Ашкинази Леонид Александрович
Братья Стругацкие: феномен творчества и феномен рецепции (Дипломная работа)

Lib.ru/Фантастика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 31/05/2006. 8k. Статистика.
  • Статья: Критика A&L - статьи о фантастике и реальности
  • Иллюстрации/приложения: 1 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:

  •   А.Кузнецова
      Братья Стругацкие: феномен творчества и феномен рецепции (Дипломная работа)
      
      Работа посвящена феномену рецепции творчества Стругацких и состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении определяются цели, задачи, предмет и объект исследования, специфика источниковой базы. Краткий очерк жизни и творчества Стругацких приведен в первой главе, где также исследуется динамика публикаций их произведений. Данные о тиражах и частотности переизданий в полном объеме приводятся в Указателе, поэтому в самой дипломной работе они даны выборочно. Во второй главе рассматриваются критические суждения о творчестве Стругацких, а также упоминания о Стругацких в различных контекстах. В силу ограничений накладываемых на объем дипломной работы, эти суждения систематизированы по группам, выделены лишь наиболее характерные, полный же изх перечень дан в Указателе. Приведены также упоминания о Стругацких в различных контекстах. В третьей главе анализируются отечественные научные публикации, посвященные творчеству Стругацких, рецепция же творчества Стругацких за пределами СССР рассматривается в четвертой главе. В заключении подводятся итоги исследования, кратко формулируются основные выводы.
      
      Итак, результаты работы. Здесь надо кратко охарактеризовать ситуацию рубежа 1950-х-19690-х гг. С одной стороны, "теория бесконфликтности" была признана ошибочной. А с другой стороны, концепции "исторического оптимизма", по которой будущее Земли - коммунизм, никто не отменял. Соответственно, писатели, тяготеющие к авантюрным сюжетам, ушли в фантастику. Все социальные конфликты переносились на другие планеты. Так поступили и Стругацкие. Теория бесконфликтности влияла на них, и поэтому ранние произведения Стругацких - типичная техническая фантастика, описывающей "чудеса техники" в контексте "грядущей победы коммунизма". Однако уже для первых их произведений, в отличие от многих других авторов, характерна динамичность сюжета, живость диалогов. В творчестве Стругацких можно выделить несколько циклов, как, например, "сказочно-сатирический" цикл, представленный повестями "Понедельник начинается в субботу" и "Сказка о Тройке", цикл "мир будущего", основным произведением которого является роман "Полдень, XXII век (Возвращение)", а также частично примыкающий к нему цикл о разведчиках. Этот последний цикл принес Стругацким колоссальную популярность. Его сюжетной схемой является землянин-наблюдатель или разведчик, находящийся в тоталитарном или квазидемократическом государстве. По жанру произведения этого цикла - от "Трудно быть богом" (1963 г.) до "Волны гасят ветер" (1984 г.) представляют собой science fiction spy novel, hard detective action story, фантастический триллер. В этом цикле Стругацкие рассматривают проблемы тоталитарного государства, во многом похожего на государство, в котором жили авторы. Они изучают также проблему оправданности применения насильственных мер для ускорения прогресса, осмысливают принцип "цель оправдывает средства" и т.д. Герой Стругацких, живущий на другой планете, обязан стать "своим среди чужих", но, решая поставленные задачи, он постоянно сталкивается с нообходимостью соотносить этические критерии со служебными инструкциями и в итоге приходит к выводу, что насильственное ускорение прогресса преступно, что и делает его "чужим среди своих" - благополучных землян XXII века. Более того, Стругацкие последовательно рассматривают такую идею: герой не потому ли так легко становится "своим среди чужих", что он изначально "чужой среди своих".
      
