении, т. е. как посредник между "читателем реальным" и "читателем идеальным" (в его понимании). Но при этом он стремится в равной мере учитывать и оказывать формирующее воздействие как на общественную позицию читателя, так и на его представления об искусстве и эстетические вкусы.
В отличие от литературной критики в таком ее понимании, критика сугубо публицистическая (о которой шла речь в предшествующей главе) выполняла иные задачи. Именно к ней относится следующее утверждение самих Стругацких, высказанное в повести "Хромая судьба": "Как ни определяй критику, пользы от нее никакой, вреда же от нее не оберешься. [...] Занимается она нивелировкой литературы с целью сводить с писателями личные и вкусовые счеты".
Глава состоит из четырех параграфов, каждый из которых посвящен рассмотрению определенного аспекта поэтики произведений Стругацких, как его видели литературные критики. В результате обнаруживается их стремление сочетать эстетический анализ и оценку с идеологическими и подчинить первые внеэстетическим критериям.
Глава третья - "Проблема художественного своеобразия произведений Стругацких". Здесь рассматриваются труды целого ряда отечественных и зарубежных исследователей (статьи и монографии в основном на английском и польском языках). При всем разноообразии их тематики, задач и методов, они могут быть сгруппированы, что облегчает сравнение. Глава делится на 3 раздела по следующему основанию: анализируется ли литературоведами одно произведение, группа их или все творчество Стругацких в совокупности.
Изучение поэтики произведений писателей позволило глубже и точнее увидеть их социокультурный контекст; обнаружилась их связь с определенной философской традицией и с опытом литературной классики, как отечественной, так и мировой.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и делаются выводы.
В авторских текстах под влиянием внешних факторов (давления редакторов и т.д.) появлялось значительное число изменений, которые можно разделить на несколько видов.
Примечательна также некая эволюция требований и требовательности редакторов. Сначала требовательность была не очень высока, затем редакторы становятся все более бдительны, еще позже все больше тем стали разрешены к обсуждению, и бдительность редакторов уменьшилась. Финалом же является серьезная исследовательская работа по восстановлению изначального текста произведений.
Изменялись и требования. Примером тому может служить следующее обстоятельство: в произведениях конца 1970-начала 1980-х годов заметны "антирелигиозные" (в смысле - направленные на удаление религиозных аллюзий, выражений и т.д.) стремления редакторов.
И напоследок надо отметить, что не все изменения, редакторами некогда предложенные, оказались неудачными, что признавали и сами Стругацкие.
Творчеству Стругацких уделяли внимание не только редакторы с корректорами, но и публицисты. Их статьи отражали изменения как идеологической конъюнктуры, так и издательской политики на протяжении более чем трех десятилетий, и в них можно заметить следующие изменения.
Сначала - в конце 1950-х годов - в статьях присутствовало вполне доброжелательное внимание (хотя при этом и указывалось на отдельные недостатки). Затем, в 1960-х - 1980-х, - появились упреки в "идеологических искажениях марксизма", а с конца 1980-х они сменились обвинениями в "излишнем" коммунизме. (В 1990-х годах Стругацкие были признаны классиками советской фантастики). Естественно, эти периоды не были строго разделены, но общая тенденция была такова. То есть, как мы видим, разговор шел преимущественно о соответствии произведений Стругацких господствующей идеологии.
В литературно-критических работах также господствовал критерий "внеэстетический", более связанный с политикой (в том числе и издательской), нежели с эстетикой, хотя могли затрагиваться и литературоведческие проблемы.
Проблемы поэтики произведений Стругацких ставятся в основном не в литературно-критических, а в литературоведческих работах. Творчество Стругацких в них изучается во всем разнообразии аспектов художественной структуры и научных подходов к ним. При этом заметное отличие исследований, созданных и опубликованных в России (в советскую и постсоветскую эпоху), от аналогичных зарубежных публикаций - почти полное отсутствие политизированности. Иначе говоря, литературоведение у нас было в большей степени отграничено от критики. Иностранные же работы позволяли себе рассматривать творчество Стругацких на фоне характеристик общественной жизни. Помимо того, у них была возможность учитывать (и анализировать - с некоторыми допущениями) существование цензуры, о которой в СССР говорить было не принято.
Произошедшее на протяжении полувека смещение читательского интереса, вызванного творчеством Стругацких, от публицистических откликов к литературно-критическим статьям, а от них - к литературоведческим исследованиям было, несомненно, обусловлено как самой художественной эволюцией писателей, так и растущим общественным признанием их места и роли в русской литературе второй половины ХХ века. В то же время именно литературоведческие исследования раскрыли художественное своеобразие произведений Стругацких и их прочную преемственную связь с мировой литературной классикой.