      К 1970-м гг. окончательно складывается имидж Стругацких - советские несоветские, а то и антисоветские писатели. Такого рода мнение бытует и ныне. Есть также мнение, что Стругацкие - писатели гонимые, преследуемые правительством, работавшие в условиях негласного запрета на публикацию, постоянной травли, замалчивания критикой и т.д. Это отчасти верно, но лишь отчасти. Действительно, за публикацию таких произведений, как "Сказка о Тройке", была расформирована редколлегия альманаха "Ангара". Но в целом, как показывает анализ конкретных материалов, особым гонениям Стругацкие не подвергались. Общий тираж русскоязычных отечественных изданий Стругацких - с учетом публикаций в периодике - составил с 1958 по 1984 г. более 39 милллионов. Это немало и для СССР. Даже в 1970-е гг., когда количество изданий резко сократилось, суммарный тираж лишь в 1978 г. был менее, чем стотысячным. Примечательно, что в период "публикационного взлета", то есть с 1959 по 1968 гг., большинство изданий - московские и ленинградские, но "провинция" быстро догоняет и уже в 1968 г. можно говорить о близости к своего рода равновесию. В период же "спада", то есть с начала 1970-х и до 2-й половины 1980-х гг., Стругацких чаще всего публикуют вне столиц. Причем в Москве и Ленинграде издавались по преимуществу описания "чудес техники", зато вне столиц - социальная фантастика. В СССР было поставлено по произведениям Стругацких 4 фильма, опубликовано несколько сценариев.
      
      Характерна ситуация с критикой. Да, была организована специальная кампания по дискредитации Стругацких. Но правиптельство все же с ними вело диалог. Стругацких не выталкивали за границу, как Аксенова, Войновича и многих других. Им предоставляли возможность работать в СССР, их пытались приспособить к советской идеологии.Речь не идет об оценке писательского поведения Стругацких, они были вынуждены считаться с условиями игры. В противном случае они не были бы писателями, доступными миллионам читателей.
      
      Из анализа динамики произведений Стругацких и динамики критических откликов на них, в общем, повторяющей динамику изданий, из публикационных взлетов и спадов, можно сделать вывод, что она повторяют изменения советской политики - оттепель и последующую десталинизацию, период контрреформ и так называемого застоя, годы перестройки и т.д. Перестроечные и постперестроечные годы показали истинные масштабы популярности Стругацких - невероятный взлет издаваемости в первые перестроечные годы и стабильно высокая издаваемость в постперестроечные. Количество критических статей в постперестроечные годы удет на убыль и понятно почему - один из соавторов умер, новых произведений не появлялось, зато растет количество упоминаний.
      
      Существуют "фэн-клубы" Стругацких, издания, посвященные их творчеству, в литературе и разговорном языке зачастую встречаются выражения из произведений Стругацких.
      
      И все же феномен рецепции творчества Стругацких практически не изучен отечественным литературоведением.
      
      Данная работа - попытка восполнить этот пробел.
      
      Все материалы систематизированы в аннотированном указателе произведений Стругацких и литературы о них. Он разделен на четыре части. Первая часть представляет собой хронологический список публикаций художественных произведений Стругацких. Приводятся как отдельные издания, так и публикации в сборниках и периодических и продолжающихся изданиях, на русском и иностранных языках. Во второй части приводятся сведения о публицистике Стругацких (интервью, статьи и т.д.). Наряду с отдельными публикациями здесь представлены компиляции из различных статей и интервью, а также выдержки из них и высказывания Стругацких, приводящиеся в статьях и книгах других авторов. В последнем случае приводятся краткие аннотации. Третья часть содержит сведения об изданиях переводов, выполненных Стругацкими. Четвертая часть - сведения о критических откликах, посвященных произведениям Стругацких (как художественным, так и публицистическим). В отдельные разделы выделены материалы на иностранных языках, а также художественные произведения, в которых упоминаются Стругацкие и/или их произведения. К большинству позиций даются краткие аннотации и перечисляются упомянутые в статье или книге произведения Стругацких. Указатель снабжен также вспомогательными указателями - именным, алфавитным указателем заглавий произведений Стругацких и алфавитным указателем заглавий критических работ.
      
      Данная работа - лишь начало исследования, поскольку перед началом изучения проблемы надлежит собрать и систематизировать материал, каковая попытка и была предпринята.
      
      Текст диплома прилагается.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 31/05/2006. 8k. Статистика.
  • Статья: Критика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.